Введение
Глава 1 Теоретические основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
1.1 Сущность и правовая природа обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
1.2 Порядок и условия проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
1.3 Зарубежный опыт обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Глава 2 Анализ обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в представительстве РУСП «Белгосстрах» по Дрогичинскому району
2.1 Финансово-экономическая характеристика представительства РУСП «Белгосстрах» по Дрогичинскому району
2.2 Аналитический обзор проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в представительстве РУСП «Белгосстрах» по Дрогичинскому району за последние 3 года
Глава 3 Перспективы развития обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в представительстве РУСП «Белгосстрах» по Дрогичинскому району
3.1 Проблемы развития обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в представительстве РУСП «Белгосстрах» по Дрогичинскому району
3.2 Направления совершенствования обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в представительстве РУСП «Белгосстрах» по Дрогичинскому району
3.3 Совершенствование ценообразования на услуги по автотранспортному страхованию в представительстве РУСП «Белгосстрах» по Дрогичинскому району
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Страхование автомобильных рисков связано с глубокими экономическими и социальными изменениями в обществе, связанными с массовым автомобилизацией, увеличением автопарков и интенсивностью дорожного движения, а также с большими материальными потерями в результате дорожно-транспортных происшествий.
Мировое сообщество разработало универсальное средство для возмещения вреда физическим и юридическим лицам, пострадавшим на автомобильных дорогах, и имущественного ущерба, охватывающее не только неблагоприятные последствия для участников транспортного движения, но и риски ущерба третьим лицам, ставшим жертвами дорожно-транспортных происшествий.
Среди всех видов транспорта особое место занимает автомобильному, способному наиболее эффективно удовлетворить спрос внешнеторговых компаний на перевозку грузов. Как внутри страны, так и в международных сообщениях грузовые автомобильные перевозки быстро развиваются. С каждым годом увеличивается объем международных пассажирских перевозок, растет международный автотуризм, что приводит к увеличению дорожно-транспортных происшествий и несчастных случаев, потерь при перевозке грузов. В конечном итоге это приводит к потерям.
Одной из важнейших проблем создания в Беларуси масштабного страхового рынка является формирование современной законодательной базы, основанной на изучении и взвешенном использовании опыта мировых стандартов, обеспечивающих баланс интересов страховщиков и страхователей при осуществлении страховых операций.
Применение обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств требует неотложного решения проблем, возникающих при страховании автомобильного транспорта.
Актуальность и недостаточная проработка темы автострахования в его практической роли при увеличении определила предмет и цели данной курсовой работы.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Предмет исследования – нормативные правовые акты, учебные издания, монографии и статьи учёных-юристов в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Цель работы – проанализировать нормативные правовые акты, учебные издания, монографии и статьи учёных-юристов в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
1.1 Сущность и правовая природа обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
В условиях рыночной экономики государство в большинстве случаев не выполняет функции гаранта возмещения ущерба, причиненного как природными силами, так и экономическими факторами физическим и юридическим лицам. Эту роль берет на себя страховая система.
Гражданскую ответственность владельцев транспортных средств несет владелец автомобиля (автофургон, автобус и т.д.) обязанность полного возмещения вреда третьему лицу в случае дорожно-транспортного происшествия по его вине. То есть, если владелец (его уполномоченное лицо) при управлении автомобилем причинил вред пассажирам, пешеходам, другим субъектам гражданского права, он должен возместить этот ущерб в полном объеме. Сумма ущерба может исчисляться в крупном размере, поэтому автовладелец не в состоянии самостоятельно возместить этот ущерб. По этой причине в большинстве стран мира было введено обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств [19, с. 124].
Правда, если это предусмотрено законом, то ущерб может быть возмещен в незначительных количествах, это ограниченная ответственность. В таких случаях потерпевший может получить недостающую сумму через страховку, если этот риск был застрахован добровольно или потерпевший подал иск.
Особенностью страхования ответственности является порядок определения страховой суммы, которую в договоре часто называют лимитом ответственности. Термин «лимит ответственности» не имеет такого же значения как «страховая сумма», но он активно применяется в законодательстве и страховой практике многих стран. В отличие от страхования имущества, где страховая сумма обычно определяется страховой стоимостью или реальной стоимостью имущества или его частью, в то время как в страховании ответственности стороны определяют конечную сумму платежа в договоре – это и есть лимит ответственности страховщика, который может возникнуть в случае причинения последним вреда третьим лицам [19, с. 142].
Особенностью страхования ответственности за причинение вреда является то, что при заключении договора страхования лицо, в пользу которого заключен такой договор, не может быть известно заранее, то есть неизвестно, кому будет причинен ущерб страхователем.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВЕ РУСП «БЕЛГОССТРАХ» ПО ДРОГИЧИНСКОМУ РАЙОНУ
2.1 Финансово-экономическая характеристика представительства РУСП «Белгосстрах» по Дрогичинскому району
Белгосстрах – крупнейшая страховая организация Республики Беларусь. Работая как с физическими, так и с юридическими лицами, Белгосстрах предоставляет своим клиентам более 100 вариантов услуг страхования по всем видам добровольного и обязательного страхования.
8 филиалов и 114 представительств по всей республике делают наши услуги доступными для каждого жителя Беларуси. Кроме того, страховые услуги Белгосстраха оказывают Беларусбанк, Белагропромбанк, Белинвестбанк, БПС-Сбербанк, Белвнешэкономбанк, БАМАП, Белпочта и Белтелеком. Таким образом, действующая сеть продаж страховых услуг Белгосстраха превышает более 5 000 точек продаж по всей территории страны, ряд из которых работает круглосуточно. Работая как с физическими, так и с юридическими лицами, Белгосстрах предоставляет своим клиентам более 100 вариантов услуг страхования по 86 видам добровольного и обязательного страхования. Специалисты компании постоянно разрабатывают и внедряют новые страховые продукты.
По состоянию на 01.01.2020 г.:
Численность работников - 5 621, в том числе специалистов - 3 252, штатных страховых агентов - 2 369. Уставный фонд Белгосстраха составляет 418,5 млн. рублей.
Минимальный размер уставного фонда страховщика устанавливается в сумме, эквивалентной 11 млн. белорусских рублей (пункт 15 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 "О страховой деятельности").Собственный капитал Белгосстраха составляет 672,6 млн. рублей.
Представительство Белгосстраха по Дрогичинскому району (далее – представительство) является обособленным подразделением предприятия «Белгосстрах», осуществляет защиту и представительство интересов унитарного предприятия и совершает от его имени сделки и иные действия на территории г. Минска.
Наименование представительства:
– полное – представительство Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия «Белгосстрах» по Дрогичинскому району;
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВЕ РУСП «БЕЛГОССТРАХ» ПО ДРОГИЧИНСКОМУ РАЙОНУ
3.1 Проблемы развития обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в представительстве РУСП «Белгосстрах» по Дрогичинскому району
Отрицательными сторонами в развитии транспортного страхования по Представительству РУСП «Белгосстрах» Дрогичинскому району являются:
- медленные темпы роста количества заключенных договоров по транспортному страхованию с юридическими лицами;
- снижение количества договоров с физическими лицами;
- увеличение количества договоров страхования, по которым производятся страховые выплаты;
- увеличение нормы убыточности видов страхования ответственности – показателя, характеризующего уровень финансовой стабильности данного вида страхования;
- увеличение сумм страховых выплат по страхованию ответственности;
- рост среднего страхового возмещения на один договор.
Положительными сторонами в развитии транспортного страхования по Представительству РУСП «Белгосстрах» Дрогичинскому району являются:
- рост суммы страховых взносов в 2,6 раза;
- устойчивая тенденция увеличения поступления страховых взносов по страхованию автотранспорта.
На данный момент владельцы транспортных средств при оформлении договора ОСАГО сталкиваются с целым рядом проблем, одной из таких является несоответствия страховых выплат реально причинному ущербу. Это объясняется тем, что страховая выплата предназначена лишь для того, чтобы вернуть автомобиль в прежнее состояние, исключая возможность страхователя получить своего рода выгоду. Однако, столь итак небольшие выплаты страхователь значительно занижает до максимально малых размеров, что не позволяет вернуть автомобиль в начальное состояние.
Снова встает проблема занижения компенсационных выплат так же связана с увеличением автотранспортных средств [11, с. 120], и вместе с этим учащение дорожно-транспортных происшествий на дорогах, в связи с этим страховые случаи наступают все чаще и чаще, а страховые компании несут убытки, а, следовательно, они подымают цены на полюса ОСАГО, кроме того, пытаются навязать еще и дополнительные услуги, которые, по своей сути, не несут пользы, а нацелены на увеличение страховой премии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании исследования, проведённого в данной курсовой работе, автор приходит к следующим выводам.
Каждая страна СНГ должна стремиться к четкой и подробной правовой регламентации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, что позволит обеспечить надлежащую защиту прав участников данных правоотношений, в особенности прав потерпевших лиц. Выполнить такую задачу отдельному государству должно помочь использование в законодательной деятельности правовых достижений стран – членов Содружества. Гражданская ответственность является предусмотренной законом мерой государственного принуждения для восстановления нарушенных прав потерпевшего и обеспечения их за счет нарушителя. Другими словами, под гражданской ответственностью понимается обязанность каждого лица возместить ущерб, причиненный другому лицу. Под убытками понимаются расходы, понесенные потерпевшим на восстановление здоровья и имущества.
Рынок обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств является наиболее проблемным среди других видов страхования. На данном этапе развития, с учетом всех внесенных изменений и предложений, можно сделать вывод о том, что регулированию подлежат права и обязанности, как страховщика, так и клиентов. К тому же, можно предположить, что дальнейшее совершенствование рынка возможно путем мероприятий, позволяющих вывести ОСАГО из кризисного состояния. В процессе андеррайтинга каждому риску в соответствии с его характеристиками должен быть назначен индивидуальный тариф. Общий алгоритм расчета итогового нетто-тарифа является сочетанием процессов первичного и вторичного дифференцирования премии. В большинстве страховых компаний базовый нетто-тариф рассчитывается на основе первичного дифференцирования премии. Если компания не применяет систему «бонус-малус», то базовый нетто-тариф становится итоговым тарифом.
Страхование ответственности выступает в качестве одного из важнейших элементов социальной защиты человека. Поэтому сегодня на первом месте однозначно стоит обязательное страхование ответственности за причинение вреда. Данный вид страхования, с одной стороны, защищает страхователя от финансовых потерь, которые он может понести в результате предъявления к нему требований о погашении ущерба, причиненного третьей стороне, а с другой стороны, система страхования ответственности защищает имущественные интересы третьих лиц, которые приобретают гарантии, что нанесенный им ущерб будет возмещен.
1. Бойко, А. Скрытые резервы страховой отрасли / А. Бойко // Финансы, учет, аудит. – 2012. – № 6. – С. 5-8.
2. Бизнес-план и бухгалтерская отчетность [Электронный ресурс] / Белгосстрах. – Режим доступа: http://bgs.by/about/8020/
3. Вильбик, А. Развитие онлайн-страхования в Республике Беларусь: проблемы и перспективы / А. Вильбик // Страхование в Беларуси. – 2014. – № 4. – С. 23-24.
4. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: прин. Палатой представителей 28 октября 1998 года, одобр. Советом Республики 19 ноября 1998 года: в ред. от 18 декабря 2019 г., № 277-З // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
5. Гвозденко, А.А. Финансово-экономические методы страхования: учеб. для вузов / А.А. Гвозденко. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 184 с.
6. Денисова, И.П. Страхование: учеб. пособие для вузов / И.П. Денисова. –М.: МарТ, 2007. – 240 с.
7. Деева, А.И. Финансы и кредит: учеб. пособие для вузов / А.И. Деева. – М.: КНОРУС, 2015. – 536 с.
8. Купцов, М.М. Финансы: учеб. пособие для вузов / М.М. Купцов. – М.: РИОР, 2016. – 188 с.
9. Кузнецова, Е.И. Финансы. Денежное обращение. Кредит : учеб. пособие для вузов / Е.И. Кузнецова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 687 с.
10. Каморник, А.И. Методический подход к разработке интегрального показателя развития страхового рынка / А. И. Каморник // Бухгалт. учет и анализ. – 2013. – № 12. – С. 26-30.
11. Мурина, Н.Н. Страховое дело: учеб. пособие для вузов / Н.Н. Мурина, А.А. Роговская. – Минск: ИВЦ Минфина, 2015. – 246 с.
12. Милашевская, Е. Проблемные вопросы страхования / Е. Милашевская // Налоговый вестник. – 2013. – № 8. – С. 77-91.
13. Официальный сайт Белгосстрах [Электронный ресурс] – 2018. – Режим доступа: http://bgs.by/.
14. О страховой деятельности: Указ Президента Респ. Беларусь от 25 авг. 2006 г. № 530: с изм. и доп. 01.12.2014г., №552// Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2020. – Режим доступа: http://etalonline.by/
15. Попов, Е.М. Финансы организаций: учеб. для вузов / Е.М. Попов. – Минск: Выш. шк., 2015. – 431 с.
16. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 20.06.2014 г. №38 «Об установлении нормативов безопасного функционирования для страховых организаций» / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2020.
17. Страховой рынок, его субъекты и их назначение // [Электронный ресурс] – 2020. – Режим доступа: http://finlit.online/strahovoe-delo-finansi/strahovoy-ryinok-ego-subyektyi-20396.html
18. Страхование в Беларуси – обзор рынка // [Электронный ресурс] – 2020. – Режим доступа: https://benefit.by/page/show/articles/1814
19. Болтрушевич, Г.К. Страховое дело: практическое пособие / Г.К. Болтрушевич, Л.А. Глазунова. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины. 2008. – 251 с.
20. Финансы и финансовый рынок: учеб. для вузов / О.А. Пузанкевич, Е.Ф. Киреева, Т.И. Вуколова [и др.]; под ред. О.А. Пузанкевич. – Минск: БГЭУ, 2016. – 415 с.
21. Финансы и кредит: учеб. для вузов / О.В. Соколова, И.А. Бондаренко, О.И. Земцова [и др.]; под ред. О.В. Соколовой. – М.: Магистр, 2015. – 912 с.