Живопись как средство воспитания любви к родному краю Курсовая работа (проект)
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Живопись как средство воспитания любви к родному краю»
по дисциплине: «Теория и методика руководства изобразительной деятельности детей дошкольного возраста»
2020
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Живопись как средство воспитания любви к родному краю
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика руководства изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
Организация: ДЦРР №4 (г. Могилев)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Вопросы для детей младшего дошкольного возраста.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Занятие по воспитаю любви к родине у детей младшего дошкольного возраста на тему «Моя родина Республика Беларусь».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ СРЕДСТВАМИ ЖИВОПИСИ
1.1 Воспитание любви в родному краю как задача дошкольного образования
1.2 Живопись как средство воспитания детей младшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ СРЕДСТВАМИ ЖИВОПИСИ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Характеристика любви к родному краю у детей младшего дошкольного возраста
2.3 Программа занятий по ознакомлению с живописью с целью воспитания любви к родному краю
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы обусловлена тем, что дошкольный возраст является важнейшим периодом становления личности, когда закладываются основы нравственных качеств, развиваются представления об окружающем мире. Очень важным является воспитание чувства любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края с самого раннего детства.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много. Многие педагоги и психологи, осмысливая проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста, посвятили свои исследования следующим аспектам:
– формированию гуманных отношений (Р.С. Буре, А.М. Виноградова, М.В. Воробьева);
– формированию любви к Родине (Л.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, Э.К. Суслова);
– воспитанию нравственно-волевых качеств (Е.Ю. Демурова, А.Р. Суровцева, Н.А. Стародубова).
Однако, в современной литературе освещаются лишь некоторые стороны воспитания любви к родному краю в конкретных видах деятельности, и нет четкой стройной системы, отражающей всю полноту данной проблемы. Слабо отражена роль живописи в воспитании патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста. Знакомство с живописью начинается уже с самого раннего младшего дошкольного возраста.
При углубленном изучении картины, анализе детей младшего дошкольного возраста, изображенных на ней, они ориентируются на установление отношений по содержанию. Педагог подчеркивает важность представленного феномена, настроения работы, которое художник раскрывает через цвет, композицию, мимику, жесты.
Каждое произведение искусства основывается на определенных логических представлениях художника об окружающем мире, о смысловых связях между явлениями и объектами, об их назначении. Таким образом, дети направляются к пониманию замысла художника, к пониманию связи между содержанием работы и средствами выражения.
Объект исследования: воспитание любви к родному краю.
Предмет исследования: живопись как средство воспитания любви к родному краю.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ СРЕДСТВАМИ ЖИВОПИСИ
1.1 Воспитание любви в родному краю как задача дошкольного образования
Впервые о воспитании любви к родной стране и родному краю стал говорить Я.А. Каменский, и именно он впервые теоретически обосновал данную проблему. Традиционно любовь к родному краю изучалась педагогами в рамках патриотического и нравственного воспитания.
Патриотизм в отечественной литературе понимается как любовь к Родине, к ее природе и культуре. В понятие патриотизма входят следующие компоненты: когнитивный (знания и представления), эмоциональный (чувства), поведенческий (умения и навыки). Так, любовь как чувство является эмоциональным компонентом патриотического воспитания.
Патриотизм как личностное образование, по мнению А.С. Козловой [11], включает в себя привязанность, сочувствие, сопереживание, ответственность и другие качества, без которых человек не может состояться как личность.
Согласно Р.С. Буре [5] нравственное воспитание – это целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение людей, формирующее у них моральные качества, убежденность в значимости нравственных норм.
Таким образом, воспитание любви к родному краю у детей младшего дошкольного возраста тесно связано и патриотическим и нравственным воспитанием. Однако, оно в большей степени предполагает эмоциональный аспект и отражается в эмоциональном отношении детей с родному краю.
В практике дошкольного воспитания была разработана методика патриотического воспитания. Под руководством Н.Ф. Виноградовой, Р.И. Жуковской проводились исследования по данной теме. Ими были выделены принципы патриотического воспитания:
1. Работа должна быть поэтапной.
2. Внутри каждого этапа работа должна осуществляться последовательно.
3. Внутри этапов выделяются отдельные темы (тематический принцип планирования).
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ СРЕДСТВАМИ ЖИВОПИСИ
2.1 Организация и методы исследования
Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень сформированности представлений у детей младшего дошкольного возраста о родном городе.
База исследования: ДЦРР №4, г. Могилева.
Выборка исследования: в исследовании приняло участие 20 детей второй младшей группы в возрасте 3-4 лет.
Для выявления уровня сформированности представлений детей младшего дошкольного возраста о родном городе была разработана беседа для детей «Мой город». Под представлениями в данной работе понимается совокупность знаний и эмоционально-ценностного отношения ребенка к своему городу.
Беседа проходила в индивидуальной форме. Каждому ребенку предлагалось ответить на следующие вопросы (Приложение А).
Ответы детей подвергались количественному и качественному анализу.
Критерии анализа:
– знания о своем городе: название города, улиц, знание памятных и любимых мест;
– эмоционально-ценностное отношение к родному краю: чувство привязанности к городу, теплое отношение к детскому саду, наличие любимых мест в городе, желание остаться в родном городе.
Оценка результатов осуществлялась следующим образом:
4 балла – ребенок правильно ответил на вопрос, отмечается положительно-эмоциональное отношение;
3 балла – ребенок правильно ответил на вопрос, отмечается нейтральное отношение;
2 балла – ребенок ответил на вопрос с трудом, отмечается положительно-эмоциональное отношение;
1 балл – ребенок ответил на вопрос с трудом, отмечается нейтральное отношение.
0 баллов – ребенок неправильно ответил на вопрос, отмечается нейтральное отношение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема воспитания любви к родному краю у детей тесно переплетается с нравственным и патриотическим воспитание. Однако, она в большей степени предполагает эмоциональный аспект и отражается в эмоциональном отношении детей с родному краю. Основным этапом формирования у детей любви к родному краю является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Воспитание любви к родному краю осуществляется самыми различными средствами. В основе воспитания любви к родному краю должны лежать следующие принципы: историзма, и гуманизации, дифференциации, интегративности, наглядности, принцип развивающего обучения.
Живопись как вид изобразительного искусства отражает объекты и явления реальной жизни путем нанесения красок на поверхность холста. Особенностью живописи является двухмерное изображение реального мира на плоскости. Занятия с элементами живописи являются важным средством развития личности ребенка младшего дошкольного возраста. В деятельности изобразительного искусства ярко представлена деятельность личности и особенно деятельность познавательной и творческой составляющих сложной структуры личности. Дети в период младшего дошкольного возраста подвержены воспитательным воздействиям, направленным на психическое развитие детей. Этот период чувствителен к развитию зрительной активности детей.
Результаты проведенной беседы «Мой город» с детьми младшего дошкольного возраста показывают, что у большинства (75%) детей недостаточно сформированы знания о родном городе, эмоционально-ценностное отношение к родному городу – либо нейтральное, либо эмоционально-положительное. Эти дети в процессе беседы сомневались в своих ответах, либо затруднялись ответить. Многие дети любят свой город, свой край, некоторые – не выражали своих чувств. У 20% детей знания о родном городе сформированы на высоком уровне, отношение к родному городу – эмоционально-положительное. Эти дети смогли ответить правильно почти на все вопросы, в их ответах обнаруживаются теплые чувства и привязанность к родному городу. У 5% детей отсутствуют знания о родном городе, отношение к родному городу при этом нейтральное. Ребенок ни на один вопрос не ответил в положительном аспекте о своем родном крае.
1. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н. В. Алешина. – М. : ЦГЛ, 2004. – 156 с.
2. Алиева, С. Т. Патриотическое воспитание детей 6–7 лет средствами интегративных форм народного творчества : автореф. дисс. канд. пед .наук : 13.00.01 / С. Т. Алиева. – Махачкала, 2004. – 168 с.
3. Андреева, Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Н. Ф. Андреева // Управление ДОУ. – 2005. – № 1. – С. 16–24.
4. Артемова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л. В. Артемова. – М. : Сфера, 1992. – 120 с.
5. Буре, Р. С. Социально–нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие / Р. С. Буре. – М. : Мозаика–синтез, 2011. – 63 с.
6. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
7. Данейкина, И. Д., Кобозева Воспитание любви к своей родине у дошкольников посредством музыки / И. Д. Данейкина, И. С. Кобозева // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5. – С. 470–471.
8. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004. – 272 с.
9. Доронова, Т. Развитие детей в изобразительной деятельности / Т. Доронова // Ребенок в детском саду. – 2004. – № 4. – С. 21 – 29.
10. Козакова, И. C. Особенности патриотического воспитания дошкольников / И. С. Козакова // Обруч. – 2003. – № 6. – С. 8–12.
11. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью : учеб. пособие / С. А. Козлова. – М. : Академия, 2008. – 160 с.
12. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество / Т. С. Комарова. – М., 2005. – 160 с.
13. Курочкина, П. И. Знакомство с пейзажной живописью / П. И. Курочкина. – С.-Пб. : Детство-пресса, 2000. – 143 с.
14. Лисицына, Т. Б. Экскурсия – педагогический процесс / Т. Б. Лисицына // Молодой ученый. – 2012. – № 6. – С. 401–404.
15. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников : учеб. пособие / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко. – М. : Академия, 2002. – С. 1–50.
16. Панксенов Г. И. Живопись. Форма, цвет, изображение: учебное пособие для студ. высш. худ. учебных заведений / Г. И. Панксенов. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 325 с.
17. Пралеска : Программа дошкольного образования / Е. А. Панько. – Минск : НИО, 2007. – 320 с.
18. Рыбалкова, И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания / И. Рыбалкова // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 6. – С. 45–55.
19. Ходонович, Л. С. Ребенок. Игра. Творчество : в 2 ч. / Л. С. Ходонович. – Мн.: Академия последипломного образования, 2004. – Ч. I. – С. 116–119.
20. Черемных, С. В. Воспитание патриотических чувств в дошкольном возрасте / С. В. Черемных // Молодой ученый. – 2014. – № 20. – С. 639–641.
21. Чумичева, Р. М. Дошкольникам о живописи: Кн. для воспитателей дет. Сада / Р. М. Чумичева. – М.: «Просвещение», 2002. – 126 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Вопросы для детей младшего дошкольного возраста.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Занятие по воспитаю любви к родине у детей младшего дошкольного возраста на тему «Моя родина Республика Беларусь».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты