ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МУЗЫКЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Теоретические аспекты формирования представлений о музыке в дошкольном детстве
1.2 Представления о музыке детей дошкольного возраста: сущность, структура, содержание
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТУМЕНТАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Особенности проявления и уровни сформированности представлений о детских музыкальных инструментах у детей от 5 до 6 лет
2.2 Методические аспекты формирования представлений о детских музыкальных инструментах у детей старшей группы
2.3 Эффективность формирования представлений о детских музыкальных инструментах у старших дошкольников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Анализ музыкальной, педагогической и психологической литературы позволяет говорить о том, что на сегодняшний день у детей старшего дошкольного возраста нет правильного представления о детских музыкальных инструментах.
В учреждениях дошкольного образования дети осваивают простые танцевальные движения и учатся выстраивать их в соответствии с характером музыки. Они двигаются, фокусируясь в основном на образце взрослого, но могут двигаться и самостоятельно, выполняя знакомые движения. Дети танцуют в одиночку или в кругу, но еще недостаточно хорошо ориентируются в пространстве. Дети любят участвовать в музыкальных сюжетных играх, исполняя определенные роли, и учатся увязывать свои движения с изменениями, происходящими в музыке. Детские творческие проявления становятся более заметными. Их можно наблюдать и в пении, когда дети воспроизводят звуковые подражания, поют друг другу имена с разной интонацией, сочиняют простые импровизации. Интерес к экспериментам с музыкальными и не музыкальными звуками сохраняется: дети изучают звучание различных предметов (деревянных палочек, булавок, металлических ложек, емкостей, наполненных разными сыпучими материалами и звучащих по-разному) и простых музыкальных инструментов. Постепенно расширяются представления детей о музыкальных инструментах и их способность играть на них.
В настоящее время мир музыкальных инструментов стал еще разнообразнее и богаче – появилось огромное количество новых, видоизменились старые музыкальные инструменты. Электроника также не обошла стороной мир музыки. Но как же редко современные дети видят и слышат это разнообразие музыкальных инструментов. Все чаще с самого раннего детства они слышат аудиозаписи, причем не очень хорошего качества.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МУЗЫКЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Теоретические аспекты формирования представлений о музыке в дошкольном детстве
Дошкольный период – это время, на протяжении которого главное значение в развитии психики ребёнка играет эмоциональная сфера. Музыка – самое эмоциональное искусство по своему определению. Роль музыки в интеллектуальном, нравственном и эстетическом развитии личности дошкольника, а также взаимозависимость между продуктивными изменениями личности и музыкальным искусством изучали такие учёные, как Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. П. Печко, В. И. Петрушин, Б. М. Теплов, А. А. Ветлугина и другие.
Формирование представлений о музыке у дошкольников рассматривается в настоящее время в русле более глубинной проблемы – проблемы формирования основ музыкальной культуры. Педагогическая составляющая формирования интереса ребёнка к музыке связана с развитием музыкально-эстетического сознания, которое является основой музыкальной культуры личности. В данной области работали учёные исследователи Т. С. Комарова, А. И. Катинене, Р. А. Тельчарова, О. П. Радынова, Н. М. Черноиваненко, Р. М. Чумичева [5, с. 12].
Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется не только во время непосредственной образовательной деятельности, праздников, развлечений, но и в часы досуга, самостоятельных игр, во время прогулок, утренней гимнастики и др.
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТУМЕНТАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Особенности проявления и уровни сформированности представлений о детских музыкальных инструментах у детей от 5 до 6 лет
С целью выявления уровня сформированности представлений о музыкальных инструментах детей старшего дошкольного возраста в рамках данного исследования была проведена диагностика. В эксперименте приняли участие 40 детей старших групп ГУО «Ясли-сад №2 г. Белоозерск».
Для проведения экспериментального исследования с детьми старшего дошкольного возраста была проведена беседа, целью которой являлось выявить уровень сформированности представлений о музыкальных инструментах у детей старшего дошкольного возраста. Опрос детей проводился в благоприятной и спокойной обстановке, в приятной атмосфере. Для проведения диагностики были использованы следующие вопросы:
Какие инструменты симфонического оркестра ты знаешь?
Из какого материала сделаны гитара, барабан и труба?
Как извлекают звук из гитары, флейты, гобоя?
Какой инструмент щипковый, а какой духовой?
Какой звук у этих инструментов?
Как называют музыканта играющего на флейте, гармошке, гитаре?
Критерии оценивания знаний о музыкальных инструментах в баллах (за каждый вопрос). За каждое задание ребенку проставлялись баллы. Были выделены следующие критерии для выставления баллов:
3 балла – правильный ответ, показывающий, что ребенок имеет представление о том, о чем его спрашивают;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время сложились концептуальные основы и объективные предпосылки для изучения формирования музыкальных представлений дошкольников в целостном педагогическом процессе, который можно рассматривать как объективное условие совершенствования творческих способностей детей. Проблема формирования у дошкольников музыкальных представлений давно и глубоко интересует многих исследователей в различных её аспектах и продолжает быть актуальной до сих пор. Все исследователи считают, что формирование музыкальных представлений осуществляется только в разнообразной музыкальной деятельности и музыкальная способность – не только исток, но и итог обучения, главная задача всего образовательного процесса.
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни ребёнка, но имеет огромное значение для всей его дальнейшей жизни. В этот период музыкальное развитие идет бурно и стремительно. Ребенок проявляет большое стремление к самостоятельности, к разнообразным действиям в музыкальной деятельности. Обучение музицированию детей дошкольного возраста реализуется в несколько этапов: осознание и ощущение музыкального пульса, метра; «озвучивание» несложных классических произведений шумовыми инструментами; создание и исполнение собственных композиций в оркестре или инструментальном ансамбле. Формы детского музицирования могут быть разными, но направление в освоении данной области должно быть определенным: от движения через речь к ритму, и далее – к инструментальному или вокальному музицированию.
С целью выявления уровня сформированности представлений о музыкальных инструментах у детей старшего дошкольного возраста в рамках данного исследования была проведена диагностика.
1. Бергер, Н. А. Теория музыки в современной практике музицирования. Автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора искусствоведения / Н. А. Бергер. – Саратов, 2011. – С. 15
2. Буренина, А. И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей / А. И. Буренина. – СПб., 2000. – 200 с.
3. Валицкая, А. П. Образование в России: стратегия выбора / А. П. Валицкая. – СПб : РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – 128 с.
4. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 1968. – 414 с.
5. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – М.: Союз, 2007. – 96 с.
6. Гете, И. Поэзия и Правда / И. Гете. – М. : Захаров, 2003. – 736 с.
7. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – 2-е изд. – М. : Академия, 2007. – 320 с.
8. Горшкова, Е. В. От жеста к танцу: Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце / Е. В. Горшкова. – М. : Гном и Д, 2004. – 120 с.
9. Дубровская, Е. А. Руководство процессом музыкального воспитания в дошкольных учреждениях / Е. А. Дубровская. – М. : Просвещение, 2009. – 112 с.
10. Забурдяева, Е. Г. Музыкально-педагогическая система К. Орфа и реформирование дополнительного музыкального образования / Е. Г. Забурдяева // Концепт : Научно-методический электронный журнал. – 2013. – Т. 3. – С. 2886 – 2890.
11. Забурдяева, Е. Г. Посвящение Карлу Орфу. Учебное пособие по элементарному музицированию и движению. Вып. ІІ. Поем, танцем, играем в оркестре / Е. Г. Забурдяева, Н. Н. Карш, Н. Н. Перунова. – СПб.: Невская нота, 2010. – 56 с.
12. Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. – М. : Просвещение, 2009. – 152 с.
13. Костина, Э. П. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006. – 223 с.
14. Михайлова, М. А. Развитие музыкальных способностей детей : популярное пособие для родителей и педагогов / М. А. Михайлова. – Ярославль : Академия развития, 2007. – 238 с.
15. Музыкальное воспитание дошкольников : пособие для студентов педагогических институтов, учащихся колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада / под ред. О. П. Радыновой. – М.: Просвещение : ВЛАДОС, 2004. – 130 с.
16. Новикова, Г. П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста / Г. П. Новикова. – М. : АРКТИ, 2003. – 220 с.
17. Радынова, О. П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / О. П. Радынова, Л.Н. Комиссарова. – Дубна: Феникс+, 2014. – 174 с.
18. Радынова, О. П. Музыкальное развитие детей, ч.1 / О. П. Радынова. – М. : ВЛАДОС, 2007. – 212 с.
19. Скопинцева, О. А. Развитие музыкально-художественного творчества дошкольников / О. А. Скопинцева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 111 с.
20. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. – М. : Наука, 2003. – 225 с.
21. Тютюнникова, Т. Э. Веселая шарманка. Шумовой оркестр для детей / Т. Э. Тютюнникова. – М., 2007. – 88 с.
22. Учебная программа дошкольного образования. – Мн. : Нац. институт образования, 2019. – 479 с.