Введение
Монополия – (от моно и греч. Poleo - продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.
Монополии – это крупные хозяйственные ассоциации (картели, синдикаты, трасты, концерны и т. д.), которые находятся в частной собственности (отдельные, групповые или акционерные) и контролируют отрасли, рынки и экономики, основанные на высокой степени концентрации производства и капитала через установление монопольных цен и извлечения монопольной прибыли. Доминирование в экономике является основой влияния монополий на все сферы жизни страны.
Формирование и рост монополий исторически неразрывно связаны с ростом капитала свободной конкуренции в монополистический капитализм. В области экономических отношений капиталистический рост монополий привел к усилению их диктатуры и господства.
Благодаря высокой концентрации экономических ресурсов монополии создают возможности для ускорения технологического прогресса. Однако эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение помогает монополизировать извлечение высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и другие экономисты утверждают, что крупные компании с большой властью желательны в экономике, потому что они ускоряют технологические изменения, потому что компании с монопольной властью могут тратить свою монопольную прибыль на исследования, чтобы защитить или укрепить свою монопольную власть. Проводя исследования, они приносят пользу себе и обществу в целом. Однако нет убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, поскольку монополии могут задерживать развитие технического прогресса, если они угрожают их прибылям.
История монополий неразрывно связана с развитием тех процессов, которые на каждом этапе ускоряли рост монополизации экономики, придавая ей новые формы. Среди наиболее важных из них - рост собственности акционеров, новая роль банков и развитие систем участия, монополистические слияния как средство централизации капитала, эволюция капиталистических ассоциаций и новейшие формы ассоциаций. Каждый из этих процессов имеет самостоятельное значение в развитии современного капитализма. И в то же время каждый из них по-своему ускорял развитие монополизации экономики.
Целью курсовой работы является изучение методов регулирования естественных монополий.
Исходя из сформулированной цели, поставлены следующие задачи:
– изучить причины возникновения и особенности функционирования естественных монополий;
– изучить зарубежный опыт естественных монополий;
– изучить место естественных монополий в национальной экономике в Республики Беларусь;
– проанализировать перспективы развития естественных монополий в Республике Беларусь.
Объектом исследования – естественные монополии.
Предмет исследования – функционирование естественных монополий.
Теоретическую и информационную базу курсовой работы составили исследования российских и белорусских ученых, экономическая периодика, статистические данные.
В работе применяются такие методы исследования, как изучение и анализ источников литературы, сравнительный метод и аналитический метод.
Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников.
1 Причины возникновения и особенности функционирования естественных монополий
В последнее время экономическая теория попыталась переосмыслить понятие, отражающее природу естественных монополий и методы, регулирующие их деятельность. В то же время на основе критики существующих методов определения роли и статуса естественных монополий в системе экономических отношений в развитых рыночных экономиках (главным образом США и Великобритании) были приняты законы и нормативные акты, направленные на регулирование сектора экономики естественных монополий.
Естественная монополия – это рыночная структура, в которой только одна компания гарантирует рыночный спрос при минимальных издержках производства. Она присуща областям, где неуклонно растет эффект масштаба, таким как трубопроводы и нефтепроводы, а также железнодорожный транспорт, коммунальные услуги, системы электроснабжения и телекоммуникации. В этих областях экономия от масштаба настолько велика, что удовлетворение рыночного спроса одной компанией обеспечит более низкие издержки, чем при конкуренции нескольких компаний. Таким образом, государство может содействовать поддержке данного вида монополии, разрабатывая комплекс мер (контроль за ценой и качеством товаров, установление набора предоставляемых услуг) по противодействию использованию монополистами существующих рыночных сил. [8, с. 197].
Исторически сложилось так, что стремление государства регулировать деятельность естественных монополий было связано с компенсацией затрат на строительство объектов по производству важнейших товаров и услуг и ограничением злоупотреблений монополиями со стороны потребителей.
Все существующие в экономической теории подходы и направления к классификации естественных монополий можно идентифицировать по следующим критериям: по уровню развития производительных сил и производственных отношений, по форме собственности, по методу реализации функции естественных монополий.
С точки зрения развития производительных сил и производственных отношений ортодоксальная марксистская школа (Р. Гильфердинг, В.И. Ленин) [2] связывает естественную монополию с наличием высокого уровня концентрации производства и его специализации. Консолидация капиталистической фирмы стимулируется как экономическими факторами (экономия от масштаба, необходимость контроля над рынком), так и неэкономическими факторами (стремление усилить социально-экономическое влияние).
Неоклассическая теория рассматривает естественную монополию как компанию, производственная функция которой показывает положительную отдачу от масштаба при произвольном объеме производства. Критерием существования естественной монополии является снижение средних издержек, характерное для так называемых инфраструктурных предприятий. В последнее время в экономической теории преобладает концепция субаддитивности затрат. Теория конкурентных рынков, представленная В. Боумолом, Дж. Панзаром, Р. Вилленгом и др. [4], оказала большое влияние на процесс дерегулирования различных отраслей и понимания сущности естественной монополии. Сторонники этой теории считают, что отрасль является естественной монополией, если на всех уровнях выпуска функция затрат является субаддитивной. Субаддитивность затрат означает: если n фирм производят в целом выпуск Q, то их общие затраты на производство всего выпуска всегда будут выше, чем затраты одной фирмы, производящей весь выпуск Q.
2 Зарубежный опыт регулирования естественных монополий
Во многих странах регулирование естественных монополий осуществляется на основе нескольких схем [10, c. 44]:
1. Регулирование рентабельности (rate of return regulation).
2. RPI-X регулирование.
3. Участие в прибыли (profit-sharing regulation).
4. Конкуренция "за рынок" (как замена конкуренции "на рынке").
Данные методы применяются как для регулирования коммунальных предприятий, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, так и по отношению к частным коммунальным предприятиям.
Регулирование рентабельности (rate of return regulation)
В течение многих лет преобладающим методом регулирования был метод регулирования рентабельности (прибыльности). По сей день он широко используется во многих странах, например, в США. При таком подходе регулируемая цена устанавливается на уровне, который позволяет предприятию покрывать свои операционные расходы и обеспечивать определенную доходность на использованный капитал:
P = C + K × r,
где P – цена;
С – издержки;
К – капитал;
r – рентабельность капитала.
Величина доходности капитала должна быть «справедливой», т. е. владельцы предприятия должны получать доход от использования капитала предприятия на уровне не менее и не более, чем доходность капитала для другого предприятие с одинаковым уровнем риска.
В рамках этой системы регулирования, если цены перестают покрывать расходы компании, она имеет право обратиться в регулирующий орган для пересмотра тарифа. Такой подход к регулированию гарантирует, что компания сможет покрыть свои расходы, но не дает ей никаких стимулов для их снижения.
Перечислим основные преимущества данного подхода [11, c. 62]:
1) Регулируемая цена предоставляет предприятию возможность безубыточной работы, а для инвесторов - возможность получения «справедливого» дохода. Таким образом, компания полностью покрывает свои финансовые потребности и получает возможность выйти на рынок капитала (например, для финансирования крупных инвестиционных проектов).
3 Место естественных монополий в национальной экономике
Согласно Закону Республики Беларусь «О естественных монополиях» естественная монополия является системой общественных отношений, организованная страной, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке успешнее в недостатке конкуренции в силу научно-технических отличительных черт производства (в связи с значимым снижением расходов производства на единицу товара по мере повышения объемов его производства), а подобающие товары не могут быть изменены в потреблении иными товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени находится в зависимости от изменения цены, чем спрос на остальные товары [5].
Отраслями деятельности субъектов естественных монополий признаются:
‒ транспортирование нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
‒ транспортирование газа по магистральным и распределительным трубопроводам;
‒ предоставление и распространение электрической и тепловой энергии;
‒ централизованное водоснабжение и водоотведение;
‒ услуги электрической и почтовой связи общего пользования;
‒ услуги, оказываемые коммуникациями железнодорожного транспорта, обеспечивающими движение транспорта общего пользования, регулирование движением поездов, железнодорожные перевозки;
‒ услуги транспортных терминалов, аэропортов;
‒ спец обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением [5].
Правительственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий выполняется на базе следующих принципов:
‒ явности и открытости способов национального регулирования;
‒ адресности правительственного регулирования, его направленности на конкретный субъект естественной монополии;
‒ предоставления защиты прав потребителей.
Сегодня отслеживается стремление к усилению стабилизирующей функции страны в области монопольного регулирования. Проект создан на концепции государственного регулирования в интересах общества. Отталкиваясь от базисных утверждений данной экономической теории, основывающейся на потребности гарантировать потребителям качественную продукцию в достаточном объеме и по доступным ценам, проект учитывает список способов влияния.
4 Перспективы развития естественных монополий в Республике Беларусь
Многие отрасли естественной монополии являются важными стратегическими направлениями экономического развития страны и национальной безопасности, обеспечивающими единую территорию, экономическое и оборонное пространство страны. Эта причина не является одной из стандартных причин для естественных монополий, но она очень важна для таких стран, как Республика Беларусь.
Естественные монополисты – это предприятия, которые занимают важное место в экономике страны и способны существенно влиять на экономический рост и ускорять его темпы, например, благодаря стабильности стоимости энергии и железнодорожных перевозок. Своевременное переоснащение основных фондов этих отраслей умножит технологические процессы, что крайне важно для современной Беларуси. Обновление основных фондов естественных монополистов вызовет увеличение производства в смежных и зависимых отраслях, увеличение количества рабочих мест и налоговых поступлений в бюджет.
Следует также отметить, что естественные монополисты могут влиять на политическую и общественную жизнь страны. Этот факт часто находит свое отражение в решениях, принимаемых исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти. Однако, как правило, интересы монополий, осуществляющих хозяйственную деятельность за рубежом, согласуются с интересами государства. В целях достижения экономических и политических интересов страны, укрепления внешнеэкономического статуса основных товаропроизводителей Беларуси, усиления интеграционных процессов, имеющих потенциал влияния на соседние страны.
Еще одной особенностью естественных монополий является наличие очень высоких барьеров для входа в отрасль. Наличие одного производителя, чье влияние на масштабы производства слишком велико, определяет количество капитала, необходимого для входа в отрасль. Общество чаще всего просто не может выдержать второго такого производителя (значительные постоянные затраты). Для этих видов деятельности размер эффективного предприятия обычно равен или максимально приближен к 100% объема внутреннего потребления этих товаров, что соответствует только одному эффективному производителю в отрасли.
Рассмотрим теперь преимущества и недостатки в связи с существованием сфер деятельности, где количество эффективных предприятий равно единице (отрасль естественной монополии).
Заключение
Естественная монополия - это компания, способная удовлетворить весь рыночный спрос на продукт с более низкими затратами, чем те, которые были бы возможны, если бы две или более фирмы поставляли одинаковое количество товаров. Этот тип монополии называется естественным, поскольку в этом случае входные барьеры основаны на особенностях технологии, отражающих естественные законы производства, а не на правах собственности или государственных лицензиях.
Примерами естественных монополий являются электрические сети, трубопроводы (нефте- и газопроводы), проводные телефоны, централизованное теплоснабжение, городские канализационные системы и метро.
Очевидно, что в этих отраслях конкуренция либо затруднена, либо просто неприменима, поскольку конкуренция здесь приведет к значительно более высоким средним издержкам производства, чем при монополии, поскольку поддержание конкуренции потребует существования множества небольших фирм с небольшой долей рынка.
В странах с развитой рыночной экономикой современная концепция регулирования естественных монополий предполагает, что использование государственного регулирования считается оправданным в тех случаях, когда определенный товар (услуга) производится одним хозяйствующим субъектом, при условии, что конкуренция между аналогичными предприятиями невозможна по технологическим и (или) экономическим причинам, а рост производства одного предмета сопровождается снижением удельных затрат (эффект масштаба).
В экономике СССР все цены устанавливались в плановом порядке, а ресурсы распределялись централизованно, поэтому специального распределения отраслей, связанных с естественными монополиями, практически не было. Переход к рыночной экономике обусловил необходимость использования определенных методов регулирования естественных монополий. Это необходимо по нескольким причинам.
Несмотря на наличие технической эффективности концентрации производства в руках одного предприятия, практика рынка выявляет немало фактов злоупотребления монопольным положением в форме завышения издержек или вздувания прибыли, что сводит на нет социальный эффект от экономии на масштабе из-за диктата неоправданно высоких цен. При этом подобные злоупотребления зачастую чрезвычайно трудно распознать извне в силу того, что реальное положение дел монополиста является, как правило, тщательно скрываемой информацией.
1. Александров, Д.Г. Общая теория экономического роста и модели развития национальной экономики // Экономика и управление: проблемы решения. - 2013. - № 5. – 43 с.
2. Бурлачков, В.К. Макроэкономика, монетарная политика, глобальный кризис: Анализ современной теории и проблемы построения новой модели экономического развития / В.К. Бурлачков. - М.: КД Либроком, 2013. - 240 c.
3. Бродский, Б.Е. Макроэкономика: продвинутый уровень: курс лекций / Б. Е. Бродский; Московская школа экономики МГУ им. М. В. Ломоносова. — Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2014. — 334 с.
4. Воронин, А.Ю. Макроэкономика - I: Учебное пособие / А.Ю. Воронин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 110 c.
5. Гнатюк, С.Н. Макроэкономика: учебно-методический комплекс / С. Н. Гнатюк. — Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2015. — 350с.
6. Журавлева, Г.П. Экономическая теория. Макроэкономика -1, 2. Метаэкономика. Экономика трансформаций: Учебник / Г.П. Журавлева. - М.: Дашков и К, 2016. - 920 c.
7. Закон Республики Беларусь от 9 января 2018 г. № 91-З «О естественных монополиях» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь) 18.01.2018.
8. Золотарчук, В.В. Макроэкономика. - М.: Инфра-М, 2013. - 608 с.
9. Ивасенко А.Г., Никонова Я.И. Макроэкономика. - М.: КноРус, 2013. - 320 с.
10. Капканщиков, С.Г. Макроэкономика: учебник / С. Г. Капканщиков. — 3-е изд., переработанное и дополненное. — Москва: КноРус, 2016. — 406 с.
11. Макроэкономика / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юрайт, 2014. – 416с.
12. Макроэкономика: учебник для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / Под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. - Минск: БГЭУ, 2015. – 432 с.
13. Макроэкономика. Учебник для вузов. - Москва: РГГУ, 2018. - 368 c.
14. Макроэкономика: учеб. для студ. экон. вузов/ И.Н. Новикова [и др.]; под общ.ред. И.Н Новиковой.- Минск: Высш. Шк. , 2004. – 302 с.
15. Розанова, Н.М. Макроэкономика. Продвинутый курс в 2 ч. Часть 1 2-е изд., пер. и доп. Учебник для магистратуры / Н.М. Розанова. - Москва: РГГУ, 2016. - 283 c.
16. Розанова, Н.М. Макроэкономика. продвинутый курс в 2 ч. Часть 1: Учебник для магистратуры / Н.М. Розанова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 283 c.
17. Розанова, Н.М. Макроэкономика. продвинутый курс в 2 ч. Часть 2: Учебник для магистратуры / Н.М. Розанова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 382 c.
18. Руднев, В.Н. Макроэкономика. Экспресс-курс / В.Н. Руднев. - М.: КноРус, 2013. - 384 c
19. Шевчук, Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций / Д.А. Шевчук. - М.: Феникс, 2015. - 288 c.
20. Основные причины возникновения монополий. Антимонопольная политика //[Электронный ресурс].- Режим доступа: https://studwood.ru/710329/ekonomika/regulirovanie_estestvennyh_monopoliy.