Отношение старшеклассников из проблемных семей к браку и семье
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Отношение старшеклассников из проблемных семей к браку и семье»
по дисциплине: «Социальная работа»
2021
45.00 BYN
Отношение старшеклассников из проблемных семей к браку и семье
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальная работа
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник «Моя семья» Г.В. Вержибок.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Опросник «Семейные ценности».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Таблица первичных эмпирических данных по методике "Семейные ценности" (М.В.Мартынова).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Таблица первичных эмпирических данных представлений о браке и семье подростков из обычных и проблемных семей.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСК1ИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИЗ ПРОБЛЕМНЫХ СЕМЕЙ К БРАКУ И СЕМЬЕ
1.1 Сущность брака и семьи как ценностей
1.2 Дети из проблемных семей как объект социальной работы
1.3 Особенности отношения старшеклассников из проблемных семей к браку и семейной жизни
1.4 Формирование ценностного отношения старшеклассников из проблемных семей к браку и семье
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИЗ ПРОБЛЕМНЫХ СЕМЕЙ К БРАКУ И СЕМЬЕ
2.1 Организация и характеристика методов исследования
2.2 Анализ полученных результатов
2.2.1 Анализ результатов опроса «Семейные ценности» (М.В. Мартынова)
2.2.2 Анализ результатов по методике «Моя семья» Г.В. Вержибок
2.3 Рекомендации по формированию ценностного отношения старшеклассников из проблемных семей к браку и семье
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Тема семьи и брака – это тема, которая переходит от социологического анализа личности к изучению социальных общностей. Это связано с тем, что семья является наиболее естественной формой человеческих связей, основанных на кровнородственных связях, и представляет собой простое выходное сообщество. Здоровая и крепкая семья – залог стабильности и процветания любого общества. Разрушение культурных традиций и морально-этических норм брачных отношений весьма болезненно отразились на состоянии семьи как социального института.
Семья находится в зоне внимания государства, кодексом Республики Беларусь о браке и семье регламентируются различные вопросы, связанные с семьями. Именно в традиционной семье, скрепленной официальными или традиционными узами, закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
В современном мире существует два типа семей: зрелая (благополучная, гармоничная, здоровая) и проблемная (дисгармоничная, неблагополучная). Каждая зрелая семья живет своей особой и неповторимой жизнью, хотя можно найти много общего в том, как строятся отношения в таких семьях. Проблемные семьи, независимо от характера проблем, также имеют много общего в своей жизни.
Национальный статистический комитет Беларуси опубликовал статистику, которая показывает неприглядную ситуацию, в которой находятся семьи в стране. В Беларуси в 2019 году создано 62,7 тыс. новых семей. Как и во многих европейских государствах, в Беларуси женщины и мужчины стали позже вступать в брак и откладывать рождение первенца. Но при этом из 87,6 тыс. детей, рожденных в 2019 году, более 61% малышей уже не первые в семье. Чаще всего мамами становятся женщины 25-29 лет, но и растет рождаемость у женщин в возрасте 40-44 года. По состоянию на 1 мая 2020 года в стране проживают более 108 тыс. многодетных семей. По данным переписи 2009 года, их численность составляла 62,5 тыс. Подавляющее большинство семей имеют троих детей – это более 85 тыс. семей, четверых - 15 тыс. семей, пятерых и более - около 8 тыс. семей [17].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСК1ИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИЗ ПРОБЛЕМНЫХ СЕМЕЙ К БРАКУ И СЕМЬЕ
1.1 Сущность брака и семьи как ценностей
Понятие семьи являлось предметом изучения многих отечественных ученых, среди которых: А. Г. Харчев, Г. М. Андреева, В. А. Сысенко, А. И. Антонов, С. И. Голод, А. И. Захаров, А. В. Черников, В. М. Целуйко, О. А. Карабанова, Ю. С. Котельникова и др.
В психологической литературе не существует общепринято определения понятия «семья». Традиционно под семьей принято понимать важнейший социальный институт, где происходит первичная социализация ребенка. А. Г. Харчев определяет семью как институированную общность, которая складывается на основе брака и порождается им правовой и моральной ответственности супругов за здоровье детей, их воспитания. По мнению автора, семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, так как она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей [1, с. 59].
В работе Г. М. Андреевой рассматриваются психологические особенности, характерные для семьи как малой группы:
– наличие не одной, а ряда общесемейных целей, которые могут изменяться в процессе развития семьи;
– частичное различие в интересах и установках членов семьи;
– наличие супружеской пары, взаимоотношения в которой в значительной мере определяют характер взаимодействия в семье;
– включенность в нее представителей разных поколений и гораздо больший срок близкого знакомства между ее членами, чем в других группах;
– семья не связана совместной деятельностью в том смысле, как совместная деятельность других групп;
– многосторонность и значимость семейных отношений, и их взаимосвязь;
– особая открытость, уязвимость членов семьи [2, с. 161].
Кроме психологических особенностей семье присущи определенные социально-психологические процессы. Одним из таких процессов является общение, так как именно в нем раскрываются, реализуются семейные и межличностные отношения. Общение является реализацией всей системы внутрисемейных отношений человека.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИЗ ПРОБЛЕМНЫХ СЕМЕЙ К БРАКУ И СЕМЬЕ
2.1 Организация и характеристика методов исследования
Для изучения представлений о браке и семье у старшеклассников из проблемных семей были выдвинута гипотеза: отношение к браку и семье у старшеклассников из проблемных семей отличается от отношений к браку и семье у старшеклассников из обычных семей.
Цель эмпирического исследования – выявить отношение старшеклассников из проблемных семей к браку и семейной жизни.
Задачи:
1. Изучить представления о семейных ценностях
2. Определить представления детей о взаимопонимании между членами семьи, почитании родителей, продолжении рода, заботе о младших и старших.
Выборка для исследования: для решения поставленных эмпирических задач к исследованию было привлечено: 60 семей.
Для изучения представлений о семейных ценностях подходит опросник «Моя семья» Г.В. Вержибок. [6].
Опросник «Моя семья» (МС) включает 12 вопросов, которые объединены в три базовые шкалы – значение, ценность семьи; правила, традиции семьи; история, родословная семьи. Шкала «значение, ценность» связана с благополучием и удовлетворенностью: семейное, реальное и потенциальное, толерантность к другим; шкалы «правила, традиции» – с отношением к жизни в семье и благополучием: семейное и реальное, ресурсы; шкалы «история, родословная» – с толерантностью к другим. Испытуемым предлагается оценить по 5-балльной шкале степень соответствия своим взглядам и поведению (от меньшего значения к большему): скорее, нет – 1 балл; едва ли – 2 балла; не знаю – 3 балла; скорее, да – 4 балла; в полной мере – 5 баллов (Приложение А).
В результате обработке возможна разделение представлений о семье как «родительской» и «реальной», так и «идеальной» семьи с дальнейшим выделением значимости позиций в прошлом, настоящем или желаемом будущем. Исходя из определения норм для возрастного контингента устанавливается уровень сформированности представлений о семье [6].
Диагностическая методика «Семейные ценности», составленная М.С. Константиновой, М.В. Мартыновой. Она включает вопросы сгруппированные в блоки по следующим темам:
любовь (забота, активный интерес к любимому человеку, умение принимать другое мнение и т.п.); уважительное отношение к родителям; осознанное, заботливое отношения к старшим; осознанное, заботливое отношения к младшим; представление о гендерных семейных ролях и уважение к ним; культура быта. Цель – определить представления детей о взаимопонимании между членами семьи, почитании родителей, продолжении рода, заботе о младших и старших (Приложение Б).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В психологической литературе не существует общепринято определения понятия «семья». Традиционно под семьей принято понимать важнейший социальный институт, где происходит первичная социализация ребенка. Брак является основой семьи. Институт брака является официальным оформлением семейных отношений в рамках структуры общества. Под институтом брака обычно понимают социально-правовые аспекты семейно-родственных отношений, институционализацию отношений между мужем и женой как гражданами государства. Семья и брак традиционно относятся к числу ценностей человека. Социологи отмечают, что ценности семьи – важнейший элемент социального института и малой группы; включают все человеческие свойства и качества; один из элементов фундамента культуры; уникальны, большинство из них реализуется в основном в сфере брачно-семейных отношений; разные семьи имеют разный набор ценностей, однако многие из них повторяются; оказывают влияние друг на друга, чем существеннее взаимосвязь ценностей, тем крепче целостность семьи (и наоборот); семья воспроизводит ценности не только для себя, но и для общества.
«Проблемная» семья – семья с нарушением функционирования, в которой, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети. Изучая особенности детей из проблемных семей, выявлено, что у таких детей ярко выражено чувство ненужности, высокий уровень тревожности, чувство тоски. Длительное нервное истощение приводит к нервно-психологическому утомлению. Поэтому эти дети отличаются заметной пассивностью и безразличностью со всем вопросам. Дети из таких семей, имеют не только постоянные трудности в учебе и поведении, но и еще зачастую пребывают в состоянии ужаса и горя, подвержены депрессиям, могут вести себя неадекватно, имеют заниженную самооценку.
Особенности представления старшеклассников о семейной жизни состоят в том, что семья все больше для них становится в основном средством удовлетворения их потребностей в интимном и неформальном общении. Ориентирами представлений молодежи о семье служат следующие социально-педагогические источники: семья родителей (прародителей), семья знакомых или друзей, художественная и публицистическая литература, семья популярного человека, мнение друзей. Для детей из неблагоприятных семей выявлено, что среди моделей семьи наиболее выбираемой является традиционная. Причина, вероятно, в том, что перспективы жизни в традиционной семье респондентам известны по опыту предыдущих поколений. Так же в среде современной молодежи из неблагоприятных семей растёт популярность принципа «равных отношений». Это непосредственно связано с тем, что в
1. Андреева, Т. В. Психология семьи: Учебное пособие. 3-е изд. / Т. В. Андреева. – СПб: Питер, 2014. – 336 с.
2. Андреева, Т. В. Психология современной семьи. Монография / Т. В. Андреева. – СПб.: Речь, 2001. – 436 с.
3. Антипова, Е. А. Тенденции разводимости в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / Е. А. Антипова // Демографический электронный журнал Демоскоп Weekly – 2015. – № 649 – 650 – Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2015/0649/analit02.php#_ftn1
4. Арзамасцева, А.А. Стратегии брачного выбора: гендерный аспект / А.А. Арзамасцева // Информационно-политический журнал «Политическое образование». – Изд-во УдГу. – №10. – 2010. – С. 18-31.
5. Бек, У. Общество риска: На пути к другому модерну / Пер. с нем. В. Седельника, Н. Федоровой. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 383 с.
6. Варга, А. Я. Введение в систему семейную психотерапию: Краткий лекционный курс / А. Я. Варга. – Нижний Новгород: Нижнегородский гуманитарный центр, 2000. – С. 120.
7. Вержибок, Г. В. Разработка и апробация опросника «Моя семья» в образовательной среде (на примере студенческой молодежи) / Г. В. Вержибок // Приложение к научно-методическому журналу Вестник МГИРО – 2018. – № 1 (15). – С. 24-28.
8. Вержибок, Г. В. Семейная ментальность и гендерная культура белорусских студентов / Г. В. Вержибок // Женщины-ученые Беларуси и Казахстана : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 1–2 марта 2018 г. / редкол.: И. В. Казакова [и др.]. – Минск : РИВШ, 2018. – С. 124-125.
9. Думнова, Э. М. Брачно-семейные установки молодежи российского мегаполиса: гендерный аспект : на примере Новосибирска / Э. М. Думнова // Вестник Томского государственного университета. – 2012. – № 363 (октябрь). – С. 47–50.
10. Кернберг, О. Ф. Отношения любви: Норма и патология / О. Ф. Кернберг. – М.: Класс – С. 340.
11. Кон, И. С. Введение в сексологию / И. С. Кон. – М. : Медицина, 1988. – С. 320.
12. Лагойда, Л.Г. Проблема подготовки современной молодежи к браку и пути ее решения / Л.Г. Лагойда // Вестник Бурятского государственного университета. – 2013. – №5. – С. 84-87.
13. Майерс, Д. Психология: учебное пособие / Д. Майерс. – 2-е изд. – Минск: Попурри, 2006. – 848 с.
14. Маклаков, А. Г. Общая психология: Учебник для вузов / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2013. – 583 с.
15. Маценова, Е. Б., Представления о семье в разных группах старшеклассников и студентов: автореф. дисс. канд. психол. наук. / Е. Б. Маценова. – М: Институт дошкольного образования и семейного воспитания РАО, 2001. – С.24.
16. Нафикова, Г. З. Понятие неполной семье и её типы [Электронный ресурс] / Г. З. Нафикова // Вестник Башкирского университета. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-nepolnoy-semi-i-ee-tipy/viewer
17. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Главное статистическое управление Брестской области Респ. Беларусь. – Режим доступа : https://brest.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/sotsialnaya-sfera/demografiya_2/osnovnye-pokazateli-za-period-s-__-po-____gody_3/braki-razvody-i-obschie-koeffitsienty-brachnosti-i-razvodimosti/
18. Немцова, Г. В. Представления о будущей семье у подростков из полных и неполных семей [Электронный ресурс] / Психология и жизнь: актуальные проблемы кризисной психологии: материалы IV Международной научно-практической конференции // Г. В. Немцова. – Минск: БГПУ, 2019. Режим доступа: http://elib.bspu.by/handle/doc/43442
19. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: учеб. пособие/ В. Д. Балин [и др]., под общей ред. А. А. Крылова, С А. Маничева. – СПб: Питер, 2000. – С. 560.
20. Семерикова, М. Г. Семья в системе факторов формирования готовности студенческой молодежи к общественно значимой деятельности дис. канд. социол. наук. / М. Г. Семерикова. – Минск, 2011. – С. 149.
21. Сергеева, В. П. Основы семейного воспитания / В. П. Сергеева, Э. К. Никитина, М. Н. Недвецкая, Н. А. Виноградова. – М.: Академия, 2010. – С. 192.
22. Сизанов, А. Н., Проблемы семьи и брака: Школьный практикум. / А. Н. Сизанов. – Мн., 1993. – С. 87.
23. Тенькова В.А. Представления о браке в юношеском возрасте / В.А. Тенькова, Н.А. Шевченко // Психология психических состояний: сборник статей / Казанский (Приволжский) федеральный университет – Казань, 2017. – С. 263-267.
24. Торохтий, В. С. Психологическое здоровье семьи: учеб.-метод. пособие / В. С. Торохтий, О. Г. Прохорова. – СПб.: КАРО, 2009. – С. 159.
25. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры [Текст] / В.П. Тугаринов. – М. 2010. – 156 с
26. Харламенкова, Н. Е. Самоутверждение подростка / Н.Е. Харламенкова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. – С. 295.
27. Целуйко, В. М. Психология неблагополучной семьи / В. М. Целуйко. – М.: Владос пресс, 2006. – С. 270.
28. Целуйко, В. М. Психология современной семьи: кн. для педагогов и родителей/ В. М. Целуйко. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – С. 288.
29. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология / Л.Б. Шнейдер. – 2-е изд. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – С. 768.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник «Моя семья» Г.В. Вержибок.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Опросник «Семейные ценности».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Таблица первичных эмпирических данных по методике "Семейные ценности" (М.В.Мартынова).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Таблица первичных эмпирических данных представлений о браке и семье подростков из обычных и проблемных семей.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты