Правовая основа оперативно-розыскной деятельности
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Правовая основа оперативно-розыскной деятельности»
по дисциплине: «Теория и история государства и права»
2021
45.00 BYN
Правовая основа оперативно-розыскной деятельности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и история государства и права
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ
ГЛАВА 2 СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
ГЛАВА 3 НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Борьба с преступностью требует от правоохранительных органов повсеместной активности и инициативы, что требует целого комплекса мероприятий, одним из которых можно назвать взаимодействие правоохранительных органов.
Понятие взаимодействия по-прежнему остается предметом научной дискуссии, мы поддерживаем тех ученых, которые под взаимодействием следственных и оперативных подразделений понимают основанную на требованиях закона и ведомственных нормативных правовых актов, согласованную по целям деятельность независимых друг от друга органов и подразделений, при координирующей роли следователя, при комплексном сочетании и эффективном использовании полномочий, методов и средств, которыми наделены эти органы и подразделения, направленную на предупреждение, раскрытие, расследование преступлений, изобличение всех виновных лиц, обеспечение возмещения причиненного вреда, а также установление и устранение причин и условий, способствовавших совершению преступлений.
И теоретикам и практикам понятно, что взаимодействие является совместной деятельностью определённых субъектов, однако практическая деятельность по факту показывает иное. В настоящее время в научной литературе в изобилии работ, связанных с рассмотрением вопросов взаимодействия подразделений при раскрытии и расследовании уголовных дел.
Казалось бы, очевидное явление – необходимость взаимодействия в практической деятельности является проблемным направлением деятельности.
В настоящее время правовую основу взаимодействия составляет УПК и нормативные документы МВД Беларуси, в которых закреплены организация, задачи взаимодействия. Наличие правовой основы уже является залогом успешной деятельности, но в действительности анализ указанных нормативных документов показывает, что не все так гладко.
Так, актуальность темы также состоит в том, что вопрос касательно ОРД и расследования преступлений зачастую рассматривается различными учеными по-разному. Следует отметить, что взгляды могут быть диаметрально противоположными и нужно определить то понятие, которое наиболее подходит к реалиям ОРД в Республике Беларусь.
Получение информации, имеющей значение для раскрытия и расследования преступления, является первым звеном в успешном выполнении органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, своих правовых обязанностей. Очень важно, чтобы эта информация своевременно доводилась до сведения следователей в целях ее использования уже в рамках уголовно-процессуальной деятельности. Оперативные работники нередко, получив ценную информацию, по различным причинам не доводят ее до следователя. Чаще всего это объясняется тем, что они не всегда четко видят перспективу использования такой информации в процессе следствия по делу. Зачастую и следователи не имеют возможности доказать, что, например, лица, подозреваемые в совершении преступления, знакомы друг с другом, хотя при этом в материалах дела имеются кинофотодокументы, на которых они запечатлены вместе. Кроме того, далеко не все следователи имеют полное и правильное представление о той роли, которую могут сыграть оперативно-розыскные данные в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.
Особо следует остановиться еще на одной проблеме. Сегодняшний
ГЛАВА 1 ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ
Согласно УПК следователь уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, что соответственно требует обратиться к УПК, чтобы определиться с органом дознания.
В части первой данной статьи действительно имеется перечень органов, отнесенных к органу дознания, но правом осуществления оперативно-розыскной деятельности наделены лишь оперативные подразделения, из этого прослеживается некорректность формулировки УПК, которая, по нашему мнению, требует соответствующего редактирования.
Наука оперативно-розыскной деятельности (ОРД) является достаточно молодой юридической наукой. Еще недавно она представляла собой некую деятельность, надежно защищенную от взглядов юристов секретными ведомственными правовыми актами. Оперативная работа была неподнадзорна прокуратуре, суду, не контролировалась парламентом и обществом. Люди шепотом говорили о том, что телефоны прослушиваются, письма читаются, из художественных фильмов узнавали о слежке и тайном проникновении в жилище. А в целом понимали, что права человека (их личные права на свободу слова, переписки, перемещения и т.д.) может почти в произвольном режиме ограничить любой из органов, осуществляющих ОРД.
Имеющийся науковедческий вакуум, несмотря на отдельные попытки некоторых ученых, долго не заполнялся. И знаковым прорывом для развития ОРД стала работа С.И. Захарцева. Книга «наука оперативно-розыскной деятельности: философский, теоретико-правовой и прикладной аспекты», в первую очередь, посвящена самой науке и адресована ученым и преподавателям. Она закладывает науковедческие основы науки ОРД, анализирует философско-правовые и теоретико-правовые вопросы названной науки. С.И. Захарцев, пожалуй, является первым специалистом, фундаментально рассмотревшим науку ОРД с философско-науковедческих позиций.
При написании автор опирался на труды ведущих научных коллективов философии, возглавляемых академиком РАН В.С. Степиным [1].
С.И. Захарцев и В.П. Сальников являются пионерами нового направления науки ОРД – юридического ОРД, в основе которого лежит строжайшее соблюдение закона. По данному вопросу верно сказал другой известный юрист С.С. Алексеев. Законность – писал ученый, – одно из немногих общественных явлений, которое строится по принципу “или”-“или”: или безусловная, стопроцентная законность везде и всюду – или ее крушение, если допускается отступление от строжайших требований даже в самом малом. Ибо дозволенность нарушать закон “в самом малом”, “по уважительным причинам”, “иногда” на деле означает допустимость отступления от нее в любом случае и всегда (разве так уж трудно обосновать, что именно данный случай “самый малый”, “уважительный”?) [1, стр. 503]. Именно на строжайшее соблюдение закона при осуществлении оперативно-розыскной деятельности нацеливает книга С.И. Захарцева. В ней показывается важность защиты прав человека, недопущение их необоснованного ограничения, показывается роль прокуратуры и суда в ОРД. Этим монография значительно и несомненно в лучшую сторону отличается от других работ по ОРД.
ГЛАВА 2 СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Использование результатов ОРД для подготовки и осуществления следственных действий – одна из распространенных форм легализации сведений, полученных оперативно-розыскным путем, и введения их в уголовный процесс, поскольку, по меткому замечанию В. К. Зникина, сама «правовая природа оперативно-розыскной информации определяет необходимость ее использования в качестве ориентирующей для подготовки и осуществления следственных действий» [4, c. 138]. Широкое применение данной формы легализации результатов ОРД обусловлено, во-первых, тем обстоятельством, что для принятия решения о производстве указанных следственных действий, согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству, не требуется наличия исчерпывающей совокупности доказательств. Во-вторых, основу принятия решения следователя о производстве того или иного следственного действия и выбора тактики его проведения составляет информация, имеющаяся в его распоряжении безотносительно ее формы, т. е. источника поступления. М. Г. Шананин справедливо отмечает, что «в этой связи именно материалы оперативно-розыскной деятельности могут стать основанием для принятия решения о проведении следственного действия» [5, c. 137].
В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий и негласного документирования преступной деятельности одним из главных результатов, как указывает С. В. Воронцова, «являются фактические данные о лицах, могущих быть свидетелями по уголовному делу, документах и предметах, подтверждающих преступную деятельность, а также фактические данные о фиксации преступных действий и добывании уличающей информации с помощью прослушивания телефонных переговоров, снятия информации с технических каналов связи, контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» [6, c. 23].
Как показывает практика расследования уголовных дел о кражах и угонах автотранспортных средств, результаты ОРД обычно используются для подготовки и проведения таки следственных действий, как обыск, выемка, осмотр вещественных доказательств и документов, назначении экспертизы, допрос подозреваемого, обвиняемого или свидетеля [7, 135–141].
ГЛАВА 3 НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В Республике Беларусь определение провокационности действий сотрудником правоохранительных органов не является дискуссионным. Какие действия следует рассматривать как провокационные определено на законодательном уровне. Так, частью второй статьи 14 Закона об ОРД органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, их должностным лицам запрещается создавать обстановку (ситуацию), исключающую возможность свободного выбора гражданами, в отношении которых проводятся оперативно-розыскные мероприятия, характера своих деяний, в том числе реализации права на добровольный отказ от преступления (провоцировать граждан на совершение преступления).
Изучение отечественной практики оперативно-розыскной деятельности показало, что неоднозначно складывается ситуация по использованию при проведении оперативного эксперимента специальных технических средств, в том числе негласно произведенные диктофонные записи лицами, не наделенными правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность до официального обращения в правоохранительные органы (так называемые инициативные записи). При этом участники уголовного судопроизводства полагают, что использование без санкции аудио- и видеосъемки вторгается в частную защищаемую Конституцией личную жизнь человека и гражданина, и тем более не служат гарантиями против различных возможных злоупотреблений [Постановление ЕСПЧ от 10 марта 2009 г. «Дело «Быков (Вукоу) против Российской Федерации», жалоба № 4378/02].
По Закону об ОРД Республики Беларусь с письменного согласия гражданина, если он считает, что ему угрожает опасность, можно устанавливать средства аудио- и видеоконтроля в доме или где-то еще. Причем эти действия можно осуществлять оперативно и без санкции прокурора, которого следует уведомить о проведенных действиях в течение 48 часов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Несмотря на то, что в ходе расследования уголовных дел оперативно-розыскная деятельность играет вспомогательную, второстепенную роль, но в некоторых случаях именно разработка этих мер и процессуальных действий позволяет быстро и полностью раскрыть преступления, которые невозможны без четкого согласия, совместных действий, в частности, сотрудников оперативных подразделений и взаимодействия органов, реализующих ОРД, основаны на социальных нормах вознаграждения работников, совместной и (или) согласованной деятельности этих органов.
Для решения проблем, с которыми они сталкиваются в оперативно-розыскной деятельности, используются возможности государственных, общественных и иных организаций, а также помощью граждан.
Что касается нормативного подхода к рассматриваемой проблеме, следует отметить положение, указанное в статье 1 Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности», например, указано, что оперативно-розыскная деятельность является деятельность, осуществляемая в соответствии с вышеуказанным законом. органы с соблюдением заговора, проведение оперативно-розыскных мероприятий публично и в частном порядке, направленных на защиту жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь, граждан страны и лиц без гражданства, прав и законных интересов организаций, имущества от преступных посягательств, обеспечения безопасности общества и государства.
Итак, очевидно, что оперативно-розыскная деятельность может осуществляться в отношении всех объектов уголовно-правовой защиты, поэтому выражение «направлено на защиту жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь, иных граждан, права и законные интересы организаций, собственность от преступных посягательств, обеспечение безопасности общества и государства является неполной и требует или полностью дополнит ее, что повлечет за собой «взвешивание» этого определения, или сокращение формулировки до «направленной на защиту прав и законных интересов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства, общества и государства», включив тем самым все объекты в это определение.
1. Алексеев А.И. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы: монография / А.И. Алексеев, С.И.Герасимов, А.Я.Сухарев. - М .: НОРМА, 2001. - 496 с.
2. Ананич В.А. Милиция и общественность на страже правопорядка: на примере Беларуси 1968–1992 гг. / В.А. Ананич; под ред. Северная Ирландия Ильинский. - Минск: Навука и Техно, 1993. - 175 с.
3. Ананич В.А. Организация криминалистического расследования преступлений: метод. рекомендации / В.А. Ананич. - Минск: акад. МВД Респ. Беларусь, 1995. - 35 с.
4. Ананич В.А. Тенденции женской преступности в Республике Бе-Ларус / В.А. Ананич С.М. Свило // Проблемы правоохранительной деятельности. - Белгород: Белгород легальный. Институт МВД России, 2005. - № 1. - с. 50-55.
5. Ананич В.А. Преступные тенденции и их учет в судебной практике / В. Ананич // Право и жизнь. - 2005. - № 1. - с. 32-33.
6. Антонян Ю.М. Криминальная сексология / Ю.М.Антонян [и др.]. - М .: Спарк, 1999. - 464 с.
7. Антонян Ю.М. Насилие. Человек. Общество: монография / Ю.М.Антонян. - М .: ВНИИ МВД России, 2001. - 247 с.
8. Антонян Ю.М. Некоторые отличительные психологические характеристики личности неосторожных преступников / Ю.М.Антонян [и др.] // Личность преступников: Сб. научные работы. - М .: Всесоюзный научно-исследовательский институт МВД СССР, 1989. - С. 10–17.
9. Антонян Ю.М. Почему люди совершают преступления. Причины преступления / Ю.М.Антонян. - М .: Издательство "Камерон", 2006. - 304 с.
10. Антонян Ю.М. Преступность среди женщин / Ю.М.Антонян. - М .: Росс. закон, 1992. - 256 с.
11. Антонян Ю.М. Состояние и особенности сексуальной преступности ИППП: учеб. пособие / Ю.М.Антонян, М.И.Могачев. - М .: ВНИИ МВД России, 2004. - 65 с.
12. Бажанов О.И. Профилактика повторных преступлений: по материалам исследования рецидивизма в Белорусской ССР / О. И. Бажанов, М. А. Ефимов, Е. А. Саркисова. - Минск: высшее. нк Милиция МВД СССР, 1988. - 90 с.
13. Басецкий, И.И. Коррупция: теория и практика: монография / И.И.Басецкий, А.В. Bashan. - Минск: акад. МВД Республика Беларусь, 2005. - 567 с.
14. Басецкий И.И. Терроризм: генезис феномена и международный опыт борьбы: монография / И. Басецкий, Н. А. Легенченко. - Минск: акад. МВД Республика Беларусь, 2001. - 206 с.
15. Бачинин В.А. Философия преступления: конспект лекции / В. А. Бачинин. - СПб.: Изд-во "Михайлов", 2000. - 63 с.
16. Блювштейн, Ю.Д. Основы криминологии: опыт логико-философского исследования / Ю.Д.Блувштейн, А.В.Добрынин. - Минск: Издательство университета, 1990. - 208 с.
17. Богатырев А.Г. Конвенция о борьбе с преступлениями международного характера: сб. МВД СССР / А.Г. Богатырев. - М .: МВСММ МВД СССР, 1990. - 99 с.
18. Богомолов, Т.А. Наркомания и наркомания: основные направления борьбы и профилактики / Т.А. Богомолова, К.А. Толпекин // Советское государство и право, 1987. - № 1.
19. Вицин С.Е. Системный подход и криминал: учеб. руководство / S.E. Вицин. - М .: Юридический. лит., 1980. - 140 с.
20. Габиани А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы / А.А.Гбиани. - М .: Мысль, 1990. - 295 с.
21. Габиани А.А. Некоторые вопросы географии преступности (по материалам грузинского СССР) / А.А.Габяни, Р.Г.Гачечиладзе; редактор V.Sh.Dzhaoshvili. - Тбилиси: Издательский Дом Тбилиси. Ун-та, 1982. - 144 с.
22. Габиани А.А. Социальное лицо женщин-преступниц и проституток / А.А. Габиани, Л.А. Меликишвили. - Тбилиси: НИЦ на проб. Преступность Респ. Грузия, 1993. - 210 с.
23. Гасанов Э.Г. Борьба с наркопреступностью: стажер. и сравни. правовые аспекты / Е.Г. Гасанов. - М .: ЮрИнфоР, 2000. - 207 с.
24. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркомании, проституции, самоубийств и других «отклонений» / Я.И.Гилинский. - СПб.: Юрид. Пресс-центр, 2004. - 520 с.
25. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркомании, проституции, самоубийств и других «отклонений» / Я.И.Гилинский. - СПб.: Юрид. Пресс-центр, 2004. - 520 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты