ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ
1.1 Сущность, виды и экономическое значение иностранных инвестиций
1.2 Анализ привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ И СТРАТЕГИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ
ГЛАВА 3 ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ
3.1 Описание продукции
3.2 Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга
3.3 Производственный план
3.4 Инвестиционный план, источники финансирования
3.5 Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности
3.6 Показатели эффективности проекта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Бизнес-план разрабатывается для обоснования возможности обеспечения сбалансированности основных экономических и финансовых показателей деятельности организации на очередной календарный год и служит конкретным планом по мобилизации всех видов ресурсов и реализации организационно-хозяйственных мероприятий, направленных на достижение целей и задач, установленных прогнозом развития организации на пять лет в увязке с направлениями и параметрами, определенными прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на очередной год и программой социально-экономического развития Республики Беларусь на очередные пять лет.
Таким образом бизнес-план дает четкое представление, как данная компания намерена использовать весь имеющийся потенциал, обобщает все возможности как для расширения бизнеса, так и для его начала. Составление бизнес-плана актуально для организаций различных сфер деятельности, поскольку позволяет спланировать и оптимизировать ресурсы для максимизации финансового результата компании.
Целью исследования является разработка бизнес-плана развития предприятия сельскохозяйственной отрасли с учетом реализации инвестиционного проекта.
Основными задачами исследования в курсовом проекте являются:
- исследовать теоретические аспекты иностранных инвестиций и их роли в экономике страны;
- дать характеристику организации и стратегии ее развития;
- разработать бизнес-план инвестиционного проекта предприятия сельскохозяйственной отрасли.
Объектом исследования является ОАО «Липникский».
Предмет исследования – инвестиционный проект ОАО «Липникский» по приобретению посевного агрегата для сахарной свеклы.
Представленный курсовой проект включает введение, заключение, список использованных источников и основные разделы работы: теоретическую часть, аналитический раздел, содержащий организационно-экономическую характеристику ОАО «Липникский», а также проектный раздел, в котором содержатся основные разделы бизнес-плана.
ГЛАВА 1 ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ
1.1 Сущность, виды и экономическое значение иностранных инвестиций
Международное движение долгосрочных капиталов развивается в разнообразных формах с участием экономических субъектов различных стран. Интенсификация потоков капитала между странами и регионами мира вызывает рост объемов иностранных инвестиций в экономику практически всех государств.
«Инвестиции» – слово иностранного происхождения (от лат. investire, нем. investition), в переводе – долгосрочное вложение капитала в какие-либо объекты, социально-экономические программы, проекты в собственной стране или за рубежом с целью получения дохода и социального эффекта [33, c. 369].
В Республике Беларусь под инвестициями понимают «любое имущество и иные объекты гражданских прав, принадлежащие инвестору на праве собственности, ином законном основании, позволяющем ему распоряжаться такими объектами, вкладываемые инвестором на территории Республики Беларусь способами, предусмотренными настоящим Законом, в целях получения прибыли (доходов) и (или) достижения иного значимого результата либо в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, в частности:
- движимое и недвижимое имущество, в том числе акции, доли в уставном фонде, паи в имуществе коммерческой организации, созданной на территории Республики Беларусь, денежные средства, включая привлеченные, в том числе займы, кредиты;
- права требования, имеющие оценку их стоимости;
- иные объекты гражданских прав, имеющие оценку их стоимости, за исключением видов объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота) [23].
Международное движение капитала осуществляется в двух формах:
- ссудной форме;
- предпринимательской форме.
Движение ссудного капитала выступает в виде международного кредита, когда инвестиционные ресурсы предоставляются на условиях срочности, платности и возвратности в соответствии со специальными процедурами и механизмами. Движение предпринимательского капитала выступает в форме иностранных инвестиций [10, c. 129].
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ И СТРАТЕГИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Открытое акционерное общество «Липникский» (далее – Общество) создано решением Дрогичинского районного исполнительного комитета от 29 августа 2016г. №974 «О создании открытого акционерного общества «Липникский» путем преобразования сельскохозяйственного производственного кооператива «Липникский», в соответствии с законодательством Республики Беларусь, Указом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2014г. №349 «О реорганизации колхозов (сельскохозяйственных кооперативов)»
Общество является правопреемником сельскохозяйственного производственного кооператива «Липникский» в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать Обществу.
Сельскохозяйственный производственный кооператив «Липникский» переименован 30 июня 2003г. из колхоза «Молодая гвардия», зарегистрированного решением Дрогичинского райисполкома от 01.10.1996г. № 542 в Реестре общереспубликанской регистрации за №68.
ОАО « Липникский» – коммерческая организация, основной целью деятельности которой является извлечение прибыли для собственного развития производства, улучшения условий труда и быта членов трудового коллектива.
Юридический адрес: Беларусь, 225845 Брестская область, Дрогичинский р-н, а/г Липники, ул. Колхозная, 3.
Общество осуществляет следующие виды деятельности:
– выращивание зерновых и зернобобовых культур;
– выращивание рапса и свеклы сахарной;
– выращивание крупного рогатого скота;
– производство молока;
– ремонт тракторов, машин и оборудования, используемых в сельскохозяйственном производстве.
В состав Общества входят следующие структурные подразделения:
– ремонтная мастерская;
– машино-тракторный парк;
– животноводческие фермы – 4 фермы, в том числе молочно-товарные фермы – 2 фермы.
Специализация сельскохозяйственного участка – мясо-молочное направление.
ГЛАВА 3 ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ
3.1 Описание продукции
Сахарная свекла – высокопродуктивное культурное растение, выращивание которого для Республики Беларусь имеет первостепенное экономическое значение: это единственная культура, используемая в качестве сырья для производства сахара.
Сахарная свекла – культура высокоурожайная. Ее урожайность в странах Европы сильно колеблется в зависимости от почвенно-климатических условий, уровня культуры земледелия и применяемых технологий. Средняя урожайность корнеплодов в мире составляет 34,3 т/га, в странах с высокой культурой земледелия (Франция, Германия, Италия, Венгрия, Япония, США) собирают по 50-60 т/га. В странах СНГ высокие урожаи корнеплодов свеклы получают в Республике Беларусь и на Украине. Средняя урожайность сахарной свеклы в России 17,8 т/га, в Краснодарском крае, Курской и Белгородской областях до 30 т/га, в ряде хозяйств получают по 40-50 т/га.
В Беларуси промышленным свеклосеянием в послевоенный период начали заниматься в 1945 г, тогда посевная площадь сахарной свеклы составляла около 2 тыс. га, а урожай не превышал 10,0-12,0 т/га в Гродненской области и 5,0 т/га – в Брестской и Минской.
В 1951 г. под посевами этой культуры было занято 6,9 тыс. га, при этом урожайность оставалась на уровне 5,6 т/га.
В 1966-1970 гг. посевная площадь сахарной свеклы стабилизировалась на уровне 50 тыс. га, при урожайности 21,4 т/га, а заготовки 900-1000 тыс. т корнеплодов, что полностью обеспечивало сырьем сахарную промышленность. И в период с 1971 по 2002 гг. сахарная свекла занимала 45-55 тыс. га. Урожай корнеплодов возрос до 31,2 т/га.
Выяснено, что при существующих закупочных ценах выращивание сахарной свеклы может быть рентабельным при достижении урожайности 45-55 т/га. Почвенно-климатические условия зоны свеклосеяния республики позволяют получать урожай корнеплодов такого уровня.
Содержание сахара в корнеплодах современных сортов сахарной свёклы при благоприятных условиях роста и развития составляет 16-20 %, достигая иногда 24-26 % (у отдельных биотипов).
Сахар, который обладает хорошими вкусовыми качествами, легко усваивается организмом, отличается высокой калорийностью, способствует восстановлению и сохранению работоспособности, служит источником энергии для умственной и физической деятельности человека, занимает существенное место в питании человека (¾ всей пищи человека).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Иностранные инвестиции, являясь вложениями иностранных инвесторов в национальную экономику другой страны, обеспечивают выполнение целого ряда функций как для страны-инвестора, так и для страны-реципиента. Роль прямых иностранных инвестиций для страны, принимающей их, заключается в: способности активизировать инвестиционные процессы в силу присущего инвестициям мультипликативного эффекта; содействии общей социально-экономической стабильности, стимулировании производственных вложений в материальную базу; сочетании переноса практических навыков и квалифицированного менеджмента со взаимовыгодным обменом ноу-хау, облегчающим выход на международные рынки; активизации конкуренции и стимулировании развития среднего и малого бизнеса; способности при правильных организации, стимулировании и размещении ускорить развитие отраслей и регионов; содействии росту занятости и повышению уровня доходов населения, расширению налоговой базы; стимулировании развития производства экспортной продукции с высокой долей добавленной стоимости, инновационных товаров и производственных технологий, управления качеством, ориентации на потребителя.
Основными источниками финансирования инвестиций в основной капитал являлись средства организаций и бюджета, причем на фоне сокращения доли банковского финансирования инвестиций сохранялся крайне низкий уровень привлечения иностранных инвестиций. Оценка динамики и притока иностранных инвестиций в Республику Беларусь показывает наличие негативных тенденций как в целом за последние пять лет, так и в отчетном 2019 году в сравнении с 2018 годом: наблюдалось как снижение всего притока иностранных инвестиций, так и сокращение чистых иностранных инвестиций. Обобщение мнений отечественных ученых и исследователей позволило выявить целый ряд проблем и факторов, сдерживающих процессы улучшения инвестиционного климата страны и повышения инвестиционной привлекательности национальной экономики для иностранных инвесторов.
Изучение динамики развития и показателей деятельности ОАО «Липникский» показала, что у предприятия имеется необходимость сохранения реализуемой хозяйством бизнес-модели, направленной на устойчивое наращивание и освоение производственной мощности. В связи с этим, для ОАО «Липницкий» целесообразно обеспечить устойчивое наращивание производственной мощности и развитие такого направления деятельности хозяйства, как выращивание сахарной свеклы.
1. Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.gknt.gov.by/opencms /opencms/ru/nis.
2. Демидюк В. Д. Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций / В. Д. Демидюк [Электронный ресурс] // Репозиторий Полесского государственного университета. – Пинск, 2020. – Режим доступа: https://rep.polessu.by.
3. Зайцева, Е. Особенности формирования государственной инвестиционной политики Республики Беларусь в современных условиях / Е. Зайцева // Банковский вестник. – 2019. – № 4. – С. 61-71.
4. Инновации для устойчивого развития: обзор по Республике Беларусь: резюме и рекомендуемые меры политики: неофициальный перевод. - ООН: Нью-Йорк, Женева, 2017. - С. 7.
5. Колесникович, Д. С. Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в Республику Беларусь / Д. С. Колесникович [Электронный ресурс] // Репозиторий Полесского государственного университета. – Пинск, 2020. – Режим доступа: https://rep.polessu.by.
6. Кузнецова, М. А. Анализ притока иностранных инвестиций в Республику Беларусь / М. А. Кузнецова // Современная мировая экономика: вызовы и реальность: материалы II Республиканской НПК. – 2019. – С. 62-67.
7. Макроэкономическая эффективность привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь / Д. В. Муха // Автореф. диссертации. – Минск, 2016. – 29 с.
8. Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru.
9. Муха, Д.В. Влияние прямых иностранных инвестиций на сбалансированное развитие экономики Республики Беларусь / Д.В. Муха // Макроэкономические аспекты обеспечения сбалансированности национальной экономики / А.И. Лученок [и др.]. – Минск: Беларус. навука, 2015. – С. 222-247.
10. Муха, Д.В. Оценка привлекательности национальной экономики для прямых иностранных инвестиций / Д.В. Муха // Белорусский экономический журнал. – 2014. – № 4. – С. 129-149.
11. Национальное агентство инвестиций и приватизации Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Национальное агентство инвестиций и приватизации Республики Беларусь. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.investinbelarus.by/ru/.
12. Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Национальный банк Республики Беларусь. – Минск, 2020. – Режим доступа: https://www.nbrb.by.
13. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://belstat.gov.by.
14. О негативных тенденциях в социально-экономическом развитии Республики Беларусь, предложениях НАН Беларуси по их преодолению и обеспечению устойчивого сбалансированного развития Республики Беларусь в 2016-2020 годах: научно-аналитический доклад [Электронный ресурс] // Институт экономики НАН Беларуси. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://economics.basnet.by/files/NegTen.pdf.
15. О Парке высоких технологий: Декрет Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 № 12: в ред. от 02.12.2013 [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
16. О предоставлении физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009г. № 413 [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
17. О приоритетных направлениях научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2016-2020 годы: Указ Президента Республики Беларусь от 22 апреля 2015 г. № 166 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
18. О развитии цифровой экономики: Декрет Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. № 8 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
19. О создании государственного учреждения «Национальное агентство инвестиций и приватизации: Указ Президента Республики Беларусь от 25.05.2010 № 273: в ред. от 21.02.2014 [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
20. О создании дополнительных условий для осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь: Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10: в ред. Декретов Президента Республики Беларусь от 13.09.2010 № 7, от 06.06.2011 № 4, от 31.01.2013 № 3 [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
21. О создании Китайско-Белорусского индустриального парка «Индустриальный парк «Великий камень»: Указ Президента Республики Беларусь от 05.06.2012 № 253: в ред. от 30.06.2014 [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
22. О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности: Декрет Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 № 6: в ред. от 11.09.2013 [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
23. Об инвестициях: Закон Республики Беларусь № 53-З от12.07.2013 г. [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
24. Об утверждении Положения о досудебном урегулировании споров (разногласий), связанных с осуществлением инвестиций: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.02.2012 № 146: в ред. от 11.12.2013 [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
25. Об утверждении Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы: Указ Президента Респ. Беларусь, 15.12.2016 г., № 466 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
26. Перечень субъектов инновационной инфраструктуры Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь. – Минск, 2020. – Режим до¬ступа: http://gknt.gov.by/opencms/opencms/ru/innovation/inn3/.
27. Петрашко Г. Н. К вопросу о необходимости совершенствования механизма привлечения иностранных инвестиций в Республику Беларусь / Г. Н. Петрашко [Электронный ресурс] // Репозиторий БГЭУ. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://edoc.bseu.by:8080.
28. Прямые и венчурные инвестиции в России: Обзор рынка [Электронный ресурс] // Российская ассоциация венчурного инвестирования. – Режим доступа: http://www.rvca.ru/rus/resource/library/rvca-yearbook/.
29. Рудковская, О. Проблемы инновационного и инвестиционного развития промышленных организаций Республики Беларусь / О. Рудковская // Банковский вестник. – 2017. – № 4. – С. 53-59.
30. Рудый, К. Прямые иностранные инвестиции в Беларуси: инвестиционный разворот / К. Рудый // Банкаускi Веснiк. – 2016. – № 11. – С. 8-13.
31. Совет Министров Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.government.by/ru/content/4217/.
32. Цобкало, Ю. Д. Оценка условия инвестиционной привлекательности регионов Республики Беларусь на основе влияющих на нее факторов / Ю. Д. Цобкало // Плехановский барометр. – 2019. – № 1. – С. 99-104.
33. Чурейно, О. И. Современное состояние инвестиционного климата в Республике Беларусь / О. И. Чурейно // Экономико-математические методы анализа деятельности предприятий: Сб. трудов III Международной НПК. – 2019. – С. 369-375.
34. Шилович, У. В. Проблемы и перспективы привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь / У. В. Шилович // Экономика и маркетинг в промышленности: Материалы НПК. – 2019. – С. 102-104.
35. Юсубов, Ф. И. Пути улучшения инвестиционного климата Республики Беларусь / Ф. И. Юсубов // Вестник БГЭУ. – 2018. – № 1. – С. 12-21.