Введение
1 Экономическая сущность мотивации труда на предприятиях в странах с развитой рыночной экономикой
1.1 Система мотивации труда: понятие, современные теории, виды
1.2 Методические подходы к оценке эффективности системы мотивации труда специалистов
2 Анализ и оценка мотивации труда на предприятии автомобильного транспорта РБ
2.1 Организационно-экономическая характеристика КУП «Минский метрополитен»
2.2 Оценка эффективности мотивации труда в организации
3 Основные направления совершенствования мотивации труда на автотранспортных предприятиях РБ
3.1 Мероприятия, направленные на совершенствование системы методов мотивации
3.2 Экономическая эффективность мероприятий
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы мотивации и стимулирования работников в компаниях по-прежнему остаются актуальными, поскольку результаты компаний, особенно при внедрении инновационных технологий и действиях научно-технического прогресса, которые зависят от верно разработанных систем стимулирования.
В деятельности компании стимулирование играет огромную роль, поэтому оно направлено на то, чтобы стимулировать работника работать эффективно и результативно, что не только окупает расходы работодателя на производственный процесс и заработную плату, но и дает определенную прибыль. Прибыль компании направляется не только на нужды работодателей, но так же и используется для целей - уплаты налогов в федеральный и местный бюджет, а также на расширение производства. Поэтому поощрение рабочей силы играет важную роль в развитии экономики страны.
В современном управлении предприятием система управления персоналом компании представляет собой сложную систему, состоящую из многих компонентов. Среди них: кадровая политика компании, организация командных отношений, влияние на социально-психологические аспекты управления. Тем не менее, ключевым местом в управлении персоналом остается определение того, как повысить производительность сотрудников компании, способов развития творческой инициативы, а также стимулирования и мотивации сотрудников.
Поэтому необходимо изучить такой вопрос, как мотивация сотрудников. Каждый менеджер, если он хочет добиться эффективной работы своих подчиненных, не должен забывать о существовании постоянных стимулов для их работы и выполнения своих задач максимально эффективно.
Исследования зарубежных ученых, в области экономики, а именно Д. Аткинсон, Д. Маккиллен, С. Адаме, Б. Скиннер, Э. Локк, JI. Портер, Э. Лоулер, для которых, важно было описать проблему мотивации труда. Их концепции основаны на рассмотрении прямого процесса трудовой деятельности.
Целью курсовой работы является анализ мотивации труда на предприятиях автомобильного транспорта Республики Беларусь и пути ее совершенствования.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрытие экономической сущности мотивации труда на предприятиях в странах с развитой рыночной экономикой;
1 Экономическая сущность мотивации труда на предприятиях в странах с развитой рыночной экономикой
1.1 Система мотивации труда: понятие, современные теории, виды
Выступая одной из основных функций менеджмента, мотивация персонала напрямую сопряжена с процессом побуждения работников компании к эффективной работе посредством формирования определенных мотивов поведения, как для достижения собственных целей, так и для обеспечения достижения целей компании. Реализация процесса мотивации персонала предполагает задействование научно-обоснованной последовательности таких взаимозависимых категорий, как: потребность работника – интересы работника – мотив деятельности – действие [1, с. 45].
Вопросам мотивации персонала посвящен целый ряд работ как зарубежных, так и отечественных авторов.
Исследуя основные классические теории мотивации, можно отметить, в частности, что представитель школы научного управления Ф. У. Тейлор одним из первых исследовал мотивы деятельности работников, которые обуславливали их поведение. Именно Тейлор утверждал, что в основе успешной мотивации работника лежат стимулирующие мотивы и вознаграждение за производимый труд. Он отмечал, что за перевыполнение нормативного плана работник имеет право на дополнительное вознаграждение за полученный результат и приложенные усилия [2, c. 12].
Представитель школы человеческих отношений Э. Мэйо и реализованные им Хоторнские эксперименты позволили получить выводы о заметной роли социальной среды в компании и о ее прямом воздействии на изменение производительности труда работников компании. Э. Мэйо фактически первым исследовал ключевые принципы психологии работника, определяющие его мотивацию к труду, а также специфику группового поведения в организации и воздействия человеческих (социальных) факторов на общие результаты деятельности компании [3, c. 41].
Следующим этапом исследования вопросов мотивации персонала стали работы школы поведенческих наук, представители которой исследовали мотивы поведения работников, базирующиеся на их интересах и формирующие мотивационную позицию человека. Согласно концепции данной школы, потребности рассматривались в виде желания работника обладать чем-либо, а мотивация – как вытекающая из потребностей связь внешних и внутренних стимулов.
2 Анализ и оценка мотивации труда на предприятии автомобильного транспорта РБ
2.1 Организационно-экономическая характеристика КУП «Минский метрополитен»
Необходимость строительства метрополитена в городе Минске была обоснована в 1969-1972 гг. при разработке комплексной схемы развития всех видов городского транспорта. К концу 60-х годов вследствие интенсивного развития промышленности, сети научных, учебных, культурных и общественных организаций, население Минска превысило миллион человек.
Разрабатывая комплексную схему развития всех видов городского транспорта, институт «Минскпроект» провел технико-экономическое сравнение трех вариантов новых видов общественного транспорта: автобус «экспресс», скоростной трамвай и метрополитен. При сравнении результатов преимущество метрополитена оказалось бесспорным, поскольку метро действительно является наиболее комфортабельным, экологически чистым, скоростным, надежным видом городского пассажирского транспорта.
Институт «Метрогипротранс» в 1974 г. разработал уточненные технико-экономические обоснования строительства первой очереди метрополитена общей протяженностью 22 километра, состоящей из двух линий с девятнадцатью станциями.
Минский метрополитен был образован в соответствии с приказом Министерства путей сообщения СССР от 8 июня 1983 года № 1205 и решением горисполкома Минского Совета народных депутатов от 21 октября 1993 г. № 595 и введен в эксплуатацию 30 июня 1984 года.
КУП «Минский метрополитен» сохраняет статус предприятия железнодорожного транспорта, в своей деятельности руководствуется законодательством Республики Беларусь, Уставом КУП «Минский метрополитен», Свидетельством о государственной регистрации, Правилами технической эксплуатации Минского метрополитена, Инструкцией по сигнализации на Минском метрополитене, Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на Минском метрополитене, Правилами пользования Минским метрополитеном, Положением о дисциплине работников метрополитена, техническими инструкциями и другими актами, не противоречащими законодательству Республики Беларусь.
Основными задачами Минского метрополитена являются:
1. Полное и качественное удовлетворение потребностей населения в перевозках по линиям метрополитена с обеспечением гарантированной их безопасности.
3 Основные направления совершенствования мотивации труда на автотранспортных предприятиях РБ
3.1 Мероприятия, направленные на совершенствование системы методов мотивации
Как показал проведенный анализ мотивации персонала в КУП «Минский метрополитен», ключевыми проблемами для организации в части реализации механизма мотивации персонала на предприятии являются:
- низкая степень использования стимулирующих выплат работников организации;
- отсутствие инструментов социальной (и моральной) мотивации при формальном по шаблону использовании материальной и административной мотивации.
В таких условиях для КУП «Минский метрополитен» крайне необходимым является поиск резервов и направления повышения эффективности управления как в целом персоналом, так и, в частности, стимулированием и мотивацией труда работников.
В современных экономических условиях рост производительности труда возможен за счет узконаправленного стимулирования труда – для каждого отдела и группы специалистов необходимо разрабатывать уникальные и учитывающие специфику работы отдела (подразделения) стимулирующие меры и инструменты.
Поэтому для КУП «Минский метрополитен» предлагается пересмотреть существующую систему оплаты труда специалистов с учетом следующих изменений:
- во-первых, система основного должностного оклада должна быть пересмотрена таким образом, чтобы содержать в себе элемент стимулирования работников к постоянному саморазвитию;
- во-вторых, система премирования должна быть четко определена и конкретизирована, а ее применение должно осуществляться с использованием регламентированного и прозрачного механизма, работа которого легко контролировалась бы как директором и главным бухгалтером, так и самими работниками.
Использование такого подхода позволит, с одной стороны, повысить степень прозрачности формирования заработной платы и ее мотивирующую составляющую, а разработка эффективного механизма премирования позволит создать резерв для роста заработной платы выше стандартного предела в 30 % от должностного оклада и при этом обеспечить рост производительности труда на экономически обоснованном уровне.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реализация процесса мотивации персонала предполагает задействование научно-обоснованной последовательности таких взаимозависимых категорий, как: потребность работника – интересы работника – мотив деятельности – действие.
Управление мотивацией может быть эффективным только при наличии полной и достоверной информации о процессах, происходящих в команде. Важно знать состав команды, интересы, склонности и действия сотрудников, причину многих явлений, мотивы поведения, позитивные и негативные тенденции в развитии коллектива [22, c. 150].
Минский метрополитен был образован в соответствии с приказом Министерства путей сообщения СССР от 8 июня 1983 года № 1205 и решением горисполкома Минского Совета народных депутатов от 21 октября 1993 г. № 595 и введен в эксплуатацию 30 июня 1984 года.
Основными задачами Минского метрополитена являются:
1. Полное и качественное удовлетворение потребностей населения в перевозках по линиям метрополитена с обеспечением гарантированной их безопасности.
2. Обеспечение высокого уровня культуры обслуживания пассажиров.
3. Содержание в исправном состоянии сооружений, устройств и технических средств.
4. Планомерное и комплексное развитие материально-технической базы и социальной сферы.
По показателю выручки отмечается рост к 2018 г. по сравнению с 2017 г. на 169 тыс. руб. В 2019 г. относительно 2018 г. данный показатель снизился на 499 тыс. руб.
Показатель прибыли от реализации на протяжении анализируемого периода снижался, а именно на 147 тыс. руб. в 2018 г. относительно 2017 г. и на 171 тыс. руб. в 2019 г. по сравнению с 2018 г. Таким образом, прибыль до налогообложения составила 116 тыс. руб. в 2018 г., что на 149 тыс. руб. меньше, чем в 2017 г. К 2019 г. данный показатель достиг значения в 66 тыс. руб., что по сравнению с 2018 г. меньше на 50 тыс. руб.
По всем показателям рентабельности продукции наблюдается снижение, так рентабельность продукции с 14,5 % в 2017 г. снизилась до 5,6 % к 2019 г.
Рентабельность продаж с 8,1 % в 2017 г. против 3,1 % в 2019 г. Рентабельность активов на протяжении 2017-2019 гг. снизилась с 16,7 % до 4,6 %.
1. Агафонова, М. С. Исследование зарубежного опыта мотивации и оплаты труда / М. С. Агафонова, А. Н. Быканова, Г. Ю. Виненко // Современные научные исследования в сфере экономики: Сборник результатов научных исследований. – 2018. – С. 45-49.
2. Алифанова, Д. Р. Зарубежный опыт мотивации персонала / Д. Р. Алифанова // Актуальные проблемы менеджмента и маркетинга в сфере внешнеэкономической деятельности: Материалы межвузовской НК. – 2017. – С. 12-15.
3. Архипова, Н.И. Управление персоналом организации. Краткий курс для бакалавров / Н.И. Архипова, О.Л. Седова. – М.: Проспект, 2016. – 224 c.
4. Бабынина, Л. С. Развитие систем вознаграждения персонала / Л. С. Бабынина // Инновационные доминанты социально-трудовой сферы: экономика и управление. – 2016. – С. 12-15.
5. Баскакова, О. В. Экономика предприятия (организации): учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. – 372 с.
6. Большакова, Е. М. Современные модели и методы мотивации, применимые в процессе управления персоналом / Е. М. Большакова // Бенефициар. – 2018. – № 19. – С. 31-33.
7. Брюханова, О. А. Особенности мотивации труда персонала предприятия / О. А. Брюханова // Проблемы эффективного использования научного потенциала общества: Сб. статей Международной НПК. – 2018. – С. 29-31.
8. Бугаков, В.М. Управление персоналом: учеб. пособие / В.П. Бычков, В.М. Бугаков, В.Н. Гончаров; Под ред. В.П. Бычкова. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 237 c.
9. Великанов, В.С. Управление трудовыми ресурсами / В. С. Великанов // Вопросы экономики. – 2017. – № 9. – С. 47-53.
10. Гаудж, П. Исследование мотивации персонала / П. Гаудж. – М., 2015. – 272 c.
11. Глазов, М. М. Управление персоналом: анализ и диагностика персонал-менеджмента: учебник / М. М. Глазов. – СПб.: Андреев. изд. дом, 2016. – 251 с.
12. Голенко, А. А. Система нематериального стимулирования и мотивации персонала: основные элементы / А. А. Голенко // Механизмы управления экономическими системами: методы, модели, технологии: Сб. статей Международной НПК. – 2017. – С. 142-144.
13. Голикова, А. В. Разработка элементов системы мотивации и стимулирования персонала / А. В. Голикова // Развитие науки и техники: Механизм выбора и реализации приоритетов: Сб. статей Международной НПК. – 2017. – С. 187-191.
14. Голуб, О. С. Эффективные методы мотивации персонала / О. С. Голуб // Проблемы эффективного использования научного потенциала общества: Сб. статей Международной НПК. – 2018. – С. 37-39.
15. Горелов, Н.А. Экономика трудовых ресурсов: учеб. пособие / Н. А. Горелов. – М.: Высшая школа, 2016. – 412 с.
16. Горленко, О. А. Управление персоналом: учебник для академического бакалавриата / О. А. Горленко, Д. В. Ерохин, Т. П. Можаева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 249 с.
17. Дубинин, И. С. Вознаграждение персонала как элемент системы управления персоналом / И. С. Дубинин // Научный альманах. – 2016. – № 11. – С. 112-115.
18. Егоршин, А.П. Мотивация трудовой деятельности: учеб. пособие / А. П. егоршин. – М.: Инфра-М. – 2016. – 464 c.
19. Жиделева, В.В. Экономика предприятия / В.В. Жиделева, Ю.Н. Каптейн. – М.: Огни, 2017. – 401 c.
20. Зябирова, Л. М. Инструменты управления затратами на персонал на предприятии / Л. М. Зябирова // Экономический форум «Экономика в меняющемся мире». – 2017. – С. 165-167.
21. Ивановская, Л.В. Управление персоналом организации: учебник / А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, Л.В. Ивановская. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 695 c.
22. Клочкова, Е. Н. Экономика предприятия: учеб. пособие / Е. Н. Клочкова, В. И. Кузнецов, Т. Е. Платонова. – М.: Юрайт, 2016. – 448 с.