Введение
1 Теоретические основы фискальной политики
1.1 Сущность понятия фискальной политики государства
1.2 Принципы и механизмы воздействия фискальной политики на функционирование экономики
1.3 Инструменты фискальной политики
2 Особенности фискальной политики в Российской Федерации
2.1 Состояние и проблемы реформирования фискальной политики в стране
3 Пути и методы совершенствования фискальной политики в России
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Фискальная, или бюджетно-налоговая, политика является ключевым элементом финансового регулирования в любом государстве. При этом правительство каждого государства проводит определенную бюджетно-налоговую политику, несмотря на то осознает оно это или нет. Однако данная политика проникает во все сферы финансовой деятельности государства путем находящегося в его распоряжении инструментария и оказывает большое воздействие на динамику выпуска, занятости и цен в краткосрочном периоде.
В настоящее время фискальная политика является способом манипулирования государственным бюджетом: правительственными расходами, доходами и налогообложением, в целях, способствующих экономическому росту, увеличению занятости, уменьшению инфляционного бремени, стабилизации экономической ситуации. Она объединяет в себе разнообразие форм финансовой политики – бюджетную, налоговую и политику доходов и расходов.
Фискальная политика как важный элемент финансовой политики государства выполняет ряд важнейших функций, таких как мобилизация и привлечение средств, необходимых для функционирования государства, их распределение в целях решения социально-экономических проблем страны.
Используя фискальную политику, государство может регулировать глобальные экономические процессы в стране, поддерживать устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивать финансирование государственного сектора.
В Российской Федерации национальная экономика, бюджет, а также налоговая сфера находятся в постоянной динамике, и от того, насколько грамотным образом правительство нашей страны будет осуществлять бюджетно-налоговую (фискальную) политику, зависит судьба каждого жителя государства и судьба всей страны в целом.
Актуальность исследования фискальной политики обусловила выбор темы данной курсовой работы. В условиях рыночной экономики очень важно знать сущность, виды и инструменты фискальной политики, а также механизм ее действия для более правильной ориентации в существующей ситуации в стране с целью правильного принятия управленческого решения.
Объектом исследования курсовой работы является фискальная политика.
Предметом исследования являются характерные черты и направления реализации фискальной политики в национальной экономике Российской Федерации.
Целью данной курсовой работы является определение сущности фискальной политики как инструмента макроэкономики, выявление особенностей её формирования и развития в Российской Федерации.
1 Теоретические основы фискальной политики
1.1 Сущность понятия фискальной политики государства
Совокупность различных государственных мер, которые имеют направленность на упорядочение хода экономических процессов, а также используемые, для оказания влияния на данные процессы или предопределения их результатов называются экономической политикой.
В зависимости от области, на которую желает воздействовать государство, а также различных способов и инструментов осуществления государственной экономической политики различают несколько её видов. При этом, общепринятой, единой классификации данных видов экономической политики не существует, и различные авторы по-разному называют отдельные ее виды. В укрупненном плане принято выделять следующие виды государственной политики:
‐ фискальная (финансово-бюджетная) политика;
‐ монетарная (кредитно-денежная) политика;
‐ внешнеэкономическая политика.
Стоит отметить, что бюджет и налоги являются главными средствами, которые используются при перераспределении доходов, а также наиболее важными орудиями для регулирования экономики и экономической политики на государственном уровне. В свою очередь бюджет и налоги также являются тесно связанными категориями, в связи с чем, часто говорят о бюджетно-налоговой политике, как совместном мероприятии. Вместо термина «бюджетно-налоговый» часто имеет место быть его синоним - «фискальный» (от лат. fiscus - государственная казна и fiscalis - относящийся к казне).
Фискальная политика оказывает как благотворное, так и отрицательное воздействие на стабильность национальной экономики. Отметим, что в целом фискальная политика проявляется в объединении различных государственных мероприятий, связанных с организацией управления финансовыми ресурсами страны, а также их использовании в целях решения разнообразных государственных социально-экономических проблем. Фискальная политика имеет возможность распространяться на мобилизацию и привлечение необходимых денежных средств для государства, а также их распределение и обеспечение применения данных средств по назначению.
В макроэкономическом анализе не существует единой, как уже говорилось выше, формулировки термина, определяющего фискальную политику. Существует множество ее определений, таких как:
‐ фискальной политикой называется формирование государственного бюджета через систему налогообложения и последующее манипулирование средствами данного бюджета для достижения поставленных целей: роста производства, занятости, а также снижение темпов инфляции.
2 Особенности фискальной политики в российской федерации
2.1 Состояние и проблемы реформирования фискальной политики в стране
Фискальная политика является элементом макроэкономики, в связи с этим её анализ основывается на макроэкономических показателях.
Налоги – это неотъемлемая часть фискальной политики. При этом в бюджетные системы нашей страны они включаются в республиканский и местные бюджеты как самостоятельные части системы. Доходы бюджета составляются за счет налогов, которые определены законодательством России, а также других обязательных платежей и иных поступлений в соответствии с законодательством страны [7, с. 301].
Рассмотрим налоговые и неналоговые доходы, а именно их долю, занимаемую в бюджете Российской Федерации. Для этого необходимо изначально уточнить сущность налоговых и неналоговых доходов государства. К налоговым доходам относятся налоги на доходы и прибыль, налоги на собственность, налоги на различные товары, работы, услуги, а также налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности и другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи. Неналоговыми доходами называются доходы, получаемые от использования имущества, находящегося в государственной собственности, а также доходы от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности, штрафы, удержания и другие неналоговые доходы [14, с. 510].
На рисунке 2.1 наглядно можно увидеть структуру бюджета Российской Федерации. Основная доля доходов консолидированного бюджета страны (около 90%) формируется за счет налоговых поступлений, при этом доля данных поступлений с каждым годом увеличивается.
3 Пути и методы совершенствования фискальной политики в России
Бюджетно-налоговая политика на современном этапе определяет основные направления для использования финансовых ресурсов страны, а также методы финансирования и главные источники, используемые для пополнения казны.
Отметим, что доля государственного сектора в объеме расходов на товары и услуги достаточно значительна, так как государство выступает на рынке в роли наиболее крупного покупателя, расходующего в течение года суммы, которые составляют более половины валового внутреннего продукта в экономически развитых странах. При этом государство производит закупки, как в пределах страны, так и за рубежом. В связи с этим, можно сделать вывод, что государство имеет колоссальные возможности для влияния на объем и структуру совокупного спроса [5, c. 47]. Также государство обладает способностями косвенно воздействовать на спрос со стороны частных предприятий и домашних хозяйств.
Бюджетно-налоговая политика оказывает весомое влияние на развитие государства и в целом на складывающуюся ситуацию в стране. По этой причине с целью выбора максимально правильной и экономически целесообразной фискальной политики важно провести ее системный анализ, а также спрогнозировать последствия. Данный момент связан с тем, что данная политика играет важную роль в развитии государства, оказывая влияние на социальное положение его граждан, а также на состояние государственного бюджета и деловую активность предприятий.
Фискальная политика в Российской Федерации – это основной инструмент экономической политики нашего государства, в связи с тем, что является целенаправленной деятельностью государства, направленной на определение основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов государственного бюджета, а также управления госдолгом.
Особенностью фискальной политики России является нацеленность на обеспеченность социальной защиты всех слоев населения на максимальном уровне, которая будет достигаться при помощи использования бюджетных средств, а также упрощения налоговой системы. В том числе одной из характерных особенностей данной политики является высокий уровень дотаций для экономики, относительно других развитых странам [7, с. 293-295].
Одним из направлений совершенствования налоговой системы на национальном уровне является улучшение ее структуры, ориентированной на значительный рост роли прямого подоходного налогообложения. Увеличение показателя прямого налогообложения в большей мере соответствует инновационному типу развития экономики, так как дает возможность снизить темп инфляции и использовать достоинства регулирующей функции налогообложения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Фискальная политика — это меры, которые правительство предпринимает для стабилизации экономики путем изменения размера доходов или расходов государственного бюджета. Основными инструментами фискальной политики являются: государственные расходы, трансферы и налоги.
Государственная и фискальная политика являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Государство обладает огромными возможностями для влияния на объем и структуру совокупного спроса. Кроме того, государство имеет возможность косвенно влиять на спрос частных предприятий и домашних хозяйств, ограничивать или стимулировать его посредством налогов и трансфертных платежей, таких как пенсии, стипендии и пособия.
Все инструменты имеют мультипликативный эффект, есть их изменения приводят к более значительным изменениям уровня совокупного дохода (выпуска).
Если государство хочет увеличить производство или занятость, оно проводит стимулирующую фискальную политику (увеличение государственных расходов и снижение налогов), если сдерживание инфляции, то сдерживающую фискальную политику (снижение расходов, повышение налогов).
Идентифицировав экономическую сущность фискальной политики и рассмотрев ее цели и задачи можно определить, что эта политика предполагает использование возможности правительства по сбору налогов и расходованию средств государственного бюджета для регулирования коммерческой активности, решения различных социальных проблем. Государственное регулирование экономики и использование механизма фискальной политики направлены прежде всего на обеспечение стабильного экономического роста, соблюдение интересов государства, общества, социально неблагополучных групп. Основной целью данной государственной политики является привлечение финансовых ресурсов и формирование централизованных государственных фондов, что позволяет проводить экономическую политику.
Эффективная фискальная политика основана на механизмах саморегулирования, встроенных в экономическую систему, и разумном и ненавязчивом регулировании экономической системы государством и его руководящими органами. Поэтому самоорганизованные экономические регуляторы должны работать совместно с сознательным регулированием, организованным государством.
Современная фискальная политика определяет основные сферы использования финансовых ресурсов государства, условия финансирования и основные источники пополнения ресурсов казны. В зависимости от конкретных исторических условий каждой страны такая политика имеет свои особенности.
1. Абалкин Л.И. Экономическая энциклопедия / Л.И. Абалкин. – Москва: Экономист, 2008. – 1087 с.
2. Агапова Т.А. Макроэкономика / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. – Москва: МГУ им. М.В.Ломоносова, Издательство «Дело и Сервис»,2000. – 416 с.
3. Анисимова А.А. Ненаблюдаемая экономика как источник налоговых доходов: мировая практика и российский опыт // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2017. №3 (333)
4. Викуленко А.Е. Необходимость укрепления экономики и обеспечения устойчивых темпов экономического роста России // Экономика и экологический менеджмент. 2017. №1
5. Караев А. К. Нелинейная динамическая модель взаимодействия фискальной и монетарной политики // Экономика и управление 2017. № 3. с. 46-51.
6. Матвеева Т. Ю. Введение в макроэкономику / Т.Ю. Матвеева. – Москва: «Издательский дом ГУ-ВШЭ», 2007. – 511 с.
7. Мэнкью Н.Г. Принципы макроэкономики / Н.Г. Менкью. – СПб.: Питер, 1999. – 576 с.
8. Налоговая политика [электронный ресурс]/ Официальный сайт министерства финансов. - Москва - Режим доступа: http://www.minfin.ru/.
9. Новикова И.В. Экономическая теория / И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский. – Мн.: ТетраСистемс, 2009 г. – 399 с.
10. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа: gks.ru .
11. Основные положения программы социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: programs.gov.ru.
12. Певзнер, Я. А. Введение в экономическую теорию социал-демократизма / Я.А. Певзнер. - Москва: Высшая школа, 2016. - 208 c.
13. Подъяблонская, Л.И. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. / Л.И. Подъяблонская. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 559 c.
14. Скаржинский, М.И. Особенности методологии эволюционной экономической теории / М.И. Скаржинский, В.В. Чекмарев. - М.: Кострома: ГОУ ВПО КГУ им. Н.А. Некрасова, 2016. - 561 c.
15. Статистический сборник Россия в цифрах. – Москва, 2019. – 506 с.
16. Тарасевич Л.С. Макроэкономика: учебник / Л.С. Тарасевич, В.М. Гальперин, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. – СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 1999. – 656 с.
17. Фаронов, В.В. Экономическая теория / В.В. Фаронов. - М.: КноРус, 2013. - 792 c.
18. Хасбулатов, Р. И. Мировая экономика / Р.И. Хасбулатов. - М.: Юрайт, 2013. - 896 c.
19. Чепурин М.Н. Курс экономической теории / М.Н. Чепурин, Е.А. Киселёва. – М.: МГИМО МИД РФ, 2017. - 624 c.
20. Чернецова, Н.С. Экономическая теория: Учебное пособие / Н.С. Чернецова, В.А. Скворцова, И.Е. Медушевская. - М.: КноРус, 2013. - 264 c.
21. Чикатуева Л.А. Маркетинг: учебное пособие / Л.А.Чикатуева, Н.В. Третьякова; под ред. в. п. Федько. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 413 с.
22. Шамхалов, Ф.И. Государство и экономика: основы взаимодействия / Ф.И. Шамхалов. - М.: Экономика, 2005. - 727
23. Шишкин, А.Ф. Экономическая теория. В 2-х т. Том 2: Учебник для вузов / А.Ф. Шишкин. - М.: ВЛАДОС, "КДУ", 2013. - 712 c.
24. Экономическая теория. Концептуальные основы и практика: Научное издание / Под ред. В.Ф. Максимовой. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 751 c.
25. Экономическая теория: Учебник. / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 495 c
26. Юсупов, К.Н. Национальная экономика: Учебное пособие / К.Н. Юсупов, А.В. Янгиров, А.Р. Таймасов. - М.: КноРус, 2009. - 288 c.
27. Янбарисов, Р.Г. Экономическая теория: Учебное пособие / Р.Г. Янбарисов. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 624 c.
28. «Бюджет для граждан» к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2016 год» / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://budget.mos.ru/img/documents/BDG_2016.pdf
29. «Бюджет для граждан» к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2017 год» / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2016/12/main/1288_BDG_2017.pdf
30. «Бюджет для граждан» к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2019 год» / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2018/12/main/BDG_2019_all.pdf
31. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gks.ru.
32. Кузьменко В.В., Молодых В.А. Международный опыт использования налоговых инструментов противодействия теневой экономике // В книге: ECONOMICS, MANAGEMENT, LAW: PROBLEMS AND PROSPECTS Collection of scientific articles. Science editor Drobyazko S.I. 2015. С. 153-155.
33. Акимкина Э.Э., Самаров К.Л., Васильев Н.А., Белюченко И.М. Оценка эффективности обслуживания клиентов в контексте системного анализа // Вопросы региональной экономики. № 2 (27). 2016. С. 123-134.
34. Акимкина Э.Э. Развитие и адаптация имитационного и компьютерного моделирования в системах поддержки принятия решений // Современные информационные технологии / сборник трудов по материалам II-ой межвузовской научно-технической конференции 14 сентября 2016 года, г.о. Королев, «МГОТУ» / Под общей науч. ред. док. техн. наук, проф. В.М. Артюшенко // М.: Издательство «Научный консультант». 2016. С. 112-121 (182 с.).
35. Монусова Г. Социальная политика в европейском общественном мнении: субъективный контракт между обществом и государством // Вопросы экономики. 2012. № 6. С. 127-151.