Введение
1 Теоретические основы контроля расходов на реализацию продукции в сельском хозяйстве
1.1 Расходы на реализацию продукции как объект контроля
1.2 Нормативно-правовое регулирование контроля расходов на реализацию продукции в сельском хозяйстве
1.3 Методические основы контроля расходов на реализацию сельскохозяйственной продукции
2 Проверка расходов на реализацию продукции ОАО «Михалевская Нива»
2.1 Технико-экономическая характеристика организации
2.2 Проверка документального оформления расходов на реализацию продукции в организации
2.3 Проверка отчетности о расходах на реализацию продукции
3 Совершенствование контроля расходов на реализацию продукции в ОАО «Михалевская Нива» и направления их оптимизации
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Проверка представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в периоде аудита хозяйственных и финансовых операций организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Республики Беларусь и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление, а также аудит позволяет изучить все стороны хозяйственно-финансовой деятельности проверяемых предприятий, организаций и учреждений. Она имеет четкий правовой статус, определяющий границы ее распространения, сроки проведения, права и обязанности лиц, проводящих аудита, и должностных лиц, деятельность которых проверяется, порядок оформления и рассмотрения результатов аудита.
Расходы на реализацию являются важным оценочным показателем финансово-хозяйственной деятельности предприятий отраслей народного хозяйства, так как он влияет на формировании прибыли. Также необходимо отметить, что в налоговом законодательстве Республики Беларусь предусмотрен режим ограничения отдельных видов расходов на реализацию и это ограничение реализуется посредством корректировки учтенных на счетах бухгалтерского учета соответствующих расходов при исчислении налогооблагаемой прибыли, поэтому не менее важно правильно отражать и контролировать эти расходы в бухгалтерском учете, в чем и заключается актуальность данной темы.
Целью курсовой работы является изучение проверки расходов на реализацию и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Из цели работы вытекают задачи:
изучение сущности и классификации расходов на реализацию продукции;
рассмотрение нормативной правовой базы, регулирующей объект проверки;
рассмотрение краткой характеристики ОАО «Михалевская Нива»;
изучение планирования и организации проведения аудита расходов на реализацию;
- проверка документального оформления расходов на реализацию;
- проверка операций синтетического и аналитического учета расходов на реализацию;
- документальное оформление материалов аудита расходов на реализацию;
- разработка рекомендаций по совершенствованию организации и методики аудита расходов на реализацию продукции.
Предметом изучения являются расходы на реализацию.
Объектом исследования курсовой работы являются аудит расходов на реализацию в целом и непосредственно в ОАО «Михалевская Нива».
Теоретической и методической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных экономистов, действующее законодательство по исследуемой проблеме, материалы, научно-практических конференций и периодической печати, постановления Правительства Республики Беларусь по экономическим вопросам.
1 Теоретические основы контроля расходов на реализацию продукции в сельском хозяйстве
1.1 Расходы на реализацию продукции как объект контроля
Доведение продукции и товаров от производителя до потребителя связано с определенными затратами общественного труда. Выраженные в денежной форме затраты общественного труда на транспортировку товаров, оплату труда, содержание зданий и другие расходы, возникающие в сфере обращения, составляют расходы на реализацию товаров торговли.
В отечественной экономической литературе термины «расходы», «затраты» и «расходы на реализацию» часто воспринимаются как синонимы. Однако их экономическое содержание имеет не только много общего, но и различия. Различия в содержании данных категорий обусловлены целями, для которых они используются в учете, анализе, аудите и управлении.
Затраты на осуществление являются сложной социально-экономической категорией интересов, которая постоянно растет по мере создания рыночной экономики. Столь широкий интерес к расходам на осуществление определяется тем фактом, что он связан с различными практическими задачами, связанных с обслуживанием и удовлетворением потребностей населения. Таким образом, существует объективная потребность в определенных действиях в сфере общественного воспроизводства. В результате таких действий расходы проявляются в виде денежных расходов, иногда превышающих, как это часто бывает в настоящее время, доходы. На различных этапах торговли и под его влиянием они приобретают объем и структуру, соответствующие характеру той или иной деятельности.
Затраты, расходы и издержки во многих лингвистических источниках интерпретируются как синонимы. Так, в знаменитом словаре русского языка С.И. Ожегова приводятся следующие определения: «… издержки –израсходованная на что-нибудь сумма, затраты»; «… затраты – то, что истрачено, израсходовано»; «…расход – затраты, издержки; потребление, затраты чего-нибудь для определенной цели» [29, с.72]. Хотелось бы отметить, что в зависимости от характера производственной деятельности характеристики затрат, издержек и расходов меняются и трансформируются друг в друга. Это объясняется тем, что существует три уровня организации: отдельные виды деятельности, деятельность и операции. В этой связи обзор торгового процесса предполагает анализ расходов этой деятельности, мер по доведения товаров до потребителей. Мнение автора совпадает с мнением Н.В. Максименко, О.В. Ежеля, А.И. Савинского, которые утверждают, что затраты связаны с использованием ресурсов, необходимых для производственной деятельности сельскохозяйственной организации, независимо от сферы деятельности (материальной, финансовой, трудовой) [25, с. 66].
2 Проверка расходов на реализацию продукции ОАО «Михалевская Нива»
2.1 Технико-экономическая характеристика организации
Колхоз имени Дзержинского образовался 06.04.1930 года. Расположен в 120 км от областного центра г. Могилев. 26 декабря 2002 года решением Могилёвского областного исполнительного комитета № 30-24 колхоз был переименован в СПК «Колхоз имени Дзержинского». 2 апреля 2010 года на основании решения общего собрания к СПК «Колхоз имени Дзержинского» был присоединён СПК «Победа». 30 июня 2016 года был реорганизован путем преобразования в ОАО «Михалевская Нива».
Хозяйственный центр расположен в южной части района в д. Михалево-1 размещен в 25 км от города Бобруйска. Расстояние до областного центра г. Могилева составляет 120 км.
Основная деятельность предприятия – производство молока, мяса крупного рогатого скота, а также производство зерновых и зернобобовых, рапса, сахарной свеклы, кормовых культур.
Общая площадь земель составляет 6949 га, в том числе по категориям земель: сельскохозяйственные – 6146 га, из них пахотные - 4185 га, луговые - 1901 га, занятые под постоянными культурами - 60 га. Среднегодовая численность работников, занятых в сельскохозяйственном производстве составляет 163 человека, из них 141 человек рабочих, 22 человека главные специалисты.
Организационная структура ОАО «Михалевская Нива» во многом определяет эффективность принятия решений, методы их реализации, содержание работ и квалификационные требования к специалистам. Всё это вместе определяет эффективное выполнение поставленных задач.
Предприятие возглавляет директор, который организует всю работу предприятия и несет полную ответственность за его состояние и деятельность перед государством (собственником предприятия) и трудовым коллективом. Директор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия, открывает в банках счета предприятия.
Управление ОАО «Михалевская Нива» осуществляется в соответствии с действующим законодательством и Уставом Общества на основе сочетания прав и интересов трудового коллектива и собственника имущества.
3 Совершенствование контроля расходов на реализацию продукции в ОАО «Михалевская Нива» и направления их оптимизации
В настоящее время вопрос совершенствования методик проверок национальной учетной системы стоит достаточно остро в связи с динамичностью законодательства, в том числе в сфере бухгалтерского и налогового учета.
Одним из направлений совершенствования методик аудита может стать внедрение системы внутреннего аудита на предприятии. Для крупных предприятий такое решение может стать наиболее оптимальным и экономически выгодным. Создание собственной службы аудита может решить сразу несколько проблем:
- обеспечить эффективное функционирование бухгалтерской службы предприятия;
- сохранить и эффективно использовать ресурсы и потенциал организации;
- своевременно выявить и минимизировать коммерческие, финансовые и риски в управлении организацией;
- сформировать адекватную современным постоянно меняющимся условиям хозяйствования систему информационного обеспечения всех уровней управления, позволяющую своевременно адаптировать функционирование организации к изменениям во внутренней и внешней среде.
При этом служба внутреннего аудита должна быть укомплектована специалистами, обладающими необходимым уровнем теоретических знаний и практических навыков, что требует постоянного повышения квалификации данных специалистов. А для получения наибольшего эффекта от функционирования службы внутреннего аудита необходима разработка внутренних стандартов аудита, а также планов и программ аудита. Данные документы могут быть разработаны как на основе Национальных правил аудиторской деятельности, так и на основании профессиональных решений руководителя службы внутреннего аудита.
Внедрение службы внутреннего аудита позволит значительно повысить качество ведения бухгалтерского учета на предприятии, позволит выявить наиболее сложные участки учета, а также необходимость большей проработки в учетной политике отдельных аспектов учета. При правильной организации служба внутреннего аудита может стать дополнительной гарантией безошибочной работы бухгалтерской службы и позволит избежать выявления неожиданных ошибок в ходе проверок, проводимых контролирующими органами.
В то же время следует учитывать, что предприятия малого бизнеса, а также микроорганизации не могут себе позволить расширение штата непроизводственного персонала в сложных экономических условиях, в которых существует экономика республики на данном этапе. А привлечение к внутреннему аудиту лиц, для которых это направление не является направлением профессиональной деятельности, сведет всю работу к формальной, повысит загруженность работников непрофильной деятельностью, и в конечном итоге может свестись к написанию отчетов под копирку. Таким образом, созданий специальных служб внутреннего аудита в небольших организациях является серьезной проблемой.
Заключение
Учет расходов на осуществление и финансовых результатов должен быть построен таким образом, чтобы он мог определять маржинальный доход, изучать осуществимость и эффективность каждой предпринимательской сделки. Другими словами, следует разработать рекомендации по совершенствованию и развитию затрат на осуществление и финансовых результатов, что позволит улучшить практический учет и другую экономическую работу на предприятиях оборотного сектора.
Расходы на реализацию в организации регламентируется достаточно большим количеством нормативно-правовых актов Республики Беларусь, соблюдение которых является обязательным условием при ведении хозяйственной деятельности любого предприятия. Следует отметить, что действующие в нашей республике бухгалтерские нормативные правовые акты отвечают современным требованиям, так как государство постоянно их обновляет с учетом изменений в экономике.
В условиях рыночных отношений снижение расходов на реализацию является важнейшим показателем финансово-хозяйственной деятельности организаций. Величина расходов на реализацию влияет на формирование прибыли. В связи с этим контроль хозяйственных операций по учету расходов на реализацию относится к числу важнейших задач проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций.
Состояние внутреннего контроля учета расходов на реализацию в ОАО «Михалевская Нива» можно назвать удовлетворительным.
Проверка расходов на реализацию состоит из нескольких этапов. Подготовительного, на котором дается оценка внутреннего контроля. Основного, на котором непосредственно идет проверка учета расходов на реализацию. Заключительного, где составляется акт аудита или аудиторское заключение, то есть высказывается мнение о соответствии бухгалтерской (финансовой) отчетности требованиям нормативно-правовых актов.
Проверка учета расходов на реализацию направлены не только на выявление такого соответствия, но и на изыскание скрытых резервов снижения затрат и, соответственно, на повышение эффективности деятельности предприятия.
Для оценки состояния системы внутреннего контроля расходов на реализацию в ОАО «Михалевская Нива» было проведено тестирование.
По результатам проведенного тестирования, был сделан вывод, что система внутреннего контроля в ОАО «Михалевская Нива» налажена полностью. Целью проверки расходы на реализацию явилось установление законности, достоверности и целесообразности отнесения на расходы на реализацию тех или иных расходов, а также правильность распределения издержек.
В ходе проведения проверки на ОАО «Михалевская Нива» было выявлено, что все затраты в организации относятся к расходам на реализацию на основании действующих нормативных документов, положений, инструкций и законов. Документы по учету расходов на реализацию оформлены в соответствии со ст. 9 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».
1 О бухгалтерском учете и отчетности: Закон Республики Беларусь от 18.10.1994 г., № 3321 - 12 (в ред. Закона от 04.06.2015 № 268-З)// Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.07.2013, 2/2055 – Минск, 2020.
2 Об аудиторской деятельности: Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 56-З, в редакции Законов Республики Беларусь от 4 июня 2017 г. № 268-З // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.06.2017, 2/2266 – Минск, 2020.
3 Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов: постановление Министерства Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (в ред. от 22.12.2018 г. № 74) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, № 8/24548. – Минск, 2020.
4 Инструкция о банковском переводе: Утв. постановлением правления Нац. банка Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 66 (с изм. и доп. от 23 декабря 2013 г. № 763)// Нац. экон. газ. — 2001. — 21 июня (№ 46). — С. 2–20.
5 Национальные правила аудиторской деятельности: «Существенность в аудите» от 06.03.2007 № 24 (в редакции от 28.04.2015 № 23) // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2020.
6 Национальные правила аудиторской деятельности: «Аудиторские процедуры, выполняемые в соответствии с оцененными рисками», утвержденные постановлением Минфина Республики Беларусь от 01.12.2010 № 147 (в ред. 04.06.2015) // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2020.
7 Национальные правила аудиторской деятельности: «Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденные постановлением Минфина Республики Беларусь от 04.08.2000 № 81 (в ред. от 28.06.2017 № 18) // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2020.
8 О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь: указ Президента Республики Беларусь от 13 февраля 2017 г. № 38 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 15.02.2017, 1/16901. – Минск, 2020.
9 Об утверждении национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность», внесении дополнения и изменений в постановление министерства финансов Республики Беларусь от 12 декабря 2016 г. № 104 и признании утратившими силу постановления министерства финансов Республики Беларусь от 31 октября 2011 г. n 111 и отдельных структурных элементов некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 30 декабря 2016 г. № 8/31602 – Минск, 2020.
10 Об утверждении национальных правил аудиторской деятельности: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 04.08.2000 № 81 (в ред. от 12.12.2019 г. №72) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, – Минск, 2020.
11 Письмо Минсельхозпрода Республики Беларусь от 14.01.2016 «Методические рекомендации по учету затрат и калькулированы себестоимости».// Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 09.05.2015, 1/15785. – Минск, 2020.
12 Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) от 30.10.2008г. № 210/161/151// Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 15.02.2017, 1/16901. – Минск, 2020
14 Анализ хозяйственной деятельности: практикум для студентов специальностей «бухгалтерский учёт, анализ и аудит», «Финансы и кредит». Авторы составители: Н.Ф. Красикова, Т.В. Дробышевская, Т.П. Винокурова. – Гомель: ГКИ, 2015. – 72с.
15 Андреев, В.Д. Ревизия и контроль в потребительской кооперации: Учеб. Для студентов вузов, обуч. по спец. «Бух. учет и анализ хоз. деятельности // В. Д. Андреев – М.: Экономика, 2014. – 334 с.
16 Андреев, В. Д. Ревизия и аудит: Учеб. Пособие для уч-ся УПК Белкоопсоюза/В.Д. Андреев. – Мн.: Выш.шк., 2012. – 193с.
17 Белуха, Н.Т. Ревизия и контроль в торговле: Учеб. Для вузов/ Н.Т. Белуха. – М.: Экономика, 2015 – 254с.
18 Бухгалтерский учет: Учеб. для вузов / А.И. Балдинова, Т.Н. Дементей, Е.И. Завидова и др.; Под общ. ред. И.Е. Тишкова. – 5-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Выш. шк., 2013. – 685 с.
19 Бухгалтерский учет в торговле: Учеб. пособие для вузов / Под ред. М. И. Баканова. - М.: Финансы и статистика, 2003. – 576 с.
20 Губчик, Е. Автоматизация бухгалтерского учета: тенденции развития // Гл. бухгалтер // Е, Губчик – 2017. – 21. – С.82.
21 Евдокимович, В.И. Проблемы и перспективы функционирования ревизионных комиссий кооперативных организаций // Бухгалтерский учет и анализ // В. И. Евдокимович – 2015. – № 11. – С.15.
22 Евдокимович, В.И. Совершенствование классификации видов и форм контроля// Бухгалтерский учёт и анализ // В. И, Евдокимович – 2014. – №9. – с.11-19.
23 Климович, Р. Конституция контроля: [Ревизия и контроль] // Консультант.- 2017. // Р. Климович – № 22. – С.67
24 Кондраков, Н. П. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие. // Н. П. Кондраков - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2014 – 504 с.
25 Максименко, Н. В.(БТЭУ) Функциональная сущность и структура издержек обращения // Н. В. Максименко, О. В. Ежель, А. А. Савинский // Экономика. Финансы. Упр. – 2003. – №1. – С. 66-71.
26 Маркс, К. Соч. - Т. 24. // К. Маркс, Ф. Энгельс -2-е изд. – М.: Политиздат, 1962. – 648 с.
27 Медведев, А.В. Учет, анализ и аудит расчетных операций в торговле: состояние, проблемы, перспективы: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. // А. В, Медведев – Гомель, 2015. – 21 с.
28 Пупко, Г. М. Аудит и ревизия: Учеб. Пособие/ Г.М. Пупко. – Мн.: Интерпрессервис, “Мисанта”, – 2014. – 429с.
29 Чмыхова, Ж. М. Сущность расходов на реализацию в розничной торговле и проблемы их учета // Ж. М. Чмыхова, Г. К. Карсюк// Потребительская кооперация. – 2004. – №3. – с. 72-75.
30 Шидловская, М. С. Финансовый контроль и аудит: Учеб. пособие / М.С. Шидловская. – Мн.: Выш. Шк., 2014. – 495с.