Государственное регулирование развития транспортного комплекса в Республике Беларусь
Академия управления при Президенте РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Государственное регулирование развития транспортного комплекса в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Государственное регулирование национальной экономики»
2021
45.00 BYN
Государственное регулирование развития транспортного комплекса в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Государственное регулирование национальной экономики
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты рассмотрения транспортного комплекса
1.1 Транспортный комплекс: понятие, сущность, структура
1.2 Особенности транспортного комплекса Республики Беларусь
ГЛАВА 2 Тенденции развития транспортного комплекса Республики Беларусь и влияние государственного регулирования на процесс
2.1 Процесс государственного регулирования транспортного комплекса в Республике Беларусь
2.2 Государственные программы регулирования транспортного комплекса Республики Беларусь
ГЛАВА 3 Перспективы и направления развития транспортного комплекса Республики Беларусь
3.1 Состояние мирового транспортного комплекса на современном тапе развития
3.2 Перспективы взаимодействия мирового транспортного комплекса и транспортного комплекса Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Считается, что мировая транспортная система полностью сформировалась в двадцатом веке. Однако, в настоящее время она продолжает развиваться и не стоит на месте.
Транспортная система является одной из ключевых отраслей белорусской экономики, оказывающая важное влияние на динамику экономических процессов, глобализацию экономической деятельности, в современных условиях играет решающую роль в реализации мировых экономических связей.
Транспорт является важной составляющей белорусской экономики, так как является материальным носителем между государствами. Специализация государств, их комплексное развитие невозможно без транспортной системы. Транспорт также важен в решении социально-экономических проблем. Обеспечение территории развитой транспортной системой является важным преимуществом для размещения производственных сил и оказывает интеграционный эффект. При внедрении международных экономических отношений транспорт обеспечивает перемещение товаров (фрахты) и люди (пассажиры) между двумя или больше странами, который находится в международных сообщениях.
Развитие белорусского хозяйства невозможно без транспортной системы. Морское, речное, воздушное, железнодорожное, автомобильное и трубопроводное сообщение различают по конкретным видам транспорта, используемым на транспорте. Это так называемые прямые международные услуги, обслуживаемые одним видом транспорта. Его основными особенностями являются быстрое развитие, постоянное появление новых видов транспорта, внедрение новых технологий и конкуренция между различными видами транспорта. Транспорт обеспечивает перемещение грузов и пассажиров на большие, средние и короткие расстояния.
В настоящее время мир вступает в качественно новую, называемую западными политологами, постиндустриальную стадию своего развития, характеризующуюся интеграцией мировых экономических связей, общим национальным транспортом мировой экономики – и весь комплекс того, что называется глобализацией. Этот же процесс, является основой развития белорусского транспортного комплекса в настоящий момент времени.
Роль транспортного комплекса в развитии белорусских хозяйственных связей – переоценить просто невозможно, ибо он связывает экономически, территориально и социально – разрозненные части мирового сообщества – тем самым интенсифицируя процесс глобализации.
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты рассмотрения транспортного комплекса
1.1 Транспортный комплекс: понятие, сущность, структура
Транспорт – важная составная часть мировой экономики. Специализация государств, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках, масса исходных материалов готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность. В зависимости от влияния этих составляющих и размещаются предприятия.
Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании, обеспечивая производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю. Транспортные издержки включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной, нефтяной отраслях промышленности, где они могут достигать 30% себестоимости продукции.
Роль транспорта не сводится только к перемещению грузов и пассажиров, он активно воздействует на весь процесс расширенного воспроизводства, способствуя экономическому, культурному и социальному развитию общества, в связи с чем, он считается одной из важнейших базовых отраслей экономики.
В состав транспортной отрасли входят:
– инфраструктура транспорта, под которой понимается комплекс постоянных (неподвижных) зданий, сооружений, устройств, приспособлений, предназначенных для осуществления транспортной деятельности;
– транспортные коммуникации; - техника транспорта, включающая в себя транспортные средства и погрузочно-разгрузочные системы;
– технические средства обслуживания пользователей транспортных средств (клиентов);
– информационно – вычислительные системы управления перевозочными процессами и системы управления транспортными потоками;
– персонал, работающий в транспортной отрасли.
В общей постановке все указанные составляющие транспортной отрасли могут быть объединены в три группы:
– транспортная техника;
– люди;
– окружающая среда.
ГЛАВА 2 Тенденции развития транспортного комплекса Республики Беларусь и влияние государственного регулирования на процесс
2.1 Процесс государственного регулирования транспортного комплекса в Республике Беларусь
На протяжении длительного времени развитие органов государственной власти на транспорте происходило в направлении организационного обособления ведомств, осуществляющих государственное управление разными подсистемами транспортной отрасли. Результатом этого стало разделение между разными ведомствами и их подразделениями функций государственного управления отдельными элементами транспортной системы, участвующими в осуществлении однородных видов перевозок и тесно связанными едиными технологическими схемами.
Организация системы государственного регулирования и государственной поддержки деятельности предприятий предполагает создание управляющих структур, распределение между ними функций и полномочий и определение порядка их взаимодействия на общегосударственном и местном уровнях.
На республиканском уровне система государственного регулирования представлена государственными органами управления, координационными органами и общественными организациями. Регулирование деятельности предприятий в регионах осуществляется местными органами, неадминистративными хозяйственно-финансовыми структурами и координационными органами.
Управление транспортной отраслью как единой транспортной системой предполагает:
– развитие на единых принципах правовых основ транспортной деятельности;
– сбалансированное распределение бюджетных ресурсов между различными видами транспорта;
– координацию развития инфраструктуры различных видов транспорта;
– согласование интересов и объединение усилий различных уровней исполнительной власти в развитии транспортной системы и «стыковку» транспортных систем отдельных регионов;
– регулирование межвидовой конкуренции;
– формирование на транспорте единого информационного пространства;
– согласование интересов и объединение усилий государства;
– реализацию единой тарифной политики на транспорте общественного пользования;
– осуществление лицензирования транспортной деятельности.
ГЛАВА 3 Перспективы и направления развития транспортного комплекса Республики Беларусь
3.1 Состояние мирового транспортного комплекса на современном тапе развития
Транспортная политика развитых и большинства развивающихся государств направлена на развитие экспорта транспортных и транзитных услуг, повышение эффективности логистики, включая цифровизацию транспортных коридоров и узлов, упрощение административных процедур при осуществлении экспорта, импорта и транзита, в том числе в формате «одного окна», гармонизацию транспортного законодательства, а также на формирование и реализацию долгосрочных планов развития транспортной инфраструктуры, формирование специального законодательства в сфере государственно-частного партнерства и специальных финансовых инструментов для привлечения частных инвесторов к реализации крупных инвестиционных проектов [7].
Важную роль в развитии экспорта транспортных услуг играют ключевые многосторонние правовые инструменты:
‒ соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении;
‒ унифицированная железнодорожная накладная к договору о международной железнодорожной перевозке грузов в сообщениях между Европой и Азией;
‒ Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП от 14 ноября 1975 года;
‒ дополнительный протокол к конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, касающийся электронной накладной, подписанный в г. Женеве 20 февраля 2008 г.;
‒ международные правовые акты Организации сотрудничества железных дорог [9].
Основные тенденции развития мирового рынка логистического сервиса определяются переходом от оказания специализированных услуг к предоставлению комплексных логистических решений в сфере поставок посредством повышения роли информационных технологий в логистике, развития мультимодальных перевозок и увеличения доли транспортно-логистического аутсорсинга. По данным Всемирного банка, мировой транспортный рынок оценивается в 4,2 трлн. долл. или 6,8% мирового ВВП. Как и сама глобальная экономика, транспорт превратился в очень сложную, взаимозависимую, ориентированную на передовые технологии отрасль, потребляющую значительную часть мировых энергетических и природных ресурсов [10].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Транспорт – важная составная часть мировой экономики. Специализация государств, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил.
Транспортный комплекс – совокупность всех отраслей и предприятий транспорта, как выполняющих перевозки, так и обеспечивающих их выполнение и обслуживание.
Объекты транспортного комплекса включают в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, внутрипроизводственный транспорт, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, аэродромы и аэропорты, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование. В частности, это топливно-заправочные системы, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки (на железнодорожном транспорте), информационные комплексы и систему управления движением, склады хранения грузов, контрольно-пропускные пункты.
Транспорт является третьей ведущей ветвью материального производства, он формирует материальную основу международного разделения труда, влияет на расположение производства, способствует развитию специализации и кооперации, а также развитию интеграционных процессов.
Транспортный комплекс Республики Беларусь занимает важное место в жизнеобеспечении многоотраслевой экономики и реализации социальной политики государства. Устойчивое и эффективное его функционирование является необходимым условием стабилизации, подъема и структурной перестройки всей экономики РБ, обеспечения национальной безопасности, улучшения условий и повышения уровня жизни населения. На предприятиях транспортного комплекса занято около 5% от общей численности работающих в республике. Он объединяет около 17% производственных фондов. Транспорт является крупным потребителем топливно-энергетических ресурсов. Его удельный вес в валовом внутреннем продукте составляет более 8%. Структура: ж/д, автомобильный, трубопроводный, речной и воздушный. Основная роль транспортной системы – обеспечивать потребности всех хозяйствующих субъектов страны и населения в перевозках и международных связях. Транспорт вносит большой вклад в экспортный потенциал Беларуси, успешно экспортируя транспортные услуги и став, по существу, одной из важных отраслей специализации страны в международном разделении труда.
1 Астапчик, А. В. Экономическая характеристика современного состояния транспортно-логистической отрасли Республики Беларусь / А. В. Астапчик // Развитие экономики и управление транспортными системами: современные тенденции, проблемы и перспективы. – М.: БГЭУ, 2020. – С. 18-19.
2 Владимиров, С. А. Мировая транспортная система: основные направления развития / С. А. Владимиров // Государственный вестник, 2018 – № 1 – С. 15-21.
3 Владимиров, С.А. Об основных направлениях развития мировой транспортной системы и логистики / С.А. Владимиров // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья, 2019 – № 4. – С. 24-26.
4 Глобальные логистические системы: Учебное пособие / В.И. Сергеев, А.А. Кизим, П.Я. Эльяшевич. СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2018.
5 Департамент международного и регионального сотрудничества. Транспортная сфера в контексте COVID-19. – Москва, 2020. – С. 34-38.
6 Дыбаль, Д. И., Бенюш П. В. Потенциал сотрудничества Республики Беларусь и ЕС в развитии дорожной инфраструктуры/ Д. И. Дыбаль, П. В. Бенюш // Развитие экономики и управление транспортными системами: современные тенденции, проблемы и перспективы. – М.: НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь, 2020. – С. 108-109.
7 Единая транспортная система: Учеб. для вузов / Под ред. В.Г. Галабурды. М.: Транспорт, 2018. – 261 с.
8 Ефименко, С. В. Участие Беларуси в освоении Севера и Арктики в рамках союзного государства/ С. В. Ефименко // Развитие экономики и управление транспортными системами: современные тенденции, проблемы и перспективы. – М.: БГЭУ, 2020. – С. 110-111.
9 Закон Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (с посл. изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
10 Кузьменко, А. И. Перспективы развития транспортного сотрудничества Республики Беларусь и Украины на основе интеллектуальных транспортных систем/ А. И. Кузьменко // Развитие экономики и управление транспортными системами: современные тенденции, проблемы и перспективы. – Украина: УТДиФ, 2020. – С. 123-124.
11 Ламеко, П. В. Перспективы развития транспортной сети Беларуси / П. В. Ламеко // Развитие экономики и управление транспортными системами: современные тенденции, проблемы и перспективы. – М.: БНТУ, 2020. – С. 125-126.
12 Лукинский, В.С., Бережной, В.И., Бережная, Е.В., Цвиринько, И.А. Логистика автомобильного транспорта: концепции, методы, модели. М.: Финансы и статистика, 2018. – 250 с.
13 Мартиновская, А. М. Тенденции развития транспортного комплекса Республики Беларусь / А. М. Мартиновская // Развитие экономики и управление транспортными системами: современные тенденции, проблемы и перспективы. – Гомель: БГУТ, 2020. – С. 40-41.
14 Матюшкина, И.А. Проблемы и перспективы развития рынка транспортных услуг в современных условиях / И.А. Матюшкина, С.А. Ситник // Экономика и предпринимательство, 2019. – № 2-2 (79-2). – С. 467-471.
15 О Государственной программе «Транспортный комплекс» на 2021-2025 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/upload/docs/op/C22100165_1616792400.pdf.
16 Официальный сайт Всемирной торговой организации. – Режим доступа: https://www.wto.org.
17 Официальный сайт «РКБ» обзор по логистике и экспресс доставки. – Режим доступа: http://marketing.rbc.ru.
18 Официальный сайт Всемирного экономического форума. – Режим доступа: https://www.weforum.org.
19 Тенденции развития рынка грузовых авиаперевозок. Транспорт. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://transport-journal. com/news/tendentsyy-razvytyya-ryinka-hruzovyihavyaperevozok/.
20 Филина, В. Н. Основные тренды развития мирового транспорта / В. Н. Филина. М. 2019. – С. 85-92.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты