Административная ответственность: понятие, особенности
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Административная ответственность: понятие, особенности»
по дисциплине: «Административно-деликтное и процессуально-исполнительное право»
2021
45.00 BYN
Административная ответственность: понятие, особенности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Административно-деликтное и процессуально-исполнительное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
2 ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕСТВЕННОСТИ
3 ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Наше государство является правовым, что предполагает наличие всеобщего равенства перед законом, гарантирование прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, развитое гражданское общество, правовую защищённость человека от произвольных решений и действий, а, следовательно, и наличие взаимной ответственности.
Ответственность является гарантией устойчивости общественных отношений, стойкости правопорядка и защиты человеческих ценностей. Институт юридической ответственности является одним из предопределяющих факторов укрепления правопорядка.
Административная ответственность, являясь особым видом юридической ответственности обладает всеми чертами, присущими последней, но вместе с тем она является самостоятельным институтом административного-деликтного права. Представление административной ответственности в административном праве отражает основные подходы к пониманию признаков и особенностей юридической ответственности.
Формы реализации права – обусловленные природой юридических норм способы их осуществления в фактическом правомерном поведении субъектов.
Административная ответственность реализуется путем применения административного взыскания к правонарушителю, однако далеко не сводится к нему.
И. И. Веремеенко отмечает, что по многим существенным признакам ответственность отличается от санкции, лежащей в ее основе [12, c. 162]. Например, не всегда тождественны количественные характеристики санкции и образуемой ее применением ответственности. Чаще всего ответственность по своим количественным показателям меньше соответствующей санкции, она чаще всего свободно помещается в границах санкции и редко совпадает с ней полностью.
Необходимо помнить, что разграничение между санкцией и ответственностью есть.
Взыскание – итог реализации ответственности, ее мера. Правильно подобранная санкция дает возможность правоприменительным органам в борьбе с административными правонарушениями избрать наиболее целесообразную меру ответственности, что также является одним из обязательных условий эффективности борьбы с административными правонарушениями.
Целью настоящего исследования является формирование теоретических и прикладных начал построения и реализации института административной ответственности, выявление оснований административной ответственности на основе соблюдения прав, свобод и законных интересов субъектов права.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Юридическая ответственность, а также политическая и моральная ответственность вместе составляют общую концепцию социальной ответственности членов общества. Как неотъемлемая часть социальной ответственности, юридическая ответственность является, прежде всего, особенной, потому что имеет государственный характер, то есть постоянно используется как форма государственного принуждения.
В юридической литературе ответственность понимается как неблагоприятные последствия серьезного нарушения соответствующих законов и нормативных актов. Эти последствия представляют собой наступление определенного сложного и ограничивающего состояния правонарушителя. Государственные органы, государственные служащие, которые имеют право принимать меры государственного принуждения, реализуют предоставленные им полномочия в сфере общественных отношений в рамках правового поля.
Административная ответственность, а также уголовные, гражданские и дисциплинарные санкции являются одним из видов юридической ответственности, установленной государством путем принятия правовых норм, определяющих причины ответственности, меры, применимые к правонарушителям, и процедуры рассмотрения дел и меры ответственности [23, с. 92].
В административно-правовой литературе имеется дискуссия о соотношении таких понятий, как «административно-правовая санкция» и «административная ответственность», «меры административного принуждения» и «административная ответственность».
Ряд авторов рассматривают административную ответственность как реализацию только мер административного взыскания и восстановительных мер в административном праве.
Некоторые авторы рассматривают административную ответственность как реализацию мер взыскания и мер пресечения.
Противоречивую позицию занимает И. А. Галаган, который утверждает, что «ни меры административно-предупредительные и соответствующие им санкции никоим образом не могут относиться к объему административной ответственности» [13, с. 40].
Он придерживается узкой трактовки объема административной ответственности, при этом, характеризуя ее как реализацию административных взысканий. На его взгляд, под административной ответственностью следует понимать применение в установленном порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами административных взысканий, которые сформулированы в санкциях административно-правовых норм, содержащих государственное и общественное осуждение, порицание личности и противоправного деяния, выражающееся в негативных для них последствиях, которые они обязаны исполнить, и преследующие цели их наказания, исправления и перевоспитания, а также охраны общественных отношений в сфере государственного управления [13, с. 41].
2 ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕСТВЕННОСТИ
Как разновидность юридической ответственности административная ответственность обладает всеми признаками, присущими юридической ответственности в целом:
1) носит государственно-принудительный характер;
2) наступает при совершении правонарушения и наличии вины;
3) применяется компетентными органами и должностными лицами;
4) состоит в применении к правонарушителю определенных санкций, в данном случае;
5) применяемые санкции строго определены законом.
В то же время выделяются следующие характерные черты и основные отличительные особенности административной ответственности в сопоставлении с другими видами юридической ответственности:
1) Основанием административной ответственности является административное правонарушение (проступок) и наличие соответствующей нормы, предусматривающей эту административную ответственность. Административная ответственность наступает только в том случае, если конкретное противоправное деяние по своему характеру не влечет за собой в соответствии с законодательством уголовную ответственность.
2) Административная ответственность менее сурова, чем уголовная, и не влечет судимости лица, к которому применяется, и увольнения с работы [4, с. 179].
3) Административная ответственность состоит в применении к субъектам административных взысканий, является карательной ответственностью, т.к. в статье 6.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях установлено: «Административное взыскание является мерой ответственности».
4) Административная ответственность применяется соответствующими специально уполномоченными на то государственными органами, лицами от имени государства, которым такое право предоставлено законом. Все они являются субъектами функциональной власти, реализуя которую, налагают административные взыскания.
Если уголовная ответственность налагается только судом, то административная, в отличие от нее, может налагаться и многочисленными органами государственного управления, их работниками. В целом административной ответственности присуще принудительное воздействие, которое осуществляется против воли лица с целью заставить его действовать в рамках установленных правил, выполнять их. Право привлечения виновных лиц к административной ответственности предоставлено специальным органам, перечень которых содержится в третьем разделе Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Все эти органы относятся к аппарату государственного управления, и только в прямо предусмотренных законодательством случаях меры административной ответственности применяются судами.
ГЛАВА 3 ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Об административной ответственности можно говорить в трех аспектах:
1) о ее установлении в законе;
2) о возникновении административной ответственности;
3) о ее реализации.
Административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях [1].
Это значит, что законодатель формулирует определенные административно-правовые запреты, за нарушение которых любое лицо подлежит административной ответственности.
Возникновение административной ответственности связано с фактом совершения административного правонарушения конкретным лицом. В этот момент между правонарушителем и государством возникает административно-правовое отношение и начинает работать механизм административной ответственности.
С момента совершения правонарушения административная ответственность реализуется в виде единственного своего элемента – обязанности правонарушителя отчитаться перед государством в содеянном, подвергнуться осуждению и мерам принуждения административно-правового характера. Если административное правонарушение не будет зафиксировано правоохранительными органами или не будет раскрыто, то возникшее правонарушение не наполнится реальным содержанием, а административная ответственность останется не реализованной, то есть не получит своего развития в остальных элементах. Она останется нереализованной и в тех случаях, когда правоохранительные органы, установив обстоятельства совершения правонарушения, посчитают возможным на основании административного закона и при наличии необходимых условий освободить лицо, совершившее правонарушение, от административной ответственности. В этом случае административное правоотношение разрывается по воле государства и административная ответственность прекращается (то есть искусственно прерывается), не получив логически естественного развития и объективной реализации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведя итог на основе проведенного исследования административной ответственности, можно сказать о том, что в литературе не существует единой точки зрения о понятии и правовой природе административной ответственности. Каждый автор толкует ее по-разному.
Административная ответственность является составляющей частью административного принуждения и соотносится с последним как часть и целое.
Целью административной ответственности является превенция. Превенция (предупреждение) достигается путем возложения на лицо негативных последствий совершенного им правонарушения. Претерпевая эти последствия, лицо воспитывается, тем самым достигается еще одна цель административной ответственности – воспитание лица, совершившего правонарушение.
Административная ответственность, являясь разновидностью юридической ответственности, обладает всеми ее признаками:
- носит государственно-принудительный характер;
- наступает при совершении правонарушения и наличии вины;
- применяется компетентными органами и должностными лицами;
- состоит в применении к правонарушителю определенных санкций;
- применяемые санкции строго определены законом.
В то же время административная ответственность имеет свои характерные особенности:
- ее основанием является административное правонарушение (проступок);
- она менее сурова, чем уголовная, и не влечет судимости лица;
- состоит в применении к субъектам административных взысканий;
- административная ответственность применяется соответствующими специально уполномоченными на то государственными органами;
- устанавливается как законами, так и подзаконными актами;
- административной ответственности присущ всеобщий характер.
Субъектами административной ответственности являются как физические, так и юридические лица. Вопрос о привлечении юридических лиц к административной ответственности является дискуссионным.
Разнообразие точек зрения на определение административной ответственности позволяет сформулировать наиболее правильное ее понятие.
Так, административная ответственность выражается в осуждении, порицании противоправного виновного деяния и лица его совершившего.
1. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Респ. Беларусь, 21 апр. 2003 г., № 194-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2021. –№ 63. – 2/946.
2. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Респ. Беларусь, 20 дек. 2006 г., № 194-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2021. –№ 14. – 2/1291.
3. Административная ответственность: теория и практика (Восьмые Лазаревские чтения) // «Государство и право», – 2018. – № 3, с. 27.
4. Административное право: учеб. пособие / Л. М. Рябцев [и др.]; под общ. ред. Л. М. Рябцева. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2017. – 368 с.
5. Бахрах, Д. Н. Административная ответственность / Д. Н. Бахрах. – Типография изд. – Пермь: Звезда, 2019. – 194 с.
6. Бахрах, Д. Н. Административное право / Д. Н. Бахрах. – М.: БЕК, 2019. – 355 с.
7. Бахрах, Д. Н. Администратвиное право: учебник для вузов / Д. Н. Бахрах. – М.: НОРМА, 2019. – 640 с.
8. Бахрах, Д. Н. Административное право: учебник для вузов / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов; под ред. Д. Н. Бахрах. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: НОРМА, 2017. – 800 с.
9. Бахрах, Д. Н. Административное принуждение, его виды и основные тенденции развития: автореф. дис. … д-ра. юрид. наук: № 711 / Д. Н. Бахрах; гос. ун-т. им. А.М. Горького – Москва, 1972. – 38 с.
10. Бельский, К. С. Административная ответственность: генезис, основные признаки, структура / К. С. Бельский // Государство и право. − 2019. − № 12. – С. 12−20.
11. Боголейко А. М. Проблемные вопросы определения понятия конституционно-правовой ответственности и его содержания / А. М. Боголейко // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
12. Веремеенко, И. И. Административно-правовые санкции / И. И. Веремеенко – Москва: Юридическая литература, 2021. – 192 с.
13. Галаган, И. А. Административная ответственность / И. А. Галаган. – Воронеж: Изд. Воронежского ун-та, 2019. – 252 с.
14. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Н. Г. Салищева [и др.]; под общ. ред Н. Г. Салищевой. – 6-е изд., перер. и доп. – М.: Проспект, 2021. – 1136 с.
15. Крамник А. Н, Административно-деликтное право. Общая часть: пособие для студентов вузов / А. Н. Крамник. – Мн.: Тесей, 2019. – 288с.
16. Лазарев, Б. М. Административная ответственность / Б. М. Лазарев. – Москва: Знание, 2019. - 64 с.
17. Максимов, И. В. Концепция позитивной административной ответственности в теории и на практике / И. В. Максимов // Государство и право. − 2016. – № 8. –С. 29−37.
18. Плетенев, Д. А. Проблемы административной ответственности юридических лиц: дис. … канд. юрид. наук.: 12.00.19 / Д. А. Плетенев; Белорус. гос. ун-т. − Минск, 2019. – 190 с.
19. Розенфельд, В. Г. Административное принуждение. Административная ответственность. Административно-юрисдикционный процесс: учебное пособие / В. Г. Розенфельд, Ю. Н. Старилов; под ред. В. Г. Розенфельд. – Воронеж: Издательство ВГУ, 2019. – 168 с.
20. Салищева, Н. Г. Гражданин и административная юрисдикция / Н. Г. Салищева. – М.: Юрид. лит., 2019. – 164 с.
21. Словарь административного права / И. Л. Бачило [и др.]; под общ ред. И. Л. Бачило. – М. :Фонд «Правовая культура», 2018. – 318 с.
22. Серков, П. П. Административная ответственность в праве: современное осмысление и новые подходы : монография / П. П. Серков. – М.: Норма : ИНФРА-М, 2017. – 480 с.
23. Телятицкая, Т. В. Административное право / Т. В. Телятицкая. − Минск: Тетрасистемс, 2017. – 144 с.
24. Тихомиров, Ю. А. Административное право и процесс. / Ю. А. Тихомиров. – 2-е изд., доп. и перераб. – Москва, 2017. – 696 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты