ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика старшего подросткового возраста
1.2 Гендерные стереотипы старшеклассников
1.3 Социальные сети как способ формирования гендерных стереотипов старшеклассников
1.4 Профилактика негативного влияния социальных сетей на формирование гендерных стереотипов старшеклассников
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Рекомендации по формированию адекватных гендерных стереотипов у старшеклассников, подверженных влиянию социальных сетей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в столетие широкого распространения информационных технологий жизнь современных подростков невозможно представить без ежедневного использования Интернета. Одной из наиболее популярных функций таких устройств выступает возможность виртуального общения между людьми. Средствами реализации данной функции служат социальные сети. В настоящее время структура коммуникативного процесса трансформируется. В соответствии с этим технические особенности организации виртуального коммуникативного пространства обуславливается закономерным изменением характеристик субъектов опосредованного общения. Если ранее ведущая функция Интернета заключалась в получении информации, то сегодня ее сменила функция коммуникации.
В современной ситуации быстрой трансформации содержания культуры Интернет выступает неотъемлемой частью жизненного мира современного подростка, который является его активным пользователем. Современная действительность во многом определяет трудности, с которыми сталкиваются подростки в общении со сверстниками. Сегодня появилась еще одна возможность межличностного взаимодействия – виртуальное общение, и подростки успешно осваивают эту сферу, часто чрезмерно ею увлекаясь. В связи с этим становится актуальным изучение влияния социальных сетей и интернета в целом на развитие личности подросткового класса, особенно это касается учащихся старших классов.
В настоящее время гендерное развитие подростков прибрело ускоренный характер. Во многом этому способствуют средства массовой информации в целом и социальные сети в частности, так как именно подростки являются самыми активными пользователями сети Интернет.
Устоявшиеся предвзятые представления о каком-либо явлении могут сыграть злую шутку с человеком. Стереотипы зачастую становится причиной конфликтов, в том числе и в сфере взаимоотношений между мужчинами и женщинами.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика старшего подросткового возраста
Подростковый возраст – это период развития человека, который охватывает примерно возраст с 10-11 до 14-15 лет, совпадая с обучением детей в средних классах школы [18, с. 210]. Психологические особенности подросткового возраста рассматриваются как кризисные и связанные с перестройкой в основных сферах: телесной, психологической и социальной. На телесном уровне происходят значительные гормональные изменения, связанные с половым созреванием. На социальном уровне рассматриваются особенности положения подростка в системе отношений, реконструируются отношения с родителями и сверстниками. На психологическом уровне подростковый возраст характеризуется интенсивным становлением самосознания, рефлексии, Я-концепции [4, с. 176].
Подростковый возраст принято относить к числу критических Подростковый возраст характеризуется изменением социальной ситуации развития, особенность которой заключается в том, что подросток находится в положении между взрослым и ребенком – сильное желание стать взрослым определяет многие особенности его поведения. Преобладающее влияние семьи сменяет влияние группы сверстников, которая выступает в качестве источника референтных норм поведения и получения статуса. С появлением чувства взрослости подросток стремится отстоять свою независимость. Избавление от родительской опеки проходит путем возникновения нового качества отношений: отношения с родителями подвергаются переоценке, обретают новый смысл [22, с. 475]. Подростковый возраст представляет собой сенситивный период для утверждения личностью своего «Я». Он характеризуется интенсивными гормональными и телесными изменениями, развитием когнитивной и эмоциональной сферы психики, трансформацией отношений с родителями и сверстниками, формированием Эго-идентичности, саморегуляцией поведения, актуализацией разнообразных защитных механизмов [15, с. 133].
Выводы по первой главе
Границы подросткового возраста не устанавливаются четко, у каждого подростка они индивидуальны. В данном возрастном периоде у ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Ведущие позиции начинают занимать общественно-полезная деятельность и личностное общение со сверстниками. Содержанием психического развития подростка становится развитие его самосознания. В современном мире на подростков обрушивается огромное количество информации, много стрессовых ситуаций, это может стать поводом для возникновения психологических проблем. Необдуманное увлечение социальными сетями и интернетом может быть крайне опасным. Как для личностного развития подростка, так и для его жизни в целом.
Гендерные стереотипы это распространённые в обществе представления об особенностях и поведении представителей разных гендеров, в первую очередь мужчин и женщин. Гендерные стереотипы тесно связаны с существующими в данном обществе гендерными ролями и служат для их поддержания и воспроизведения. Гендерные стереотипы старшеклассников отражают некоторые объективные характеристики позиции гендерных групп. Во-вторых, гендерные стереотипы старшеклассников приемлемы как для юношей, так и для девушек, однако выраженность критической рефлексии выше у девушек. Существующие гендерные стереотипы старшеклассников являются непосредственными детерминантами межгрупповых отношений, во многом регулируют их и служат теми конструктами, к которым старшеклассники групп апеллируют в разных жизненных ситуациях. Проблема современного подростка заключается не в том, чтобы привести индивиду свой внутренний мир в согласие с реальностью, а в том, что именно эта реальность оказывается для него недостижимой. Задача стереотипа – помочь подростку существовать в этом мире и быть социально точным.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1 Организация и методы исследования
Целью данной работы является изучить процесс влияния социальных сетей на формирование гендерных стереотипов у старшеклассников. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование, которое осуществлялось в несколько этапов.
База исследования: ГУО «Стригинская СШ».
Выборка исследования: в исследовании принимали участие 30 учащихся старших классов (юноши девушки в возрасте 16-17 лет).
Цель эмпирического исследования: установить влияние социальных сетей на формирование гендерных стереотипов у старшеклассников.
Задачи эмпирического исследования:
–выявить гендерные стереотипы старшеклассников;
– определить характер влияния социальных сетей на формирование гендерных стереотипов старшеклассников.
Для проведения эмпирического исследования влияния социальных сетей на формирование гендерных стереотипов старшеклассников использовались следующие методики:
– исследование гендерных стереотипов методом личностных семантических дифференциалов О.Л. Кустовой (Приложение А);
– методика «Влияние Интернета на формирование гендерных стереотипов у подростков» А.А. Новикова, А.А. Малеева (Приложение Б).
Исследование гендерных стереотипов методом личностных семантических дифференциалов О.Л. Кустовой [13].
Выводы по второй главе
Осуществив эмпирическое исследование по теме работы, пришли к следующим выводам. Факторы фемининности отражают достаточно традиционные взгляды на женщину, поэтому высокие показатели по этой группе говорят о весьма традиционной оценке исследуемых образов, высокие значение по факторам силы личности, социального статуса, современности, маскулинности говорят о довольно традиционном взгляде на исследуемые образы мужчин. Факторы общей привлекательности и андрогинности гендерно-нейтрально. Можно говорить, что у девушек мужественность и женственность не противопоставлены друг другу, что девушки принадлежат к андрогинному типу, имеющему черты одного и другого пола наиболее приспособленному к жизни.
По результатам проведённого исследования было установлено, что все испытуемые находятся в возрасте 16-17 лет. Опрос с использованием анкеты осуществлялся в реальных условиях. В ходе проведенного эмпирического исследования, было установлено, что все испытуемых старшеклассники зарегистрированы в социальных сетях, таких как «Одноклассники», «Вконтакте», «Фейсбук». Самой популярной социальной сетью среди старшеклассников является «Вконтакте». В среднем испытуемых подростки в социальных сетях проводят от 3 до 5 часов. Старшеклассники предпочитают различные интересы в социальных сетях: спорт, музыка, ремесла, изобразительное искусство, вовлечение в различные субкультуры, информационные технологии, гуманитарные и точные науки. Говоря о целях использования Интернета, пользователи делятся на три большие группы: для отдыха (смешные картинки, видео, музыка), для образования (научные и познавательные статьи, эссе) и для общения (различные онлайн-чаты). Однако в большей степени Интернет используется для отдыха, общения и образования имеют примерно одинаковые статистические показатели.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подростковый возраст предоставляет собой период с 11 до 16 лет, который характеризуется изменением социальной ситуации развития, интенсивным развитием когнитивной, потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер. В старшем подростковом возрасте с одной стороны, повышается стремление к принадлежности к группе сверстников, с другой – рост замкнутости и социальной пассивности. Старший подростковый возраст наиболее подвержен воздействию со стоны социальных сетей и средств массовой информации.
Гендерные стереотипы это распространённые в обществе представления об особенностях и поведении представителей разных гендеров, в первую очередь мужчин и женщин. Гендерные стереотипы тесно связаны с существующими в данном обществе гендерными ролями и служат для их поддержания и воспроизведения. Гендерная идентичность юношей и девушек впитывает в себя набор предписаний и ожиданий, которые предъявляет общество индивиду в контексте социальных нормативов половых ролей. Влияние агентов гендерной социализации различно и в результате приводит к формированию разных типов личности. В свою очередь, гендерные характеристики личности, сформировавшись к концу старшего подросткового возраста, начинают определять структуру и направленность общения подростков, выбор ценностей, степень популярности подростка в группе и ряд других параметров, которые можно считать показателями социализации.
Социальные сети – это интернет-площадка, на которой объединяются социальные позиции, для создания и поддержания межличностных связей посредством различных инструментов общения и самовыражения. Пользователи социальных сетей, различающихся интенсивностью активности в виртуальном пространстве, характеризуются разной степенью общительности, самоконтролем, тревожностью и другими особенностями. С увеличением стажа использования социальных сетей у пользователей может наступить зависимость от социальных сетей, которая является проявлением наивысшей степени вовлеченности в социальные сети.
1. Алешина, Ю.Е. Взаимоотношения подростков в школьном коллективе / Ю.Е. Алешина, А.С. Коноводова // Вопросы психологии. – 1988. – № 3. – 56-67.
2. Андреева, Г.М Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 384 с.
3. Арендачук, И.В. Самооценка и Я-концепция как факторы межличностных отношений подростков / И.В. Арендачук // Известия Саратовского ун-та. – 2017. – № 1. – С. 356-360.
4. Белинская, Е.П. Социальная психология: хрестоматия / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 475 с.
5. Буслаева, Е.Н. Особенности развития личности современных подростков / Е.Н. Буслаева, Ю.Г. Астахова // Европейские исследования. – 2015. – № 10. – С. 107-112.
6. Васильева, Е.В. Компьютерная зависимость подростка как социально-педагогическая проблема / Е.В. Васильева // Гаудеамус. – 2016. – №2. – С. 32-39.
7. Гамезо, В.М. Возрастная и педагогическая психология / В.М. Гамезо. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 562 с.
8. Дубровина, И.В. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004. – 512 с.
9. Евстигнеева, Ю.М. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в подростковом возрасте: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / Ю.М. Евстигнеева. – М.: МГПУ, 2003. – 20 с.
10. Жолудева, С.В. Особенности лидерских качеств у подростков с разным социометрическим статусом / С.В. Жолудева, К.О. Пуголовина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2016. – № 8. – С. 126-132.
11. Коваль, Т.В. Особенности межличностных взаимодействий у подростков, склонных и не склонных к развитию компьютерной зависимости / Т.В. Коваль // Психологическая наука и образование. – 2012. – № 4. – С. 1-13.
12. Колотилова, И.В. Особенности формирования зависимого поведения у подростков / И.В. Колотилова // Социальная политика и социология. – 2011. – № 7 (73). – С. 234-244.
13. Кон, И.С. Подросток и сверстники // Психология подростка / Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2003. – С. 45-52.
14. Королева, А.Ф. Социально-психологические особенности подросткового возраста / А.Ф. Королева // Новая наука: стратегии и векторы развития. – 2016. – № 3. – С. 76-78.
15. Крушельницкая, О.Б. Подросток в системе референтных отношений / О.Б. Крушельницкая. – М .: МПСИ, 2007. – 204 с.
16. Курбанова, З.С. Проблема развития самооценки личности подростка под влиянием взаимоотношений со сверстниками / З.С. Курбанова // Известия ЮФУТН. – 2006. – № 1. – С. 91-95.
17. Макаров, В.К. Особенности самосознания подростков / В.К. Макаров // Вестник СПбГУ. – 2008. – № 2. – С. 71-79.
18. Немов, Р.С. Социальная психология / Р.С. Немов, И.Р. Алтунина. – СПб. : Питер, 2010. – 432 с.
19. Панченко, С.А. Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития / С.А. Панченко // Известия ЮФУТН. – 2006. – № 1. – С. 95-99.
20. Прибылова, Ю.О. Психологические проблемы современных школьников в области информационных технологий / Ю.О. Прибылова // Естествознание в школе. – 2005. – № 4. – С. 35-39.
21. Прокурова, С.В. Компьютерная зависимость и профилактическая деятельность по ее преодолению / С.В. Прокурова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2. – С. 55-59.
22. Спиркина, Т.С. Личностные особенности пользователей сети Интернет, склонных к Интернет-зависимости / Т.С. Спиркина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 60. – С. 473-478.
23. Тажутдинова, Г.Ш. Взаимосвязь лидерства и направленности личности подростка : автореф. дис. канд. психол. наук / Г.Ш. Тажутдинова. – М.: МГУ, 2001. – 16 с.
24. Удовенко, Е.В. Интернет-зависимость в подростковом возрасте / Е.В. Удовенко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. – № 4-5. – С. 93-96.
25. Шинтарь, Ю.Н. Роль и место Интернет-сети в коммуникации современных подростков / Ю. Н. Шинтарь // Ученые записки КИПУ. – 2016. – № 4. – С. 156-159.
26. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. – М.: Флинта, 2006. – 342 с.
27. Юрьева, Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: монография / Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот. – Днепропетровск: Пороги, 2006. – 196 с.