Развитие познавательной активности учащихся в шестой школьный день Курсовая работа (проект)
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие познавательной активности учащихся в шестой школьный день»
по дисциплине: «Педагогика»
2020
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Развитие познавательной активности учащихся в шестой школьный день
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: Средняя общеобразовательная школа №219, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета Н.Г. Лускановой для младших школьников.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Направленность на приобретение знаний» Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичные данные по методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты статистической обработки данных по критерию Вилкоксона.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ШЕСТОЙ ШКОЛЬНЫЙ ДЕНЬ
1.1 Сущность понятия «познавательная активность»
1.2 Педагогические условия развития познавательной активности учащихся
1.3 Формы и содержание учебно-воспитательной работы по развитию познавательной активности учащихся в шестой школьный день
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ШЕСТОЙ ШКОЛЬНЫЙ ДЕНЬ
2.1 Организация и методы экспериментального исследования
2.2 Результаты исследования познавательной активности учащихся младшего школьного возраста
2.3 Проект программы учебно-воспитательной работы по развитию познавательной активности учащихся младшего школьного возраста в шестой школьный день и оценка его эффективности
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что процесс образования в современной школе направлен на поиск эффективных методов повышения успеваемости учащегося и формирования базовых учебных компетенций. Необходимым условием для этого является развитая познавательная активность учащегося. Актуальность изучения познавательной активности в педагогике обусловлена тем, что современный школьник должен быть мобильным, владеть современными технологиями, уметь ориентироваться в многообразии информационных потоков, адаптироваться к меняющейся действительности, уметь принимать взвешенные, обоснованные решения, стремится к самообразованию. А основным инструментом при этом выступает именно познавательная активность. Общее среднее образование следует рассматривать как инструмент формирования ключевых образовательных компетенций [26]. В этой связи познавательная активность является основой для формирования всех ключевых компетенций, а также связующим звеном между ними [24]. Богатый потенциал практических возможностей по развитию познавательной активности учащихся имеет организация учебно-воспитательной работы в шестой школьный день. Во многих учреждениях образования проводится работа по содержательному наполнению свободного от учебы дня, наметилась определенная стабильность и системность в его педагогической организации. В учреждениях образования созданы модели педагогической работы в субботний день, в основе которых – программы по организации шестого школьного дня с учетом потенциала социокультурной среды и участия всех заинтересованных лиц.
Проблема формирования познавательной активности в различных аспектах изучалась в трудах отечественных педагогов. Сущность познавательной активности в процессе учебной деятельности как ведущего вида деятельности нашла отражение в исследованиях, проведенных Н.В. Балабаевой [1], Т.И. Зубкова [5], Д.А. Маловичко [10], И.С. Морозовой [14] и др. Проблемы формирования познавательной активности получили в трудах Е.Д. Хлестовой [23] и Г.И. Щукиной [27]. В педагогике современной начальной школы достаточно широко используются различные аспекты решения дидактических проблем, связанных с активизацией познавательной активности на принципах личностно-ориентированного обучения. Психологические и педагогические концепции, раскрывающие содержание познавательной активности и деятельности, взаимосвязь личности и познания отражены в работах Б.Г. Ананьева, Л.А. Аристовой, И.Я. Лернера, П.И. Пидкасистого, Е.Д. Хлестовой и др.
Несмотря на наличие многочисленных исследований проблемы развития познавательной активности учащихся, было выделено противоречие: между возросшими требованиями к уровню развития познавательной активности личности учащегося и недостаточным использованием педагогами - практиками уникальных возможностей шестого школьного дня в развитии познавательной активности школьников. Это и обусловило выбор темы настоящего исследования.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ШЕСТОЙ ШКОЛЬНЫЙ ДЕНЬ
1.1 Сущность понятия «познавательная активность»
Познавательную активность в педагогической науке изучают с различных сторон, но любое исследование рассматривает данный феномен как часть общей проблемы обучения и воспитания.
Познавательная активность представляет собой процессы присвоения определенных знаний, которые добыты другими, и на основе этого выработка собственного представления об окружающем [8, с. 65].
Познавательная активность представляет собой целенаправленную форму активности личности, которая регулируется внутренними и внешними условиями жизнедеятельности, которая имеет деятельностный и организованный характер.
Познавательная активность – является обширным понятием, которое охватывает перцептивную, умственную, символическую, предметную, мнемоническую деятельности, а также учебные и воспитательные мотивы. Важной особенностью познавательной активности является ее индивидуализированность, которая оказывает значимое влияние на результаты и процесс течения этой активности.
Анализ педагогической литературы показал, что отсутствует единый подход к определению понятия «познавательная активность», что свидетельствует о его многоаспектности и многогранности. В педагогике познавательная активность трактуется как качество деятельности ученика, которое может проявляться в его отношении к процессу и содержанию учения, в стремлении к эффективному овладению способами деятельности и знаниями за минимальное время, в мобилизации нравственных и волевых усилий для достижения учебно-познавательной цели [14].
Т.И. Зубкова определяет познавательную активность как «характеристику деятельности, естественное стремление человека к познанию, интенсивность и интегральное личностное образование» [5, с. 11].
По мнению В.С. Ильина, в основе развития познавательной активности стоит преодоление ребенком противоречий между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, которыми обладает он в данный момент [12, с. 59].
Г.И. Щукина определяет как качество личности «познавательную активность», которое содержит стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный ответ на процесс познания. По её мнению, качеством личности «познавательная активность» является при устойчивом проявлении стремления к познанию [27, с. 17].
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ШЕСТОЙ ШКОЛЬНЫЙ ДЕНЬ
2.1 Организация и методы экспериментального исследования
В соответствии с целью и задачами исследования было организовано и проведено экспериментальное исследование. Организация исследования включала в себя:
1. Подбор тестовых методик для определения актуального уровня развития познавательной активности учащихся младшего школьного возраста, формирование выборки испытуемых.
2. Выявление показателей познавательной активности учащихся по тестовым методикам.
3. Разработка и внедрение программы развития познавательной активности учащихся младшего школьного возраста в шестой школьный день.
4. Проведение контрольной диагностики познавательной активности младших школьников для определения эффективности разработанной программы.
Гипотеза исследования: внедрение проекта программы учебно-воспитательных мероприятий с учащимися младшего школьного возраста в шестой школьный день позволит повысить у них уровень развития познавательной активности.
База исследования: государственное учреждение образования «Средняя общеобразовательная школа №219 г.Минска».
Описание выборки исследования: в исследовании приняли участие 27 учащихся в возрасте 9-10 лет. Выбор именно данной возрастной категории учащихся обусловлен тем, что наиболее важным периодом для формирования познавательной активности является младший школьный возраст, так как в это время у ребенка начинают активно формироваться произвольные умственные действия: намеренное запоминание и припоминание учебного материала, произвольное внимание, направленное на устойчивое наблюдение, упорство в решении мыслительных задач.
Методы экспериментального исследования:
1. Метод анкетирования. Учащимся была предложена анкета, разработанная Н.Г. Лускановой (приложение А). Материал представлял собой бланк состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Обучающимся предлагается ответить на вопрос одним из предложенных вариантов [2].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Познавательная активность трактуется как качество деятельности ученика, которое может проявляться в его отношении к процессу и содержанию учения, в стремлении к эффективному овладению способами деятельности и знаниями за минимальное время, в мобилизации нравственных и волевых усилий для достижения учебно-познавательной цели.
Педагогические условия развития познавательной активности школьников включают в себя: формирование положительного отношения к учебной деятельности, организацию познавательной деятельности школьников с учетом возрастных, социально-психологических особенностей учащихся; организацию учебной процесса по принципу исследовательской деятельности, постепенное усложнение нового учебного материала, стимулирование самостоятельности учащихся в приобретении новых знаний.
Развитие познавательной активности в условиях пятидневной школьной недели может эффективно проводится и в свободный от уроков шестой день недели. При этом могут быть использованы различные формы работы: факультативные занятия, поддерживающие и коррекционные занятия, конкурсы, интеллектуальные игры и викторины, выставки творческих работ, экскурсии, учебные конференции, кружковая работа.
В ходе экспериментального исследования было выявлено актуальное состояние познавательной активности учащихся младшего школьного возраста. Полученные результаты свидетельствовали о необходимости разработки проекта программы по развитию познавательной активности учащихся в шестой школьный день. Задачи программы: мотивирование учащихся к исследовательской поисковой деятельности; повышение уровня учебной мотивации; развитие интереса к различным видам интеллектуальной деятельности. В ходе реализации программы произошло повышение у учащихся познавательной активности, учебной мотивации, потребности в получении новых знаний.
Практическая значимость изучения результатов исследования заключается в том, что материалы могут найти применение в деятельности педагогов начальной школы. Формирование познавательной активности в младшем школьном возрасте положительно влияет на развитие личности и позитивно сказывается на результативности учебной деятельности. В силу этого, практически значима целенаправленная педагогическая деятельность по формированию познавательной активности и самостоятельности младших школьников, поскольку эти компоненты являются интегративными качественными характеристиками индивидуальности, включающей систему направленности, способностей и умений учащегося своими силами в ходе учебной деятельности стимулировать познавательную деятельность с целью решения личностно значимых для него учебных и социальных задач.
1. Балабаева, Н.В. Понятие и сущность познавательной активности младших школьников / Н.В. Балабаева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2015. - №1. – С. 34–38.
2. Гусева, Т.А. Психодиагностические методы исследования познавательной активности в контексте системного подхода / Т.А. Гусева / Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2008. – № 9. – С. 9–15.
3. Дмитриева, Л.Г. Психолого-педагогические условия повышения познавательной активности младших школьников / Л.Г. Дмитриева [и др.] // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2017. – № 2. – С.129–134.
4. Емельянчик, Л.В. Шестой школьный день: каждый должен найти себе занятие по душе // Веснік адукацыі. — 2005. – №4. – С.34-36.
5. Зубкова, Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов : автореф. дис. … канд. пед. наук / Т.И. Зубкова. – Екатеринбург, 1993. – 24 с.
6. Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в 2019/2020 учебном году» [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.adu.by/.
7. Кодекс Республики Беларусь об образовании [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.by
8. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М. : Академия, 2001. – 176 с.
9. Конышева, А.В. Анализ различных классификаций видов самостоятельной работы // Вестник Полоцкого государственного университета. Педагогические науки. – 2006. – № 5. – С.39–46.
10. Маловичко, Д.А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника / Д.А. Маловичко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2010. – №1. – С. 125–129.
11. Медведев, И.В. Концепция самообразования: основные понятия и структура / И.В. Медведев // Образование и наука. – 2012. – № 2. – С. 32–42.
12. Методическая копилка шестого школьного дня / Сост. А.М.Деменцевич. – Минск: Государственное учреждение «Академия последипломного образования», 2019. – 171с.
13. Моро, М.И. Самостоятельная работа учащихся на уроках / М.И. Моро. – М. : Приори, 2013. – 150 с.
14. Морозова, И.С. Познавательная активность младших школьников / И.С. Штепина, И.С. Морозова // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 12. – С. 162–165.
15. Попова, Д.В. Особенности формирования учебной самостоятельности младших школьников / Д.В. Попова, Б.В. Сергеева // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 6 . – С. 114–122.
16. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М. : Академия, 2012. – 576 с.
17. Старикова, В.С. Шестой день учебной недели в учреждениях внешкольного воспитания и обучения // Пазашкольнае выхаванне. – 2004. – № 10. – С.48-51.
18. Стецкая, Н.А. Взаимодействие школы и семьи по организации свободного времени учащихся в шестой школьный день // Столичное образование. – 2003. – №11. – С.16-18.
19. Тельнова, Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения / Ж.Н. Тельнова // Практическая психология в образовании. – 2012. – № 4. – С.22–26.
20. Трубинова, К.М. Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения в начальной школе / К. М. Трубинова // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). – Казань : Молодой ученый, 2017. – С. 9–14.
21. Троицкая, И.Ю. Развитие самостоятельности и трудолюбия в младшем школьном возрасте / И.Ю. Троицкая, М.Д. Зимина // Молодой ученый. – 2016. – №4. – С. 712–715.
22. Харламов, И.Ф. Как активизировать учение школьников: дидактические очерки / И.Ф. Харламов // Практическая психология в образовании. – 2014. – №2. – С.34-36.
23. Хлестова, Е.Д. Формирование ключевых компетенций познавательной активности современного подростка: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – М. : МГУ, 2009. – 26 с.
24. Цукерман, Г.А. Развитие учебной самостоятельности / Г.А. Цукерман, А.Л. Венгер. – М. : ОИРО, 2010. – 432 с.
25. Чутко Н.Я. Проблема обучения и развития и учебная деятельность младших школьников / Н.Я. Чутко. – Самара : Издательство «Учебная литература», 2003. – 48 с.
26. Шмигирилова, И.Б. Познавательная компетентность как система требований к личности выпускника средней школы / И.Б. Шмигирилова / Вестник Челябинского педагогического государственного университета. – 2012. № 5. – С. 209–221.
27. Щукина, Г.И. Проблема познавательной потребности в педагогике / Г.И. Щукина. – М. : Педагогика, 2001. – 351 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета Н.Г. Лускановой для младших школьников.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Направленность на приобретение знаний» Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичные данные по методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты статистической обработки данных по критерию Вилкоксона.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты