Готовность современной молодежи к браку
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Готовность современной молодежи к браку»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Готовность современной молодежи к браку
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: Средняя школа №38, ГУО и ВГУ им. П.М. Машерова, ВГУ
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Тест «Нравственная готовность к браку» (Е.К. Погодина).
Приложение Б Сводная таблица результатов исследования по методике «Нравственная готовность к браку» (Е.К. Погодина).
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты проблемы готовности молодых людей к браку
1.1 Сущность понятий «семья» и «брак»
1.2 Готовность к браку: понятие и структурные компоненты
1.3 Мотивация вступления в брак и ценность семейных отношений в представлениях молодых людей
2 Эмпирическое исследование готовности современной молодежи к браку и основные мотивы вступления в брак
2.1 Организация и методы проведения исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Заключение
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Сохранение и укрепление авторитета семьи является в настоящее время приоритетной задачей, стоящей перед обществом. Доказательством этому являются следующие общественные тенденции: снижение престижа семьи, распространение альтернативных форм брачносемейных отношений, обесценивание моральных устоев, увеличение числа разводов, снижение того уровня рождаемости и качества семейного воспитания, в котором заинтересовано общество. Многие ученые также констатируют слабую ориентацию подрастающего поколения на создание семьи и недостаточную подготовку молодёжи к семейному образу жизни (Т.И. Дымнова, Е.И. Зритнева, В.Т. Лисовский, Е.М. Черняк, Л.Б. Шнейдер).
Семейная жизнь предъявляет к человеку немало требований. Среди факторов, определяющих стабильность молодых семей, выделяют именно готовность молодежи к браку. Еще совсем недавно считалось, что молодой человек по достижению определенного возраста уже полностью готов к созданию семьи. Однако культурно-историческая динамика общественных отношений не только не исключает, но и предполагает необходимость специальной подготовки подрастающих поколений к жизни в семье.
Современная семья претерпела большое количество психологических изменений и приобрела новые тенденции в развитии. Современная семья всё больше сосредотачивается на своей внутренней жизни, возрастает роль супружеских отношений в обеспечении её стабильности. Ослабление контроля со стороны общественного мнения, а также экономических, правовых и религиозных уз, скреплявших семьи предыдущего поколения, резко увеличило нагрузку на морально-нравственную сферу, что позволяет сделать вывод о том, что подготовка молодежи к семейной жизни, формирование адекватных представлений о семье является серьёзной проблемой для современного общества. Вместе с тем, молодые люди недооценивают степень важности подготовки к семейной жизни, так как в современном обществе этому вопросу не уделяется особое внимание.
Отмечается относительная скудность новых научных разработок по проблеме готовности к браку в современных социально-культурных условиях. А также многие положения, накопленные советской педагогикой в идеологической системе воспитания семьянина, оказываются сегодня невостребованными.
Исследование психологических особенностей о семье и браке посвящено большое количество работ. Исследованием данной проблемы в отечественной и зарубежной психологии занимались большое количество: Ю.И. Алешина, В.Н. Дружинин, С.В. Ковалев, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер, А.И. Антонов, А.А. Бодалев, С.В. Ковалев, А.М. Пригожан, В.А. Сысенко, В.Я. Титаренко, А.Г. Харчев, Л.Б. Шнейдер и др.
1 Теоретические аспекты проблемы готовности молодых людей к браку
1.1 Сущность понятий «семья» и «брак»
Семья и брак являются одними из наиболее важных институтов современного общества. Интерес к данным категориям не ослабевает с момента их возникновения и до наших дней, что объясняется их многогранностью и значимостью в жизни людей. Брак тесно связан с понятием семьи и является его основой.
Семья представляет собой сложное социальное образование. Семья является первоначальной небольшой ячейкой общества, самой близкой областью процесса развития личности, важнейшей формой организации собственного быта. Она основывается на союзе двух супругов и родственных связях, т.е. взаимоотношениях между супругом и супругой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, которые проживают совместно и ведут общее хозяйство [11, с. 258]. Семья оказывает влияние на потребности, активность в обществе и формирование психологической характеристики личности человека.
Важность семьи устанавливается устремлениями каждого ее участника. Если человек живет согласно нормам, ценностям и мнениям членов своей семьи, то семья в данном случае является референтной группой, с которой личность сравнивает себя как с образцом. Семья представляет собой источник социальных установок и ценностных ориентации субъекта и анализируется как общественный институт и форма институциализации ответственности, долга и иных норм по отношению к обществу.
Характерными чертами семьи как малой социальной группы являются интегральные психологические характеристики. К таким относятся: мнение со стороны общества, психологический климат, семейные интересы и др., которые развиваются с появлением и жизнью семьи, и главные параметры семьи как чего-либо одного целого [14, с. 15].
Семья имеет целый комплекс функций и ролей в обществе. К самым главным функциям семьи относятся следующие:
– репродуктивная функции, которая заключается в биологическом воспроизводстве и сохранении своего потомства, продолжении рода;
– воспитательная функция, отражающая строну духовного воспроизводства населения;
– хозяйственно-бытовая функция – это в первую очередь поддержание физического состояния семьи, уход за ее членами в пожилом возрасте;
– экономически-материальная функция – поддержание нетрудоспособных членов семьи;
– функция организации досуга, которая отражается в поддержании семьи как целостной системы;
– функция общественного контроля, заключающаяся в ответственности за деятельность и поведение членов семьи в социуме [20, с. 121].
2 Эмпирическое исследование готовности современной молодежи к браку и основные мотивы вступления в брак
2.1 Организация и методы проведения исследования
Целью исследования в данной работе является теоретически обосновать и эмпирически исследовать особенности готовности к браку у юношей и девушек. Исходя из этого было проведено эмпирическое исследование, которое состояло из нескольких этапов.
Первый этап: формирование выборки исследования, отбор диагностических методик.
Второй этап: проведение эмпирического исследования, сбор эмпирического материала, анализ результатов исследования, формулировка выводов.
База исследования: ГУО «Средняя школа № 38 г. Витебск» и ВГУ им. П.М. Машерова.
Выборка исследования:
– первая группа – учащиеся старших классов в количестве 30 человек (в возрасте от 16 до 18 лет);
– вторая группа – студенты университета в количестве 30 человек, не состоящие в официальном зарегистрированном браке.
Для проведения исследования использовались следующие диагностические методики:
– тест «Нравственная готовность к браку» (Е.К. Погодина);
– опросник «Мотивы вступления в брак» (С.И. Голод).
1. Тест «Нравственная готовность к браку» (Е.К. Погодина) [22].
Цель: выявить готовность юношества к семейной жизни.
Описание: вопросы анкеты направлены на изучение совокупности фактов обеспечивающих зрелость личности во внутрисемейных отношениях: коммуникативные умения, добродушие и отходчивость в ссоре, умение прощать, терпимость к недостаткам другого, умение преодолевать конфликтные ситуации, социальная активность членов семьи и их умения не замыкаться в узком кругу семейных дел. Текст и стимульный материал к методике представлен в Приложении А.
2. Опросник «Мотивы вступления в брак» (С.И. Голод) [11].
С помощью методики можно выявить следующие мотивы вступления в брак: любовь; общность взглядов и интересов, чувство одиночества, сострадание, чувство долга; бегство от родителей; следование традиции; ожидание ребенка, случайность, повышение социального статуса; материальная обеспеченность; наличие у будущего супруга жилплощади.
Заключение
В результате проведенного теоретического анализ в данной работы установили, что семья представляет собой сложное социальное образование. Семья является первоначальной небольшой ячейкой общества, самой близкой областью процесса развития личности, важнейшей формой организации собственного быта. Семья в обществе выполняет следующие функции: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономически-материальная функции; функция организация досуга; функция общественного контроля и многое другое. Строение семьи включает количество и состав семьи, а также совокупность взаимных отношений между ее членами. Психологи выделяют 5 этапов жизненного цикла семьи: зарождение семьи; период рождения и воспитания детей; окончание исполнения семьей функции, связанной с воспитанием; дети проживают с родителями и не имеют своей личной семьи; супруги проживают одни или с детьми, которые имеют свои собственные семьи. Семья это уникальный институт, который основывается на взаимодействии людей. В зависимости от того, какие взаимоотношения имеются в браке между супругами, выделяют три главных типа семьи: традиционная семья. В данной семье роль управляющего отводится мужчине, признается абсолютный приоритет мужчины в процессах семейного главенства. Матриархальная семья и эгалитарная семья. Под браком понимают исторически обусловленную форму взаимоотношений между супругом и супругой, через которую социум упорядочивает их взаимоотношения, как в правовом, так и морально-этическом плане. Брачные взаимоотношения являются самой сложной гаммой взаимоотношений между людьми: от естественно-биологических до экономических отношений, правовых, этических и др.
Готовность к браку представляет собой совокупность психологических характеристик и определенных установок, лежащих в сфере брачных отношений, которые обеспечивают успешное вступление в брак. Общая готовность к браку включает психологическую, мотивационную, педагогическую, социальную составляющие. Психологическая готовность к браку представляется собой личностное образование, состоящие из когнитивного (представлений о брачных отношениях), эмоционального (аффективного реагирования на партнера) и поведенческого (характера межличностного общения) компонентов. Готовность к браку как многофакторное образование обусловлено воздействием семейной и социальной среды. Уровень психологической готовности к браку зависит от возраста, пола, наличия постоянного партнера и опыта совместной жизни с партнером, что обусловливает способность личности к построению брачных отношений.
1 Адлер, А. Наука жить / А. Адлер. – Киев: Port-Royal, 1997. – 287 с.
2 Акутина, С.П. Семейный уклад в воспитании духовно-нравственных ценностей / С.П. Акутина // Ярославский педагогический вестник. – 2009. – № 2. – С. 51-54.
3 Андреева, Т.В. Семейная психология / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.
4 Антонов, А.И. Социология семьи / А.И. Антонов, В.Н. Медведков. – М. : МГУ, 2010. – 304 с.
5 Антонюк, Е.В. Становление ролевой структуры молодой семьи и ее восприятие супругами / Е.В. Антонюк // Вестник МГУ. – 2009. – №4. – С.25-34.
6 Бодалев, А.А. Семья и формирование личности / А.А. Бодалев. – М. : Просвещение, 2000. – 206 с.
7 Болотова, А.К. Психология развития / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. – М. : ЧеРо, 2005. – 524 c.
8 Брынцева, О.С. Роль личности педагога в формировании у старшеклассников ценностного отношения к семье / О.С. Брынцева // Воспитание. – 2012. – № 3. – С. 62-66.
9 Волков, Б.С. Психология юности и молодости / Б.С. Волков. – М. : Академический Проект: Трикста, 2006. – 256 с.
10 Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. – М. : Логос, 2008. – 660 c.
11. Граненкова, Е.С. Психологическая зрелость как компонент готовности молодежи к семейной жизни / Е.С. Граненкова // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – № 4. – С. 257-260.
12 Григорьев, С.И. Социальная работа с молодежью / С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. – М. : Гардемарин, 2006. – 206 c.
13 Жолудева, С.В. Психологическая готовность к браку на разных этапах периода взрослости: автореф. дис. … канд. психол. наук / С.В. Жолудева. – Ростов-на-Дону, 2009. – 19 с.
14 Зритнева, Е.И. Формирование готовности старшеклассников к браку и семейной жизни: автореф. дис. … канд. пед. наук / Е.И. Зритнева. – Ставрополь, 2000. – 24 с.
15 Ермолаева, М.В. Психология развития / М.В. Ермолаева. – М. : МПСИ; Воронеж: МОДАК, 2009. – 376 c.
16 Ковалев, С.В. Психология современной семьи / С.В. Ковалев. – М. : Просвещение, 2007. – 208 с.
17 Кон, И.С. Введение в сексологию / И.С. Кон. – М. : Медицина, 2003. – 320 c.
18 Красовский, А.С. Воспитание в семье будущих супругов и родителей / А.С. Красовский. – Минск, 2010. – 131 с.
19 Кузнецов, С.А. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб. : «Норинт», 2008. – 1536 с.
20 Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. – М. : Изд. Центр «Академия», 2008. – 232 с.
21 Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. – М. : Логос, 2001. – 544 c.
22 Малютина, Т.В. Психологические и психофизиологические особенности развития в юношеском (студенческом) возрасте // Омский научный вестник. – 2014. – № 2 (126). – С.129-133.
23 Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М. : Просвещение, 2001. – 280 c.
24 Ночевнек, М.Н. Человеческое общение / М.Н. Ночевнек. – М. : Политиздат, 2008. – 127 c.
25 Олейник, Ю.Н. Исследование уровней совместимости в молодой семье / Ю.Н. Олейник // Психологический журнал. – 2006. – №2. – С. 32.
26 Прихожан, А.М. Дети без семьи / А.И. Прихожан, Н.Н. Толстых. – М., 2008. – 271 с.
27 Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб : Питер, 2010. – 313 c.
28 Семина, М.В. Подготовка молодежи к браку и семье: направления развития / М.В. Семина // Вектор науки ТГУ. – 2011. – № 3. – С. 287-291
29 Сысенко, В.А. Брачно-семейная адаптация, ее характер и содержание / под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара : Бахрах-М, 2002. – 575 с.
30 Титаренко, В.Я. Семья и формирование личности / В.Я. Титаренко. – М., изд. Мысль, 2011. – 351 с.
31 Харчев, А.Г. Современная семья и ее проблемы / А.Г. Харчев, М.С. Мацковский. – М. : Просвещение, 2005. – 140 с.
32 Черкасова, В.Ю. Противоречия становления и реализации супружеских ориентаций в современный период: автореф. дис. канд. социол. наук : 22.00.16 / В.Ю. Черкасова; Урал. гос. ун-т им. А.М. Горького. – М., 2004. – 18 с.
33 Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И. Шевандрин. – М. : Владос, 2009. – 512 с.
34 Шнейдер, Л.Б. Основы семейной психологии / Л.Б. Шнейдер. – М. : Деловая книга, 2006. – 768 с.
35 Эйдемиллер, Э.К. Психология и психиатрия семьи / Э.К. Эйдемиллер. – СПб. : Питер, 2007. – 180 с.
36 Юнг, К. Конфликты детской души / К. Юнг. – М.: Канон, 2004. – 336 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Тест «Нравственная готовность к браку» (Е.К. Погодина).
Приложение Б Сводная таблица результатов исследования по методике «Нравственная готовность к браку» (Е.К. Погодина).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты