ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ
1.1 Специфика белорусского геометрического орнамента
1.2 Этапы декоративной деятельности детьми дошкольного возраста
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ ДЕКОРАТИВНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Задачи обучения декоративной работы с детьми дошкольного возраста
2.2 Методы и приемы обучения декоративной деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст является сензитивным для развития творчества. Ценность развитых способностей в том, что они позволяют принять решения и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления. Это особенно важно в дошкольном возрасте, где знаний и опыта еще не достаточно. Уникальные возможности развития творческих способностей у дошкольников открываются в процессе декоративной деятельности.
Декоративная деятельность (от лат. deco – украшаю) – широкий раздел, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Декоративная деятельность способствует развитию эмоциональной отзывчивости, творческих способностей, аккуратности, трудолюбия у ребенка.
Декоративная деятельность является одним из основных средств формирования представлений о своей родине, о социокультурных ценностях народа у детей дошкольного возраста.
Трудно переоценить значение декоративной деятельности в развитии детей дошкольного возраста. В настоящее время для обучения декоративной деятельности и формирования детского творчества берутся только подлинные предметы народного искусства и их изображения (иллюстрации, фотографии). Отбираются доступные для восприятия детей определенного возраста предметы и игрушки, которые имеются в дошкольном учреждении.
ГЛАВА 1 ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ
1.1 Специфика белорусского геометрического орнамента
Узоры и орнаменты – особенный вид народного творчества, тесно связанный с термином «декор», призванный не только украшать предметы и одежду, но и представляющий собой целую сложную структуру.
Белорусский орнамент отличается богатством колорита и множеством разновидностей форм узоров. В последнее время он стал очень популярен не только у людей в возрасте, но и среди молодежи. Слово «орнамент», которым называют один из древнейших видов художественной деятельности человека, происходит от латинского слова ornamentum, что значит «украшение»:
- в словаре В.И. Даля «орнамент – украшение, прикраса, особенно в зодчестве» [6];
- в словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона орнамент понимается как «изображение, служащее украшением различных частей» [1];
- в Большой Советской Энциклопедии – это «узор, предназначенный для украшения различных предметов» [2].
Орнаментальное творчество основывается на осмыслении образующихся в подсознании идей и понятий и их последующем переводе в форму чувственно – воспринимаемых, ассоциативно – абстрактных или логико – символических образов. Процесс ассоциирования характеризует связь представлений, их перетекание в новые психические образования [11].
Здесь можно говорить о своеобразной психофизиологической инверсии, когда образы подсознания, размытые, нечеткие переплавляются в геометрически жесткие, физически осязаемые и осмысленные формы. Поскольку представление формируется в памяти, когда предмет объективно не присутствует, естественно, что сознание «лепит», складывает образ из самых выразительных его черт. Источником формообразования орнамента являются идеи и понятия, которые возникают в подсознании людей, а затем перетекают в осязаемые формы [14].
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ ДЕКОРАТИВНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Задачи обучения декоративной работы с детьми дошкольного возраста
Одной их приоритетных задач декоративной деятельности детей дошкольного возраста является формирование общей культуры дошкольников, в том числе формирование ценностных ориентаций, а также развития нравственных, эстетических качеств личности детей. В дошкольном возрасте развивается интерес к эстетической стороне действительности, потребность в воплощении художественного замысла.
Становление эстетически развитой личности начинается с познания культурных традиций, искусства родного края, что является первым шагом в освоении творческого опыта мировой художественной культуры, в приобщении к общечеловеческим ценностям. Одним из первостепенных средств этого процесса является традиционное декоративно – прикладное искусство родного края. Декоративно-прикладное искусство Беларуси исторически развивается по своим законам и отличается своеобразием материалов, технологий, образов, семантических смыслов.
Многофункциональность белорусского декоративно – прикладного искусства, разнообразие и богатство художественного материала дают большие возможности для широкого использования его выразительных средств в образовательном процессе учреждения дошкольного образования и декоративной нерегламентированной деятельности детей [8].
Современные исследования в области эстетического воспитания детей дошкольного возраста подчеркивают необходимость формирования у них интереса к народной культуре и указывают на возможность использования декоративно-прикладного искусства как средства развития эстетических чувств, формирования начал эстетического отношения к существующей действительности. Развитие декоративного творчества выполняет важную социальную функцию, которая заключается в том, что с помощью художественных образов оно раскрывает человеку мир реально существующей красоты: эстетическую сущность общественной жизни, деятельности, идеалов, отношений, природы [19].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Орнамент является распространенной формой выражения культуры многих народов. Белорусский народный орнамент очень колоритен, и известен далеко за пределами нашей республики. Его изучение продолжается с 19 века, и весь объём накопленных знаний может рассказать о многом. Ведь каждый узор белорусского орнамента имеет свой определённый смысл. Он может означать, к примеру: вечность, богатство, жизнь, солнце, урожай и многое другое. А сочетание различных вышитых элементов на рушниках или покрывалах может поведать вполне конкретные сведения.
Первоначально орнамент у наших предков встречался в первую очередь на праздничной одежде, являвшейся отражением своеобразности народной культуры. Значительным можно считать использование отдельных орнаментальных мотивов в изготовлении известных «Слуцких поясов». И фактически все вещи, которые украшены народным белорусским орнаментом, несомненно являются высокохудожественными произведениями.
Белорусский геометрический орнамент представляет собой особый вид декора, выполняемый с использованием одного и того же, повторяющегося многократно геометрического мотива. Применяется как украшение предметов быта, архитектурных сооружений, оружия, орудий труда и т.д. на протяжении тысячелетий. Данный вид орнамента является первым по распространенности.
1. Брокгауз, Ф.А. Энциклопедический словарь / Под ред. И.Е. Андреевского, К.К. Арсеньева, Ф.Ф. Петрушевского; Изд. Ф.А. Брокгауз [Лейпциг], И.А. Ефрон [Санкт-Петербург]. – СПб.: Семеновская Типо-Литография И.А. Ефрона, 1890-1907. – Т. 1-41. – 2008 г. – 1460 с.
2. Ворошилов, К.Е. Большая Советская Энциклопедия, Союз Советских Социалистических республик / ред. С.И. Вавилов, К.Е. Ворошилов, А.Я. Вышинский, и др. – М.: ОГИЗ СССР, 1992. – 618 c.
3. Горбатова, Е.В. Художественное развитие детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.В. Горбатова. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2012. – 72 с.
4. Горунович, Л.Б. Пути развития детского изобразительного творчества: методические рекомендации к программе «Пралеска» / Л.Б. Горунович, Т.Б. Братская. – Мн.: Изд. Скакун В.М., 1996. – 96 с.
5. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева. – М.: Педагогика, 2000. - 344 с.
6. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка / В.И. Даль. - М.: АСТ, 2018. – 736 c.
7. Декоративно-прикладное искусство в детском саду / авторы-составители: А.А. Богатырева, Т.И. Богданова. - 2-е изд. – Мозырь: Содействие, 2012. – 86 с.
8. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества /Т.Г. Казакова. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 255 с.
9. Кацар, М.С. Беларускі арнамент. Ткацтва. Вышыўка / М. С. Кацар; [пераклад з рускай мовы, літаратурная апрацоўка і навуковая рэдакцыя Я. М. Сахуты; фота: М. С. Кацар і інш.]. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.perunica.ru/tradicii/1390-ms-kacar-belaruski-arnament-tkactva-vyshyka.html.
10. Комарова, Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию/ Т.С. Комарова// 3-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1991. — 256 с
11. Лабачэўская, В.А. Беларускія народныя тканіны і арнамент : да гістарыяграфіі вывучэння, музеефікацыі і выставачнай рэпрэзентацыі ў 1920-я гады / В.А. Лабачэўская // Весці Нац. акад. навук Беларусі. Сер. гуманітар. навук. – 2012. – № 2. – С. 83–90.
12. Лабачэўская, В.А. Вандраванне ўзору (аб паходжанні аднаго арнаментальнага матыву ў старадарожскіх пераборных ручніках) / В.А. Лабачэўская // Аўтэнтычны фальклор: праблемы вывучэння, захавання, пераймання : зб. навук. прац удзельнікаў ІV Міжнар. навук.-практ. канф., Мінск, 29–30 крас. 2010 г. / БДУКМ ; рэдкал. : М.А. Мажэйка (адк. рэд.) [і інш.]. – Мінск, 2010. – С. 46–49.
13. Лобачевская, О.А. Черный цвет в орнаментации белорусского народного костюма и текстиля / О.А. Лобачевская // Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии : материалы XV междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, 28–30 июня 2012 г. / под ред. Н.М. Калашниковой. – СПб.: СПГУТД, 2012. – С. 121–128.
14. Масюк, Г.З. Значение основных символов в традиционном белорусском орнаменте / Г.З. Масюк // Эстетическое образование: музыкально-художественные аспекты: материалы региональной научно-практической конференции (Брест, 20 мая 2009 года) / [под общей редакцией Л. А. Захарчук]. – Брест, 2009. – С. 94–98
15. Никашина, Г.А. Деятельностная эвристика как форма опережающего развития дошкольников. / Г.А. Никашина // Народная асвета. – 2013. – №7. – С. 16-19
16. Пантелеева, Л.В. Детское рукоделие. Художественный труд в детском саду и семье / Л.В. Пантелеева. – М., 2005. – 128 с.
17. Пасланні ад продкаў [Выяўленчы матэрыял] : пра што расказвае беларускі арнамент / [складальнік А. М. Коршак ; фота: А. П. Дрыбас і інш.]. – Мінск : Беларуская Энцыклапедыя ім. П. Броўкі, 2017. – 73 с.
18. Силивон, В.А. Навучанне дашкольнікаў дэкаратыўнай творчасці / В.А. Силивон. – Мінск, 1989. – 111 с.
19. Торшилова, Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика) / Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова. – Екатеринбург, 2001. – 141 с.
20. Шпикалова, Т.Я. Волшебный мир народного творчества / Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 2012. – 79 с.