Введение
1 Теоретические основы налоговой политики
2 Особенности реализации налоговой политики в Республике Беларусь
3 Основные направления совершенствования налоговой политики в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В течение нескольких тысячелетий истории человечества налоги привлекали большое внимание всех слоев населения. Любое изменение в налоговой системе становится объектом политической борьбы, критической в СМИ. Такое внимание было и остается оправданным, поскольку налоги являются вычетами из доходов налогоплательщиков, основным источником дохода для современного государства и эффективным инструментом регулирования рыночной экономики.
Одним из важных факторов экономического роста страны является эффективная налоговая система. В структуре всех доходов государственного бюджета налоги составляют, по разным оценкам, 85-93%. Рассмотрение налогов как средства регулирования деловой активности требует более тщательного рассмотрения элементов налоговой системы, чтобы найти баланс между государственными интересами и предпринимательством.
Баланс интересов государства и предпринимательства актуален сегодня еще и потому, что в настоящее время наиболее остро встает проблема уклонения от налогов. Необходимо отметить, что механизм взимания налогов также играет существенную роль при расчете налоговой нагрузки, а, следовательно, необходимо разрабатывать мероприятия, способствующие укреплению налоговой дисциплины и ответственности, определения эффективных методов контроля и взыскания.
Изучению вопросов построения оптимальной налоговой системы посвящены теоретические исследования некоторых отечественных и зарубежных ученых: Воробьева В.А., Бондаря А.В., Новиковой И.В., Головачева А.С. и других. В связи с этим все более актуальными становятся проблемы совершенствования налоговой системы Республики Беларусь, законодательства о налогах и сборах, уровня налоговой нагрузки на основе целенаправленного взаимодействия органов исполнительной и законодательной властей.
Практическая потребность в изучении влияния налогообложения на финансовую деятельность субъектов хозяйствования определила цели, задачи, объект, и предмет данного исследования.
Объект исследования – налоговая политика страны.
Предмет исследования – налоговые инструменты в Республике Беларусь.
Цель работы: раскрыть сущность налоговой политики, ее особенности и выявить пути ее совершенствования в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть теоретические аспекты налоговой политики;
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
Одной из наиболее ярко выраженных тенденций мирового развития является растущая взаимозависимость национальных экономик. Эта тенденция к гармонизации налоговых систем и налоговой политики предполагает согласование основных показателей и механизмов налоговых систем, налогового законодательства разных стран.
Налоги в рамках государственного регулирования рыночной экономики стали играть качественно иную роль. Они стали одним из средств формирования общего экономического пространства США для экономических и региональных интересов.
Налог, имеющий экономическую и правовую природу, становится универсальным инструментом для реализации задач государства через определенные присущие ему функции. Функции любой категории выражают их социальную значимость для этой конкретной категории. Налог как категория не только юридическая, но и экономическая, также выполняет определенные функции. Функцию налога можно определить как основное направление налога, выражающее его сущность. Налоговые функции предопределяют их роль и значение во всех налоговых и правовых отношениях. Каждая из функций налога реализует ту или иную цель этого налогового бремени, формируя во взаимодействии определенный набор, который предопределяет государственную фискальную политику и ее влияние на экономическое развитие страны [1, c. 113].
Современное развитие налоговых систем как зарубежных стран, так и Республики Беларусь позволяет говорить о следующих функциях налога, которые в основном характерны для построения практическим всех систем налогообложения.
Фискальная функция носит всеобъемлющий характер, распространяется на все юридические и физические лица, которые, согласно действующему налоговому законодательству, обязаны платить налоги. Данная функция изначально характерна для любого налога, т.к. главное его предназначение – образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов организаций и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения возложенных на него обществом задач.
Благодаря фискальной функции создаются реальные объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т.е. в процесс перераспределения части валового внутреннего продукта.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Налоговый кодекс Республики Беларусь — основной законодательный акт, регулирующий налоговые отношения [9].
На рисунке 2.1 распределены налоги и сборы Республики Беларусь на прямые и косвенные, уплачиваемые юридическими и (или) физическими лицами в соответствии со статьями 8 и 9 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, составляющие налоговую систему Республики Беларусь.
Современный период развития национальной экономики определяется непростыми экономическими условиями, связанные с замедлением экономического роста, отрицательного изменения мировых цен на нефть, девальвационными процессами национальной валюты. Это, в свою очередь, требует поиска дополнительных государственных финансовых ресурсов, что приводит к использованию в большей степени налоговых методов регулирования. В последние годы многие страны мира достаточно часто используют методы налогового регулирования социально-экономических проблем с целью пополнения государственных доходов и поддержания уровня финансового обеспечения многочисленных общегосударственных расходов. Например, в Греции введен налог на туристов, в Дании используется налог на жирность продуктов и т.д. [13, c. 120].
В налоговой системе Республики Беларусь имеются характерные для экономики страны внутринациональные принципы, отвечающие мировым стандартам и получившие свое развитие в свете сложившихся социально-экономических отношений в государстве. Согласно ст. 2 Общей части НК, основными принципами налогообложения в Республике Беларусь являются следующие:
1. Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), но которым это лицо признается плательщиком.
2. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие установленными Налоговым кодексом признаками налогов, сборов (пошлин) иные взносы и платежи, не предусмотренные НК либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией Республики Беларусь, Налоговым кодексом, принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь.
3. Налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства.
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Субъектом, определяющим и обеспечивающим организацию налоговых отношений, являются налоговые органы. Их деятельность существенно влияет на качество налоговой среды в целом. Налоговые органы должны не только организовывать и контролировать процесс налогообложения, но также, исходя из высокой компетенции, оценивать и анализировать налоговое законодательство на предмет эффективности и соответствия экономическим условиям. Такой подход обуславливает необходимость восприятия налоговых органов как услуги, которая предоставляет налогоплательщикам высококачественные налоговые услуги и институциональную поддержку налоговой среды [6, с. 60].
В Республике Беларусь особое внимание уделяется не расширению налоговой базы, а сбалансированию бюджета. В результате налоги носят преимущественно фискальный характер. С фискальной точки зрения косвенные налоги играют решающую роль. Однако неоднозначное влияние косвенных налогов на экономическую ситуацию известно. С одной стороны, они являются наиболее стабильным и гарантированным источником доходов бюджета, с другой стороны, они являются одним из значительных ценовых факторов.
Модернизация налоговых органов с целью улучшения качества налоговой среды должна быть направлена на развитие взаимодействия с налогоплательщиком на интерактивной основе и расширение использования инструментов для обеспечения налоговой деятельности. Налоговую среду по параметру оценки качества налоговых органов можно оценить по показателю «удовлетворенность качеством налоговых услуг».
Институциональный фактор налоговой среды - налоговая служба - определяется степенью оперативного взаимодействия с хозяйствующими субъектами и населением, оценивается с точки зрения удобства такого взаимодействия и характеризуется удовлетворенностью качеством налоговых услуг. Налоговая служба предоставляет равные права всем налогоплательщикам, создает условия для развития бизнес-среды и, как следствие, обеспечивает финансовую стабильность и наполнение бюджета.
Основные проблемы отечественной налоговой системы заключаются в следующем.
Во-первых, это нечеткость представления определенных правил и положений, регулирующих исчисление и уплату налогов, что приводит к высокой сложности и непреднамеренным ошибкам. Прежде всего, это касается НДС, подоходного налога и экологического налога.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоговая политика – комплекс мер, проводимых государством с целью регулирования экономических процессов инструментами налоговой системы.
Классификации видов налоговой политики может проводиться по ряду функциональных критериев: по масштабу и долгосрочным целям, в зависимости от общей цели и стратегического направления налоговой политики, по территориальному признаку.
Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачиваются государству юридическими и физическими лицами (организациями, гражданами). Как правило, эти платежи являются не только обязательными, но и безвозмездными и обязательными. Налоги необходимы, поскольку государство использует их для воздействия на многие экономические и социальные процессы. Они помогают стимулировать или подавлять определенные виды деятельности, направляют развитие определенных отраслей и регионов, регулируют объем денег и денежного обращения, влияют на инвестиционную активность предпринимателей, функционирование рынка ценных бумаг и баланс между совокупным спросом и совокупное предложение. И хотя налоги возмутительнее утверждения, ни современное общество, ни государство не могут существовать без них.
Проанализировав реализацию налоговой политики в Республике Беларусь, можно сделать следующие основные выводы. В настоящее время основная доля доходов бюджета Республики Беларусь формируются за счет налоговых поступлений. При этом особый акцент делается на налог на добавленную стоимость, ибо его плательщиком являются практически все организации вне зависимости от различных факторов – реализации продукции, прибыльности предприятия и т.д.
Концептуальные основы дальнейшего развития налоговой политики Республики Беларусь связаны с использованием, прежде всего, стимулирующей функции налогообложения, связанной с уменьшением налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, снижением налоговых платежей и отменой обязательных отчислений в государственные средства, которые относятся на расходы по производству и реализации продукции. Кроме того, целесообразно ввести регрессивные ставки налога на прибыль, когда при увеличении суммы налогооблагаемой прибыли ставка налога уменьшается, что создает стимулы для полного раскрытия налоговой базы. Необходимо установить более ранние сроки уплаты налогов, дифференцируя их в зависимости от размера рассчитанных сумм.
1. Акулов, В .Б. Макроэкономика [Электронный ресурс] : учебное пособие / В.Б. Акулов. — 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 389 с.
2. Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь в системе макроэкономического регулирования публичных финансов / Е.Ф. Киреева // Публичные финансы в ХХI веке. – 2017. – С. 82-84.
3. Вымятнина, Ю. В. Макроэкономика в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Ю. В. Вымятнина, К. Ю. Борисов, М. А. Пахнин. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 294 с.
4. Гребенников, П. И. Макроэкономика в 2 т. Том 1: учебник и практикум для академического бакалавриата / П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич, А. И. Леусский. — 11-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 300 с.
5. Киреева, Е. Ф. Налоговая политика в условиях реформирования национальной экономики / Е. Ф. Киреева // Белорусский экономический журнал. – 2017. – №3. – С. 22–29.
6. Киреева, Е. Ф. Налоговые услуги в системе мер повышения эффективности государственного управления // Белорусский экономический журнал. – 2017. – № 2. – С. 52–62.
7. Макроэкономика : учебник / под ред. Л.Г. Чередниченко, А.З. Селезнева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 385 с.
8. Макроэкономика: учебник для вузов/ под общей редакцией В.Ф. Максимовой.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 171 с.
9. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Общая часть: Закон Респ. Беларусь от 19 дек. 2002 г., № 166-З (с изм. и доп. от 30 дек. 2018 г., №159-З) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2019. – Режим доступа: http://etalonline.by
10. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Особенная часть: Закон Респ. Беларусь от 29 дек. 2009 г., № 71-З (с изм. и доп. от 30 дек. 2018 г., №159-З) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2019. – Режим доступа: http://etalonline.by/
11. Официальная статистика министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] /Минфин РБ. - Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/.
12. Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/
13. Проблемы сбалансированности бюджета Республики Беларусь / Я.В. Мялик, А.В. Павловец // Финансы России в условиях глобализации. – 2017. – С. 120-124.
14. Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на 2016-2020 гг. [Электронный ресурс] /Минфин РБ. - Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/pdp2016_2020.pdf.
15. Родина, Г. А. Макроэкономика: учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры / Г. А. Родина [и др.]; под редакцией Г. А. Родиной. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 375 с.
16. Розанова, Н. М. Макроэкономика. Практикум: учебное пособие для магистратуры / Н. М. Розанова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 496 с.
17. Серегина, С. Ф. Макроэкономика. Сборник задач и упражнений: учебное пособие для академического бакалавриата / С. Ф. Серегина [и др.]; под редакцией С. Ф. Серегиной. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 184 с.
18. Симкина, Л.Г. Макроэкономика: учебное пособие / Л. Г. Симкина. — Москва: КноРус, 2016. — 336 с.
19. Тарасова, В. Ф. Налоги и налогообложение : учебник / В.Ф. Тарасова, М.В. Владыка, Т.В. Сапрыкина, Л.Н. Семыкина ; под общ. ред. В.Ф. Тарасовой. — 3-е изд., перераб. — Москва : КНОРУС, 2018. — 494 с.
20. Экономическая теория: микро; макро. Краткий курс. Под ред. М. И. Ноздрин-Плотницкого. - Минск: Мисанта, 2017.-304 с.