Готовность учащихся к трудовой деятельности
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Готовность учащихся к трудовой деятельности»
по дисциплине: «Трудовое обучение»
2021
45.00 BYN
Готовность учащихся к трудовой деятельности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Трудовое обучение
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список учащихся младшего школьного возраста.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Диагностические задания.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты констатирующего этапа эксперимента.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список учащихся младшего школьного возраста.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Диагностические задания.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты констатирующего этапа эксперимента.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Анкета.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Тема: «Природные материалы. Как их соединить?».
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Тема: «Природные материалы. Как их соединить?».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущность и основные подходы к исследованию трудовой деятельности в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности готовности учащихся младшего школьного возраста к трудовой деятельности
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Диагностика навыков трудовой деятельности у учащихся младшего школьного возраста
2.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию навыков трудовой деятельности у учащихся младшего школьного возраста
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания и обучения личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе. Педагогическая наука уделяла и продолжает уделять значительное внимание проблемам трудовой подготовки подрастающего поколения, трудового воспитания учащихся младшего школьного возраста, подготовке учителя начальных классов к педагогической деятельности в области трудового воспитания.
Большой вклад в разработку методологических и теоретических основ трудового воспитания учащихся младших классов, подготовку учителя начальных классов к этой работе внесли К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.Я. Стоюнин, Н.В. Касаткин, Д.Д. Семенов, Н.И. Пирогов, В.В. Водовозов, К. А. Сент-Илер, А.Ф. Гартвиг и многие др.
В процессе трудовой деятельности развиваются способности, трудовые умения и навыки учащихся младших классов. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности трудовой деятельности школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.
Перестройка школы потребовала эффективного решения задач трудового воспитания. Трудовая деятельность в школе, в том числе и познавательный, должен представлять собой целенаправленную, осмысленную, разнообразную деятельность, имеющую личностную и социальную направленность, учитывающую возрастные психофизиологические особенности учащихся
Воспитывая в труде, школа должна пробуждать в учащихся дух коллективизма, желание жить и трудиться в коллективе, учить творить прекрасное, строить жизнь по законам красоты, воспитывать нового человека.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущность и основные подходы к исследованию трудовой деятельности в психолого-педагогической литературе
Воспитание человека в широком педагогическом смысле – это целенаправленный процесс, осуществляемый педагогами, включающей в себя все виды учебных занятий и внеучебной воспитательной работы. Воспитание обусловлено потребностями и непосредственно связано с трудом.
Труд есть сознательная, целесообразная, созидательная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные сущностные силы, а также нравственные качества. Трудовое воспитание школьников - составная часть целостного педагогического процесса, которая включает в себя передачу школьникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудового сознания и активности [15, с. 12].
Трудовое воспитание имеет также своей задачей осуществление начального профессионального просвещения и ориентации, формирование нравственных черт, творческого отношения к целям, процессу и результатам труда. Трудовое воспитание лежит в основе эффективного взаимодействия гражданского и нравственного воспитания, составляет фундамент творческой активности и продуктивности в учебной деятельности, в физкультуре и спорте, в художественной самодеятельности.
Вопросами трудового обучения и воспитания учащихся школ занимались такие видные ученые, как Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн.
Большое значение в воспитании К.Д. Ушинский придавал выработке у ребенка любви к труду. К.Д. Ушинский подчеркивал: «Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни».
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Диагностика навыков трудовой деятельности у учащихся младшего школьного возраста
Целью на данном этапе исследования является провести диагностику навыков трудовой деятельности у учащихся младшего школьного возраста. Исходя из этого, было проведено опытно-экспериментальное исследование, которое проходило в несколько этапов.
База исследования: ГУО «Средняя школа №11 г. Мозыря».
Выборка исследования: в эксперименте принимало участие 15 учащихся 1 «А» класса (Приложение А).
В исследовании решили обратить внимание на экологическое развитие учащихся, то есть труд в природе.
Для эксперимента были подобраны следующие задания (Приложение Б):
– контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний младших школьников;
– моральная ситуация для определения морально-ценностного отношения к природе;
– специальные ситуации для выявления у детей практических навыков бережного отношения к природе.
Тестирование детей проходило в индивидуальном порядке. Обобщение данных критериев экологических знаний позволило определить уровень сформированное этого качества. Инструкции к выполнению заданий каждый учащийся прослушал.
На гистограмме 1 (рисунок 2.1) можно увидеть результаты выполнения диагностических заданий на констатирующем этапе исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В исследованиях разных ученых уделяется большое внимание различным аспектам формированию навыков трудовой деятельности у учащихся младшего школьного возраста. Анализ научно-методической литературы показывает, что наука накопила немало ценных фактов, использование которых может обогатить содержание и организацию трудовой деятельности учащихся младшего школьного возраста, более полно использовать резерв его личности, обеспечить в трудовом воспитании систему и тем самым повысить его воспитательную ценность. Согласно существующей в педагогике точке зрения, в трудовой деятельности происходит умственное, нравственное, эстетическое, экологическое воспитание и физическое развитие личности.
Подготовка учащихся младшего школьного возраста к жизни и труду осуществляется в учебной деятельности. Необходимо воспитывать у учащихся понимание ценности знаний в современном обществе, активную позицию в учебной деятельности, готовность к постоянному самообразованию, понимание необходимости приложения определенных усилий, трудолюбия в приобретении знаний. Программы трудового обучения учащихся младшего школьного возраста включают в себя разнообразные виды труда, в процессе которого учащиеся занимаются обработкой различных материалов, конструированием, моделированием, декоративно-прикладным творчеством. Учитель может дополнить знания учащихся рассказом о профессиях, связанных с данными материалами, показом рисунков, слайдов и т.д. Работа на пришкольном участке, изготовление наглядных пособий закладывают у детей основы трудолюбия, желание сделать что-то полезное своими руками, развивает трудовые умения и навыки, интересы и увлечения учащихся младшего школьного возраста.
В результате проведенного опытно-экспериментального исследования установлено, что у большинства учащихся младшего школьного возраста установлен средний уровень развития навыков к трудовой деятельности.
1. Аверичев, Ю.П. Нужна ли трудовая подготовка школьников? / Ю.П. Аверичев. – 1991, №12. – С. 48-53
2. Аверичев, Ю.П. Организация трудового обучения и воспитания школьников / Ю.П. Аверичев. – М.: Педагогика, 2006. – 68 с.
3. Баскова, Т.Н. Бисер. Уроки труда в начальной школе / Т.Н. Баскова. – М.: Паритет, 2015. – 192 c.
4. Буковская, Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников / Г.В. Буковская. – М.: Владос, 2019. – 192 c.
5. Буре, Р.С. Учите детей трудиться / Р.С. Буре. – М., 2000. – 216 с.
6. Воробьев, А.И. Теория и практика трудового воспитания учащихся в условиях реформы общеобразовательной школы / А.И. Воробьев. – Ташкент. «ФАН», 2006. – 110 с.
7. Выгонов, В.В. Практикум по трудовому обучению: Учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / В.В. Выгонов. – М.: Академия, 2009. – 256 с.
8. Гуламов, Г.У. Взаимосвязь общественно полезного труда и нравственного воспитания учащихся / Г.У. Гуламов. – 2018. – 213 с.
9. Единство трудового и нравственного воспитания студентов, Донченко В.Н., Волина Э.Л., Преглова Н.Б. и др., под редакцией Э.Л. Васиной. – М.: Высшая школа, 2004. – 254 с.
10. К вопросу о формировании мотивов трудовой деятельности младших школьников // Оценка эффективности образовательных технологий: Тез. докл. 2-й Всероссийской науч.- практ. конф. Ч. И - Славянск - н/К, 2000. – 142 с.
11. Лысенко, В.Д. Приобщаем детей к труду / В.Д. Лысенко. – Мозырь ООО ИД «Белый ветер», 2004. – 298 с.
12. Панков, В.А. Трудовое воспитание младших школьников: Книга для учителя. Из опыта работы / В.А. Панков. – М.: Просвещение, 2004. – 144 с.
13. Петрова, В.И. Домашний труд младшего школьника / В.И. Петрова. – М.: Учпедгиз, 2017. – 695 c.
14. Петрова, Н.И. Формы и методы трудового воспитания учащихся 1-3 классов в условиях школы продленного дня: Автореф. дис . канд. пед. наук. –М., 2011. – 16 с.
15. Психологические основы трудового воспитания школьников, под ред. Э.А. Фарапоновой, М. – 2008.
16. Рожнев, Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2008. – 240 с.
17. Сайгушева, Л.И. Технологии приобщения младших школьников к труду: учебное пособие / Л.И. Сайгушева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 221 с.
18. Скворцова, А.Ф. Деятельность классного руководителя по трудовому воспитанию учащихся: Методические рекомендации / А.Ф. Скворцова. –Чебоксары, 2005. – 32 с.
19. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учебное пособие / И.Ф. – 4-е изд., М.: Гардарики, 2004. – 231 с.
20. Чернышенко, И.Д. Трудовое воспитание школьников / И.Д. Чернышенко. – М.: Просвещение, 2001. – 191 с.
21. Шабаева, М.Ф. История педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2110 «Педагогика и психология (дошкольная)» / М.Ф. Шабаева. – М.: Просвещение, 2001. – 367 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список учащихся младшего школьного возраста.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Диагностические задания.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты констатирующего этапа эксперимента.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список учащихся младшего школьного возраста.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Диагностические задания.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты констатирующего этапа эксперимента.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Анкета.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Тема: «Природные материалы. Как их соединить?».
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Тема: «Природные материалы. Как их соединить?».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты