Правовое обеспечение радиационной безопасности
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Правовое обеспечение радиационной безопасности»
по дисциплине: «Экологическое право»
2021
45.00 BYN
Правовое обеспечение радиационной безопасности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экологическое право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 55%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
1.1. Радиационная безопасность населения как объект правового регулирования
1.2. Нормативная правовая основа регулирования отношений в области радиационной безопасности населения
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
2.1. Органы государственного управления в области обеспечения радиационной безопасности населения
2.2. Функции государства в области обеспечения радиационной безопасности населения
2.3. Государственный контроль и надзор в области обеспечения радиационной безопасности населения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
18 июня 2020 года вступил в силу новый Закон Республики Беларусь от 18 июня 2019 г. № 198-З «О радиационной безопасности» (далее – Закон).
Принятие нового Закона вместо действующего Закона Республики Беларусь от 5 января 1998 г. № 122-З «О радиационной безопасности населения» обусловлено необходимостью устранить несоответствие между положениями принятого в 1998 году законодательства и существенно обновленными за последние годы нормативными правовыми и техническими нормативными правовыми актами, основанными на обновленных требованиях международных стандартов в области обеспечения радиационной безопасности.
В новом Законе осуществлена корректировка терминов «ионизирующее излучение», «источник ионизирующего излучения», «пользователь ионизирующего излучения», «практическая деятельность», «персонал», «медицинское облучение», «радиационная авария», а также введены новые термины «облучение», «население», «радиационный объект», «радиационный инцидент», «профессиональное облучение», «закрытый источник ионизирующего облучения», «открытый источник ионизирующего излучения», «радиационное устройство» и др.
В Закон введен термин «радиационно-гигиенический мониторинг», который является частью социально-гигиенического мониторинга и выполняется Министерством здравоохранения Республики Беларусь с целью оценки доз облучения и риска здоровью населения от ионизирующего излучения.
В новом Законе этот вид мониторинга обозначен в качестве самостоятельного элемента системы обеспечения радиационной безопасности.
С учетом подходов, определенных международными стандартами безопасности МАГАТЭ, новым Законом введены три типа ситуаций облучения: планируемого, аварийного и существующего, которые охватывают рассмотрение всех возможных ситуаций облучения персонала и населения.
Для целей оптимизации радиационной защиты персонала и населения в ситуации планируемого облучения предусматривается использование граничных доз облучения, а для ситуаций аварийного и существующего облучения – референтных уровней доз облучения населения, референтных уровней содержания радионуклидов в окружающей среде, среде обитания человека, продукции.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Радиационная безопасность населения как объект правового регулирования
В рамках анализа ТНПА Республики Беларусь и Российской Федерации сгруппированы по следующим разделам (подразделам) [5]:
- Фундаментальные принципы безопасности;
- Технические и организационные принципы безопасности (апробированная инженерно-техническая практика; обеспечение качества; культура безопасности; самооценка безопасности АС; анализ безопасности; ведомственный надзор; независимые проверки; учет человеческого фактора; радиационная безопасность; учет опыта эксплуатации; научно-техническая поддержка);
- Размещение АС;
- Проектирование АС (основные требования к проекту АС; активная зона реактора и элементы ее конструкции; первый контур; системное управление деятельностью; управляющие системы безопасности (далее – СБ); защитные -СБ; локализующие СБ; обеспечивающие СБ; хранение и обращение с ядерным топливом, ядерными материалами, радиоактивными отходами и источниками ионизирующего излучения на АС);
- Сооружение и ввод в эксплуатацию АС (сооружение, ввод в эксплуатацию);
- Эксплуатация АС (административное управление);
- эксплуатационный персонал;
- эксплуатационная документация;
- техническое обслуживание, ремонт и испытания;
- расследование событий и учет опыта эксплуатации;
- управление старением;
- квалификация оборудования;
- продление срока эксплуатации;
- управление авариями;
- физическая защита (пожарная безопасность); Модернизация АС;
- Снятие с эксплуатации;
- Аварийная готовность и реагирование.
В результате сравнительного анализа выявлены разделы и подразделы безопасности, для которых требуются дополнительные усилия по формированию требований в законодательстве Республики Беларусь с учетом имеющихся документов в законодательстве Российской Федерации.
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
2.1. Органы государственного управления в области обеспечения радиационной безопасности населения
Радиационная безопасность населения – состояние защищенности настоящего и будущих поколений людей от вредного воздействия ионизирующего излучения [1].
Государство обеспечивает создание современной научно-обоснованной законодательно-нормативной базы Республики Беларусь в области радиационной безопасности; разрабатывает алгоритм действий компетентных учреждений, организаций и служб, в случае радиационной аварии; обеспечивает финансирование работ по ликвидации и минимизации последствий радиационной аварий; заключает международные договоры в области обеспечения радиационной безопасности и обеспечивает их выполнение. Система радиационной безопасности Республики Беларусь состоит из 3-х основных положений: 1) законы и нормативные акты Республики Беларусь в области радиационной безопасности; 2) всеобъемлющий и всесторонний радиационный контроль; 3) радиационная защита.
Радиоактивное облучение не является чем-то новым для человечества. Природный радиационный фон и сегодня является основным источником облучения подавляющей части населения[1][2]. Основными его составляющими являются космические лучи и излучение от радионуклидов земного происхождения, повсеместно содержащихся в земной коре[3]. Обе этих составляющих неравномерно распределены в сфере обитания человека. Космическое излучение незначительно на поверхности земли, но представляет проблему в зоне действия гражданской авиации[4]. Внешнее облучение от естественных радионуклидов зависит от состава почв и существенно в регионах со значительным содержанием монацитового песка или радия-226. Наибольший же вклад в общее облучение от природных источников дает внутреннее облучение радиоактивным газом радоном, вдыхаемым человеком вместе с воздухом[5][6].
Деятельность человека внесла свой вклад в глобальный радиационный фон. Последствия мировых испытаний ядерного оружия, проводившихся в 1945—1980 годах XX века, регистрируются и в настоящее время по содержанию в биосфере долгоживущих изотопов цезия-137 и стронция-90.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целях осуществления сравнительного анализа рассчитаем индекс контрастности, который представляет собой разницу между процентом тех, кто нуждается, и тех, у кого необходимость в дополнительной информации отсутствует. При интерпретации данного индекса следует учитывать: чем выше его значение, тем выше необходимость в дополнительной информации. С другой стороны, отрицательное значение индекса означает, что число не нуждающихся в дополнительной информации выше количества тех, кому дополнительная информация необходима.
В зависимости от района проживания респондента наименее нуждающимися в дополнительной информации по проблемам проживания на загрязненной радионуклидами территории оказались в 2016 году жители Брагинского и Хойникского районов, причем со значительным понижением заинтересованности по сравнению с предыдущим годом. Следует в связи с этим особое внимание обратить на информационную работу в этих районах с целью распространения знаний о необходимости соблюдения совершенно конкретных правил безопасного проживания на загрязненных радионуклидами территориях (несмотря на тенденцию к реабилитации этих территорий).
Представленные данные свидетельствуют также о том, что в 2016 году жители Ветковского и Наровлянского районов проявили наибольшую заинтересованность в дополнительной информации по проблемам проживания на территориях, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС.
Информационные потребности респондентов изучались не только на коллективном уровне (оценка полезности информации для жителей загрязненных районов), но и на индивидуальном (необходимость информации о специфике проживания на радиоактивно загрязненной территории лично для респондента).
В зависимости от района проживания выявлены следующие различия в индивидуальных информационных потребностях жителей загрязненных территорий:
– жители Брагинского и Хойникского районов интересуются исключительно информацией о влиянии радиации на здоровье людей и здоровье будущих поколений и об экологической ситуации в регионе;
– жители Ветковского района больше стали ориентироваться на информацию о радиационной безопасности и современном состоянии пострадавших территорий;
1. Чернобыльский синдром хуже радиации // Информационный выпуск. 2010. 23 апреля – 6 мая (№ 17). URL: http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=77a2b392-14f3-43e8-b520-e3e09a733c6e
2. Лепин Г.Ф., Смоляр И.Н. «Мирный атом» – злая шутка атомщиков / под науч. ред. В.Б. Нестеренко. Минск, 2006. 104 с.
3. Экс-министр по атомной энергии, профессор Евгений Адамов: «Болеют не от радиации. Болеют от страха» // Комсомольская правда. 2011. 16 марта. URL: https://www.kp.by/daily/25652/816369
4. Проблемы безопасности атомной энергетики. Уроки Чернобыля: монография / Б.С. Пристер [и др.]; под ред. Б.С. Пристера; НАН Украины, Ин-т проблем безопасности атомных электростанций. Чернобыль, 2013. 200 с.
5. Бабосов Е.М. Боль Чернобыля // Социологические исследования. 1992. № 6. С. 14–21.
6. Шавель С.А., Смирнова Р.А. Социальная реабилитация населения, пострадавшего в результате Чернобыльской аварии // НАН РБ, НИИ радиологии МЧС РБ. Минск, 1997. 119 с.
7. Борисевич Н.Я. Обеспечение информационно-психологической безопасности населения после чернобыльской катастрофы: подходы и проблемы // Социологический альманах. Вып. 8. 2017. С. 267–277.
8. Борисевич Н.Я., Лупей О.В., Поплыко И.Я. Анализ информационного обеспечения населения, проживающего в загрязненных радионуклидами районах, и предложения по его совершенствованию. Преодоление последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства: сб. информ. мат-лов. Минск, 2007. 76 с.
9. Башилов А.В., Борисевич Н.Я., Горанская Е.И. Системная трансформация восприятия постчернобыльской ситуации // Экологический вестник. 2015. № 2 (32). С. 109.
10. Лыч Г.М., Патеева З.Г. Чернобыльская катастрофа: социально-экономические проблемы и пути их решения. Минск: Право и экономика, 1999. С. 92.
11. Нереальный мир. Чернобыльские мифы / Н.Я. Борисевич [и др.]; науч. ред. Н.Н. Цыбулько, И.Н. Семененя. Минск: Институт радиологии, 2012. С. 48.
12. Позняк В.П. Гуманитарные последствия аварии на ЧАЭС на повестке дня международной общественности // Проблемы управления. 2008. № 2. С. 194–198.
13. Чернобыльская катастрофа 15 лет спустя: научно-практические аспекты проблемы: мат-лы обл. науч.-практ. конф. Могилев, 26 апр.2001 г. / под общ. ред. Н.Г. Кручинского. Минск: Тесей, 2001. 416 с.
14. 20 лет после Чернобыльской катастрофы. Последствия в Республике Беларусь и их преодоление: нац. докл. / под ред. В.Е. Шевчука, В.Л. Гурачевского. Минск, 2006. 112 с.
15. Четверть века после чернобыльской катастрофы: итоги и перспективы преодоления: нац. докл. Республики Беларусь. Минск: Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, 2011.
16. О радиационной безопасности населения Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 21.12.2005 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2005. – № 72-3.
17. О структуре Правительства Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 12.11.2007 г. № 565 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2007. – № 274.
18. О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на ЧАЭС: Закон Республики Беларусь от 26.05.2012 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2012. – № 385-3.
19. Об использовании атомной энергии: Закон Республики Беларусь от 30.07.2008 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2008. – № 426-3.
20. Международное агентство по атомной энергии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.iaea.org/ru/
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 55%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты