Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь, ее влияние на экономику
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь, ее влияние на экономику»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь, ее влияние на экономику
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие денежно-кредитной политика, основные её типы
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики
1.3 Основные цели и задачи денежно-кредитной политики
2 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Этапы развития денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
2.2 Динамика основных показателей денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Проблемы реализации денежно-кредитной политики Республики Беларусь
3.2 Пути совершенствования реализации денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема регулирования денежно-кредитной политики занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства. Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической системе. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на основные переменные народнохозяйственного комплекса, а также результат корреляции между приращением денежной массы и состоянием экономики по-разному расценивается в кейнсианской и монетаристской теориях, используемых для принятия денежными властями практических решений.
Актуальность этого вопроса в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизмов развития и совершенствования денежно-кредитной политики, ее особенностей и основных методов регулирования.
Цель курсовой работы: на основе изучения основных элементов денежно–кредитной политики выявить проблемы и основные перспективы ее дальнейшей реализации непосредственно в Республике Беларусь.
Задачами исследования являются:
– рассмотреть понятие и типы денежно–кредитной политики;
– изучить инструменты денежно-кредитной политики;
– определить цели и задачи денежно-кредитной политики;
– рассмотреть этапы развития денежно-кредитной политики в Республике Беларусь;
– привести динамику основных показателей денежно-кредитной политики Республики Беларусь;
– исследовать проблемы реализации денежно-кредитной политики Республики Беларусь
– предложить пути совершенствования денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Объект курсовой работы: денежно-кредитная политика.
Предмет курсовой работы – денежно-кредитная политика Республики Беларусь и направления ее развития.
Наибольшую роль при выполнении работы сыграли такие источники как: статья Мирончик Н. «Как режим таргетирования инфляции согласуется с вопросами роста?», где рассмотрена связь между экономическим ростом и монетарной политикой, в частности режимом таргетирования инфляции, к которому Национальный банк Республики Беларусь планирует перейти в среднесрочной перспективе.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие денежно-кредитной политика, основные её типы
Денежно-кредитная политика (англ. Monetary policy) представляет собой комплекс мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса.
Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.
Денежно-кредитная политика – одно из четырех направлений единой финансовой политики государства, обеспечивающих устойчивость экономики и достижение экономического роста. Именно она контролирует инфляцию и рост денежной массы. Наличие в Республике Беларусь достаточно высокого уровня инфляции и несбалансированного роста денежной массы обуславливает огромный интерес к проблемам денежно-кредитной политики и актуальность данной темы.
Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен.
Следует различать 1) первичные (макроэкономические) , 2) тактические и 3) промежуточные цели (задачи) денежно-кредитной политики. Первичные цели конкретизируют стратегическую установку государства в долгосрочном периоде, осуществляются довольно медленно и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. Тактические – способы достижения общей цели в конкретных условиях меняющейся конъюнктуры, а промежуточные – основные показатели, которыми руководствуется центральный банк в своей повседневной деятельности.
Главной целью денежно-кредитной политики большинства центральных банков мира является поддержание устойчиво низкой инфляции. Обеспечивая низкую инфляцию, они способствуют созданию условий для экономического роста, снижения безработицы, повышения уровня жизни населения. Как показали исследования, проводившиеся в различных странах мира, высокие темпы инфляции (выражающиеся двузначными цифрами) сопровождаются низкими темпами роста экономики или экономическим спадом. В
2 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Этапы развития денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
Говоря о денежно-кредитной политике Республики Беларусь, следует отметить, что она, являясь неотъемлемой частью общегосударственной системы социально-экономической политики, имеет многофункциональную природу и должна обеспечить решение различных задач, вытекающих как из общего контекста развития страны и макроэкономической ситуации, так и из более специфических, связанных с особенностями банковского сектора - «кровеносной системы экономики», которая должна обеспечить сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса. Все эти задачи одинаково важны и взаимосвязаны между собой. И эффективность денежно-кредитной политики в конечном счете определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет всего множества стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных, порой «разнонаправленных» мероприятий.
Решение данных проблем существенно усложняется в условиях «экономики переходного периода» в связи с тем, что рыночные механизмы экономического регулирования, как правило, в недостаточной степени отработаны, а банковская система не обладает существенным финансовым и организационно-технологическим потенциалом.
Самостоятельно денежно-кредитную политику Республика Беларусь начала проводить с момента обретения независимости. Начало её реализации связано с введением в оборот белорусского рубля в 1992г., который первое время обращался параллельно с рублем бывшего СССР и использовался только в наличных расчетах. С марта 1993 г. он начал котироваться на валютной бирже, а в августе 1994 г. белорусский рубль был объявлен единственным законным платежным средством на территории республики. То есть реализация самостоятельной денежно-кредитной политики Республики Беларусь де-факто началась в 1993 г., а де-юре - в 1994 г.
В реализации денежно-кредитной политики в республике можно выделить несколько временных этапов. Политика, проводимая в 1992 - 1994 гг., имела серьезные просчеты, которые объяснялись нестабильностью экономики и недостатком опыта денежно-кредитного регулирования. В этот период прирост совокупной денежной массы значительно обгонял темпы роста ВВП; ресурсы банка направлялись на кредитование коммерческих фирм; осуществлена либерализация цен, валютного регулирования и политики установления обменных курсов. Эти и другие факторы обусловили высокую инфляцию.
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Проблемы реализации денежно-кредитной политики Республики Беларусь
Примерно с конца июля на внутреннем рынке Республики Беларусь наблюдается повышенный спрос на иностранную валюту.
При этом ключевыми факторами, определяющими динамику курса, являются спрос и предложение иностранной валюты.
Фундаментальных факторов, которые бы обуславливали текущую динамику курса, кроме высокого уровня девальвационных ожиданий, нет. Соответственно, как только ожидания снизятся, курс иностранной валюты должен будет также скорректироваться.
Национальный банк не ставит перед собой цель удержать курс на определенном уровне и стремится работать в режиме плавающего валютного курса, оставляя за собой право продавать или покупать валюту для того, чтобы сгладить резкие колебания. В настоящее время текущего уровня золотовалютных резервов достаточно для того, чтобы сгладить и не допустить резкого изменения курса. Пока сложно спрогнозировать, как долго будут сохраняться негативные ожидания у субъектов хозяйствования и у населения.
На депозитном рынке наблюдается отток вкладов в белорусских рублях. По оценкам Национального банка, глобальных вызовов для валютного рынка данный отток не создает, его масштабы близки к тому, что наблюдалось в марте текущего года. Большее влияние на валютный рынок оказывают текущие доходы населения, которые граждане пытаются конвертировать в иностранную валюту.
Возникшие проблемы с наличной валютой в банках носят технический характер из-за резкого роста спроса на наличную валюту, поскольку купюры нужно заказывать и привозить из-за границы.
Так, в последние годы население Витебской области являлось чистым продавцом наличной иностранной валюты. В настоящее время ситуация изменилась, спрос граждан на валюту растет.
Если в апреле 2020 года спрос со стороны населения в долларовом эквиваленте составил 22,2 млн.долларов США, в мае – 26,6 млн.долларов США, в июне – 33,5 млн.долларов США, то в июле – 43,7 млн.долларов США, а за 25 дней августа – уже 49,7 млн.долларов США.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Денежно-кредитная политика создает важные условия для развития экономики, но сама по себе не может быть источником устойчивого повышения экономического потенциала. В долгосрочной перспективе основными факторами, определяющими потенциал роста экономики, являются изменение производительности труда и капитала, а также скорость внедрения новых технологий. Центральный банк не может воздействовать инструментами денежно-кредитной политики на производительность факторов производства и внедрение технологий. Стремясь поддерживать ценовую стабильность, центральный банк влияет на динамику внутреннего спроса и, как следствие, на интенсивность использования факторов производства. Таким образом, денежно-кредитная политика воздействует на отклонения темпа роста экономики от потенциального, но не на сам экономический потенциал.
В настоящее время основным документом, регламентирующим правовые отношения в области денежно-кредитного регулирования, является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в действие в 2001 г. Ежегодно разрабатываются и утверждаются Основные направления денежно–кредитной политики, в которых определяются цели, показатели, инструменты денежно–кредитного регулирования. Структура Указов Президента Республики Беларусь «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год» состоит из глав, которые имеют следующее содержание: цель денежно-кредитной политики, реализация денежно-кредитной политики, развитие банковской, платёжной систем, развитие финансового рынка, международное сотрудничество и заключительные положения.
Денежно-кредитная политика страны проводится в соответствии с режимом монетарного таргетирования. В качестве промежуточной цели был выбран денежный агрегат М3 (широкая денежная масса), а если быть более точными, то темпы прироста М3. В свою очередь рублевая денежная база, предполагаемо контролируемая НББ, была взята в качестве операционной цели (точнее, месячные и квартальные темпы прироста денежной базы). Таким образом, рублевая денежная база выступает как операционная цель, денежный агрегат М3 играет роль промежуточной цели, а инфляция, оцениваемая на основе индекса потребительских цен, является конечной целью монетарной политики.
В 2018 году регулятор стал ориентироваться не на изменение золотовалютных резервов, а на их конечный объём. В 2019 году в целях дедоларизации экономики в целевые показатели был включён такой показатель, как удельный вес кредитов в национальной валюте в совокупной структуре кредитов.
1. Горшенина, Е. В. Денежно-кредитная система государства // Экономические исследования. – 2017. – № 1. – С. 10-17.
2. Калечиц, С. В. Обеспечение монетарной стабильности и развитие финансового рынка – итоги за 2018 год и задачи на 2019 год / С. В. Калечиц // Банковский вестник. – 2019. – № 1. – С. 3-8.
3. Калечиц, С. В. Обеспечение ценовой стабильности и развитие финансового рынка – итоги за 2019 год и задачи на 2020 год / С. В. Калечиц // Банковский вестник. – 2020. - №1. – С. – 3-8.
4. Калечиц, С. В. Обеспечение ценовой стабильности и развитие финансового рынка – итоги за 2020 год и задачи на 2021 год / С. В. Калечиц // Банковский вестник. – 2021. - №1. – С. – 3-8.
5. Климович, В. П. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник / В.П. Климович. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2019. — 336 с.
6. Колпакова, Г. М. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник / Г.М. Колпакова, Ю.В. Евдокимова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 609 с.
7. Крук, Д. Э. Стабилизация в монетарной сфере: ограничитель роста или необходимое условие? / Дмитрий Крук // Банковский вестник. – 2020. – №3. – С. 42-46.
8. Кульков, В. М. Макроэкономика: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. М. Кульков, И. М. Теняков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 294 с.
9. Левенков, А. Эффективность применения инфляционного таргетирования и возможность его внедрения в Беларуси / А. Левенков //Банковский вестник. – 2016. – № 4. – С. 16-22.
10. Макроэкономика: учебник для вузов/ под общей редакцией В.Ф. Максимовой.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 171 с.
11. Мирончик, Н., Рыжковская, О. Как режим инфляции согласуется с вопросами роста? / Н. Мирончик, О. Рыжковская // Банковский вестник. – 2020. – № 3. – С. 47-53.
12. Национальный банк Республики Беларусь о концептуальных вопросах перехода к инфляционному таргетированию в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/mp/obuchenie/prezentacii/perekhod-k-inflyacionnomu-targetirovaniyu.pdf.
13. Нормативы обязательных резервов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/mp/reserverequirements/.
14. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь 2020 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/Publications/ectendencies/rep_2020_12_ot.pdf.
15. Официальная статистика Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by.
16. Перспективы перехода к режиму инфляционного таргетирования в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edoc.bseu.by:8080/bitstream/edoc/2972/2/BEJ_3_2010_luzgin_godes_ocr.pdf.
17. Положение о принципах регулирования ликвидности банков Республики Беларусь Национальным банком Республики Беларусь [Электронный ресурс]: постановление Правления Нац. банка Респ. Беларусь, 30 дек. 2016 г., № 657 // Интернет-сайт Национального банка Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/legislation/documents/PP_657.pdf.
18. Рыбалтовская, Е. Процентная политика центральных банков: зарубежная и отечественная практика // Банковский вестник. – 2019. - № 1 (666). – С. 26-35.
19. Чернецов, С. А. Финансы, денежное обращение и кредит : учебное пособие / С. А. Чернецов. — Москва : Магистр, 2020. — 528 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты