Введение
1. Производство работ в питомнике (единовременных, ежегодных)
1.1 Описание участка под проект
1.2 Выбор и обоснование технологии производства работ в питомнике
1.3 Комплектование машинно-тракторных агрегатов
1.4 Выбор способа движения агрегата и подготовка участка
1.5 Расчет количества потребного оборудования и трудозатрат
1.6 Расчет потребности в горюче-смазочных материалах
1.7 Определение прямых затрат на механизированные работы
1.8 Мероприятия по техническому обслуживанию и ремонту механизмов и технике безопасности
1.9 Схема участка и способ движения агрегатов на участке
2. Рубки ухода в молодняках
2.1 Характеристика участка объекта проектирования
2.2 Выбор и обоснование технологии работ с описанием конструкций машин
2.3 Эксплуатационные расчеты агрегатов для рубок ухода
2.4 Выбор способа движения агрегата и подготовка участка
2.5 Расчет потребности в горюче-смазочных материалах
2.6 Определение прямых затрат на механизированные работы
2.7 Техническое обслуживание машинно-тракторного парка
2.8 Техника безопасности при выполнении механизированных работ
Литература


Введение
Леса Республики Беларусь занимают 9,2 млн. га, или 35 % ее общей площади. В ведении комитета лесного хозяйства при Совете Министров Республики Беларусь находится 7,9 млн. га лесов с общим запасом древесины 1025 млн. куб. м. Велико значение леса в жизни человека и народного хозяйства республики. Лес дает древесину, которая используется как в круглом, так и в обработанном виде. При химической переработке древесины получают целлюлозу, бумагу, спирт, искусственное волокно. Прижизненное использование леса обеспечивает добычу живицы, из которой в результате переработки получают канифоль и скипидар. Последние в свою очередь дают возможность получить около 2 тыс. различных веществ, которые используются в текстильной, медицинской, мыловаренной, электротехнической, резиновой промышленности, бытовой химии, производстве синтетического каучука, лака и т.д. В лесу заготавливают плоды, ягоды, орехи, грибы, соки, кору, а также организуют пчеловодство. Здесь обитает много полезных зверей и птиц. Лес имеет огромное полезащитное и санитарно-гигиеническое значение.
В предшествующие годы лесные культуры создавались на не покрытых лесом площадях. В настоящий период основной объем работ по лесовосстановлению приходится на вырубки. Среди различных приемов восстановления леса (технология лесосечных работ с сохранением подроста, содействие естественному возобновлению и реконструкция) восстановление леса искусственным путем занимает ведущее место.
До 1960 г. лесовосстановительные работы на вырубках проводились в основном без широкого применения орудий и механизмов. В последние годы в связи с оснащением лесхозов и леспромхозов новой техникой значительно повысился уровень механизации работ по подготовке почвы, посадке леса и ухода за лесными культурами. Достигнута комплексная механизация производственных процессов в передовых питомниках этой зоны.
Для успешного создания сперва необходимо подготовить посадочный материал. Для этого существуют специальные питомники. Лесной питомник – это участок земли, предназначенный для выращивания лесных сеянцев и саженцев, а также черенков, которые высаживают на лесокультурную площадь. Под лесным питомником часто подразумевают предприятие или его специализированную часть, где выращивают посадочный материал. В лесных питомниках eгo выращивают с открытой и закрытой корневыми системами (сеянцы и саженцы), привитой посадочный материал, черенки, черенковые саженцы.
Целью курсового проекта является расчет производства единовременных, ежегодных работ в питомнике, производство лесных культур.
1. Производство работ в питомнике (единовременных, ежегодных)
Технология выращивания посадочного материала в уплотненных школах включает различные операции, начиная от обработки почвы в системе севооборота и заканчивая его выкопкой и хранением. Исследования различных технологических операций, способов закладки уплотненных школ и влияние агротехники выращивания на качественные показатели посадочного материала проведены в лесных питомниках различных геоботанических подзон. Установлена зависимость показателей индивидуальных качеств саженцев, таких как масса корневой системы, соотношение надземной и корневой частей, диаметра корневой шейки и высоты, от применения отдельных агротехнических приемов.
Для саженцев ели европейской наиболее важным показателем является масса корневой системы, а это в свою очередь зависит от почвенных условий и системы обработки почвы.
В Беларуси уплотненные школы закладывают в основном для выращивания массового количества укрупненного посадочного материала ели европейской, предназначенного для лесокультурных целей. Они отличаются узкими междурядьями и небольшим шагом посадки. Это ведет к увеличению выхода саженцев с 1 га свыше 100 тыс. шт.
1.1 Описание участка под проект
Согласно заданию, необходимо запроектировать школьное уплотненное отделение посадочным материалом Сж2+2, на участке постоянного питомника площадью 6,2 га/2=3,1 га. Почва суглинистая, свежая. Уклон участка I=0,015.
Участок под культуры находится в кв. 14 Представляет собой участок прямоугольной формы, с размерами 280х200х280х240м.
Используя исходные данные для проектирования, устанавливается объем работ по производству работ в питомнике.
1.2 Выбор и обоснование технологии производства работ в питомнике
Питомником называют предприятие, земельный участок, на котором выращивают различный посадочный материал древесных и кустарниковых пород: сеянцы, саженцы, черенковые саженцы, создают маточные плантации для заготовки черенков и др.
По целевому назначению питомники подразделяют на лесные, озеленительные (декоративные) и плодово-ягодные.
В лесных питомниках выращивают преимущественно сеянцы и саженцы древесных и кустарниковых пород для лесокультурных целей; в декоративных – главным образом укрупненные саженцы для озеленительных работ в городах и озеленения других объектов, в плодово-ягодных – посадочный материал для закладки плодовых садов и ягодников.
Раздел 2. Рубки ухода в молодняках
2.1 Характеристика участка объекта проектирования
Исходными данными для проектирования являются – проведение осветления 8-летнем смешанном (8С2Б) насаждении при среднем запасе ликвидной древесины до 6 м3/га. Почва на участке супесчаная, уклон 0,02. Рекомендованы: мотокусторез «Stihl MS260» и машинный кусторез «МF 200»».
2.2 Выбор и обоснование технологии работ с описанием конструкций машин
Рубки ухода за лесом являются важнейшим лесохозяйственным мероприятием, направленным на выращивание хозяйственно ценных, высокопродуктивных, устойчивых насаждений и улучшение других полезных свойств леса. Они заключаются в периодической вырубке из насаждений нежелательных деревьев и кустарников для создания благоприятных условий роста лучшим деревьям главных пород и служат источником получения древесины и другого сырья.
В зависимости от возраста в насаждениях проводятся рубки ухода – осветления, прочистки, прореживания и проходные рубки
К уходу за лесом также относят обрезку сучьев, уход за подростком, удаление подлеска, уход в опушках, рубки формирования ландшафта, выборочные санитарные рубки, рубки переформирования и обновления насаждений.
Повторяемость рубок ухода - это период времени, через который в насаждении проводится повторный уход. Она зависит от лесоводственно-таксационной характеристики насаждения и его общего состояния. Чем выше интенсивность отдельных приемов рубок, тем реже их повторяемость, и наоборот. Период повторяемости рубок ухода устанавливается для ухода в молодняках 3-10 лет, прореживаний в хвойных насаждениях 10-20 лет, а в лиственных 5-15 лет.
Осветление проводится с целью улучшения состава, регулирования густоты и размещения деревьев в насаждении. Прочистка наряду с уходом за составом обеспечивает преобладание и равномерное размещение деревьев главных пород по площади, а также сохранение полезных для роста подгоночных пород. При проведении прочисток формируется структура будущего древостоя и регулируется количественное соотношение между отдельными породами. Прочистка проводится в чистых и смешанных молодняках. В чистых сосняках прочистку назначают в возрасте 12-15 лет при появлении резкого различия деревьев по высоте. Из насаждения удаляют отставшие в росте, сильно разросшиеся, больные и поврежденные деревья. В культурах густоты более 10 тыс. шт./га с шириной междурядий 1-1,5 м допускается вырубка сосны рядами. Однако сильное изреживание чистых сосняков в этом возрасте недопустимо, так как уменьшится текущий прирост.
1. Асмоловский М.К. и др. «Механизация лесного и садово-паркового хозяйства», Мн.: БГТУ, 2004
2. Асмоловский, М. К. Механизация лесохозяйственных работ. Курсовое проектирование: учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения специальности 1-75 01 01 «Лесное хозяйство», / М. К. Асмоловский, В.В. Носников. - Минск : БГТУ, 2014. -121 с.
3. Асмалоускi М.К. Механiзацыя лесагаспадарчых работ: Метадычны дапаможнiк для выканання курсавога праекта. - Мн.: БДТУ, 2002
4. Асмалоускi М.К. Механiзацыя лесагаспадарчых работ: Нарматыуна-даведачны матэрыял для выканання курсавога праекта. - Мн.: БДТУ, 2003.
5. Асмоловский, М.К. Механизация лесохозяйственных работ: лаб. практикум для студентов очной и заочной форм обучения специальности 1-75 01 01 «Лесное хозяйство» / М.К. Асмоловский, С.Н. Пищов, С.Е. Арико. - Мн. : БГТУ, 2014.
6. Сборник №1 и №4 "Отраслевые республиканские нормы выработки"
7. Проекты (работы) курсовые. Требования и порядок подготовки, представление к защите и защита. СТП БГТУ 12.05.2007.