Введение
1. Понятие емкости, методы оценки емкости рынка
2. Анализ среды маркетинга организации связи
2.1 Характеристика организации связи, описание оказываемых услуг
2.2 Анализ конкурентов рынка услуг электросвязи3
2.3 Оценка емкости рынка услуг электросвязи. Определение доли рынка
3. Разработка плана маркетинга конкретной услуги и оценка его эффективности
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной работы – «Разработка плана маркетинговых мероприятий для компании».
Актуальность разработки плана маркетинговых мероприятий для компании в том, что в условиях жесткой конкуренции грамотно составленные мероприятия могут существенно повысить шансы компании вырваться в лидеры.
Важнейшим направлением маркетинговой деятельности компании, влияющим на эффективность работы, являются маркетинговые коммуникации по продвижению услуг.
С каждым днем в нашу жизнь все больше входят новые технологии. Еще15 лет назад мобильный телефон был элементом роскоши или инструментом, пользующимся спросом у бизнесменов. Сегодня он стал частью нашей обыденной жизни. «Мобильник» стал жизненно важным атрибутом для большинства жителей планеты.
На данный момент ключевыми участниками рынка мобильной связи являются операторы, имеющие лицензии на оказание услуг сотовой связи на территории всей РБ, а именно компании, работающие под торговыми марками, МТС, А1 и Life. Операторы во всех регионах Беларуси работают с примерно одинаковыми стратегиями и тарифами, однако в каждом регионе основные показатели их деятельности (доля рынка, ARPU) колоссально отличаются. И если в одном регионе у оператора превосходящая доля рынка, то в другом ситуация может кардинально отличаться.
Объектом исследования являются услуги компании ОАО МТС.
Предметом исследования является маркетинговая деятельность компании ОАО МТС
Цель курсовой работы - разработка маркетинговых мероприятий для продвижения услуг компании ОАО МТС.
1. ПОНЯТИЕ ЕМКОСТИ, МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЕМКОСТИ РЫНКА
Емкость рынка - это максимальный объем продаж, которого могут достичь все компании рынка в течение определенного периода. Поскольку невозможно всех потенциальных потребителей заставить купить конкретный продукт, это понятие носит теоретический характер и используется только для того, чтобы дать представление о пределах насыщения рынка. Емкость рынка характеризуется размерами спроса населения и величиной товарного предложения. В каждый момент времени рынок имеет количественную и качественную определенность, т.е. его объем выражается в стоимостных и натуральных показателях продаваемых, а, следовательно, и покупаемых товаров.
В общемировой практике выделяют 3 вида емкости рынка: фактическая, потенциальная и доступная. Каждый вид емкости рынка можно рассчитать в различных единицах измерения: в натуральном выражении (в штуках), в стоимостном выражении (в рублях), в объеме товара (в литрах, килограммах и т.п.):
1) Потенциальная емкость рынка - размер рынка, основанный на максимальном уровне развития спроса на товар или услугу среди потребителей. Максимальный уровень спроса означает, что культура использования продукта достигла своего максимума: потребители максимально часто потребляют продукт и постоянно его используют. Потенциальная емкость рынка - это максимально возможный объем рынка, который определяется из расчета, что все потенциальные потребители знают и пользуются товарной категорией.
2) Фактическая или реальная емкость рынка - размер рынка, основанный на текущем уровне развития спроса на товар или услугу среди населения. Фактическая емкость рынка определяется на основании текущего уровня знания, потребления и использования товара среди потребителей.
3) Доступная емкость рынка - размер рынка, на который может претендовать компания с имеющимся у нее товаром и его характеристиками (дистрибуция, цена, аудитория) или уровень спроса, который способна удовлетворить компания с имеющимися у нее ресурсами. Другими словами, рассчитывая доступную емкость рынка, компания сужает фактический объем рынка, рассматривая в качестве потенциальных покупателей не всех потребителей рынка, а только тех, кто удовлетворяет ее критериям целевой аудитории[1].
2. АНАЛИЗ СРЕДЫ МАРКЕТИНГА ОРГАНИЗАЦИИ СВЯЗИ
2.1 Характеристика организации связи СООО МТС и описание оказываемых услуг
Совместное белорусско-российское общество с ограниченной ответственностью «Мобильные ТелеСистемы» было зарегистрировано 4 апреля 2002 года, а 30 апреля 2002 года компания получила лицензию Министерства связи РБ на оказание услуг сотовой связи в стандарте GSM 900/1800.
Соучредители белорусско-российского СООО «МТС» — РУП «Белтелеком» (Беларусь) и ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (Россия). Доли в уставном капитале совместного предприятия распределены следующим образом: РУП «Белтелеком» — 51%, ОАО «МТС» — 49%.
ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) является крупнейшим оператором мобильной связи в России, Центральной и Восточной Европе по количеству абонентов. Вместе со своими дочерними предприятиями компания обслуживает более 44 миллионов абонентов. Население регионов России, а также Беларуси, Украины, Узбекистана и Туркменистана, где МТС и ее дочерние предприятия имеют лицензии на оказание услуг в стандарте GSM, составляет около 233,1 миллиона человек. С июня 2000 года акции МТС котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже под кодом MBT.
Услуги сотовой связи СООО «Мобильные ТелеСистемы» предоставляет в Республике Беларусь с 27 июня 2002 года.
Первоначально сеть МТС функционировала только в Минске, однако уже в декабре 2002 года был запущен в эксплуатацию участок сети в Бресте, а течение января-апреля 2003 г. — и в остальных областных центрах Республики Беларусь.
В апреле 2003 года компания МТС вышла на первое место среди белорусских сотовых операторов по ежемесячным темпам прироста абонентской базы. Значительную роль в развитии абонентской базы МТС в Беларуси сыграла маркетинговая политика компании, которая изначально была построена на принципах максимальной доступности услуг связи абонентам с самыми различными запросами.
17 октября 2004 г. компания «Мобильные ТелеСистемы» первой среди белорусских операторов достигла отметки в 1 миллион активных абонентов, одновременно став крупнейшей сотовой компанией в нашей стране.
В январе 2005 года рыночная доля компании превысила 50%, а в мае компания уже преодолела рубеж в 1,5 миллиона обслуживаемых абонентов.
3. РАЗРАБОТКА ПЛАНА МАРКЕТИНГА КОНКРЕТНОЙ УСЛУГИ И ОЦЕНКА ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ
Исходя из текущего положения компании ОАО «МТС» на рынке сотовых операторов и значений основных маркетинговых показателей, а также из проведенной мной аналитики, можно определить следующие цели маркетинговых коммуникаций на период с 01.01.2021 до 31.12.2022 гг.:
а)завоевание лидерства по одному из важнейших маркетинговых показателей - «Готовность к подключению» с отрывом 18% от ближайшего конкурента;
б) рост показателя «Восприятие качества мобильного интернета», а также абонентов, активно пользующихся интернетом до 50%, за счет привлечения качественной аудитории, использующей сим-карту МТС в качестве основной;
в) удержать абонентскую базу МТС в области, обеспечив положительный прирост +1% к абонентской базе;
Достижение целей возможно только в том случае, если маркетинговые коммуникации будут проводиться с учетом особенностей каждого сегмента целевой аудитории, а также с учетом экономических возможностей компании.
Сложность продвижения сотового оператора состоит в том, что мы продаем не товар, а услугу. Когда мы говорим, что услуга неосязаема, под этим понимаем, что ее нельзя потрогать, можно лишь уловить умом или психологически, в отличие от товара, который можно увидеть до его покупки, потрогать и т.п. Для того, чтобы услуга, которую мы предлагаем потенциальному клиенту, стала ему нужна, необходимо учитывать следующие факторы: ценность услуги, уникальное эмоциональное состояние, уникальное торговое предложение, способ взаимодействовать с аудиторией, стилистика и визуальный образ услуги.
Вторая сложность в составлении программы продвижения МТС в том, что основные решения по маркетингу компании принимаются в главном офисе МТС. Области имеют возможность проводить маркетинговые коммуникации в рамках разработанной центральным офисом программы. В такие коммуникации входит event-маркетинг, проведение промо-акций, партнерство и спонсорство, стимулирование сбыта путем проведения акций (однако бюджет и каналы продвижения зависят целиком от Центрального офиса компании) и другие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель, поставленная в работе, была выполнена в полном объеме: разработаны маркетинговые мероприятия по продвижению услуг компании ОАО «МТС».
В ходе выполнения работы были выполнены следующие задачи:
- дан общий анализ деятельности компании ОАО «МТС»: составлена характеристика предприятия, выявлены основные проблемы, рассмотрена целевая аудитория;
- проанализирована текущая ситуация на рынке: дана характеристика каждому из конкурентов, проведено сравнение с конкурентами по основным маркетинговым показателям, а также рассмотрены возможности и угрозы, имеющиеся у компании;
- разработан план маркетинговых мероприятий по продвижению услуг оператора исходя из целей, основанных на проведенной аналитике;
- определена эффективность разработанного плана маркетинга.
Проведя аналитику деятельности компании, ее целевой аудитории, а также рассмотрев ее сильные и слабые стороны, можно дать следующие рекомендации:
1. Компании ОАО «МТС» необходимо увеличивать свою долю абонентов сегментов «Безлимитище», «Smartusers. Добиться этого результата можно с помощью проведения маркетинговых коммуникаций, нацеленных на данную аудиторию, а также акцентируя внимание на своих конкурентных преимуществах.
2. Важно удерживать клиентов.
3. Компании необходимо добиться лидерства по показателю «Восприятие качества мобильного интернета». В связи с тем, что 4G-интернет у МТС появился относительно недавно, компании тяжело занять лидерские позиции по данному показателю. Но при проведении грамотной рекламной кампании и маркетинговых коммуникаций (например, 4G-кинотеатр) позволит повысить данный показатель в регионе на несколько процентов.
1. Центр управления финансами [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://center-yf.ru/data/Marketologu/Emkost-rynka.php.
2.Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/.
3. В.П. Савчук, С.И. Прилипко, Е.Г. Величко. "Анализ и разработка инвестиционных проектов"/ Савчук В.П.,. Прилипко С.И,. Величко Е.Г. "Анализ и разработка инвестиционных проектов", Учебное пособие. - Киев: Абсолют-В, Эльга, 2011. - 304 с.
4. Воронин С.И. Маркетинг: учеб. пособие/ С.И. Воронин, Н.Н. Кретова. 3-e изд., перераб. и доп. Воронеж: ГОУВПО "Воронежский государственный технический университет", 2010.
5. Ефремов В.С. "Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования" / В.С. Ефремов "Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования" , учебное пособие. - М.: Издательство “Финпресс”, 2010. - 192с.
6. Пелих А.С., Терехов Л.Л., Кизилов А.Н. "Методы анализа, планирования и управления". / А.С. Пелих, Л.Л. Терехов, А.Н. Кизилов "Методы анализа, планирования и управления", учеб. пособие - РГЭА: Ростов, 2009.
7 Официальный сайт МТС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://chel.mts.ru/personal.
8 Пичурин, И.И. Основы маркетинга. Теория и практика. Учеб. пособие. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". / И.И. Пичурин, О.В. Обухов, Н.Д Эриашвили. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 383 c.
9 Реброва, Н.П. Основы маркетинга. учебник и практикум для спо / Н.П. Реброва. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 277 c.
10 Савчук Г.А., Управление маркетингом на предприятии, учебное пособие / Савчук Г.А., Мокерова Ю.В., М, 2014 – 220 с.
11 Сафронова, Н.Б. Маркетинговые исследования: учебное пособие для бакалавров / Н.Б. Сафронова, И.Е. Корнеева. - М.: Дашков и К, 2015. - 296 c.
12 Секерин, В.Д. Основы маркетинга: Учебное пособие / В.Д. Секерин. - М.: КноРус, 2013. - 232 c.
13 Скляр, Е.Н. Маркетинговые исследования: Практикум / Е.Н. Скляр, Г.И. Авдеенко, В.А Алексунин. - М.: ИТК Дашков и К, 2016. - 216 c