Исследования ученых во всем мире демонстрируют, что в скором времени наметившаяся тенденция лавинообразного прорыва новейших технологических процессов в производственную сферу примет повсеместный характер. Многие привычные сегодня производственные операции уходят в небытие или кардинально меняются. Поэтому представляется целесообразным говорить о том, что современный рабочий, сохранив лучшие качества профессионала прошлого, должен быть способным активно и в сжатые сроки адаптироваться к новым технологическим задачам, успешно осваивать их.
Важнейшая задача подготовки квалифицированных специалистов для промышленной сферы государства – осмысление новых подходов к профессиональному обучению подрастающего поколения. Приведенные выше факторы не предусматривают отказ от формирования у обучаемых определенного ряда качеств, которые нужны во все времена и которые учитывают перспективные требования производства. К таким универсальным качествам относятся следующие умения и навыки:
– воспитать производственную и технологическую дисциплину;
– привить бережное отношение к оборудованию и инструментарию;
– уметь применить в практике полученные знания из теоретической литературы;
– формирование глубоких и прочных знаний об основах техники и технологии производства, об организации труда – в объеме, необходимом для овладения профессией и дальнейшего роста производственной квалификации.
В связи с этим основное направление в подготовке квалифицированных специалистов – не просто обучение молодежи, а именно реализация приоритетов, которые обозначены самой жизнью. Отвечающая современным требованиям профессиональная и общеобразовательная подготовка молодых специалистов, выполнение задачи становления саморазвивающейся личности будущего рабочего в ходе будущего профессионального образования напрямую зависит от уровня профессионально-педагогической квалификации мастеров производственного обучения, реализующих учебно-воспитательный процесс. Профессиональная компетентность мастера производственного обучения заключается не только в совершенном владении своей профессией.
Современное общество отличается постоянным увеличением количества и качества информации в сравнении с прошлым веком. На сегодняшний день задача перед педагогом стоит достаточно сложная:
– обеспечение восприятия больших объемов информации;
– сделать так, чтобы данную информацию качественно переработали обучающиеся и сделали ее основой для творческого применения в процессе приобретения новых знаний и использования их в жизни.
Психологи считают, что визуально человек получает большое количество информации, а визуальный вид памяти является ведущим в познании. Визуальная память определяет и визуальное мышление. Визуальное мышление является способом образного мышления, которое реализуется при помощи знаков, символов. Особенность визуального мышления заключается в простом моделировании, легкой интерпретации, динамичности. При этом, нельзя его противопоставлять логическому и абстрактному мышлению, потому что визуальное мышление не отделимо от творчества, и нельзя его сводить только к примитивному запоминанию.
По мнению А.Г. Рапуто, визуализация представляет собой различные способы обеспечения наблюдаемости реальности, а результат визуализации или визуальной модели – любые зрительно воспринимаемые конструкции, имитирующие сущность объекта познания [2]. Визуализация способствует уплотнению учебной информации, компоновке большого объема информации в виде маленькой блок-схемы, видению причинно-следственных связей, созданию зрительной модели. Одновременно ею можно воспользоваться не только для запоминания, но и для дальнейшего использования и построения на ее основе новых визуальных моделей.
Довольно эффективными для визуализации учебного материала представляются опорные схемы В.Ф. Шаталова, которые разрабатывались в 70-е годы прошлого столетия. В 80-90-е гг. блок-схему В.Ф. Шаталова педагоги-практики применяли довольно широко. Это позволяло добиться значительных результатов обучения. Школьники усваивали новый материал по опорным сигналам – ключевым словам или знакам. Структурированная опорная схема с логическими связями позволяла учащимся увидеть учебный материал целиком [3].
Тема «Структурные элементы технологической операции» является завершающим разделом в изучении дисциплины «Технологии машиностроения». В ее составе такие подтемы, как:
1. Общие сведения о сборке машин;
2. Балансировка и досборочная обработка деталей;
3. Составление схемы сборки;
4. Способы сборки типовых соединений.
Для начала отметим, что в результате изучения дисциплины «Технологии машиностроения» обучающийся должен:
- представлять роль и значимость технологии машиностроения при механической обработке металла на станках и линиях;
- понимать основы проектирования и сущность технологических процессов, операций механической обработки и сборки изделий,
- пользоваться нормативной документацией и справочной литературой, составлять и читать маршрутные и операционные карты обработки изделий.
В процессе изучения предмета необходимо создавать условия для:
- формирования интереса к предмету, аккуратности, внимательности;
- развития технического мышления при разработке и сравнении различных вариантов технологических процессов, установления логических взаимосвязей между технологическими понятиями [6, с. 12].
Предмет «Технологии машиностроения» входит в состав общепрофессионального цикла профессионального компонента типового учебного плана для обучения в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, квалифицированных рабочих по учебным специальностям:
1. 36 01 53 «Техническая эксплуатация оборудования»,
2. 36 01 54 «Механическая обработка металла на станках и линиях».
Отбор и структурирование содержания тем типовой учебной программы произведены на основе требований к общепрофессиональным и общеспециальным знаниям и умениям обучающихся, изложенных в соответствующих профессионально-квалификационных характеристиках.
3.1 Технологическая карта урока
Разработка технологической карты урока не является обязанностью педагога. Требование фиксировать поурочное планирование в форме технологической карты, как и в форме конспекта или сценария, в нормативных документах, регламентирующих деятельность педагога, не отражено. При этом, представляется необходимым фиксировать план урока. Конспект, сценарий или технологическая карта являются той основой, канвой, которая позволит педагогу импровизировать на уроке, своевременно и адекватно реагировать на происходящие на уроке события, творчески решать поставленные задачи.
«Необходимость реализации в образовательном процессе системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов требует от учителя не только детальной операционально-деятельностной структуризации урока, но и четкой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников», - отмечают Логвинова И.М. и Копотева Г.Л. в своей статье, посвященной вопросам конструирования технологической карты урока [24, с. 69]. Поэтому технологическая карта представляется наиболее адекватным, из стоящих перед современным педагогом задач, инструментом проектирования образовательного процесса. И этим инструментом нужно научиться пользоваться, тогда он значительно облегчит работу учителя по подготовке к уроку.
Внедрение достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности, проникновение технологического подхода в непроизводственную сферу являются важнейшими тенденциями социального развития современного общества. Разворачивающийся процесс технологизации образования подтверждает и разработка образовательных стандартов, и привычное использование педагогами таких понятий, как «проектирование», «технология».
Технологизацию образовательного процесса невозможно осуществить без сформированности технологической культуры педагога, включающей умения определять приоритеты деятельности, прогнозировать желаемые результаты, выбирать адекватные средства и способы их достижения и т.д.
Среди многообразия методических способов и приемов качественной организации учебного процесса представляется целесообразным рассмотреть такое средство визуализации, как мультимедийная презентация, разрабатываемая, в частности, при помощи программы Microsoft Office Power Point.
Система обработки презентаций Microsoft Office Power Point относится к программам по работе со слайдовыми изображениями. Далее кратко рассмотрим версию программы, которая называется Microsoft Office PowerPoint 2016 (дальше Power Point 2016) (в переводе с английского power – сила, энергия, мощность; point – точка, суть).
Программа Power Point 2016 обладает всеми возможностями систем обработки презентаций. Она работает в двух основных режимах:
- режиме создания и редактирования презентации;
- режиме ее демонстрации.
Стандартный формат файлов презентаций, созданных с использованием PowerPoint 2016, – формат PPTХ. Также PowerPoint 2016 обеспечивает работу с презентациями, созданными в предыдущих версиях программы в формате PPT, дает возможность сохранять презентации в файлах разных форматов. PowerPoint 2016 также позволяет сохранить презентации в формате веб-страниц, а отдельные слайды презентации в качестве графических файлов форматов GIF, JPG, PNG, BMP, TIF, WMF, EMF. Основной объект в системе обработки слайдовых презентаций – непосредственно сама презентация как совокупность отдельно взятых слайдов. На слайдах могут находиться различные объекты, каждый из которых обладает своими свойствами [3].
Идея создания специальной программы для подготовки презентационных материалов с использованием компьютера принадлежит американскому ученому Роберту Гаскинсу, который в середине 80-х гг. прошлого столетия разработал концепцию данной программы. На завершающем этапе разработки появилось название PowerPoint. А уже в 1987 г. программу купила корпорация Microsoft.
Изначально данная программа предназначалась для создания черно-белых прозрачных пленок. Но уже следующая версия обрела цветной интерфейс и соответствующие средства создания цветных материалов для презентаций. Долгое время программа PowerPoint использовалась для подготовки материалов, распечатывающихся в дальнейшем на прозрачных
Образовательный процесс строится на передаче информации, поэтому многие ученые обращали внимание на роль наглядного представления информации в обучении. Б.Г. Ананьев и А.Н. Леонтьев высказывали идеи о тесной связи использования особой наглядности в процессе формирования понятий и развитием внутренних идеальных психических процессов обобщения, абстрагирования, систематизации и т. п. Необходимость обучения моделированию и созданию знаковой наглядности в процессе освоения теоретических понятий подчеркивалась В.В. Давыдовым и Д.Б. Элькониным.
Принцип наглядности является одним из ведущих в обучении учащихся всех возрастных периодов. Использование таблиц, схем, рисунков способствует быстрому запоминанию и осмыслению изучаемого материала. С учетом современных технических возможностей идея визуализации информации в процессе обучения приобретает новые черты. Средства визуализации учебного материала представляют собой довольно широкий круг методов и способ реализации учебного предмета в интересной и познавательной форме для учащихся. Комбинация методов и приемов визуализации повышает эффективность образовательного процесса.
Предмет «Основы технологии машиностроения» входит в состав общепрофессионального цикла профессионального компонента типового учебного плана для обучения в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, квалифицированных рабочих по учебным специальностям: «Техническая эксплуатация оборудования», «Механическая обработка металла на станках и линиях». Результатом изучения темы предполагается ознакомление с основными понятия технологии машиностроения, раскрытие учащимся сущности технологического и производственного процессов в машиностроении, пояснение учащимся их структуры, определение значения операции как основного элемента производственного планирования и учета.
Разработка технологической карты урока не является обязанностью педагога. Требование фиксировать поурочное планирование в форме технологической карты, как и в форме конспекта или сценария, в нормативных документах, регламентирующих деятельность педагога, не отражено. При этом, представляется необходимым фиксировать план урока. Конспект, сценарий или технологическая карта являются той основой, канвой, которая
1. Анализ урока: типология, методики, диагностика / авт.-сост. Л.В.Голубева, Т.А. Чегодаева.-Волгоград: Учитель,2007.-121с.
2. Базлов Н.Ф., Лабунская Н.А. Сборник дидактических материалов по предмету "Материалы и технология машиностроения". – М.: Изд-во ВНМЦентра, 1990.
3. Башмаков А. И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Филинъ, 2003.
4. Вдовец С.И. Материалы и технология машиностроения (в таблицах и схемах). – М.: Высш. шк., 1986.
5. Гельфгат Ю.И. Сборник задач и упражнений по технологии машиностроения. – М.: Высш. шк., 1986.
6. Гелин, Ф.Д. Основы технологии машиностроения. Типовая программа для учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования. – Минск. – 2004. – 20 с.
7. Громова В.И.Основные принципы составления технологической карты урока [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/364582 .
8. Гудков В.В., Бухаркин Л.Н., Васильев А.С. и др. Методика преподавания курса "Технология машиностроения". – М.: Высш. шк., 1985.
9. Данилевский В.В. Технология машиностроения. – М.: Высш. шк., 1984.
10. Зайцева И.И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_14_7_656.pdf
11. Ильин М.В., Калицкий Э.М., Козловский И.И. и др. Описание результатов учебной деятельности при проектировании содержания профессионального образования. – Мн.: РИПО, 2001.
12. Ковшов А.Н. Технология машиностроения . – М.: Машиностроение, 1987.
13. Лабораторный практикум по технологии машиностроения / Под ред. В.В. Бабука. – Мн.: Выш. шк., 1983.
14. Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Проектирование деятельностной модели урока на основе технологической карты [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://iyazyki.ru/2013/06/design-modellesson/.
15. Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой. – 2011. – №12. – С. 12-18.
16. Махаринский Е.И., Горохов В.А. Основы технологии машиностроения. – Мн.: Вышэйшая школа, 1997.
17. Мороз Н.Я. Конструирование технологической карты урока. Научно-методическое пособие. – Витебск, 2006.
18. Организация и методика производственного обучения 2004г
19. Принципы и положения для работы с технологическими картами [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077.
20. Проектирование технологических процессов механической обработки в машиностроении / Под ред. В.В. Бабука. – Мн.: Выш. шк., 1987.
21. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
22. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2007.
23. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Педагогика. М.: АКАДЕМИЯ, 2003.
24. Современный урок. Часть 1: Научно-практич. Пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: Изд-во "Учитель",2005. – 288с.
25. Сорока О.Г., Васильева И.Н. Визуализация учебной информации // Университет педагогического самообразования №12/2015.
26. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2004.
27. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии обучения и теории педагогики. РАО23.
28. Чумак Н.Г. Материалы и технология машиностроения. – М.: Машиностроение, 1985.