Глава 1. Концепт как центральная категория когнитивной лингвистики
1.1 Понятие «концепт» в современной лингвистике
1.2 Современные подходы к изучению понятия «концепт»
Глава 1. Концепт как центральная категория когнитивной лингвистики
1.1 Понятие «концепт» в современной лингвистике
Термин «концепт» достаточно прочно утвердился в современной лингвистике. Однако, данный термин до сих пор не имеет единого определения. Дать полное определение понятию «концепт» пытались такие известные ученые, как Н.Д. Арутюнова, А.П. Бабушкин, А. Вeжбицкая, Е.С. Кубрякoва, С.Е. Никитина, В.Н. Тeлия, Р.М. Фрумкина и другие.
Термин «концепт» нашёл своё применение в разных направлениях лингвистики, например, в когнитивной лингвистике, в семантики, в лингвoкультурологии. Именно широкое использование данного термина затрудняет его чёткое определение. Более того прослеживается схожесть понятия «концепт» с другими близкими понятиями в языковой сфере.
Так как изучением понятия занимается достаточно большое количество учёных и лингвистов как отечественных, так и зарубежных, которые в свою очередь представляют разные школы и направления, мнений по данному вопросу существует также достаточно много. Рассмотрим некоторые из них.
Например, С. А. Аскольдов определяет понятие «концепт» как мысленное образование, которое заменяет в процессе мышления некоторое число объектов одного и того же рода [3].
Лингвист также утверждает, что концепт может заменить некоторые аспекты предмета или реального действия [3].
С. А. Аскольдов ставит акцент на том, что назначение и суть заместительной роли концептов в области мышления фактически совпадают с различными заместительными функциями в области реальных жизненных отношений, а таких замещений в жизни существует достаточно много [3].
1.2 Современные подходы к изучению понятия «концепт»
Учитывая тот факт, что изучением и определением данного понятия занимается множество лингвистов разных школ и направлений, логично заключить, что и подходов к изучению понятия «концепт» существует также достаточно много.
В современной лингвистике можно выделить два основных подхода к изучению понятия «концепт»: когнитивный и лингвокультурологический. Оба подхода бесспорно утверждают связь языка и культуры, но расходятся в своём видении роли языка в формировании концепта.
Рассмотрим каждый подход в отдельности.
Лингвокультурология, являясь относительно новым направлением, изучает взаимосвязь и взаимодействие языка, культуры и человека, который, пользуясь языком, создаёт эту культуру.
Понятие «концепт» является одним из основных в понятийном аппарате лингвокультурологии и имеет большое количество интерпретаций и определений. Концепт, по сути, соединяет значение, смысл и форму, создающую эти смысл и значение. В процессе коммуникации концепт можно передать вербально и невербально. Структура концепта представлена внутренней формой, ядром и актуальным слоем.
В когнитивной лингвистике понятие «концепт» также занимает ведущую позицию. В.Г. Зинченко и В.Г. Зусмана согласны с тем, что когнитивная лингвистика изучает проблемы языка «сквозь призму когниции». «Когниция» включает в себя:
• познание;
• науку об изучении человеческого разума и мышления;
• познавательную деятельность человека.
1. Апресян В.Ю., Апресян Ю.Д. Метафора в семантическом представлении эмоций// Вопросы языкознания, 1993. №3.
2. Арутюнова Н. Д. Введение // Логический анализ языка. Ментальные действия. М.: Наука, 1993.
3. Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / под общ. ред. В. П. Нерознака. M.: Academia, 1997. С. 269.
4. Бабушкин А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка, их личностная и национальная специфика. Воронеж, 2006.
5. Вежбицкая, А. Семантика, культура и познание: общечеловеческие понятия в культуроспецифичных контекстах [Текст] / А. Вежбицкая // Thesis: Теория и история экономических и социальных систем. Альманах. Т. I. Вып. 3 – М., 1993.
6. Воркачев С. Г. Безразличие как этносемантическая характеристика личности: опыт сопоставительной паремиологии // ВЯ. 1997. № 4.
7. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты. Дискурс. М.: Гнозис, 2004.
8. Колесов В. В. Философия русского слова. СПб., 2002.
9. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов / Под общей редакцией Е.С. Кубряковой. – 1996.
10. Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В. Н. Ярцевой. М., 1990.
11. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: Учебное пособие. Минск.: ТетраСистемс, 2004.
12. Пименова, М.В. Предисловие [Текст] / М.В. Пименова / Введение в когнитивную лингвистику. Под ред. М. В. Пименовой. – Вып.4. – Кемерово, 2004.
13. Попова З. Д., Стернин И. А. Семантико-когнитивный анализ языка. Воронеж, 2006.
14. Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. М.: «Академический проект», 2001.
15. Шведова, Н.Ю. Русский язык: Избранные работы [Текст] / Н.Ю. Шведова. – М.: Языки славянских культур, 2005.