Глава 1. Концепт как центральная категория когнитивной лингвистики
1.1 Понятие «концепт» в современной лингвистике
Термин «концепт» достаточно прочно утвердился в современной лингвистике. Однако, данный термин до сих пор не имеет единого определения. Дать полное определение понятию «концепт» пытались такие известные ученые, как Н. Д. Арутюнова, С. А. Аскольдов, А. Вежбицкая, В. И. Карасик, М. В. Пименова, З. Д. Попова, И. А. Стернин, Ю.С. Степанов, И. В. Колесов и другие.
Термин «концепт» нашёл своё применение в разных направлениях лингвистики, например, в когнитивной лингвистике, в семантики, в лингвoкультурологии. Именно широкое использование данного термина затрудняет его чёткое определение. Более того прослеживается схожесть понятия «концепт» с другими близкими понятиями в языковой сфере.
Учитывая тот факт, что изучением и определением данного понятия занимается множество лингвистов разных школ и направлений, логично заключить, что и подходов к изучению понятия «концепт» существует также достаточно много. Рассмотрим некоторые из них.
Лингвокультурогический подход представляют известные учёные-лингвисты, как А. Вежбицкая, Ю.С. Степанов, В.И. Карасик, С.Г. Воркачёв, Г.Г. Слышкин. По их мнению, концепт – это культурно-значимое психическое образование, существующее в сознании культурного сообщества и закрепленное в языке. Если лингвокогнитивный подход к пониманию концепта предполагает движение от индивидуального сознания к действительности, то лингвокультурный – от культуры к индивидуальному сознанию [7, с. 139]. Данный подход изучает взаимосвязь и взаимодействие языка, культуры и человека, который, пользуясь языком, создаёт эту культуру.
1.2 Структура концепта
Анализ научной литературы по вопросу структуры концепта показал, что в настоящее время исследователи имеют достаточно разные точки зрения по данному вопросу. Так, например, B.И. Карасик и Г.Г. Слышкин согласны с тем, что концепт представляет собой условную ментальную единицу, а потому ее изучение должно происходить в совокупности таких факторов, как язык, сознание и культура.
Согласно убеждению авторов, непосредственная взаимосвязь понятия концепта с вышеназванными факторами может быть охарактеризована следующим образом:
1) сознание следует рассматривать как область пребывания концепта;
2) культура определяет концепт, следовательно, концепт есть мыслительное изображение элементов культуры;
3) язык и речь представляют собой тот пласт существования концепта, в котором концепт опредмечивается.
Согласно мнению другого автора Ю.C. Степанова, концепт можно структурировать исходя из факта о том, что он обладает тремя «слоями»:
• основной слой выражает актуальный признак;
• дополнительный слой или слои определяют «пассивные» признаки, которые являются историческими;
• внутренняя форма, как правило, не осознается, и запечатлена она во внешней форме концепта [14, c. 44].
1. Апресян В.Ю., Апресян Ю.Д. Метафора в семантическом представлении эмоций// Вопросы языкознания, 1993. №3.
2. Арутюнова Н. Д. Введение // Логический анализ языка. Ментальные действия. М.: Наука, 1993.
3. Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / под общ. ред. В. П. Нерознака. M.: Academia, 1997. С. 269.
4. Бабушкин А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка, их личностная и национальная специфика. Воронеж, 2006.
5. Вежбицкая, А. Семантика, культура и познание: общечеловеческие понятия в культуроспецифичных контекстах [Текст] / А. Вежбицкая // Thesis: Теория и история экономических и социальных систем. Альманах. Т. I. Вып. 3 – М., 1993.
6. Воркачев, C.Г. Безразличие как этносемантическая характеристика личности: опыт сопоставительной паремиологии // ВЯ. 1997. № 4.
7. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты. Дискурс. М.: Гнозис, 2004.
8. Колесов В. В. Философия русского слова. СПб., 2002.
9. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов / Под общей редакцией Е.С. Кубряковой. – 1996.
10. Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В. Н. Ярцевой. М., 1990.
11. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: Учебное пособие. Минск.: ТетраСистемс, 2004.
12. Пименова, М.В. Предисловие [Текст] / М.В. Пименова / Введение в когнитивную лингвистику. Под ред. М. В. Пименовой. – Вып.4. – Кемерово, 2004.
13. Попова З. Д., Стернин И. А. Семантико-когнитивный анализ языка. Воронеж, 2006.
14. Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. М.: «Академический проект», 2001.
15. Шведова, Н.Ю. Русский язык: Избранные работы [Текст] / Н.Ю. Шведова. – М.: Языки славянских культур, 2005.
16. Слышкин Г.Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты. Волгоград: Перемена, 2004 – 260 с.
17. Смирнова О.М. К вопросу о методологии описания концептов // Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. Сер. «Филология. Искусствоведение». 2009. № 3. С. 247-253.
18. Болдырев Н. Н. Когнитивная семантика: Курс лекций. Тамбов: Изд-во Тамбов. гос. ун-та, 2001 – 123 c.
19. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. Антология. М.: Academia, 1997. C. 147-165.
20. Слышкин Г.Г. Лингвокультурный концепт как системное образование // Вестн. ВГУ. Сер. «Лингвистика и межкультурная коммуникация». 2004. № 1. С. 29-34.
21. Kuße H. Kulturwissenschaftliche Linguistik. Eine Einührung. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2012 – 319 S.
22. Pörings R., Schmitz U. Sprache und Sprachwissenschaft. Eine kognitivorientierte Einführung. Tübingen: Narr, 1999 – 294 S.
23. Pütz M. Kognitive Soziolinguistik: Sprache, Kognition und soziale Wircklichkeit. In: Bachmann-Stein, Andrea; Stephan Merten und Christine Roth (Hg.). Perspektiven auf Wort, Satz und Text. Trier: Wissenschaftlicher Verlag , 2009 – 410 S.
24. Schwarz M. Einführung in die Kognitive Linguistik. 2., überarb. Und aktualisierte Aufl. Tübingen; Basel: Francke, 1996 – 239 S.
25. Красавский Н.А. Эмоциональная концептосфера немецкого языка (этимологический анализ базисных номинантов эмоций). // Языковая личность: проблемы креативной семантики. - Волгоград, 2000. - С. 65-72.
26. Худяков А.А. Понятие и концепт: опыт терминологического анализа. // Филология и культура: Мат-лы III междунар. конф. Ч. 2. - Тамбов: Изд. ТГУ, 2001. - С. 32-37.
27. Медведева Т.С., Опарин М.В., Медведева Д.И. Ключевые концепты немецкой лингвокультуры: монография. – Ижевск: Изд-во «удмуртский университет», 2011. – 160 с.
28. Пименова М.В., Кондратьева, О.Г. Концептуальные исследования:
введение: учебное пособие. – М.: Флинта Наука, 2011. – 174 с.
29. Попова З.Д., Стернин И.А. Полевая модель концепта // Введение в когнитивную лингвистику: учеб. пособие / З.Д. Попова, И.А. Стернин, В.И. Карасик, А.А. Кретов, О.О. Борискина, Е.А. Пименов, М.В. Пименова; отв. ред. М.В. Пименова. – 2-е изд., испр. и доп. – Кемерово: КемГУ, 2009. – С. 12-43.
30. Стернин И.А. Методика исследования концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: науч. изд. / под ред. И.А. Стернина. – Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2001. – С. 58-63.
31. Bierwisch M. Bedeuten die Grenzen meiner Sprache die Grenzen meiner Welt? // Sprache – Kognition – Kultur: Sprache zwischen mentaler Struktur und kultureller Prägung / hrsg. von Kämper, H., Eichinger, L.M. – Berlin [u.a.]: de Gruyter, 2008. – S. 323-355.
32. Hermann Th., Grabowski J., Schweizer K., Graf R. Die mentale Repräsentation von Konzepten, Wörtern und Figuren // Bedeutung – Konzepte, Bedeutungskonzepte: Theorie und Anwendung in Linguistik und Psychologie / hrsg. von Grabowski J., Harras G., Hermann Th. - Opladen : Westdt. Verl., 1996. – S. 120-152.
33. Демьянков В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы языкознания, 1994. – N4.–С.17-30
34. Попова, З. Д. К проблеме унификации лингвокогнитивной терминологии / З. Д. Попова, И. А. Стернин // Введение в когнитивную лингвистику. — Кемерово, 2004.— Вып. 4.
35. Фесенко Т. А. Концептуальные системы как контекст употребления и понимания вербальных выражений // Когнитивные аспекты языковой категоризации. Сб. науч. трудов. — Рязань, 2000.- С. 141–144.
36. Колесов В. В. Культура речи – культура поведения – Л.: Лен-издат, 1992 – с. 258.
37. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике / З.Д. По-пова, И.А. Стернин. – Воронеж: «Истоки», 2001. – 191 с.
38. Schwarz-Friesel M. Sprache und Emotion. Tübingen und Basel: A. Franke Verlag, 2007. 224 S.
39. Константинова М. Н., Михалева А. Б. Психология эмоциональных состояний // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5-1. С. 93–95.
40. Тарасова О. Д. Основные направления исследования эмоций в лингвистике // Вестник МГОУ. Серия: Лингвистика. 2015. № 3. С. 38–45.
41. Харитончик, З. А. Способы концептуальной организации знаний в лексике языка [Текст] / З. А. Харитончик // Язык и структуры представления знаний : сб. науч. – аналит. обзоров / отв. ред. Ф. М. Березин, Е. С. Кубряковой. – М. : ИНИОН РАН, 1992. – С. 98–123.
42. Жеребило, Т.В. Словарь лингвистических терминов. Изд. 5-е, испр. и доп. – Назрань: ООО «Пилигрим», 2010. – 486 с.
43. Jackendoff R. Semantics and Cognition. Cambridge, M A., 1984.
44. Александрова А. Е. Концептуальная область возраста в лингвокультурологическом и лингвометодическом аспектах // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. №18. С. 108-113.