Рыночная структура и её типы
БНТУ (Белорусский национальный технический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Рыночная структура и её типы»
по дисциплине: «Микроэкономика»
2021
45.00 BYN
Рыночная структура и её типы
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Микроэкономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы рыночных структур
1.1 Понятие рынок, его структура и функции
1.2 Типы рыночных структур
2 Характеристика рыночных структур и особенности их функционирования
2.1 Совершенная конкуренция и особенности их функционирования
2.2 Несовершенная конкуренция и особенности их функционирования
2.3 Особенности развития рыночных структур в национальной экономике
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Совершенствование рыночных отношений ориентировано на уравновешенность объема и структуры спроса потребителей и предложения производителей. Производство и расходование через рынок непосредственно согласовываются между собой, оказывают друг на друга совместное влияние, продвигаются и становятся совершеннее. Открывшиеся истинные потребности как информация и импульсы распространяются по всей взаимосвязанной цепочке воспроизводства, в первую очередь, совершенствуя управление деятельностью структурных элементов.
Рынок, как система отношений товарного обмена, является комплексом индивидуальных взаимосвязанных рынков, составным элементом которого оказываются продовольственные рынки. Характерной особенностью конкретных рынков является направленность их на удовлетворение конечных потребностей населения.
Обстоятельства, в которых пребывает рыночная конкуренция между производителями, принято называть рыночной структурой. Данную структуру определяют количество и размеры компаний, характер продукции, простота входа в рынок и выхода из него, открытость информации. Исходя из понимания содержания структуры рынка, может быть сформирована теория предложения и максимизации прибыли, прежде всего, за счет роста качества, определения своей ниши, уменьшения издержек, выработки рациональной предусмотрительной политики конкурентной борьбы.
Актуальность данной работы заключается в том, наличие рыночных структур и их способность работать в режиме рыночной конкуренции определяет конкурентоспособность страны, которая оказывается показателем состояния и перспектив развития национальной экономики, основой для участия в международном разделении труда и торговле.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР
1.1 Понятие рынок, его структура и функции
Рыночная структура – некий набор факторов и алгоритмов поведения, который определяет позицию фирмы на рынке.
Рыночную структуру определяются три составляющие:
– количество фирм в отрасли и их размеры, тип продукции которую производит фирма;
– однотипные или дифференцированные;
– возможность другим фирмам войти в отрасли или выйти из неё.
С учетом указанных факторов можно выделить четыре основные типы рыночных структур, которые на данный момент существует в экономике:
– совершенная или чистая конкуренция;
– монополистическая конкуренция,
– чистая монополи;
– олигополия [7, с. 142].
Независимо от того, в какой рыночной структуре действует фирма она должна выяснить и для себя два вопроса: продолжать функционировать или прекратить свою работу. Если продолжать функционировать, то в каком объеме производить товары и услуги чтобы получать максимальную прибыль. Первый вопрос актуален для убыточной фирмы, когда TR<TC. Для такой фирмы цель – минимизация убытков.
Если фирма выходит из дела, то ее убытки равны постоянным издержкам (TFC). Поэтому, если (TR – TC) <TFC – целесообразно продолжать производство, т.к. это минимизирует убытки, но если (TR – TC) >TFC, выгоднее закрыть производство, расплатившись по своим обязательствам из ряда постоянных.
2 ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР И ОСОБЕННОСТИ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
2.1 Совершенная конкуренция и особенности их функционирования
Совершенная или чистая конкуренция – это такой тип рынка, который характеризуется присутствием на рынке огромного количество фирм, которые конкурируют между собой, производят продукцию по одинаковым стандартам.
Вход на такой рынок свободен, любая фирма при желании может выйти на рынок или выйти из него. Продавцы никаким образом не влияют на рыночную цену [8, с. 94].
На практике чистая конкуренция встречается в экономике довольно редко, к ней можно отнести, например, рынок ценных бумаг, рынок сельскохозяйственных производителей и другие рынки.
Монополии при совершенной конкуренции на рынке нет, также как нет безработицы, инфляции и других факторов. При этом на рынке складываются все условия для того, чтобы фирмы свободно конкурировали друг с другом.
Признаки совершенной конкуренции:
- на рынке функционирует неисчислимое количество фирм;
- фирмы не могут влиять на цену и вынуждены приспосабливаться к тому уровню цен, который сам устанавливается на рынке;
- спрос на продукцию эластичен.
- на рынок есть свободный вход и выход, не существует никаких препятствий для входа на рынок ни с юридической, ни финансовой, ни с технологической точки зрения.
- все предприниматели равны между собой;
- продукция на рынке идентична, похожа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представление рыночной структуры отображает все моменты рыночной среды, в виду которой работает компания, то есть число компаний в отрасли, количество покупателей на рынке, отличительные черты отраслевого продукта, связь ценовой и неценовой конкуренции, рыночная власть каждого покупателя или продавца.
Многообразие рыночных структур завоевывается следующими теоретическими моделями: абсолютно конкурентный рынок, монополия, единовластная конкуренция, олигополия.
Согласно конкретным моделям типы отраслей различаются: по числу предприятий, входящих в состав отрасли, типу продукта; соглашением вступления в отрасль; вероятностями контроля над ценами и другими факторами, находящими экономические границы отрасли и продуктивность ее деятельности.
Абсолютная конкуренция предусматривает одинаковый проход всех компаний к ресурсам. Поэтому в длительном периоде любая компания может избрать и исполнить наиболее эффектный вариант производства, в итоге чего кривые общих издержек всех компаний одной отрасли будут одинаковы, и допустимо, что в долгосрочном периоде отрасль складывается из типичных компаний.
Чистая монополия – это рынок, на котором присутствует единственный продавец товара, не насчитывающего близких себе заменителей, защищенный от непосредственной конкуренции хорошими препятствиями вхождения в отрасль. В среде чистой монополии понимание компании и отрасли идентично.
1. Алымов, Ю.М. Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за первое полугодие 2016 года и задачи банковской системы по их дальнейшей реализации // Банковский вестник. 2016. 315 с.
2. Богдан, Н.И. Международные индикаторы инноваций: оценка сильны и слабых сторон национальной инновационной системы Беларуси Н.И./ Н.И. Богдан // БЭЖ. 2018 – № 4 – 102 с.
3. Гальперин, В.М. Микроэкономика: учебник / В.М. Гальперин., С.М. Игнатьев., В.Л. Моргунов – СПб.: Экономическая школа, 2010. – 226 с.
4. Ганакова, Е. В. Противодействие монополистической деятельности и развитие конкуренции / Е.В. Ганакова // Промышленно-торговое право. – 2014. – № 2. – С. 12-14.
5. Горохова Е. В. Естественные монополии как уникальная форма организации рынка несовершенной конкуренции // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2019. – № 5. – С. 15-17.
6. Государственное регулирование экономики и социальные проблемы модернизации: сб. науч. тр. : в 2 ч. / Рос. акад. наук, Ин-т систем. анализа ; редкол. : М.Г. Завельский (отв. ред.) [и др.]. – М. : УРСС, 2017. – Ч. 1. – 356 с.
7. Грузицкий, Ю.Л. История развития денежно-кредитной системы Беларуси: учеб.пособие / Грузицкий Ю.Л. – Минск: Экоперспектива, 2017. –232 с.
8. Ди Лоренцо Томас. Миф о «естественной монополии» // Современная конкуренция. – 2016. – №5. – С. 100–114.
9. Дик, А. В. Оценка международной конкурентоспособности стран по методике Всемирного экономического форума / А.В. Дик, Е. Гуринов, М. Ковалев // Наука и инновации. – 2017. – № 11. – С. 27–31.
10. Дмитриева, Н.Ю., Формирование конкурентной среды в естественной монополии: международный опыт и тенденции в республике Беларусь / Дмитриева Н.Ю. // Известия Гомельского государственного университета имени Ф.Скорины. – 2018. – №1, С.43-52.
11. Евлаш, А.И., Кевра, Г.И. Сущность и направления инвестиционно-инновационной деятельности промышленности Республики Беларусь / А.И. Евлаш А.И., Г.И. Кевра. / Труды БГТУ. – 2019 – № 7 – 84 с.
12. Закон Республики Беларусь от 08.01.2018 г. № 98-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». 2018. 44 с.
13. Захаров, М. Конкуренция всегда на пользу бизнесу / М. Захаров // Союзное государство. – 2017. – № 1–2. – С. 39–41.
14. Зиборов, В.А. Состояние конкуренции в условиях постиндустриального периода развития человечества / В.А. Зиборов, В.А. Белякова // Менеджмент в России и за рубежом. – 2016. – № 5. – С. 38.
15. Зотов, А.П., Галлямова, Д.Х. Методы государственного регулирования функционирующих естественных монополий / А.П. Зотов, Д.Х. Галлямова // Экономика и управление. – 2017. – №4. – С. 84.
16. Коптин, Д.Р. Роль антимонопольного регулирования в развитии конкурентных отношений на естественно-монопольных рынках / Д.Р. Коптин // Известия. – СПбУЭФ. – 2017. – № 4. – С.15–20.
17. Кузнецова, Е.И., Экономическая безопасность и конкурентоспособность. Формирование экономической стратегии государства: монография // Юнити-Дана, – 2018. – 102 с.
18. Лисица, Е.С. Естественные монополии в мировой экономике: сущность, генезис и тенденции развития / Е.С. Лисица // Вопросы экономики. – 2019. – №5. – С. 12–18.
19. Лобанов, А. Механизм монетарной политики Республики Беларусь // Банковский вестник. 2016. 84 с.
20. Монетарная деятельность в Республике Беларусь. – Статистический сборник: Минск – 2017. 210 с.
21. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики / Р.М. Нуреев. – М.: Норма. – 2016. – 218 с.
22. Овчинников, В.В. Глобальная конкуренция в эпоху многоукладной экономики // Институт экономических стратегий; Международная Академия исследований будущего. – 2017. – 173 с.
23. Официальный сайт Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://mart.gov.by/sites/mart/home.html
24. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь в 2017 году // Экономический бюллетень. 2017. №2. 316 с.
25. Экономическая теория: учебник / Н.И. Базылев [и др.]; под общ.ред. Н.И. Базылева. – Минск: БГЭУ, 2018. – 752 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты