ВВЕДЕНИЕ
1 Тарифная политика на транспортные услуги в странах с развитой рыночной экономикой
2 Анализ формирования тарифов на транспортные услуги в Республике Беларусь
3 Основные направления совершенствования тарифной политики на услуги предприятий автомобильного транспорта Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Цена существует как экономическая категория уже тысячи лет-с тех пор, как начался систематический обмен продуктами труда между независимыми товаропроизводителями и началось возникновение товарного производства, начал действовать закон стоимости, появление денег, ставших мерой стоимости товаров. Исторический опыт показывает, что цена является важным инструментом реализации экономических отношений в любом обществе.
Цены и механизмы их установления играют чрезвычайно важную роль в экономике любой страны, независимо от ее формальной принадлежности. Причина этого заключается не только в том, что цена является необходимым атрибутом любого товара (услуги), но и в том, что цена является сущностью экономических интересов участников товарно-денежных отношений, которая проявляется как основная составляющая поддержания или увеличения цены-прибыли.
При централизованном управлении нашей экономикой цены имеют не только функцию измерения (планирования и учета), но и функцию перераспределения и стимулирования, в последние годы-функцию балансирования спроса и предложения.
В рыночной экономике цены играют особую роль. Рыночная цена товаров является централизованным выражением состояния товаров и, в конечном счете, денежным выражением стоимости товаров. Рыночные цены формируются под влиянием многих социально-экономических и производственных факторов, определяемых рыночными условиями производителей и потребителей, каждый из которых оказывает прямое или косвенное влияние на рыночные цены просто потому, что они прямо или косвенно влияют на спрос и предложение.
В условиях рыночной экономики установление цены на товар является одним из важнейших управленческих решений, влияющих на объем продаж, рентабельность и положение предприятия на рынке. В процессе написания реферата мы изучаем теоретические основы ценообразования и метод ценообразования в рыночной экономике. Кроме того, особое внимание уделяется изучению понятий цены и теории ценообразования; характеристике различных видов рыночного ценообразования; особенностям, видам цен и их классификации.
1 Тарифная политика на транспортные услуги в странах с развитой рыночной экономикой
Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов проявления рыночной экономики на транспорте. В настоящее время на транспорте используются два направления теории ценообразования: затратное (стоимостное или централизованное); маржиналистское (рыночное). Затратный механизм ценообразования предполагает наличие административного ценообразования, используемого в белорусской экономике. Маржиналистская система ценообразования объясняет цену транспортной услуги суммой денежных затрат в наилучшем варианте использования производственных ресурсов транспортной организации. В этом случае рыночная цена транспортной услуги зависит не столько от затрат производителя, сколько от оценки полезности таких затрат потребителем. При этом цена является самостоятельной внестоимостной величиной, для определения которой оценка покупателя более значима, чем затраты производителя.
Следует отметить, что основой формирования цен и тарифов в маржиналистской теории являются предложение и спрос, где предложение – это количество транспортного продукта, которое производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке транспортных услуг по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени. Эта теория базируется на идее предельных состояний основных рыночных переменных (производительности, дохода, издержек, полезности, спроса, предложения), а принцип маржинализма заключается в нахождении такого предела указанных переменных (прежде всего – цены), за которыми транспортной организации становится невыгодным увеличивать объем предоставления транспортных услуг, а потребителям невыгодно или невозможно увеличивать объем их потребления [10, 44].
С учетом вышеизложенного затратный механизм ценообразования на транспорте используется для формирования тарифов перевозок пассажиров в городском, пригородном и междугороднем видах сообщения и во всех видах сообщения для грузовых перевозок. Маржиналистский метод используется при формировании тарифов на международные перевозки пассажиров и грузовые перевозки во всех видах сообщений, при перевозках пассажиров автомобилями такси.
2 Анализ формирования тарифов на транспортные услуги в Республике Беларусь
В Республике Беларусь рынок транспортных услуг имеет форму монополистической конкуренции транспортных организаций, транспортные услуги которых вполне взаимозаменяемы; отличается качеством исполнения, оформлением, потребительским предпочтением, а поэтому не имеет широкого диапазона тарифов. Транспортные организации в таком случае являются монополистами оказания транспортных услуг в стране. Для этого рынка характерны основные черты: отсутствие конкуренции между транспортными организациями; дифференциация оказываемых услуг; сложность проникновения на рынок транспортных услуг национальных перевозчиков и лёгкость для иностранных.
На рынке транспортных услуг в Республике Беларусь их производители представляют организацию государственную или акционерную, сформированную на государственном капитале. При помощи государственной монополии на автотранспорте регулируется объём социально значимых транспортных услуг с субсидированием части расходов транспортных организаций из бюджета. Автотранспортные организации устанавливают тарифы на свои транспортные услуги в области грузовых перевозок и на международные перевозки грузов и пассажиров, не согласовывая их с местной администрацией.
На величину транспортных тарифов в стране на автотранспорте оказывает влияние ценовая стратегия, которая проводится в двух вариантах:
– дискриминационный: по разным группам пользователей, когда одна и та же услуга предоставляется по разным тарифам; по разным вариантам выполнения транспортных услуг – по разным тарифам без учета разницы в затратах; территориально – в разных регионах страны транспортная услуга предоставляется по разным тарифам, хотя издержки на её производство являются одинаковыми; по времени – разные тарифы на транспортные услуги устанавливаются в зависимости от сезона, месяца, дней недели, времени суток;
– множественности: для каждой группы потребителей транспортных услуг устанавливается максимальный тариф. В ряде стран такая стратегия запрещена. Однако многие страны ограничивают объем транспортных услуг по низким тарифам, подрывающим развитие национальной экономики [1, c. 82].
3 Основные направления совершенствования тарифной политики на услуги предприятий автомобильного транспорта Республики Беларусь
Уровень транспортных тарифов устанавливается следующими способами:
1 Определяется необходимостью обеспечения каждого транспортного предприятия доходом, полученным в базисном периоде. Сведения о доходах, представляемые транспортной организацией, тщательно проверяются. В качестве основной составляющей дохода транспортной организации выступают средства, призванные компенсировать текущие издержки и суммы, выплачиваемые в виде налогов и начислений и на исполнение транспортной деятельности и реализации её результатов, амортизацию.
2 Доход включает прибыль, которая исчисляется на основе её нормы. Норма прибыли может быть либо большей (устанавливается с учётом факто- ров, роль которых в каждом конкретном случае), либо меньшей (межотраслевые сопоставления нормы прибыли, задача привлечения частного капитала в конкретную регулируемую отрасль); передача занятой в транспортной деятельности компании во владение или распоряжение части государственного имущества. Масса прибыли рассчитывается умножением её нормы на базу, включающую инвестиции без амортизации. Текущая стоимость инвестиций определяется на базе стоимости ранее сделанных капиталовложений. Уровень дохода устанавливается на определенный период. Может быть установлен до пересмотра целей или режима регулирования. Методологически важно определение стоимости основных фондов. Как правило, рыночную и балансовую стоимости считают равными. Уровень нормы прибыли приравнивают к уровню дивиденда и долгосрочного процента.
3 Устанавливаются тарифы на базе ранее существовавших издержек. Суть метода заключается в поддержании «потолка» тарифов на уровне, на котором они сохранялись на конкретную дату в прошлом. Периодически пересматриваются «потолки» тарифов [3, c. 86].
К недостаткам рассмотренных методов относятся:
– невозможность достижения уровня тарифов, равного предельному уровню издержек на перевозки;
– установление фиксированных тарифов во времени, что нарушает механизм оптимизации производственных ресурсов транспортной организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов проявления рыночной экономики на транспорте.
Острота и необходимость решения тех или иных проблем различны и зависят от условий страны, политического строя и других факторов. Неодинаковы также приоритеты и акценты. Различия связаны с экономическим положением государства, долями различных видов транспорта в объемах перевозок, неодинаковыми уровнями качества обслуживания и тарифов, себестоимости и других показателей.
Модели различаются соотношением рыночных и административных механизмов регулирования:
– Административная модель управления (США, Канада, Париж);
– Регулируемый рынок (Лондон, столицы скандинавских стран);
– Свободный рынок (Великобритания за исключением Лондона, Сантьяго – Чили).
В Республике Беларусь рынок транспортных услуг имеет форму монополистической конкуренции транспортных организаций, транспортные услуги которых вполне взаимозаменяемы; отличается качеством исполнения, оформлением, потребительским предпочтением, а поэтому не имеет широкого диапазона тарифов. Транспортные организации в таком случае являются монополистами оказания транспортных услуг в стране. Для этого рынка характерны основные черты: отсутствие конкуренции между транспортными организациями; дифференциация оказываемых услуг; сложность проникновения на рынок транспортных услуг национальных перевозчиков и лёгкость для иностранных.
Был проведен расчет тарифов при применении сдельной системы оплаты труда за перевозку грузов автомобильным транспортом МАЗ-6312А8 бортовой. К сдельным перевозкам относятся перевозки грузов, по которым организован учет транспортной работы в тоннах или возможен учет путем замера, взвешивания, геодезического замера. При применении сдельной системы оплаты за перевозку грузов автомобильным транспортом тарифы рассчитываются на любой выбранный перевозчиком показатель измерения транспортной работы.
1 Александрова, М. А. К вопросу о транспортных тарифах и транспортной политике / М. А. Александрова // Наука и практика в условиях санкционного миропорядка : сб. статей междунар. науч. практич. конф. – СПб. : Культинформ-пресс. – 2018. – С. 82–83.
2 Братановский, С. Н. Административное ценообразование России: история и перспективы развития : [монография] / С. Н. Братановский, С. Н. Зайкова. – М. : Директ-Медиа. 2017. – 268 с.
3 Транспортно-экспедиционная деятельность : учебник / Е. В. Будрина [и др.]. – М. : Юрайт, 2017. – 369 с.
4 Экономика транспорта: учебник : / Е. В. Будрина [и др.]. – М. : Юрайт, 2016. – 365 с.
5 Ведерникова, Д. А. Формирование доходов и расходов предприятий внутреннего водного транспорта по грузовым перевозкам / Д. А. Ведерникова, М. А. Александрова // Инновации в науке и практике : сб. статей по материалам VIII междунар. науч.-практич. конф. – ВГУВТ, Астрахань, 2018. С. 143–150.
6 Власов, В. М. Информационные технологии на автомобильном транспорте : учеб. пособие / В. М. Власов. – М. : Академия, 2014. – 255 с.
7 Волкова, С. А. Особенности формирования транспортных тарифов с учетом платежеспособности груза на международных перевозках / С. А. Волкова // Транс- порт : наука, техника, управление. – ВИНИТИ, М., 2018. С. 36–40.
8 Коваленко, Н. А. Организация технического обслуживания и ремонта автомобилей / учеб. пособие / Н. А. Коваленко. – Минск : Новое знание, М. : ИНФРА-М, 2016. – 228 с.
9 Лопарева, И. Ю. Исследование понятия транспортного обслуживания / И. Ю. Лопарева // Транспортное дело России. – М., 2017. – № 1 – С. 130 –133.
10 Маркетинг на транспорте. Практикум : учеб. пособие / А. А. Михальченко [и др.]. – Гомель : БелГУТ, 2018. – 244 с.
11 Мониторинг рынка транспортных услуг: учеб. пособие / А. А. Михальченко [и др.]. – Гомель : БелГУТ, 2017. – 271 с.
12 Основы теории транспортных процессов и систем : учеб. пособие / А. А. Михальченко [и др.]. – Гомель : БелГУТ, 2017. – 379 с.
13 Транспорт. Общий курс : учеб. пособие / А. А. Михальченко [и др.]. – Гомель : БелГУТ, 2018. – 315 с.
14 Логистика перевозок грузов и пассажиров : учеб. пособие / А. А. Михальченко [и др.]. – Гомель : БелГУТ, 2019. – 371 с.
15 Михальченко, А. А. Маркетинг на транспорте : учеб. пособие / А. А. Михальченко, М. И. Шкурин. – Гомель : БелГУТ, 2018. – 263 с.
16 Туревский, И. С. Экономика отрасли (автомобильный транспорт) : учеб. пособие / И. С. Туревский. – М. : Инфра-М, 2017. – 287 с.
17 Угрюмова, А. А. Региональная экономика и управление : учеб. / А. А. Угрюмова, Е. В. Ерохина, М. В. Савельева. – М. : Юрайт, 2016. – 445 с.
18 Ходош, М. С. Организация перевозочного процесса на автомобильном транспорте : учеб. / М. С. Ходош, А. А. Бачурин, О. Г. Солнцева. – М. : Академия, 2018. – 336 с.
19 Яковлева, Е. Н. Управление затратами : учеб. пособие / Е. Н. Яковлева – М. : Кнорус, 2018. – 214 с.