Введение
1. Фискальная политика: цели, методы, инструменты
2. Проблемы реализации налогово-бюджетной политики в странах с переходной экономикой
3. Цели и задачи налогово-бюджетного регулирования в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Введение
Одним из основных инструментов макроэкономического регулирования является налогово-бюджетная политика. Под налогово-бюджетная понимают совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных расходов и налогообложения. Ее основными задачами являются: обеспечение устойчивых темпов экономического роста, сглаживание колебаний экономического цикла, снижение инфляции достижение высокого уровня занятости.
В настоящее время в рыночной экономике наблюдается значительное усиление роли налогово-бюджетной политики в экономическом регулировании государства. Фискальная политика становится сегодня одним из основных инструментов государственного регулирования экономики. От результативности проводимой государством налоговой и бюджетной политики зависит общая экономическая политика государства, успешность реализации социально ориентированной модели, государственных программ, что в свою очередь напрямую связано с благосостоянием государства в целом и каждого человека в частности.
Рациональная налогово-бюджетная политика содействует развитию производственных сил в стране, стимулирует развитие частного предпринимательства, создает благоприятные условия для привлечения инвестиций в экономику, способствует сосредоточиванию средств в соответствующих бюджетных фондах и направлению денежных средств на развитие отдельных отраслей национальной экономики и территорий, отраслей непроизводственной сферы, а также на решение многочисленных социальных вопросов. Именно поэтому изучение целей, направлений, результативности, тенденций и перспектив в проводимой в Республике Беларусь налогово-бюджетной политики является важной задачей на сегодняшний день.
1.ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ЦЕЛИ, МЕТОДЫ, ИНСТРУМЕНТЫ
В экономической учебной литературе для определения бюджетно-налоговой политики используется несколько понятий: «фискальная политика», «налогово-бюджетная политика», «бюджетно-налоговая политика» и др.
Такое многообразие терминов объясняется отсутствием в русском языке синонима слова «fiscalе» (финансовый, фискальный). Fiscus — от лат.корзина, в I в. до н.э. доходы от личного состояния священного римского императора Августа поступали в особую казну по названием фиск. С IV в. фиском называет единый общегосударственный центр Римской империи или казна, куда стекались все виды доходов и сборов и откуда шли указания о чеканке монет, порядке сбора налогов, производились выплаты.
Существуют различные определения понятия фискальной политики, нередко противоположные по своей сущности. Большинство экономистов согласны с тем, что фискальная политика является частью общей экономической политики страны, но расходятся в понятии объекта фискального регулирования.
Часто под фискальной политикой иметься в виду политика налогово-бюджетная, которая как правило реализуется путем изменения налоговых ставок, определяющих налоговую ответственность. Такая политика может проводиться как в целях оказания воздействия на уровень совокупного спроса, так и для стимулирования фирм и людей заниматься или, напротив, не заниматься теми или иными конкретными видами деятельности». Термин «-бюджетно-налоговая » вместо «фискальная» применяют Д. Линдсей и. Э.Дж. Долан . Они определяют фискальную политику как систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей [12 с. 88].
2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
Во всем мире фискальные меры достаточно похожи: с помощью налогово-бюджетной политики государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит, бюджетную политику.
Изучение положительного опыта стран с развитой рыночной экономикой помогает выработать рациональные предложения по совершенствованию бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь. Рассмотрим подробнее фискальную политику некоторых зарубежных государств с переходной экономикой .
Экономическое влияние Российской Федерации сильно сказывается на экономике Республики Беларусь, так как Россия и Беларусь являются союзными государствами, входят в ЕАЭС.
Последние три года экономика Российской Федерации испытывает колоссальное международное давление. Практические меры, применяемые зарубежными странами к России, выражаются в различного рода санкциях. Закономерным ответом на санкции со стороны стран Еврозоны и США стало российское эмбарго, выражающееся в первую очередь в запрете на импорт широкого перечня продовольственной продукции.
Продовольственной эмбарго возымело негативные последствия для экономики Российской Федерации и рядовых потребителей: сложности с импортозамещением в связи с недостаточной развитостью аграрного сектора России. Это привело к росту оптовых и розничных цен на продукты питания, подпавшие под продовольственное эмбарго. Стоит отметить, также снижение качества ряда товаров в связи с уменьшением конкуренции на рынке. Необходимость вложений в аграрный сектор на федеральном и региональном уровне, что также негативным образом сказалось на единовременных экономических показателях по стране.
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Налогово-бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его экономической политикой. Роль государственного регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот.
Бюджетное регулирование — процесс распределения и перераспределения доходов и расходов между бюджетами уровнями бюджетной системы и отдельными бюджетами.
Основными задачами налогово-бюджетного регулирования при распределении доходов являются:
- сбалансированность всех бюджетов, т.е. покрытие предполагаемых расходов конкретными источниками их финансирования;
- стимулирование материальной заинтересованности в мобилизации местных и общегосударственных доходов;
- обеспечение своевременного поступления доходов в течение планируемого периода с учетом периодичности расходования бюджетных средств.
Основными принципами, которые учитываются при распределении доходных источников, являются:
- принцип значимости, который реализуется с учетом приоритетности республиканского бюджета и одновременно потребности создания устойчивой финансовой базы местных бюджетов;
- принцип ведомственной подчиненности и территориального расположения конкретных плательщиков налогов и сборов.
Заключение
Экономический рост в Республике Беларусь невозможен без проведения эффективной налогово-бюджетной политики. Для решения проблем дефицита бюджета и государственного долга, обеспечение достаточных и стабильных поступлений в бюджет, повышение уровня собираемости налогов и сборов, снижение налоговой нагрузки на экономику необходимо знания механизма функционирования бюджетной и налоговой системы, а также умения практически применять намеченную налогово-бюджетную политику в изменяющейся реальной экономической жизни государства.
При активном участии финансового механизма в народном хозяйстве регулируется общий уровень финансовых ресурсов, происходит совершенствование хозяйственной деятельности государства.
Налоговая политика устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулирует отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин), определяет отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий должностных лиц, а также устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.
1. Абрамчик, Л.Я. Финансовое Право Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: //ebooks.grsu.by/fin_pravo/index.htmhttp
2. Адаменкова, С.И. Налогообложение : теория и практика : учеб. – метод. пособие / С. И. Адаменкова, О.С. Евменчик, Л.И. Тарарышкина. – Минск: Элайда, 2012. – 306 с.
3. Александров, И.М. Налоги и налогообложение: учебник / И. М. Александров. - изд. 8-е, перераб. и доп. – М. : Дашков и К, 2009. - 317 с.
4. Бюджетная и налоговая система Республики Беларусь: Учеб. пособие/ Н. А. Мельникова. – Мн.: БГУ, 2005. – 262 с.
5. Беларусь в рейтинге Всемирного Банка «Ведение бизнеса 2017» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/world_bank/view/belarus-v-rejtinge-vsemirnogo-banka-vedenie-biznesa-2017-24556/
6. Головачев, А.С. Налогообложение: учебник / А.С. Головачев, Л.П. Пацкевич. - Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2010. – 132 с.
7. Довгель, Е. Налоги как важнейший фактор, влияющий на конкурентоспособность национальной экономики / Е. Довгель // Финансы. – 2011. – № 6. – С.48-51.
8. Заяц, Т.Е. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / Т.Е. Заяц, И.Е. Бондарь; под ред. Т.Е. Заяц.– 4-е изд.– Минск: Вышэйшая школа,2007.–315с
9. История мировой и русской финансовой науки и политики / В.М. Пушкарева. - М.: Финансы и статистика, 2003. – 272 c.
10. Киреева, Е.Ф. Формирование налоговых пространств в условиях экономической интеграции: моногр. /Е.Ф. Киреева. − Минск: БГЭУ, 2002. − 355 с.
11. Кучеров, И. И. Государственная налоговая политика: цели и методы осуществления / И.И. Кучеров / Финансовое право. – 2012. – № 4. – С. 4-11.
12. Макроэкономика : учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова [и др]. — Минск : БГЭУ, 2007. — 415 с.
13. Налоговая система Беларуси: текущее состояние и перспективы [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/confer/view/nalogovaja-sistema-belarusi-tekuschee-sostojanie-i-perspektivy-20411/
14. Налоги и налогообложение : учеб. пособие / Е.Ф. Киреева [и др.] ; под ред. Е.Ф. Киреевой. − Минск : БГЭУ, 2012. - 447 с.
15. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) от 19 декабря 2002 г. № 166-3 / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 8, 2/1882
16. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) от 29 декабря 2009 г. № 71-З / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 8, 2/1882
17. Новикова, И.В. Экономическая теория / И.В. Новикова, В.А. Воробьев, А.В. Бондарь и другие. – Минск: БГЭУ, 2006. – 543 с.
18. Новосельский, В.А. Налоговые факторы государственного регулирования /В.А. Новосельский // Экономист. – 2008. – № 5. – С. 17-26.
19. Основные направления бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на 2018-2020 годы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:// http://www.minfin.gov.by/ru/budgetary_policy/directiontaxpolitic/.
20. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за 2016 год. Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/i/budget/yanjun2016.pdf.
21. Основные тенденции в экономике и денежно–кредитной сфере Республики Беларусь» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications.
22. Основные направления бюджетной политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерство финансов РФ. – Режим доступа: http://www.council.gov.ru/media/files/bMJxsnBCWlrASjcUgjkHmAbXcXFF9VxC.pdf
23. Перспективы фискальной политики и финансирования бюджетного дефицита в Беларуси [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.research.by/webroot/delivery/files/pp2009r07.pdf
24. Пуредернин, А.В. Системно-правовые и правоприменительные аспекты налоговой оптимизации / А.В. Пуредернин / Правовая политика и правовая жизнь. – 2010. – № 4. – С. 54-65.
25. Проект основных направлений бюджетной политики на 2017 год [Электронный ресурс].–Режим доступа:http://w1.c1.rada.gov.ua 26.Совершенствование налоговой системы Республики Беларусь / Г. А. Чугулькова Л.М. [и др.] // Студенческий вестник – 2015. – № 10. – С. 74–81.
27. Система налогообложения и налоговые ставки в разных странах [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://napolshu.com/nalogi-v
28. Фролова, Т.А. Экономическая теория: конспект лекций Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.