Калькулирование себестоимости услуг оказанных автомобильным транспортом
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Калькулирование себестоимости услуг оказанных автомобильным транспортом»
по дисциплине: «Экономика транспорта»
2021
45.00 BYN
Калькулирование себестоимости услуг оказанных автомобильным транспортом
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экономика транспорта
Организация: филиал Автобусный парк №2 Гроднооблавтотранс, ОАО (г. Лида)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 47.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бухгалтерский баланс за 2020 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о прибылях и убытках за 2020 г.
Поделиться
Введение
1 Себестоимость автотранспортных услуг
1.1 Себестоимость: сущность, понятие и роль в деятельности автотранспортной организации
1.2 Проблема калькулирования себестоимости автомобильных перевозок
2 Оценка и анализ калькулирования себестоимости услуг ОАО Гроднооблавтотранс филиал «Автобусный парк №2 г. Лида»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ себестоимости услуг в ОАО Гроднооблавтотранс филиал «Автобусный парк №2 г. Лида»
3 Направления совершенствования анализа себестоимости услуг организации
Заключение
Список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ВВЕДЕНИЕ
Автомобильный транспорт является важной составляющей экономики любого государства, поскольку обеспечивает нормальное функционирование практически всех остальных ее отраслей. Уровень развития транспортной системы государства – один из главенствующих признаков ее технологического прогресса и цивилизованности. Потребность в высокоразвитой транспортной системе еще более усиливается при интеграции в европейскую и мировую экономику. Следовательно, транспорт является одной из важных отраслей материального производства. Перемещение людей и грузов жизненная потребность общества. В своей деятельности транспорт, особенно автомобильный, связан со сферами производства, обращения и потребления. В первом случае он в роли внутрицехового и внутризаводского транспорта непосредственно участвует в процессе производства, перемещая сырье, полуфабрикаты и продукцию внутри предприятия. Во втором случае в силу того, что продукт только тогда готов, когда заканчивает свое передвижение из сферы производства в сферу потребления, транспорт является продолжением процесса производства в пределах обращения, а, выступая в роли внешнего транспорта, он обслуживает пространственные экономические связи.
Автотранспортный процесс, или процесс перевозок, состоит из трех основных элементов:
- погрузка грузов или посадка пассажиров на подвижной состав в пунктах отправления;
- перемещение (передвижение) грузов и пассажиров по дорогам между пунктами отправления и назначения;
- выгрузка грузов или высадка пассажиров в пунктах назначения.
Автотранспорт при любой форме собственности имеет присущую ему организацию, располагая основными и оборотными средствами. Осуществление автомобильных перевозок связано с определенными затратами (расходованием материальных, трудовых ресурсов, расходом автомобильного топлива.
1 Себестоимость автотранспортных услуг
1.1 Себестоимость: сущность, понятие и роль в деятельности автотранспортной организации
Автомобиль является современным быстроходным средством передвижения по шоссе, улучшенным дорогам, грунтовым дорогам и колонным путям, а также и без дорог по твердому грунту.
Автомобильный транспорт имеет крупнейшее значение в общей транспортной системы экономики любой страны. Он широко применяется во всех отраслях народного хозяйства. Автомобильный транспорт служит для подвоза к железнодорожным станциям, морским портам и речным пристаням важнейших грузов (зерно, строительные материалы и пр.), для доставки грузов, прибывших на станции, в порты и на пристани, к потребителям. Автомобильный транспорт, широко применяемый на магистральных линиях, освобождает железные дороги от перевозок грузов на относительно небольшие расстояния. Автомобили в городах обслуживают промышленные и торговые предприятия, а в сельских местностях — колхозы и совхозы. Большую роль играют автомобили и для пассажирских перевозок (автобусы, такси и легковые автомобили служебного пользования).
Нет такого уголка, куда ни проник бы автомобиль. И в песчаных среднеазиатских степях, где еще недавно передвигались только караваны верблюдов, и на снежных просторах Крайнего Севера, где олени и собаки были единственным средством сообщения, — везде выполняет свою почетную роль автомобиль.
Роль транспортных перевозок в современном мире настолько огромна, что ее развитие государство ставит на одно из самых приоритетных мест. Именно от транспортных перевозок напрямую зависит своевременная доставка комплектующих на различные предприятия, а также вывоз с принадлежащих им складов готовой продукции. Если же судить более обширно, то практически каждый человек в какой-то момент своей жизни был связан с проблемой перевозки грузов.
2 Оценка и анализ калькулирования себестоимости услуг ОАО Гроднооблавтотранс филиал «Автобусный парк №2 г. Лида»
2.1 Краткая характеристика предприятия
Филиал «Автобусный парк №2 г.Лида» ОАО «Гроднооблавтотранс» осуществляет перевозки пассажиров в городском, пригородном, междугороднем и международном сообщении, а также грузовые перевозки автомобилями-самосвалами семейства МАЗ грузоподъемностью 10 и 20 тонн.
В настоящее время филиал «Автобусный парк №2 г.Лида» ОАО «Гроднооблавтотранс» осуществляет городские перевозки в г.Лида, г. Березовка, г. Ивье и г. Дятлово; Перевозки пассажиров выполняются по 23 пригородным маршрутам в Лидском, по 13 пригородным маршрутам в Ивьевском районе и 26 пригородным маршрутам в Дятловском районе.
Автобусный таксомоторный парк был организован 21 апреля 1960 года на базе АТК СНХ БССР. В 1960 году обслуживалось 10 междугородних маршрутов, 6 пригородных и 2 городских. На обслуживании у автохозяйства находились Лидский, Вороновский и частично Ивьевский районы. Всего на предприятии работали 331 человек. За 1960 год автохозяйством перевезено 5145,5 тыс. пассажиров. 28 февраля 1987 года «Автобусный таксомоторный парк» переименован в «Автобусный парк №2» АПО «Гроднооблавтотранс». 4 апреля 2002 года «Автобусный парк №2 г. Лида» АПО «Гроднооблавтотранс» преобразован в дочернее унитарное предприятие «Автобусный парк №2» РАТУП «Гроднооблавтотранс». 31 декабря 2009 года дочернее унитарное предприятие «Автобусный парк №2» РАТУП «Гроднооблавтотранс» преобразовано в филиал «Автобусный парк №2 г. Лида» ОАО «Гроднооблавтотранс». Согласно Указу Президента Республики Беларусь №227 от 30 апреля 2009 года «О занесении на Республиканскую доску Почета победителей соревнования 2008 года» среди организаций транспорта Автобусный парк№2 г.Лида занесен на Республиканскую доску Почета.
3 Направления совершенствования анализа себестоимости услуг организации
Себестоимость перевозок может быть снижена за счет устранения нерациональных перевозок грузов, уменьшения коэффициента порожнего пробега подвижного состава, увеличения коэффициента использования грузоподъемности подвижного состава, внедрения прогрессивных норм погрузки-выгрузки, механизации погрузочно-разгрузочных работ, повышения эффективности материальных ресурсов, внедрения прогрессивных норм расхода горюче-смазочных материалов и т.п.
Эффективному управлению грузоперевозками на предприятия препятствуют следующие проблемы:
– непредусмотренные расходы при неизменных объемах перевозок;
– невозможность выявить факт совершения водителем поездки по личным нуждам или по незарегистрированному в путевом листе маршруту;
– сложность определения местонахождения автомобиля в интервале между посещениями конечных точек маршрута, которые отмечены в накладных;
– точное определение реального пробега транспорта и количество израсходованного топлива.
Значение мониторинга транспорта для каждой успешной организации сложно переоценить: своевременно полученная и обработанная информация в современном, динамично меняющемся деловом мире — это деньги.
Основная часть затрат приходится на материальные затраты и затраты на оплату труда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Себестоимость автотранспортных услуг является важнейшим показателем экономической эффективности автотранспортной организации. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех ресурсов: материальных, трудовых, финансовых и основных средств (автомобилей). От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности организаций, финансовое состояние субъектов хозяйствования, конкурентоспособность автотранспортных услуг. Поиск резервов снижения себестоимости является достаточно распространенной темой статей периодических изданий, основной задачей руководства всех субъектов хозяйствования не зависимо от организационно-правовой формы и формы собственности, поэтому тема курсовой работы является актуальной.
Из проведенного во второй главе курсовой работы анализа себестоимости автотранспортных услуг следует, что в 2020 году по сравнению с 2019 годом в ОАО Гроднооблавтотранс филиал «Автобусный парк №2 г. Лида» увеличился уровень затрат в объеме оказанных автотранспортных услуг на 4,0% и превысил 100% в 2020 году. Это означает, что затраты в 2020 году превысили сумму выручки от оказанных автотранспортных услуг и в 2020 году от деятельности автомобильного транспорта был получен убыток.
Проанализировав затраты филиала по элементам, можно отметить, что в исследуемом периоде затраты на оказание автотранспортных услуг увеличились на 5,5 тыс р. или на 14,5%. Наибольший удельный вес в общей сумме затрат занимают материальные затраты, а именно, 57,52% в 2019 году и 54,15% в 2020 году. Также отметим значительное снижение удельного веса материальных затрат в 2020 году по сравнению с 2019 годом на 3,37 п.п., что связано с увеличением расходов на оплату труда на 2,83 п.п. в связи с ростом тарифной ставки первого разряда в исследуемом периоде.
Основную долю в себестоимости автотранспортных услуг традиционно занимает статья «Топливо», а именно, 46,7%в 2019 году и 47,71% в 2020 году.
1. Алексунин, В.А. и др. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник / Под ред. В.А. Алексунина. – М.: Издательско–торговая корпорация «Дашков и Ко», 2017.– 388 с.
2. Батраева, Э.А. Ценообразование: учебное пособие. – Красноярск –Универс, 2016. – 320с.
3. Бачурин А.А. Анализ производственно хозяйственной деятельности автотранспортных организаций / Под ред. З.И. Аксеновой. М.: Академия, – 2014. – 313с.
4. Беседина, В.Н. Ценообразование. – М.: Экономистъ, 2017. – 141 с.
5. Волков, О.И. Экономика предприятия (фирмы) М.: ИНФРА–М, 2016. – 601 с.
6. Гилева А. П., Лерман Е. Б., Эйхлер Л. В. Экономическое обоснование затрат автотранспортного предприятия: Учебно-методическое пособие. – Омск: Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, 2016. – 80 с.
7. Горбунова З. В., Колчин В. С. Экономика отрасли: автомобильный сервис. – Иркутск: Иркутский национальный исследовательский технический университет, 2016. – 102 с.
8. Гребнева, А.И. Экономика предприятия. М.: Экономика, 2018. – 238 с.
9. Грибов, В.Д. Экономика предприятия: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 336с.
10. Гукасьян, Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы: учебное пособие. – 3–е изд., дополн. – М.: ИНФРА–М, 2016. – 199с.
11. Герасименко, В.В. Эффективное ценообразование: учебник для вузов. – М.: Финстатинформ, 2016. – 387 с.
12. Куликова Г. А., Малашенко В. М. Модификация методики анализа доходов и расходов транспортных предприятий в условиях кризиса российской экономики. //Экономика и предпринимательство. – 2016 – № 2–2 – С. 1027–1034.
13. Липсиц, И.В. Коммерческое ценообразование. Учебник. Сборник деловых ситуаций. Тесты. – М.: Издательство БЕК, 2016.– 576с.
14. Логистические транспортно-грузовые системы: учебник / Под ред. В.М. Николашина. М.: Академия, – 2013. – 302с.
15. Логинова Н. А. Планирование на предприятии транспорта: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2014. – 320 с. (249).
16. Лозовский, Л. / Л. Лозовский, Б. Райзберг. Цена и ценообразование. М.: Ось, 2017. – 194с.
17. Плоткин В.К., Щербаков В.В. Коммерческая логистика. СПб.: Питер, – 2014. – 220 с.
18. Попков С.П., Долгов К.П., Экономика и организация запасов: Учебное пособие. СПб.: Питер, – 2013. – 490с.
19. Романов, А.Н. Экономика предприятия: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Романов А.Н., Горфинкель В.Я., Швандар В.А. и др.; Ред. Горфинкель В.Я. 5–е изд., переработанное и дополненное. М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2015. – 767 с.
20. Русак, Е.С. Экономика предприятия: курс лекций / Русак Е.С.; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2016. – 214 с.
21. Салижманов, И.К. Ценообразование: учебник / Под ред. Новикова В.Е. М.: Проспект, 2016. – 498 с.
22. Сербиновский, Б.Ю. Экономика предприятия автомобильного транспорта. М.: Издательский дом «МарТ», – 2013.
23. Слепнева, Т.А. Цены и ценообразование: Учебное пособие. – М.: ИНФРА–М, 2016. – 345 с.
24. Тактарова, Г.А. Ценообразование. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 376с.
25. Туревский И. С. Экономика отрасли (автомобильный транспорт): учебник. – М.: Инфра-М, 2015. – 288 с. (193).
26. Ценообразование: учебник для студентов ВУЗов / Под ред. Слепова В.А. – М.: Экономистъ, 2013 – 208 с.
27. Уваров С.А., Королева Е.К., Транспортно-складская логистика: глобализация и интеграция: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2012. 484с.
28. Шамис В.А. ПРИМЕНЕНИЕ RFID-ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГИ-СТИКЕ В сборнике: Развитие дорожно-транспортного и строительного комплексов и освоение стратегически важных территорий Сибири и Арктики: вклад науки Материалы международной научно-практической конференции. Омск, – 2014. – С. 87-89.
29. Шамис В.А., Мочалин С.М. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИМИТА-ЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЛОГИСТИКЕ В сборнике: Наука XXI века: опыт прошлого – взгляд в будущее Материалы Международной научно-практической конференции. Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ). Омск, – 2015. – С. 369-373.
30. Шпильман Т. М., Стрельникова Л. М., Горбачев С. В. Экономика автотранспортного предприятия: учебное пособие. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2014. – 142 с. (72).
31. Экономика и организация автотранспортного предприятия: учебник и практикум для академического бакалавриата /под ред. Е. В. Будриной. – М.: Юрайт, 2016. – 268 с. (147)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 47.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бухгалтерский баланс за 2020 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о прибылях и убытках за 2020 г.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты