При подготовке современного урока необходимо помнить о личностно–ориентированном подходе к учащемуся. Поэтому должны учитываться: фактический его возраст, скорость реакции, особенности темперамента, состояние здоровья, правое или левое полушарие является ведущим при обработке информации, ведущий канал восприятия, индивидуально-психологические проблемы, социально–психологические характеристики. Если учитываются эти особенности, психологический климат на уроке, степень работоспособности и «включение» каждого учащегося в процесс будет оптимальным.
Безусловно, на современном этапе урок без технического обеспечения не столь продуктивен. Учащиеся, которые вне учебного заведения активно пользуются всеми существующими информационными средствами, хотят видеть на уроке то, что им интересно. Это и работа на компьютере, презентации на мультимедиа проекторе и так далее [5, c. 12].
Итак, современный урок – это урок-познание, урок-открытие, урок-деятельность, урок, где учитель и ученик постигают новое одновременно, подталкивая друг друга к новым открытиям, решениям, противоречиям.
Тенденции развития современного образования предполагают перевод обучения учащихся на новый технологический уровень. Важным направлением в этом процессе выступает деятельность преподавателя по проектированию педагогического процесса, то есть созданию структурной технологической основы обучения учащихся в форме технологической карты.
Технологическая карта урока – это конспект урока для преподавателя, а при модульном обучении еще и индивидуальные программы уроков для учащихся.
Технологическая карта (конспект) урока для преподавателя представляет собой таблицу, в которой просматривается каждый структурный элемент урока.
Объект исследования – методика обучения учебной дисциплине «Технология машиностроения».
Предмет исследования – методика обучения по теме «Технологичность конструкций машин» учебной дисциплины «Технология машиностроения» с использованием рабочей тетради.
Организация самостоятельно-познавательной работы, руководство ею является ответственной и сложной работой каждого педагога. Воспитание активности и самостоятельности рассматривается как составная часть воспитания учащихся. Эта задача является для каждого учителя задачей первостепенной важности.
Говоря о формировании у учащихся самостоятельности, необходимо иметь в виду три тесно связанные между собой задачи:
1. развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями;
2. научить учащихся самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности [5, c. 8].
Актуальность этой проблемы бесспорна, потому что знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словесному методу. Этот процесс заключается кроме всего прочего также и в знакомстве, восприятии, самостоятельной переработке, осознании и принятии этих понятий и умений. При этом, главная функция самостоятельно-познавательной работы – это формирование высококультурной личности.
Что касается исторического развития вопроса, то идея формирования самостоятельной учебной деятельности ребенка была заложена еще в глубокой древности и анализировалась Аристотелем, Сократом, Платоном и другими античными философами. Дальнейшее развитие она получила в работах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци и других педагогов. Ж.Ж. Русо утверждал, что «на интерес ребенка к деятельности, к учению должен, прежде всего, опираться педагог, стимулируя самостоятельность учеников» [5, c. 9].
А. Дистервег считал, что детская самостоятельность в процессе обучения представляет собой одно из важнейших средств развития умственных способностей: «Плохой учитель сообщает истину, хороший учит ее находить». В.П. Вахтеров отмечал, чтобы дети должны сами принимать участие во всех опытах, а не только смотреть, как производит их учитель.
Самостоятельностью является способность к независимым действиям, суждениям, инициативность, решительность, способность ставить перед собой задачу; способность помнить конечную цель действия и организовывать свои
Основная цель изучения дисциплины «Технология машиностроения» – это получение учащимися знаний в области основ механической обработки и сборки изделий с целью обеспечения предъявленных к ним технических требований. Программой дисциплины предусматривается изучение учащимися структуры производственного и технологического процесса, характеристики типов производства, технологичности конструкций изделий, принципов базирования в машиностроении, методов обеспечения точности обработки и качества обработанных поверхностей, принципов выбора заготовок деталей машин, теории припусков, основ сборки.
Изучение дисциплины основывается на знаниях, полученных учащимися в ходе изучения дисциплин:
- «Инженерная графика»;
- «Материаловедение и технология материалов»;
- «Нормирование точности и технические измерения»;
- «Стандартизация и качество продукции»;
- «Обработка материалов и инструмент»
Изучение дисциплины связано с материалом, который изучается в дисциплинах специального цикла, в частности:
- «Металлообрабатывающие станки»;
- «Технологическая оснастка»;
- «Программирование обработки для автоматизированного оборудования»;
- и других дисциплинах специализации.
В процессе изучения учебного материала, следует обращать внимание учащихся на следующие вопросы:
- техника безопасности; охрана труда;
- бережное отношение к окружающей среде;
- ресурсосбережение [24].
Изучение дисциплины «Технология машиностроения» должно проводиться на уровне современного состояния науки и техники. Для более прочного закрепления теоретических знаний программой предусмотрены практические работы.
3.1 Технологическая карта урока «Технологичность конструкций машин»
Технологическая карта в дидактическом контексте является современной формой проектирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся, в которой описательно представлен процесс деятельности от цели до результата. Следовательно, при конструировании технологической карты урока необходимо учитывать следующие позиции:
‒ в технологической карте должен быть представлен весь процесс учебной деятельности с указанием конечного результата;
‒ в технологической карте указываются все операции, их компонентный состав с максимально полным отражением их последовательности;
‒ в технологической карте должны быть определены материалы, перечислено оборудование, указан инструментарий;
‒ в технологической карте должна отражаться координация и синхронизация действий всех субъектов педагогической деятельности;
‒ в технологической карте необходимо указывать время выполнения всех операций [10].
Технологическая карта рассматривается в качестве средства создания визуального образа урока, его «визитная карточка». Представление проекта урока в виде технологической карты дает возможность педагогу еще на стадии его подготовки максимально детализировать его, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранного содержания, методов, средств обучения.
Технологическая карта урока является способом графического проектирования урока, таблицей, позволяющей структурировать урок по выбранным педагогом параметрам. К таким параметрам можно отнести: цель урока, его этапы, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность педагога и деятельность обучающихся.
Одно из важных предметно-знаковых средств обучения, которое получило в последнее время общее признание у преподавателей и учащихся – рабочая тетрадь. На сегодняшний день рабочая тетрадь по циклу учебных дисциплин входит в методическую систему обучения среднеобразовательной школы. Однако, что касается профессиональной подготовки специалистов, то здесь этот вид средств обучения пока не нашел широкого применения.
Ссылаясь на энциклопедическое определение средств обучения, можно определить рабочую тетрадь как материальный объект, искусственно созданный специально для учебных целей, вовлекаемый в воспитательно-образовательный процесс в качестве инструмента деятельности педагога и учащегося. Об использовании рабочей тетради в процессе подготовки специалиста в вузе пишет, например, Н.Е. Эрганова. Она, кроме всего прочего, определяет цели, функции и виды рабочей тетради.
Н.Е. Эрганова цели применения рабочей тетради в профессиональном обучении специалистов видит следующим образом:
- обеспечение качественного усвоения учебного материала;
- выработка умения и навыков учебной деятельности;
- формирование навыков самостоятельной работы;
- содействие активизации учебно-познавательной деятельности учащихся [25, с. 23].
Согласно Н.Е. Эргановой, представляется возможным выделить такие функции и виды рабочей тетради в образовательном процессе:
- обучающая – способствует формированию у учащихся необходимых знаний и умений;
- развивающая – содействует развитию устойчивого внимания на занятиях;
- воспитывающая – способствует личностные качества такие как самостоятельность;
- формирующая – способствует формированию у обучаемых навыков самообразования;
- рационализирующая – содействует созданию рациональной организации учебного времени, учебной работы учащихся;
Самостоятельностью является способность к независимым действиям, суждениям, инициативность, решительность, способность ставить перед собой задачу; способность помнить конечную цель действия и организовывать свои действия в русле ее достижения; способность совершать определенной степени сложности действия без посторонней помощи, соотносить полученный результат с исходным намерением. Существенную роль в процессе формирования самостоятельности играет способность обучаемого самостоятельно анализировать действия и отношения в совместных делах, умение соотносить свои возможности участия с возможностями товарища. Перечисленные показатели позволяют быстро самоутвердиться в общей деятельности, найти свое место, разумно применять свои способности. Совместная деятельность со сверстниками и соответствующее руководство этим процессом со стороны взрослого являются одним из важных условий развития самостоятельности.
Самостоятельно-исследовательская работа рассматривается как форма организации обучения, как метод обучения (использование самостоятельной работы на учебных занятиях), как средство обучения (система заданий для самостоятельной работы). Из всего выше сказанного можно определить, что самостоятельная работа является высшей работой учебной деятельности школьника и является компонентом целостного педагогического процесса, поэтому ей характерны такие функции, как воспитательная, образовательная, развивающая.
Самостоятельная работа выступает как форма, метод и средство обучения. В данной работе самостоятельная деятельность учащегося рассматривается как один из путей развития самостоятельности, поэтому представляется наиболее целесообразным ее использование на практических занятиях по естествознанию, полагая, что именно они предоставляют широкие возможности для развития указанного качества: предполагают самостоятельную подготовку, выполнение самостоятельных заданий различного уровня сложности, варьирование различных форм самостоятельной деятельности по предмету. Основная цель изучения дисциплины «Технология машиностроения» – это получение учащимися знаний в области основ механической обработки и сборки изделий с целью обеспечения предъявленных к ним технических требований. Программой дисциплины предусматривается изучение учащимися структуры производственного и технологического процесса, характеристики типов
1. Аврашов, Л.Я. Экономика предприятия Аврашов Л.Я. [и др.]. – М.: ЮНИТИ, 2015. -136 с. Вильям Дж. Стивенсон Управление производством. – М.: ЗАО «изд-во БИНОМ», 2014. – 260с.
2. Анализ урока: типология, методики, диагностика / авт.-сост. Л.В. Голубева, Т.А. Чегодаева. – Волгоград: Учитель, 2007. – 121с.
3. Базлов, Н.Ф., Лабунская, Н.А. Сборник дидактических материалов по предмету "Материалы и технология машиностроения". – М.: Изд-во ВНМЦентра, 1990.
4. Башмаков, А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Филинъ, 2003.
5. Веткин, Л. Г. Самостоятельная работа учащихся на уроке (лекция по педагогике для студентов университета). Издательство Саратовского университета, 1978. 24 с.
6. Вдовец, С.И. Материалы и технология машиностроения (в таблицах и схемах). – М.: Высш. шк., 1986.
7. Громова В.И. Основные принципы составления технологической карты урока [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/364582
8. Грузинов, В.П. Экономика предприятия. Учебное пособие. – м.: ИЭП, 2015. – 120с.
9. Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. Государственная учебно-педагогическое издание министерства просвещения РСФСР. Москва, 1961, 239 с.
10. Зайцева И.И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_14_7_656.pdf
11. Калачева, А.П. Организация работы предприятия. – м.: ПРИОР, 2015. – 431с.
12. Ковшов, А.Н. Технология машиностроения – М.: Машиностроение, 1987
13. Лебедев, О.Т. Основы менеджмента. – спб., 2015. – 118с. Румянцева З.П. Менеджмент организации. – м., 2015. – 129с.
14. Логвинова, И.М., Копотева Г.Л. Проектирование деятельностной модели урока на основе технологической карты [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://iyazyki.ru/2013/06/design-modellesson/.
15. Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой. – 2011. – №12. – С. 12-18.
16. Малкин, И.И. Рационально организовать самостоятельную работу учащихся. — Приложение к журналу «Народное образование», № 10, 1966. С.13–23.
17. Маталин, А.А. Технология машиностроения – Л: Машиностроение Ленинград. отделение, 1985
18. Махаринский, Е.И., Горохов В.А. Основы технологии машиностроения – Мн.: Выш.Шк.,1987
19. Мельников, Н.Ф. Технология машиностроения – М.: Машиностроение, 1965
20. Мороз Н.Я. Конструирование технологической карты урока. Научно-методическое пособие. – Витебск, 2006.
21. Принципы и положения для работы с технологическими картами [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077
22. Сергеев, И.В. Экономика предприятия: yчеб. пособие. – 2-е изд., ᴨерераб, и доп. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 304с.
23. Схиртладзе, А.Г. Автоматизация производственных процессов в машиностроении: Учебник для машиностроительных вузов / Ю.З. Житников, Б.Ю. Житников, А.Г. Схиртладзе; Под общ. ред. Ю.З. Житников. – Ст. Оскол: ТНТ, 2013. – 656 c.
24. Холодилина, Е.В. Технология машиностроения. Методические рекомендации / Е.В. Холодилина. – Гомель, 2014. – 98 с.
25. Эрганова Н. Е. Методика профессионального обучения: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Н.Е.Эрганова. М.: «Академия», 2007.