Специфические принципы методики физического воспитания
БГУФК (Белорусский государственный университет физической культуры)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Специфические принципы методики физического воспитания»
по дисциплине: «Теория и методика физического воспитания»
2021
45.00 BYN
Специфические принципы методики физического воспитания
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика физического воспитания
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ О ПРИНЦИПАХ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 Иерархия принципов в системе физического воспитания
1.2 Общеметодические принципы
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ
2.1 Принцип непрерывности процесса физического воспитания
2.2 Принцип системного чередования нагрузок и отдыха
2.3 Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Физическое воспитание в системе образования традиционно отвечало за физическое развитие и физическую подготовку молодого поколения. Воспитание молодого, полноценно развитого человека – одно из насущных и решающих требований для успешного развития современного общества.
Поэтому этот процесс является активной частью физической культуры, благодаря которой ценности физической культуры превращаются в личное достояние человека. Это отражается в улучшении здоровья, улучшении физической работоспособности, двигательной подготовленности, более гармоничном развитии и т.д.
Физическое воспитание часто называют одной из составляющих физической культуры. Такая интерпретация соотношения двух понятий не лишена смысла, но, по мнению многих авторов, недостаточна и правильна (Б. А. Ашмарин, А. А. Исаев, Л. П. Матвеев, Ю. К. Холодов). В частности, физическое воспитание – это не одна из основных форм функционирования общества, а именно процесс передачи и усвоения его ценностей в системе образования.
Физическое воспитание имеет все особенности образовательного процесса, а именно: ведущую роль педагога-специалиста, организацию педагогической и воспитательной деятельности по дидактическим и педагогическим характеристикам, ориентацию на решение учебных задач, структуру уроков в соответствии с закономерностями развития человека и др. Следует отметить, что физическое воспитание отличается от других типов воспитания тем, что оно основано на процессе, который позволяет обучать движениям и обучать физическим характеристикам.
Для изучения вопросов теории и практики физической культуры большое значение имеет правильное понимание основных понятий. Его ясное, а возможно, и ясное определение – одна из важнейших проблем теории физической культуры, которая является относительно новой и совершенно неоформленной областью знаний. В таких условиях максимальная точность представлений о том или ином понятии облегчает обсуждение и понимание проблем, помогает глубже проникнуть в их суть.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ О ПРИНЦИПАХ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 Иерархия принципов в системе физического воспитания
Общее определение принципа используется в словаре русского языка как «основная отправная точка любой теории, учения, науки и т.д.». В системе образования и обучения принцип следует понимать как «руководящее положение», «основное правило», «установка». Практическое значение принципов состоит в том, что с их помощью можно четко подойти к желаемой цели, исключить путь проб и ошибок, показать логику решения проблемы и наметить важнейшие правила ее реализации [6].
Принципы, отражающие идеологические основы образовательной системы, должны включать в себя общие социальные принципы образовательной стратегии общества. Они предусматривают использование социальных факторов (культура, воспитание, образование) для обеспечения целенаправленного, всестороннего, гармоничного человеческого развития и органической связи между образованием и практической жизнью общества.
В системе физического воспитания эти принципы разделены на основные положения, согласно которым выполняются все практики физического воспитания. Социальные принципы:
– гарантируют единство всех аспектов обучения в процессе физического воспитания (умственного, эстетического, производственного, физического);
– обеспечивают наибольший оздоровительный эффект, укрепление здоровья и поддержание хорошей общей работоспособности;
– отражают основную функцию физического воспитания, обеспечивая человеку всестороннюю физическую подготовку к работе и другой деятельности, в том числе военной [1, c. 36].
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ
2.1 Принцип непрерывности процесса физического воспитания
Сущность принципа непрерывности в физическом воспитании раскрывается в следующих основных положениях.
1. Первое положение принципа непрерывности предполагает, что процесс физического воспитания является целостной системой, в которой предусматривается последовательность в проведении занятий физическими упражнениями. Последовательность является важнейшим условием процесса обучения движениям и процесса воспитания физических качеств [5, c. 52].
Реализация этого положения в процессе физического воспитания определяется дидактическими правилами: «от легкого к трудному», «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному», «от знаний к умениям». Их грамотное выполнение обеспечивает успех в решении образовательных задач физического воспитания.
Закономерности воспитания силы, быстроты, выносливости и других физических качеств также требуют строгой последовательности воздействий физическими упражнениями. Развитие каждого физического качества происходит в результате адаптационных функциональных и морфологических изменений в организме. Это предусматривает строгую последовательность в предъявлении повышенных требований к его функциям. Для этого используются физические нагрузки более высокие, чем те, к которым организм привык [2].
При построении учебного процесса определение последовательности обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств должно основываться на знаниях и учете положительного и отрицательного «переноса» навыков и физических качеств.
В возрастном и многолетнем плане последовательность в построении процесса физического воспитания заключается в тенденции: от общего широкого фундамента физической подготовки к более глубокой и узкой (специализированной) подготовке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В системе физического воспитания в качестве руководящих принципов используются общие социальные, общепедагогические, общеметодические и специфические принципы.
Общие методические принципы являются отправными точками, определяющими общую методику процесса физического воспитания. Они отражают основные и общие правила, а также рекомендации по сравнению данных из разных дисциплин, которые затрагивают разные аспекты процесса физического воспитания. Принимая во внимание общие методические принципы, мы открываем основные закономерности физического воспитания и определяем полученные методические положения.
Целью принципа осведомленности и активности в физическом воспитании является развитие у занимающихся глубокого отношения, устойчивого интереса и потребности в спортивной культуре и занятиях спортом, а также поощрение их к оптимальной активности.
Принцип наглядности обязывает проектировать процесс физического воспитания и широко использовать наглядность в процессе обучения и воспитания. Наглядность означает вовлечение человеческих чувств в познавательный процесс. Практическая наглядность в процессе физического воспитания осуществляется в таких формах, как зрительная, звуковая и двигательная.
Принцип доступности и индивидуализации в физическом воспитании означает, что задачи, средства и методы физического воспитания должны быть оптимально адаптированы к способностям вовлеченных людей. При реализации принципа следует учитывать готовность обучающегося к обучению выполнять определенную тренировочную нагрузку и определять степень доступности заданий.
Принцип непрерывности реализуется при следующих организационно-методических условиях – организация круглогодичной двигательной деятельности.
1. Ашмарин Б.А. Теория и методики физического воспитания / Б.А.Ашмарин [и др.]. – М.: Просвещение, 2007. – 287 с.
2. Годик М.А. Спортивная метрология: Учеб. для ин-тов физ. культ / М.А. Годик. – М., 2008. – 145 с.
3. Коробейников Н. К. Физическое воспитание: Учеб. Пособие для сред. спец. учеб. заведений / Н. К. Коробейников. – М.: Высш. шк., 2013. – 531 с.
4. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников / В.И. Лях. – М., 2008. – 97 с.
5. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры / А.М. Максименко. – М.: Инфра, 2012. – 267 с.
6. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культ / Л.П. Матвеев. – М., 1991. – 210 с.
7. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов: Пособие для учителя / Под ред. В. И. Лях. — М., 2007. – 169 с.
8. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофмана. – М., 2008. – 219 с.
9. Определение физической подготовленности школьников / Под ред. Б.В. Сермеева. – М., 2003. – 155 с.
10. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техникумов физ. культ. / Под ред. А.А. Гужаловского. – М., 2006. – 255 с.
11. Теория и методика физического воспитания. Учебник для ин-тов физ. культуры / Под общей ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. – Изд. 2-е, испр. и доп. (В 2-х т.). – М.: ФиС, 2006. – 256 с.
12. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для пединститутов / Под ред. Б. А. Ашмарина. — М., 1990. – 210 с.
13. Физическая культура: Примерная учебная программа для высших учебных заведений. — М., 2004. – 189 с.
14. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: Пособие для учителя / Под ред. В. И. Ляха, Г. Б. Мейксона. – М., 2007. – 179 с.
15. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. – М.: Академия, 2005. – 480 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты