Формирование у детей среднего дошкольного возраста гуманного отношения к животным
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование у детей среднего дошкольного возраста гуманного отношения к животным»
по дисциплине: «Методика экологического образования»
2020
45.00 BYN
Формирование у детей среднего дошкольного возраста гуманного отношения к животным
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика экологического образования
Организация: Детский сад № 524, УО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Игра «Кто перепутал животных».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Наблюдение за деятельностью детей в рамках уголка природы.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИВОТНЫМ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого–педагогическая характеристика детей среднего дошкольного возраста
1.2 Особенности формирования гуманности в среднем дошкольном возрасте
1.3 Специфика формирования гуманности к животным в рамках личностного развития дошкольника
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИВОТНЫМ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Эффективные методы и формы работы по воспитанию гуманного отношения к животным
2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию гуманного отношения к животным у детей среднего дошкольного возраста
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Животные занимают в нем особое место: они составляют только два процента всего живого на Земле, но, несмотря на это, их роль в биосфере огромна. Разнообразие и изобилие животного мира во многом зависит от человека. Чтобы успешно решить эту проблему, человек должен обладать определенным запасом естественнонаучных знаний.
Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе о животных организмах, человек получает уже в детстве. В дошкольных учреждениях процесс познания и накопления чувственного опыта регулируется целенаправленной педагогической работой. Знакомство с природой предполагает решение ряда воспитательных задач, определенных программой.
Образовательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, пробуждает в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
Гуманность – это система отношения личности к социальным объектам (человеку, группе, живому существу), обусловленная нравственными нормами и ценностями, которая представлена в сознании чувствами и состраданием и реализуется в общении и деятельности, в актах помощи, содействия, поддержки.
Гуманное образование – это процесс, способствующий лучшему пониманию необходимости сострадания и уважения к людям, животным и окружающей среде, а также признанию взаимозависимости всех живых существ. Целью гуманного образования является создание культуры сопереживания и заботы, стимулирование нравственного развития личности, создание сострадательного, ответственного и справедливого общества. Оно является средством ознакомления людей с реакциями и эмоциями животных, а также лучшего понимания проблем окружающей среды и экосистем.
Такие исследователи как Ж.Ж. Руссо, Г. Песталоццци, Р. Оден считают, что психические силы и морально-нравственные качества ребенка формируются в процессе наблюдения за различными сферами естественного мира.
Любознательное отношение к природе и любопытство у дошкольников в сочетании с ярко выраженной активностью иногда приводят к экспериментам с живыми существами, последствия которых оказываются неблагоприятными или даже разрушительными для них, поэтому дети отрывают насекомым ноги, ноги и дождевые черви. Дети приписывают свои действия тому, что им любопытно узнать, может ли бабочка летать без крыльев и т.д.
Нравственное воспитание ребенка заключается в том, что ему постоянно напоминают об интересах других; когда воспитание основано на всеобщей этике, а не только на этике, ребенку постоянно напоминают о том, что у животных есть потребности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИВОТНЫМ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого – педагогическая характеристика детей среднего дошкольного возраста
Период развития детей дошкольного возраста характеризуется формированием основных личностно-психологических особенностей, именно в это время создаются предпосылки для формирования социальных и нравственных качеств личности. Социальная ситуация развития – интересы ребенка находятся в мире взрослых.
Ребенок дошкольного возраста активно развивает зрительное и творческое мышление, непроизвольную память и формирует основы логического мышления. Формируется «символическая функция сознания», которая создает возможность решать задачи «для себя» во внутреннем плане. Наличие внутренней поддержки, признаков наличия реальных предметов и дает возможность детям решать достаточно сложные задачи в своем сознании, что необходимо для успешной учебной деятельности в первых классах школы.
В период с 4 до 5 лет ребенок впервые психологически выходит за пределы семьи, за пределы окружения близких людей. Взрослый человек действует не только как конкретный человек, но и как образ. Этот возраст характеризуется периодом, когда сверстник обретает индивидуальность в глазах ребенка того же возраста и становится значимым лицом общения. Дети этого возраста начинают воспринимать и себя, и другого, сверстника, в целом человека, проявлять к нему личное отношение [3, с. 47].
Дошкольник стремится участвовать в жизни общества в целом, прием в школу более доступен в его восприятии как способ реализации этого стремления. Ребенок стремится всеми возможными способами продемонстрировать, что он уже взрослый, что он много знает и понимает и что он или она хочет постоянно участвовать во взрослых разговорах, выражать свое мнение и даже навязывать его другим [2, с. 213].
Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем проводится различие между произвольными действиями – наблюдение, экспертиза, обыск. Дети дошкольного возраста продолжают развивать зрительное и эффективное мышление, чему способствует развитие воображения. В связи с тем, что происходит развитие произвольной и опосредованной памяти, зрительное и творческое мышление преобразуется.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЖИВОТНЫМ
2.1 Эффективные методы и формы работы по воспитанию гуманного отношения к животным
Для того, чтобы определить основные аспекты взаимодействия между детьми дошкольного возраста и формированием гуманизма по отношению к животным, нами была выделена определенная система, в рамках которой проводятся мероприятия по формированию гуманного отношения детей дошкольного возраста к животным.
Когда детей знакомят с животным миром, в единстве решаются три воспитательные задачи:
1. Формирование представлений о животных;
2. Развитие эмоционального и позитивного отношения к животным;
3. Воспитание нравственного поведения в природе.
Проводя работу в этих направлениях, необходимо помнить, что важным условием его эффективности является взаимосвязь между детским садом и семьей. В семье могут быть созданы условия для наиболее естественного и благоприятного контакта детей с животными [21, с. 155].
Основными методами, используемыми в воспитании, являются:
1. Наблюдение за объектами дикой природы и неживой природы, рассмотрение иллюстраций и картин на природную тематику.
2. Беседы и рассказы о природе, экологические сказки, задания речевой логики.
3. Труд в природе.
Для того, чтобы дать наиболее полную картину о животных, программа введения разделена на три части:
1. Внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерные движения, особенности питания и воспроизведения).
2. Среда обитания, характер адаптации к условиям жизни.
3. Принесение пользы [22, с.258].
В соответствии с основной целью деятельность, используемая для формирования правильного представления о природе и формирования гуманного отношения, может быть разделена следующим образом:
– нацелен на формирование новых представлений о животных (экскурсии, наблюдения, просмотр картин, чтение художественных произведений);
– уточнение и обобщение знаний детей (беседы, сравнительные наблюдения, детские рассказы, рисование);
– активизация, проверка знаний детей (решение логических задач, головоломок, дидактических игр); заключительные дискуссии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1. Дошкольный возраст имеет отличительные ментальные возможности. Взаимоотношения между детьми являются более сложными и значимыми. Ведущим видом деятельности является игра. Основные изменения в деятельности, сознании дошкольника проявляются в умственных процессах: память, мышление, внимание, способность целенаправленно управлять своим поведением. Обучение и развитие в дошкольном возрасте наиболее эффективно только тогда, когда оно происходит при поддержке игровой, творческой, продуктивной, конструктивной деятельности.
2. В рамках формирования гуманных чувств у детей среднего дошкольного возраста, нами было определено, что гуманность является стержневым процессом личности, которые определяют взаимодействие человека и социума, формированию нравственно здоровой личности. Формирование гуманного отношения к животным представляет собой процесс длительного развития морально-нравственных качеств, которые определяют направленность личности дошкольника. Ознакомление с животными способствует формированию эмпатии и чуткости по отношению к животным и развитие ответственного отношения к ним.
3. Формы формирования гуманного отношения дошкольников к животным структурированы и разделены на несколько групп в соответствии с предназначением обучения. С одной стороны, это ознакомление с животным, с другой стороны – это уточнение происхождения конкретного вида и определение максимальной пользы каждого отдельного животного.
Мы считаем эффективными методами работы такие как игры, так как для детей дошкольного возраста, игра является ведущей деятельностью, знакомство с животными в группе, так как этот метод повышает уровень знаний детей дошкольного возраста о тех или иных животных, а также, чтение художественной литературы из которой дети могут почерпнуть образцы гуманного отношения к природе и животным в частности.
С целью определения уровня знаний и ценностного отношения детей среднего дошкольного возраста, нами было проведено эмпирическое исследование при помощи методики «Кто передумал животных», наблюдение за детьми в рамках различных ситуаций взаимодействия с животными. В ходе исследования нами были получены следующие результаты:
– при анализе знаний, которыми обладают дети среднего дошкольного возраста, нами было определено, что высокий уровень характерен для 12% опрошенных респондентов, средний уровень – для 58%, а низкий – для 30% опрошенных детей.
1. Алешина, Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим. Средняя группа» / Н.В. Алешина. – М.: «Элизе Трэйдинг», 2010. – 358 с.
2. Алешина, Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» / Н.В. Алешина. – М.: «ЦГЛ», 2013. – 247 с.
3. Бархатова, М.И. Воспитание культуры поведения / М.И. Бархатова //Дошкольное воспитание – 2009. – №11. – С. 46–49.
4. Валова, З.Г. «Ребёнок среди природы» / Ю.Е. Моисеенко. – Мн.: «Полымя» 2010. – 247 с.
5. Веретенникова, С.А. «Ознакомление дошкольников с природой». – М.: «Просвещение» 2013. – 358 с.
6. Виноградова, Н.Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой». – М.: «Просвещение», 2015 с. – 357 с.
7. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 2009. – 95с.
8. Егоренкова, Л.И. «Экологическое воспитание дошкольников и младших дошкольников» / Л.И. Егоренкова. – М.: «Аркти» 2016. – 258 с.
9. Запорожец, А. В. Психология восприятия ребенком–дошкольником литературного произведения / А.В. Запорожец. – М.: Академия, 2014. – 378 с.
10. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004.– N 7. – С. 45–49.
11. Зенина, Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. – 2003. – N 7. – С. 31–34.
12. Зерщикова, Т. А. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. – 2005. – N 7. – С. 3–9
13. Золотова, Е.И. «Знакомим дошкольников с миром животных» / Е.И. Золотова. – М.: «Просвещение» 2008. – 278 с.
14. Ибраимова, М. Воспитание у детей заботливого отношения к животным //Дошкольное воспитание – 2010–№ 1– С. 30 -32
15. Иванова, Г.А. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. – 2006. – N 3. – С. 10–12
16. Коломина, Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» / Н.В. Коломина. – М.: «Творческий центр», 2004. – 248 с.
17. Короткова, Н. А. Художественная литература в образовательной работе с детьми дошкольного возраста / Н. А. Короткова // Дошкольное воспитание. – 2011. – №8. – С. 34 -41
18. Купина, Н.А. Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно–ролевые игры / Н.Е. Богуславская. – М.: Академия, 2012. – 176 с.
19. Курочкина, И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников / И.Н. Курочкина. – М.: Академия, 2011. – 378 с.
20. Марковская, М.М. «Уголок природы в детском саду» / М.М. Марковская. – М.: «Просвещение», 2014. – 254 с.
21. Маневцева, Л.М. «Мир природы и ребёнок» / П.Г. Саморукова. – Санкт–Петербург, «Акцидент» 2018. – 378 с.
22. Молодова, Л.П. «Методика работы с детьми по экологическому воспитанию» / Л.П. Молодова. – Мн.: «Асар» 2004. – 478 с.
23.Николаева, С.Н. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание –2018 – № 2 – С. 13-17
24. Шорыгина, Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей / Т.А. Шорыгина. – М.: Прометей, Книголюб, 2011. – 60 с.
25. Якобсон, С.Г. Моральное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детских садов / С. Г. Якобсон. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2003. – 112 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Игра «Кто перепутал животных».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Наблюдение за деятельностью детей в рамках уголка природы.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты