Введение
Глава 1 Теоретические основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
1.1 Сущность и правовая природа обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
1.2 Порядок и условия проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Глава 2 Анализ обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в Республике Беларусь
2.1 Организационная-экономическая характеристика
2.2 Аналитический обзор проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в Республике Беларусь за последние 3 года
Глава 3 Перспективы развития обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в Республике Беларусь
3.1 Зарубежный опыт обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
3.2 Проблемы развития обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
3.3 Пути совершенствования обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Страхование автомобильных рисков связано с глубокими экономическими и социальными изменениями в обществе, связанными с массовым автомобилизацией, увеличением автопарков и интенсивностью дорожного движения, а также с большими материальными потерями в результате дорожно-транспортных происшествий.
Мировое сообщество разработало универсальное средство для возмещения вреда физическим и юридическим лицам, пострадавшим на автомобильных дорогах, и имущественного ущерба, охватывающее не только неблагоприятные последствия для участников транспортного движения, но и риски ущерба третьим лицам, ставшим жертвами дорожно-транспортных происшествий.
Среди всех видов транспорта особое место занимает автомобильному, способному наиболее эффективно удовлетворить спрос внешнеторговых компаний на перевозку грузов. Как внутри страны, так и в международных сообщениях грузовые автомобильные перевозки быстро развиваются. С каждым годом увеличивается объем международных пассажирских перевозок, растет международный автотуризм, что приводит к увеличению дорожно-транспортных происшествий и несчастных случаев, потерь при перевозке грузов. В конечном итоге это приводит к потерям.
Одной из важнейших проблем создания в Беларуси масштабного страхового рынка является формирование современной законодательной базы, основанной на изучении и взвешенном использовании опыта мировых стандартов, обеспечивающих баланс интересов страховщиков и страхователей при осуществлении страховых операций.
Применение обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств требует неотложного решения проблем, возникающих при страховании автомобильного транспорта.
Актуальность и недостаточная проработка темы автострахования в его практической роли при увеличении определила предмет и цели данной курсовой работы.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Предмет исследования – нормативные правовые акты, учебные издания, монографии и статьи учёных-юристов в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Цель работы – ознакомиться с основными моментами по особенностям организации и развитием обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в Республике Беларусь, его сущность и особенности проведения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
1.1 Сущность и правовая природа обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
В условиях рыночной экономики государство в большинстве случаев не выполняет функции гаранта возмещения ущерба, причиненного как природными силами, так и экономическими факторами физическим и юридическим лицам. Эту роль берет на себя страховая система.
Гражданскую ответственность владельцев транспортных средств несет владелец автомобиля (автофургон, автобус и т.д.) обязанность полного возмещения вреда третьему лицу в случае дорожно-транспортного происшествия по его вине. То есть, если владелец (его уполномоченное лицо) при управлении автомобилем причинил вред пассажирам, пешеходам, другим субъектам гражданского права, он должен возместить этот ущерб в полном объеме. Сумма ущерба может исчисляться в крупном размере, поэтому автовладелец не в состоянии самостоятельно возместить этот ущерб. По этой причине в большинстве стран мира было введено обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств [19, с. 124].
Правда, если это предусмотрено законом, то ущерб может быть возмещен в незначительных количествах, это ограниченная ответственность. В таких случаях потерпевший может получить недостающую сумму через страховку, если этот риск был застрахован добровольно или потерпевший подал иск.
Особенностью страхования ответственности является порядок определения страховой суммы, которую в договоре часто называют лимитом ответственности. Термин «лимит ответственности» не имеет такого же значения как «страховая сумма», но он активно применяется в законодательстве и страховой практике многих стран. В отличие от страхования имущества, где страховая сумма обычно определяется страховой стоимостью или реальной стоимостью имущества или его частью, в то время как в страховании ответственности стороны определяют конечную сумму платежа в договоре – это и есть лимит ответственности страховщика, который может возникнуть в случае причинения последним вреда третьим лицам [19, с. 142].
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Организационная-экономическая характеристика
Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», основанное на праве хозяйственного ведения, создано в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 1991 г. № 399 «О создании Белорусской государственной страховой коммерческой организации» [13].
Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», основанное на праве хозяйственного ведения (далее – Унитарное предприятие), создано в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 1991 г. № 399 «О создании Белорусской государственной страховой коммерческой организации». Учредителем Унитарного предприятия является Правительство Республики Беларусь.
Унитарное предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь и Уставом. Наименование Унитарного предприятия: на русском языке, полное – Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», сокращенное – Белгосстрах; на белорусском языке, полное – Беларускае рэспублiканскае унiтарнае страхавое прадпрыемства «Белдзяржстрах», сокращенное – Белдзяржстрах.
Унитарное предприятие имеет статус юридического лица, является коммерческой организацией, владеет имуществом на праве хозяйственного ведения, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Правительство Республики Беларусь не отвечает по обязательствам Унитарного предприятия, а Унитарное предприятие не отвечает по обязательствам Правительства Республики Беларусь за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами [13].
Унитарное предприятие может с согласия собственника имущества создать другое унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие).
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Зарубежный опыт обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Страхование обязательной гражданской ответственности владельцев транспортных средств, имеющее своею целью защитить имущественные интересы граждан и юридических лиц в случае наступления неблагоприятных последствий, имеет для общества важное значение. Поэтому, неудивительно, что ОСАГО, за редким исключением, существует практически в каждой стране мира как форма защиты имущественных интересов участников дорожнотранспортных происшествий. Не являются таким исключением и страны СНГ, в которых страхование обязательной гражданской ответственности владельцев транспортных средств по общему правилу регулируется на законодательном уровне.
Так, в большинстве стран СНГ, в том числе и в России, объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на соответствующей территории [20, c. 235].
Согласно законодательству Украины потерпевшим возмещается также моральный вред, причиненный при дорожно-транспортных происшествиях. Необходимость возмещения морального вреда влечет за собой увеличение страховой суммы и, следовательно, страховой премии, подлежащей уплате при заключении договора ОСАГО, в связи с чем имущественное бремя, возлагаемое на страхователя, возрастает.
Важным понятием в правовом регулировании ОСАГО является понятие транспортного средства. В большинстве стран СНГ под транспортным средством понимается самодвижущаяся наземная механическая система, за исключением передвигающейся по рельсовым путям, служащая для перевозки пассажиров, багажа и грузов или выполняющая любые иные работы и услуги, связанные с перевозками: легковой автомобиль, автобус, микроавтобус, троллейбус, грузовой автомобиль (в том числе специализированный), мотоцикл, трактор [15, c. 168].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании исследования, проведённого в данной курсовой работе, автор приходит к следующим выводам.
Страхование ответственности выступает в качестве одного из важнейших элементов социальной защиты человека. Поэтому сегодня на первом месте однозначно стоит обязательное страхование ответственности за причинение вреда. Данный вид страхования, с одной стороны, защищает страхователя от финансовых потерь, которые он может понести в результате предъявления к нему требований о погашении ущерба, причиненного третьей стороне, а с другой стороны, система страхования ответственности защищает имущественные интересы третьих лиц, которые приобретают гарантии, что нанесенный им ущерб будет возмещен.
Гражданская ответственность это предусмотренная законом мера государственного принуждения, применяемая для восстановления нарушенных прав потерпевшего и удовлетворения их за счет нарушителя. Иными словами под гражданской ответственностью понимается основанная на законе обязанность каждого лица возмещать убытки, причиненные другому лицу. Под убытками понимаются расходы, которые потерпевший должен будет произвести для восстановления здоровья и имущества.
В Республике Беларусь заключаются в письменной форме следующие виды договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств:
- договор внутреннего страхования;
- договор комплексного внутреннего страхования;
- договор пограничного страхования;
- договор страхования «Зеленая карта».
РУСП «Белгосстрах» имеет трехуровневую систему управления: головной офис, филиалы (в каждой области и г. Минске) и представительства в каждом районном центре и крупном городе. В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь основным видом деятельности РУСП «Белгосстрах» является оказание страховых услуг. Работая как с физическими, так и с юридическими лицами, РУСП «Белгосстрах» предлагает своим клиентам более 100 услуг по 81 видам добровольного и обязательного страхования. Специалисты компании постоянно разрабатывают и внедряют новые страховые продукты.
Наибольшее развитие в представительстве по Дрогичинскому району получили операции по страхованию ОСГОВТС с физическими лицами, что связано с расширением автокредитования в республике, а также с улучшением качества обслуживания. Количество заключенных договоров с юридическими лицами, увеличивается, однако медленными темпами. В сегменте физических лиц, наоборот, наблюдается динамика роста. В целом по обоим сегментам в представительстве наблюдается устойчивая тенденция увеличения поступления страховых взносов по страхованию автотранспорта. На это оказывают влияние активное развитие автокредитования в регионе, рост количества приобретаемых новых автомобилей средней и высшей ценовой категории, немаловажным фактором также является улучшение качества обслуживания, активная политика представительства, направленная на данные сегменты.
1. Бойко, А. Скрытые резервы страховой отрасли / А. Бойко // Финансы, учет, аудит. – 2012. – № 6. – С. 5-8.
2. Бизнес-план и бухгалтерская отчетность [Электронный ресурс] / Белгосстрах. – Режим доступа: http://bgs.by/about/8020/ - Дата доступа: 22.08.2020
3. Вильбик, А. Развитие онлайн-страхования в Республике Беларусь: проблемы и перспективы / А. Вильбик // Страхование в Беларуси. – 2014. – № 4. – С. 23-24.
4. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: прин. Палатой представителей 28 октября 1998 года, одобр. Советом Республики 19 ноября 1998 года: в ред. от 18 декабря 2019 г., № 277-З // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
5. Гвозденко, А.А. Финансово-экономические методы страхования: учеб. для вузов / А.А. Гвозденко. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 184 с.
6. Денисова, И.П. Страхование: учеб. пособие для вузов / И.П. Денисова. –М.: МарТ, 2007. – 240 с.
7. Деева, А.И. Финансы и кредит: учеб. пособие для вузов / А.И. Деева. – М.: КНОРУС, 2015. – 536 с.
8. Купцов, М.М. Финансы: учеб. пособие для вузов / М.М. Купцов. – М.: РИОР, 2016. – 188 с.
9. Кузнецова, Е.И. Финансы. Денежное обращение. Кредит : учеб. пособие для вузов / Е.И. Кузнецова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 687 с.
10. Каморник, А.И. Методический подход к разработке интегрального показателя развития страхового рынка / А. И. Каморник // Бухгалт. учет и анализ. – 2013. – № 12. – С. 26-30.
11. Мурина, Н.Н. Страховое дело: учеб. пособие для вузов / Н.Н. Мурина, А.А. Роговская. – Минск: ИВЦ Минфина, 2015. – 246 с.
12. Милашевская, Е. Проблемные вопросы страхования / Е. Милашевская // Налоговый вестник. – 2013. – № 8. – С. 77-91.
13. Официальный сайт Белгосстрах [Электронный ресурс] – 2018. – Режим доступа: http://bgs.by/.
14. О страховой деятельности: Указ Президента Респ. Беларусь от 25 авг. 2006 г. № 530: с изм. и доп. 01.12.2014г., №552// Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2020. – Режим доступа: http://etalonline.by
15. Попов, Е.М. Финансы организаций: учеб. для вузов / Е.М. Попов. – Минск: Выш. шк., 2015. – 431 с.
16. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 20.06.2014 г. №38 «Об установлении нормативов безопасного функционирования для страховых организаций» / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2020.
17. Страховой рынок, его субъекты и их назначение // [Электронный ресурс] – 2020. – Режим доступа: http://finlit.online/strahovoe-delo-finansi/strahovoy-ryinok-ego-subyektyi-20396.html
18. Страхование в Беларуси – обзор рынка // [Электронный ресурс] – 2020. – Режим доступа: https://benefit.by/page/show/articles/1814
19. Болтрушевич, Г.К. Страховое дело: практическое пособие / Г.К. Болтрушевич, Л.А. Глазунова. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины. 2008. – 251 с.
20. Финансы и финансовый рынок: учеб. для вузов / О.А. Пузанкевич, Е.Ф. Киреева, Т.И. Вуколова [и др.]; под ред. О.А. Пузанкевич. – Минск: БГЭУ, 2016. – 415 с.
21. Финансы и кредит: учеб. для вузов / О.В. Соколова, И.А. Бондаренко, О.И. Земцова [и др.]; под ред. О.В. Соколовой. – М.: Магистр, 2015. – 912 с.