Особенности распределения оркестровых функций в разных группах инструментов Курсовая работа (проект)
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности распределения оркестровых функций в разных группах инструментов»
по дисциплине: «Инструментовка»
2020
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Особенности распределения оркестровых функций в разных группах инструментов
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Инструментовка
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Оркестровые функции
1.2 Краткий обзор истории симфонического оркестра
ГЛАВА 2 ОРКЕСТРОВЫЕ ФУНКЦИИ В РАЗНЫХ ГРУППАХ ИНСТРУМЕНТОВ НА ПРИМЕРЕ СИМФОНИИ №1 Л. БЕТХОВЕНА
2.1 Специфика использования музыкальных инструментов в симфоническом оркестре
2.2 Описание инструментовки симфонии №1 Л. Бетховена
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Оркестровый коллектив является мощным и эффективным инструментом музыкально-эстетического воспитания молодежи. Основатель первого в истории музыкального образования факультета народных инструментов Киевской консерватории Марк Мусиевич Гелис, выпускнику Высшей музыкальной школы необходимо: «... понимание высокой миссии любительского искусства как формы деятельности, без которой не обходится ни один музыкант. В любительском искусстве идея служения людям своим искусством посредством практической передачи музыки массам находит свое конкретное воплощение».
Современная школа требует, чтобы у учителя музыки был инструмент на уровне сольного исполнения, умение руководить оркестром-ансамблем и управлять им (народные инструменты, аккордеонисты, домристы, балалаечники, бандуристы).
Именно вышеуказанные аспекты обусловили выбор темы и актуальность данного исследования.
Исследованность темы в научной литературе. Особенности распределения оркестровых функций в разных группах инструментов достаточно полно освящены в современной науке. Среди исследователей в данной области выделяются Н.Н. Агафонников, Е.А. Акулов, И.А. Барсова, Г. Берлиоз, В.П. Бобровский, A.M. Веприк, Н.Л. Клюева, Я.Е. Островская, Д.Р. Рогаль-Левицкий и др. В исследованиях данных авторов рассказывается об истории, устройстве симфонического оркестра музыкальных инструментах.
Цель работы: охарактеризовать особенности распределения оркестровых функций в разных группах инструментов. Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ понятия «оркестровые функции».
2. Представить краткий обзор истории симфонического оркестра.
3. Определить специфику использования музыкальных инструментов в симфоническом оркестре.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Оркестровые функции
Оркестровые функции являются компонентами оркестрового исполнения (оркестровая текстура).
Оркестровые функции включают в себя: мелодию, бас, оркестровую педаль, гармоническую фигуру и контрапункт (подтекст).
Взаимодействие оркестровых функций может быть разным, оно продиктовано характером произведения, особенностями его фактуры. Необходимо иметь четкое представление о специфике каждой из оркестровых функций и формах их взаимодействия [2, с. 14].
Мелодия, в которой, прежде всего, тема воплощена в виде рельефно-запоминающегося материала, является основной функцией фактуры оркестра. Из всех элементов музыкальной ткани она наиболее доступна для восприятия. Производительность других компонентов текстуры во многом зависит от характера мелодии, диапазона, в котором она находится, и динамического рисунка.
В инструментальной работе необходимо подчеркнуть основную мелодическую линию, стремиться к тому, чтобы презентация не была перегружена второстепенными голосами. Выделение мелодии достигается с помощью ряда трюков:
а) удвоение мелодии в унисон;
б) удвоение октавы или нескольких октав;
в) сохранение мелодии в другой по отношению к другим функциям контрастного тембра;
г) удержание мелодию на некотором расстоянии от гармонических голосов, способствуя ее изоляции.
Часто в течение длительного периода времени в пьесе звучит только одна мелодия без какого-либо сопровождения. Иногда мелодия расходится несколькими голосами, образуя эхо, характерное для русской народной песни [7, с. 42-43].
ГЛАВА 2 ОРКЕСТРОВЫЕ ФУНКЦИИ В РАЗНЫХ ГРУППАХ ИНСТРУМЕНТОВ НА ПРИМЕРЕ СИМФОНИИ №1 Л. БЕТХОВЕНА
2.1 Специфика использования музыкальных инструментов в симфоническом оркестре
Струнные смычковые инструменты похожи по внешнему виду и цвету на звук (тембр). Кроме того, звук извлекается из их cмычка. Отсюда и название. Самым виртуозным и выразительным инструментом в этой группе является скрипка. Звучит как голос певца. Имеет нежный, поющий тембр. На скрипке обычно назначается основная мелодия произведения. В оркестре есть скрипки I и II.
Альт выглядит как скрипка, но ненамного больше по размеру и имеет более приглушенный, скучный звук.
Виолончель можно назвать «большой скрипкой». Этот инструмент не на плече, как на скрипке или альте, а опирается на подставку, которая касается пола. Звучание виолончели низкое, но в то же время мягкое, бархатистое, благородное.
Самый большой инструмент в этой группе – это контрабас. Они играют его сидя, потому что он выше человека. Этот инструмент редко используется в качестве солиста. Его звук самый низкий, гудящий.
Группа смычковых струн в оркестре лидирует. Обладает огромными тембровыми и техническими возможностями [12, с. 24].
Деревянные духовые
Флейта (в переводе с итальянского означает «ветер, удар»). Звук флейты прозрачный, чистый, холодный.
У гобоя поющий, насыщенный, теплый, но несколько носовой звук.
Кларнет имеет разнообразный тембр. Это качество позволяет ему выполнять драматические, лирические, отрывочные картины
Басовую партию исполняет фагот – инструмент с толстым, слегка хриплым тембром.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе исследования автором были выполнены задачи исследования. В результате были сформулированы следующие выводы:
1. Оркестровые функции являются компонентами оркестрового исполнения (оркестровая текстура). Оркестровые функции включают в себя: мелодию (тема воплощена в виде тисненого материала, является основной функцией текстуры оркестра), бас (самый низкий голос по отношению к положению высоты звука, который определяет гармоническую структуру аккорда), оркестровая педаль (стабильный звук, который это также гармоническая органная точка (гармоническая фигура) (повторение, чередование или движение звуков гармонии в разных ритмических сочетаниях) и контрапункт (подтекст) (мелодия, сопровождающая основной мелодический голос).
2. В начале XVI века слово «ансамбль» использовалось для обозначения группы музыкантов, иногда также певцов, которые исполняли музыку вместе. Композиторы раннего Возрождения обычно не указывали, для какого инструмента они написали произведение. В начале XVII века в Италии композитор Клаудио Монтеверди выбрал, какие инструменты сопровождать его оперу «Орфей» (1607), и точно указал, для каких инструментов были написаны партии. В следующем веке, во времена И.С. Бахa, оркестр развивался еще больше. Скрипичная семья (скрипка, альт, виолончель и бас) заменила альты. В XIX веке, во времена Гайдна и Бетховена, в оркестре произошли еще более глубокие изменения. Инструменты для струнных смычков стали важнее, чем когда-либо, а клавишные инструменты, с другой стороны, исчезли в тени. XX век был веком свободы и новых экспериментов с оркестром.
3. Специфика использования музыкальных инструментов в симфоническом оркестре сводится к следующим правилам: группа струнных смычков в оркестре лидирует. Группа деревянных духовых инструментов широко используется для зарисовки натуральных картин, лирических эпизодов.
1. 1-я симфония // Бетховен. Ру [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: https://beethoven.ru/node/1049.
2. Агафонников, Н.Н. Симфоническая партитура / Н.Н. Агафонников. – Л.: Музыка, 1981. – 196 с.
3. Акулов, Е.А. Оперная музыка и сценическое действие / Е.А. Акулов. – М.: ВТО, 1978. – 455 с.
4. Барсова, И.А. Книга об оркестре / И.А. Барсова. – М.: Музыка, 1978. – 208 с.
5. Берлиоз, Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке / Г. Берлиоз. – М.: Музыка, 1972. – 840 с.
6. Бернстайн, Л. Музыка всем / Л. Бернстайн. – М.: Советский композитор, 1978. – 261 с.
7. Бобровский, В.П. О переменности функций музыкальной формы / В.П. Бобровский. – К.: Музыка, 1970. – 228 с.
8. Веприк, A.M. Трактовка инструментов оркестра / А.М. Веприк. – М.: Музгиз, 1961. – 302 с.
9. Карс, А. История оркестровки / А. Карс. – М.: Музыка, 1990. – 302 с.
10. Клюева, Н.Л. Оркестр. Инструменты симфонического оркестра / Н.Л. Клюева // Открытый урок. Первое сентября [Электронный ресурс]. – 2006. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/311885/.
11. Конен, В. История зарубежной музыки (с 1789 года до середины XIX века) / В. Конен. – М.: Музыка, 1981. – 534 с.
12. Осовицкая, З.Е. В мире музыки. Первый год обучения / З.Е. Осовицкая, А.С. Казаринова. – М.: Музыка, 1996. – 224 с.
13. Островская, Я.Е. Музыкальная литература в определениях и нотных примерах / Я.Е. Островская, Л.А. Фролова. – СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2015. – 208 с.
14. Попов, С.С. Инструментоведение / С.С. Попов. – СПб.: Лань, 2019. – 380 с.
15. Рабинович, А.С. Бетховен (сборник «Из истории советской бетховенианы») / А.С. Рабинович // Бетховен. Ру [Электронный ресурс]. 2013. – Режим доступа: https://beethoven.ru/node/558.
16. Рогаль-Левицкий, Д.Р. Беседы об оркестре / Д.Р. Рогаль-Левицкий. – М.: МузГИз, 1961. – 287 с.
17. Симфония №1 C-dur Op.21 // Бетховен. Ру [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: https://beethoven.ru/node/44.
18. Тюлин, Ю.Н. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации: Музыкальная фактура / Ю.Н. Тюлин. – М.: Музыка, 1976. – 166 с.
19. Шорникова, М.И. Музыкальная литература / М.И. Шорникова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – 283 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты