Реферат
Курсовая работа 29 с., 2 табл., 22 источника, 1 прил.
ГРУППА, СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ, СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, СТАТУС, ГРУППОВЫЕ ОЖИДАНИЯ
Объект исследования – социальная группы.
Предмет исследования – соотношение социального положения и социальной роли в группе.
Цель данной работы – выявить соотношение социального положения и социальной роли в группе.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, сопоставительный, экспериментальный.
Актуальность темы. Проблема групп, в которые объединяются люди в процессе своей жизнедеятельности, – важнейший вопрос в социальной психологии и в социологии. Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.
Теоретическая и практическая значимость: полученные данные в ходе проведения исследования соотношение социального положения и социальной роли в группе можно использовать при организации группового взаимодействия.
Введение
Современное общество – это динамически организованная система, составные элементы которой находятся в постоянном количественно-качественном процессе изменений. Субъектную позицию в общественной системе занимают социальные группы, классы, слои, состоящие из совокупности отдельных личностей, «приписываемых» к ним по определенным признакам, критериям.
Проблема групп, в которые объединяются люди в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос не только социальной психологии, но и социологии. Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе. Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования. Интуитивно любым исследователем, приступающим к анализу этой проблемы, малая группа «схватывается» как та первичная среда, в которой личность совершает свои первые шаги и продолжает далее свой путь развития. С первых дней своей жизни человек связан с определенными группами, причем не просто
1 Теоретические аспекты изучения социального положения и социальной роли
1.1. Понятие о социальном взаимодействии в группе
Группа – это существующее в едином пространстве и времени объединение людей, взаимодействующих в совместной деятельности и вступающих в определенные деловые и межличностные отношения [2, .с. 44].
Характеристика малой группы как совокупности субъектов общения предполагает ее рассмотрение как «системы систем». Это означает, что малая группа представляет собой определенную социально-психологическую систему, которая интегрирует личности как «микросистемы».
И.С. Кон, Л.П. Буева и другие авторы понимают личность как систему. Объективно система личности наилучшим образом может быть описана как совокупность ее социальных ролей. Согласно И.С. Кону, «понятие личности означает целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций (ролей)». Социальные функции выявляют ее принадлежность к определенной социальной группе, в них фиксируются ее права и обязанности по отношению к группе. Личность не исчерпывается одной ролью, объективная структура личности раскрывается как совокупность, целостность ее ролей в обществе [10, с. 54].
Социальное взаимодействие представляет собой серию социальных действий, но в отличие от контактов социальные действия совершаются не просто в определенных условиях, но и с учетом ситуации их реализации.
Как указывает С.С. Фролов, «ситуация входит в систему социального действия через ориентацию индивида» [20, с. 15]. Социальные действия
2 Изучение соотношения социального положения и социальной роли
2.1 Организация и методы исследования
С целью определения соотношения социального положения и социальной роли было проведено эмпирическое исследование.
Гипотеза исследования: предполагается, что социальное положение в группе (статус) оказывает влияние на социальную роль в группе.
Задачи исследования:
1. Провести диагностику социального статуса в группе.
2. Выявить социальную роль в группе.
3. Провести сравнительный анализ результатов экспериментального исследования.
Базой эксперимента стал ВГУ им. П.М.Машерова. В эксперименте принимали участие 18 студентов 2 курса заочной формы обучения ФСП и П в возрасте 18-20 лет (8 юношей и 10 девушек).
В ходе исследования были использованы следующие методики.
1. Тест «Групповые роли» на основе методики Г. Гибша и М. Форверга (Приложение) [12].
2. Социометрия [11].
Социометрия – это система некоторых приёмов, дающих возможность выяснить количественное определение предпочтений, безразличий или неприятий, которые получают индивиды в процессе межличностного общения и взаимодействия. Данные социометрического анализа широко используют при исследовании самочувствия личности в группе, при определении структуры первичных групп, при исследовании способов и форм распределения авторитета и власти в малых группах, при диагностики уровня деловой активности и т.д.
Заключение
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Социальное взаимодействие представляет собой серию социальных действий, но в отличие от контактов социальные действия совершаются не просто в определенных условиях, но и с учетом ситуации их реализации. Особое значение для изучения проблематики социального взаимодействия представляет его структура. Любое социальное взаимодействие складывается из отдельных социальных действий, которые осуществляются людьми – носителями статусов (прав и обязанностей), ролей и проявляется в социальных действиях, которые могут складываться в социальные отношения, включающие обмен информацией (и не только), символами и значениями.
Социальный статус – это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Социальная роль – модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.
Поскольку каждый человек обладает несколькими статусами одновременно, повседневная жизнь представляет собой смешение многочисленных ролей. У каждого индивида существует ролевой набор, включающий в себя совокупность ролей, присущих данному конкретному индивиду в определенных ситуациях и принадлежащих каждому отдельному статусу. Только при условии правильной интерпретации и оценки социальных ролей друг друга возникает социальное взаимодействие.