Анализ содержания, формы и средств музыкальной выразительности в произведениях Вальс ре-бемоль мажор и Три ноктюрна ми-бемоль мажор Шопена Курсовая работа (проект)
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Анализ содержания, формы и средств музыкальной выразительности в произведениях Вальс ре-бемоль мажор и Три ноктюрна ми-бемоль мажор Шопена»
по дисциплине: «Анализ музыкальных форм»
2021
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Анализ содержания, формы и средств музыкальной выразительности в произведениях Вальс ре-бемоль мажор и Три ноктюрна ми-бемоль мажор Шопена
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Анализ музыкальных форм
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ФОРТЕПИАННАЯ МИНИАТЮРА КАК ЖАНР
1.1 Становление и развитие жанра фортепианной миниатюры
1.2 Жанр фортепианной миниатюры в творчестве Ф. Шопена
ГЛАВА 2. СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ФОРТЕПИАННЫХ МИНИАТЮР Ф. ШОПЕНА
2.1 Образное содержание миниатюр Вальса ре бемоль мажор(соч.70, №3) и Ноктюрна соч. 9, №2(2) ми бемоль мажор
2.2 Форма-схема строения миниатюр Вальса ре бемоль мажор(соч.70, №3) и Ноктюрна соч. 9, №2(2) ми бемоль мажор
2.3 Комментарии к форме-схеме
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В МИНИАТЮРАХ ВАЛЬС РЕ БЕМОЛЬ МАЖОР(СОЧ.70, №3) И НОКТЮРН СОЧ. 9, №2(2) МИ БЕМОЛЬ МАЖОР
3.1 Анализ средств музыкальной выразительности Вальса ре бемоль мажор(соч.70, №3)
3.2 Анализ средств музыкальной выразительности Ноктюрна соч. 9, №2(2) ми бемоль мажор
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Творчество Ф. Шопена имеет глубокие жанровые корни. Взаимодействие элементов бытовой, культовой, концертной музыки в его фортепианных произведениях во многом определило оригинальность его стиля. Самобытность творчества Ф. Шопена состоит в уникальном значении полижанровости как базы индивидуального стиля автора. Основу творчества композитора составляют фортепианные произведения, в том числе и миниатюры.
Мною были выбраны для анализа Вальс ре бемоль мажор(соч.70, №3) и Ноктюрн соч. 9, №2(2) ми бемоль мажор. Данный выбор обоснован тем, что жанр фортепианной миниатюры занимал главенствующее место в творчестве композитора. Выбранные произведения являются характерными образцами синтеза сложных форм и жанра миниатюры в творчестве композиторов романтиков.
Цель работы: комплексный анализ формы Вальса ре бемоль мажор(соч.70, №3) и Ноктюрна соч. 9, №2(2) ми бемоль мажор.
Задачи:
- рассмотреть исторический аспект становления и развития жанра фортепианной миниатюры;
- отметить особенности воплощения жанра фортепианной миниатюры в творчестве Ф. Шопена;
- проанализировать Вальс ре бемоль мажор(соч.70, №3);
- проанализировать Ноктюрн соч. 9, №2(2) ми бемоль мажор.
ГЛАВА 1 ФОРТЕПИАННАЯ МИНИАТЮРА КАК ЖАНР
1.1 Становление и развитие жанра фортепианной миниатюры
Жанр фортепианной миниатюры сформировался и получил широкое распространение в эпоху романтизма. В качестве художественного явления он откристаллизовался и расцвел именно в это время. Данный жанр является специфичным для романтической и постромантической эпохи, не имеющий аналогов в музыке предыдущих эпох. «Миниатюра – зеркало, отразившее самые существенные черты романтического мироощущения, его концентрированная и кратчайшая «художественная формула» [7, с. 84].
Истоки романтической миниатюры представляют собой ряд достаточно разнородных явлений. Пути ее формирования ведут, с одной стороны, от малых форм, выполнявших в доромантической музыке прикладную функцию. Это – танцы (менуэт, гавот и др.) или пьесы инструктивно-технического назначения (этюды, прелюдии). Другой путь связан с миниатюризацией форм, сложившихся в рамках классического сонатного цикла. Начало развитию фортепианной миниатюры положил еще Л.В. Бетховен в своих багателях. Миниатюра предстает здесь как поле для эксперимента, поиска нового. Завершение становления романтической фортепианной миниатюры связано с именами Ф. Шуберта и Ф. Мендельсона.
Романтическая свобода выражения проявилась в пьесах Ф. Шуберта во всей полноте. «Его вальсы, экспромты и музыкальные моменты демонстрируют свободу и многовариантность взаимодействия характеров интонирования, жанровой природы и индивидуализированной композиции» [13, с. 57]. Творчество Ф. Мендельсона предстает как достижение зрелости романтической фортепианной миниатюры и преддверие ее высшего расцвета. Жанр песни без слов стал средоточием всего художественного мира композитора.
ГЛАВА 2. СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ФОРТЕПИАННЫХ МИНИАТЮР Ф. ШОПЕНА
2.1 Образное содержание миниатюр Вальса ре бемоль мажор(соч.70, №3) и Ноктюрна соч. 9, №2(2) ми бемоль мажор
В творчестве Ф. Шопена вальс представляет сольную фортепианную пьесу, в которой бытовые корни и прикладное значение этого жанра уходят на второй план. Можно сказать, что у Ф. Шопена вальс становится не музыкой для танца, а музыкой для слушания, насыщается сложным психологическим содержанием. В вальсах композитор воплощал свои нежные любовные лирические чувства.
Первой девушкой, к которой Фредерик испытал настоящие чувства, была Констанция Гладковская. Эта красавица, обладающая прекрасным голосом, училась в Варшавской консерватории и мечтала выступать на оперной сцене. Образ Констанции следовал за юношей повсюду и размышления о ней вдохновили молодого композитора на создание четырех великолепных вальсов, в том числе и Вальса Des-dur ор. 70 № 3 (1829).
Исследователи творчества Ф. Шопена условно разделяют созданные им вальсы на две группы. К первой относятся блестящие виртуозные концертные пьесы. Вторую группу составляют не столь эффектные, но психологически углубленные лирические фортепианные поэмы. Они, как правило, проще в техническом отношении и рассчитаны не только на концертное исполнение, но и на домашнее музицирование. К данной группе относится также избранный нами для анализа Вальс cis-moll Des-dur ор. 70 № 3. Сочинение проникнуто нежностью и лирическими чувствами. Светлыми нотками любви. Вальс полон тончайших смен настроений, поэтической прелести. Вальс не предназначался Шопеном для печати. Это — миниатюрная интимная поэма, которую он, видимо, хотел скрыть от публики.
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В МИНИАТЮРАХ ВАЛЬС РЕ БЕМОЛЬ МАЖОР(СОЧ.70, №3) И НОКТЮРН СОЧ. 9, №2(2) МИ БЕМОЛЬ МАЖОР
3.1 Анализ средств музыкальной выразительности Вальса ре бемоль мажор(соч.70, №3)
Говоря о средствах выразительности, необходимо еще раз обратиться к образной сфере Вальса. Связанный с любовью Шопена к К. Гладковской, он проникнут светлым и нежным лирическим настроением.
С первых звуков мелодии, которая начинается из-за такта восходящим скачком на сексту, настроение произведения определяется как волнительное. В первом периоде первой части мелодическая линия является основным выразительным средством. Так. На фоне, казалось бы, достаточно простой мелодии, которая звучит во второй октаве, нежно вплетаются полифонические хроматизмы в среднем регистре. Это придает мелодической линии некое смятение и неуверенность. Чувства будто переполняют героя. Одновременно следует отметить, что обилие хроматизмов в полифоническом заполнении не утяжеляет и не драматизирует музыку. Таким образом, прозрачность и тонкость не теряется. Как правило, композитор использует заполнение на время звучания длинных нот в мелодическом голосе. Это создает эффект хитросплетения голосов.
Обращая внимание на аккомпанемент, стоит сказать, что он здесь является типичным для жанра вальса и создает более четкую гармонизацию, на фоне которой звучат причудливые хроматизмы заполнения, сплетающиеся с мелодией. Сопровождение дает четкую тональную структуру в рамках, как правило, одного такта. Гармоническая структура первого периода является следующей: T-D7-(D7->As-dur)-D, T-D7-(D7->As-dur)-D. Таким образом, композитор использует достаточно ограниченный набор гармоний, на которые наслаивается верхний мелодический голос. Такой прием позволяет слушателю полностью погрузиться в восприятие нежной прекрасной мелодии, не отвлекаясь при этом на сопровождение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обзор творчества Ф. Шопена показал, что его основу составляют фортепианный сочинения автора. Особенно часто композитор обращался к форме фортепианной миниатюры. Он смог переработать танцевальные жанры польской народной музыки: полонезы, мазурки в самостоятельные произведения, лишая их, таким образом, прикладного значения. Так же композитор предстает перед нами новатором в создании фортепианных скерцо и баллад. Он значительно разрабатывает прелюдии, которые перестают быть у него вступительными частями, а обретают полноту высказывания, этюды, художественное и техническое значение которых и по сей день остается высоко неизменным.
В данной работе были проанализированы такие фортепианные миниатюры как Вальс ре бемоль мажор(соч.70, №3) и Ноктюрн соч. 9, №2(2) ми бемоль мажор. Комплексный анализ показал, в рамках классической сложной трехчастности Ф. Шопен создает свою оригинальную трактовку формы. Для Вальса характерна сложная трехчастная форма с четко просматриваемой структурой разделов. Такая классическая трактовка позволяет как нельзя лучше раскрыть художественный образ произведения, которое воссоздает настроение влюбленного лирического героя.
В Ноктюрне композитор более свободно трактует простую двухчастную форму. Используя все те же строго квадратные периоды, Шопен мастерски преобразует мелодию так, что создается впечатление непрерывной мелодии, которая запечатлела один момент из жизни героя.
Таким образом, в работе были рассмотрены миниатюры композитора, одна из которых более близка к классическому пониманию формы произведения (Вальс), а вторая трактуется более свободно, что приближает Ноктюрн к творчеству романтиков.
1. Асафьев, Б.В. Избранные труды. В 5 т. Т.IV. Избранные работы о русской музыкальной культуре и зарубежной музыке / Б.В. Асафьев. – М.: Академия Наук СССР, 1955. – 439 с.
2. Алексеев, А.Д. Русская фортепианная музыка от истоков до вершин творчества / А.Д. Алексеев. – М.: Академия наук СССР, 1963. – 272 с.
3. Виеру, Н. Драматургия баллад Шопена // О музыке: Проблемы анализа. – М.: Сов.комп., 1974. – С.219-245.
4. Горностаева, В.В. Мысли о Шопене // Вопросы фортепианного исполнительства. – М.: Музыка, 1965. – С. 134-148.
5. Ефименкова, Б.Б. Танцевальные жанры в творчестве композиторов прошлого и наших дней / Б.Б. Ефименкова. – М.: Музгиз, 1962. – 54 с.
6. Зенкин, К.В. Фортепианная миниатюра Шопена / К.В. Зенкин. Монография. – М.: МГК им. П.И. Чайковского, 1995. – 151 с.
7. Зенкин, К.В. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма / К.В. Зенкин. – М.:МГК, 1996. – 415 с.
8. Лонг, М. За роялем с Клодом Дебюсси, Габриэлем Форе, Морисом Равелем / М. Лонг. – М.: Композитор, 2000. – 464 с.
9. Мазель, Л.А. Исследования о Шопене / Л.А. Мазель. – М.: Советский композитор, 1971. – 247 с.
10. Назайкинский, Е.В. Стиль и жанр в музыке / Е.В. Назайкинский. – М.: Владос, 2003. – 248 с.
11. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры / Г.Г. Нейгауз. – М.: Классика-ХХ1, 1999. – 232 с.
12. Тюлин, Ю.Н. О программности в произведениях Шопена / Ю.Н. Тюлин. – М., 1968. – 57 с.
13. Шуберт и романтизм. О некоторых аспектах свободы выражения в фортепианных пьесах // Шуберт и шубертианство: Материалы научного симпозиума. – Харьков:Институт музыкознания, 1994. – С.55-60.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты