Аспекты миссионерской работы с жертвами сект
БГУИР (Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Аспекты миссионерской работы с жертвами сект»
по дисциплине: «Миссиология»
2021
45.00 BYN
Аспекты миссионерской работы с жертвами сект
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Миссиология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕСТРУКТИВНОГО ХАРАКТЕРА
1.1. Краткий обзор религиозных сект
1.2. Причины вступления личности в секты
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ЖЕРТВ РЕЛИГИОЗНЫХ ДЕСТРУКТИВНЫХ СЕКТ
2.1. Анализ методов реабилитации жертв данных организаций
2.2. Миссионерская работа РНПЦ с жертвами религиозных деструктивных сект
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В научной литературе новые религиозные движения по типу организации разделяют на: культы и секты. Термин «секта» существует давно и представляет собой религиозную группу, сравнительно небольшую по численности, отделившиеся от большого религиозного объединения – церкви.
Последователи секты отделяются от церкви, считая, что она утратила первоначальную чистоту вероучения нравственных норм. Макс Вебер, считал, что типичным культом или сектой является Иисус Христос и его апостолы, связи с тем, что все они были рождены евреями и стали обращенными первого поколения. Согласно Максу Веберу, через несколько поколений секты становятся церковью, т.к. большинство приверженцев находятся в группе с момента рождения.
В случае группы Иисуса Христа понятие секта дано было очень в нейтральном значении, ни коем образом не агрессивном, уничижительном или негативном. Таким образом, под сектами следует понимать организованные движения, имеющие сложившуюся выраженную социальную структуру. Пример типичной классической секты является баптистская. Движения, не имеющие структуры, называются культами. Культ — это неформальные объединения, которые чаще складываются вокруг харизматичных лидеров, увлекающим за собой неофитов святым учение и притягательной силой своей личности. Следует отметить, что данные организации изначально не имеют криминалистический оттенок, и не являются разрушительными и социально опасными.
Поэтому в данной работе речь пойдет о деструктивных сектах, которые стоят в оппозиции к традиционным религиям, к миру в целом, и несут угрозу гармоничному состоянию, как личности, так и обществу в целом.
Итак, объектом исследования выступают совокупность общественных отношений, опосредованных необходимостью регулирования института реабилитации жертв религиозных деструктивных сект.
ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕСТРУКТИВНОГО ХАРАКТЕРА
1.1. Краткий обзор религиозных сект
Систематизация и анализ состояния проблемы распространения деструктивных сект показывает, что они не имеют духовной связи с традиционной духовной и материальной культурой народов Беларуси и представляют собой новое, самостоятельное и глобально-проблемное явление, зачастую преследующее под прикрытием распространения религиозности совершенно другие интересы, в том числе и корыстные интересы лидеров. Проблема вовлечения молодых людей в деструктивные секты актуальна для Беларуси. В последнее время в средствах массовой информации все чаще освещаются вопросы распространения деструктивных сект в нашей стране, технологии деятельности новых религий, применения разнообразных методов и способов вербовки адептов и т.д.
Большинство деструктивных сект относятся к числу молодежных сект: среди их членов преобладают люди в возрасте от 15 до 30 лет. В настоящее время в различного рода секты вовлечено от 7000 до 10000 тысяч человек плюс те, кто изучает магию, оккультизм. Для более полного понимания современной религиозной ситуации необходимо обратиться к истории религии на Беларуси и проанализировать особенности распространения религиозных учений в нашей стране [4, с. 56].
Как свидетельствуют многочисленные исторические источники, до Х века все племена, проживающие на территории современной Беларуси, исповедовали язычество. После крещения князем Владимиром Киевской Руси (988г.), греческая культура распространилась на наших землях. Были открыты первые епископии, которые стали духовно-церковными и просветительскими центрами. Из этих центров распространялась и укреплялась православная вера и развивалась церковно-религиозная жизнь: создавались христианские общины, строились храмы, открывались монастыри и школы грамоты.
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ЖЕРТВ РЕЛИГИОЗНЫХ ДЕСТРУКТИВНЫХ СЕКТ
2.1. Анализ методов реабилитации жертв данных организаций
Реабилитация пострадавших от деструктивных сект — это совокупность направленных мероприятий, нацеленных на выведение человека из секты и формирования у него новых ценностей.
Современный метод реабилитации пострадавших от деятельности деструктивных сект представляет собой технологию состоящую из этапов по своему содержанию противоположных модели трансформации «размораживания, изменения, замораживания» : избавление мышления культовой личности от деструктивного влияния, возращение бывшей культовой личности к прежнему кругу общения, включение ее в нормальные социальные связи, приобщение к общественно одобряемым нормам, ценностям и убеждениям. И заключительным действием является достижение полной независимости от культа, воссоздание прежней личности, способной к полноценному существованию в социальной реальности. Рассмотрим эволюцию технологий реабилитаций. Методика депрограммиравания.
Тэд Паптрик. Одной из методик высвобождения от культовой зависимости является так называемое депрограммирование. Данное направление появилось в США в конце 80х годов, его родоначальником является Тэд Патрик, американский деятель антикультвого движения. Под депрограммированием поминается вмешательство, известное как «недобровольное», при котором члену секты или культа не дают покинуть дом или специально подготовленное место, чтобы насильно заставить его выслушать информацию, представленную «депрограммистами», нередко бывшими членами культов [2, с. 187].
Результат считается достигнутым, если участник культа проявляет признаки психологического перелома и освобождения от культовой зависимости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассматривая православный и зарубежный опыт реабилитации можно сделать вывод, что суть данных методов в той или иной области базируется на ненасильственной реабилитации адепта деструктивной организации. Этот процесс очень сложный и длительный, и его, в свою очередь, можно разделить на несколько этапов. Первый этап:
1. Предварительное общение с обратившимися за помощью родственниками или друзьями. Выяснение мотивов обращения, обучение родственников правильному взаимодействию с неофитом.
2. Знакомство с адептом и мотивация его на дальнейшие встречи;
3. Консультирование по выходу из секты, восстановление его критического мышления пострадавшего. Составление индивидуального плана работы с учетом личных целей пострадавшего Вторым этапом реабилитации высыпает социализация бывшего адепта: прежде всего, его возвращение в семью, а затем, и в общество.
Как правило, это происходит параллельно с успешным консультированием по выходу из секты.
Как отмечает А.Л. Дворкин: «На каждого человека в мире может найтись свой гуру, но лучше на жизненном пути его не встречать». Поэтому первым уровнем социального вмешательства в противодействие культовой активности должно стать:
• Формирование и укрепление основ семейных ценностей и пропаганды счастливых и здоровых семейных отношений, поскольку именно проблемы первичной социализации индивида создают, в частности, почву для культовой уязвимости.
• Постоянное и непрерывное исследования всех факторов, способствующих вовлечению человека в деструктивные культы.
• Разработка и внедрение новых реабилитационных программ не только на базе русской православной церкви, но на базе социальных служб.
1. Вебер М. Протестантские секты и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 273–306.
2. Волкова. Е.Н. Исцеление от «рая»: реабилитация и самопомощь при социальной зависимости / Под науч. Е. Н. Волкова. — СПб.: Речь, 2011.C. – 392.
3. Глухов И.А. Сектоведение. Учебное пособие для студентов 4 класса// Сергиев Посад: МДА. 2005. 25-27 с.
4. Гурко, А.В. Новые религии в Республике Беларусь: генезис, эволюция, последователи [текст]: монография/ А.В. Гурко. – Минск: МИУ, 2006. – 276с.
5. Заключение комиссии под руководством доктора психологических наук, кандидата юридических наук, профессора В. Л. Васильева по результатам исследования деятельности религиозных сектантских организаций «Свидетели Иеговы», «Церковь объединения», «секта Виссариона». М., 2005.
6. Кондратьев Ф. В. Современные культовые новообразования («секты») как психолого-психиатрическая проблема. Белгород, 1999. С. 23.
7. Кондратьев Ф.В. Современные культовые новообразования ("секты") как психолого-психиатрическая проблема - Миссионерский отдел МП РПЦ, Белгород, 2015. —93-117с.
8. Конь Р. М. Введение в сектоведение // Нижний Новгород: Нижегородская Духовная семинария. 2008. 496- 501 с.
9. Мудрик А. В. Социализация человека: учебное пособие М.– Воронеж, 2010. 598 с.
10. Неокульты: «новые религии» века?/ Е. С. Прокошина и [др.]; под общ. ред. А.С. Майхровича. – 3-е изд., доп. – Минск: Четыре четверти, 2000. – 240с.
11. Режим доступа: www.anticekta.ru 6 Дэвид А. Рид. За кулисами Сторожевой Башни. СПб., 1998. С. 92–95.
12. Секты не менее опасны, чем наркотики: интервью доктора медицинских наук, заслуженного врача РФ Ф. В. Кондратьева // Православная вера. 2006. 13 февр.
13. Хассен С. Освобождение от психологического насилия. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.—234c.
14. Хассен С. Противостояние сектам и контролю над сознанием. – М. Изд. «АСТ», 2006. – 450 с.
15. Чайкин.Н.В. Противодействие деструктивным культам со стороны русской православной церкви и реабилитация пострадавших –М.: Изд. «АСТ». 2009 г. — 81- 85с.
16. Эгильский Е.А, Матецкая. А.А., Самыгин С.И.: Новые религиозные движения. Современные нетрадиционные религии и эзотерические учения: Учебное пособие.- Москва: «Издательство КноРус», 2011-221с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты