Деятельность социального работника в решении социальных проблем
РИПК Минтруда и соцзащиты (Республиканский Институт повышения квалификации и переподготовки работников)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Деятельность социального работника в решении социальных проблем»
по дисциплине: «Технология социальной работы»
2021
45.00 BYN
Деятельность социального работника в решении социальных проблем
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Технология социальной работы
Организация: Территориальный центр социального обслуживания населения Ушачского района, ГУ
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
Поделиться
Введение
Глава 1. Понятие домашнего насилия и его формы
1.1. Понятие, виды и причины насилия
1.2. Насилие в отношении женщин, пожилых людей и людей с инвалидностью
1.3. Психологические характеристики насильника и жертвы. Последствия насилия
1.4. Понимание взаимосвязи понятий насилие в семье и равенство полов
1.5. Список нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по противодействию насилию в семье
Глава 2. Деятельность Государственного учреждения «Территориальный центр социального обслуживания населения Ушачского района» в решении социальных проблем людей пострадавших от насилия в семье
2.1. Взаимодействие субъектов профилактики правонарушений по предупреждению насилия в семье
2.2. Приют, как единственный выход
2.3. Защитное предписание
2.4. Организация органами по труду, занятости и социальной защите информационно-просветительной работы
2.5. Порядок оказания помощи пострадавшим от насилия в семье
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество характеризуется радикальными преобразованиями во всех сферах жизни – экономической, социальной, психологической, политической, а также образовательной.
Эти изменения привели к ряду негативных последствий: резкое расслоение населения по уровню материального благосостояния и возможностей в этой сфере; снижение уровня жизни значительной части населения и чувство неуверенности в завтрашнем дне; утрата важных фундаментальных ценностей в обществе, в том числе семьи, когда культивируемый годами индивидуализм привел к культуре потребления, необходимости добиваться успеха любой ценой и использовать других в своих целях независимо от их интересов утрачиваются ценности; исключаются общество, государство и другие.
К негативным последствиям реформ также относится рост агрессии и насилия (в том числе бытового) в обществе, от которого в первую очередь страдают самые незащищенные и уязвимые социальные группы, такие как дети, женщины, пожилые люди и люди с ограниченными возможностями.
Расстройства, которые следуют за насилием, затрагивают все уровни функционирования человека и приводят к длительным изменениям личности. Помимо непосредственных последствий, опыт насилия приводит к долгосрочным последствиям, которые часто влияют на всю оставшуюся жизнь человека.
В Республике Беларусь в отношении лиц, совершающих насильственные действия, предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. Поэтому профилактика насилия проводится на уровне всех социальных институтов: учреждений образования, здравоохранения, правоохранительных органов, в том числе среди лиц, находящихся в лечебно-трудовых профилакториях.
Проблема насилия над детьми, женщинами, пожилыми людьми и людьми с ограниченными возможностями носит социальный, юридический, медицинский и психологический характер. Однако, до недавнего времени эта проблема интересовала преимущественно юристов и врачей. Как следствие этого на сегодняшний день отмечается недостаточное количество квалифицированных психологов, специалистов по социальной работе и социальных работников, работающих с жертвами насилия, в том числе несовершеннолетними.
Особая роль в работе с детьми, женщинами, пожилыми людьми и людьми с ограниченными возможностями, подвергшихся насилию, принадлежит специалисту по социальной работе. Важность работы специалиста по социальной работе в работе по предупреждению насилия над детьми, женщинами, пожилыми людьми и людьми с ограниченными возможностями не вызывает сомнений. Цель социально-педагогической деятельности заключается в реализации права детей, женщин, пожилых людей и людей с ограниченными возможностями на защиту от насилия, в создании благоприятных условий для реализации их прав.
В современной зарубежной и отечественной литературе насилие или жестокое обращение с детьми, женщинами, пожилыми людьми и людьми с ограниченными возможностями рассматриваются С.А. Беличевой, Е.Н. Волковой, Е.М. Вроно, И.Н. Григович, В.Е. Дружининым, и др..
Проблемой социально-педагогической помощи детям, женщинам, пожилым людям и людям с ограниченными возможностями в реализации права на защиту от насилия занимались Н.А. Асанова, Е.Н. Волкова, Н.В. Курасова, В.Г. Маралов, А.Н. Моховиков, ТЯ. Сафонова, В.А. Ситаров, Н.В. Тарабрина и др.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ И ЕГО ФОРМЫ
1.1. Понятие, виды и причины насилия
В последние годы наше государство предпринимает ряд комплексных мер, которые позволяют выявлять, предупреждать и пресекать насилие в отношении несовершеннолетних. В связи с этим можно раскрыть сущность понятия «насилие». Исследованием проблемы насилия над детьми в семье занимались белорусские исследователи, среди которых: С.В. Волосач, А.А. Кеник, Т.Н. Ковалева, Г.И. Ковш, В.А. Маглыш, Л.И. Смагина, Н.С. Поспелова, О.С. Головнева и Н.А. Сасункевич, В.В. Мартынова, В.И. Вашнева и А.М. Русецкая и др.
Существуют различные определения понятия «насилие». Согласно социологическому словарю, насилие представляет собой применение силы или угрозы применения силы по отношению к субъектам или их собственности с целью запугивания и принуждения к определенным действиям [11, с. 355].
Определение насилия в семье приводится в законе Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений от 4 января 2014 года № 122-3». Согласно закону, насилие в семье – это умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания [23].
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет насилие в качестве преднамеренного применения физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное на себя или иное лицо, или группу лиц, которое влечет или с большой вероятностью может повлечь нанесение телесных повреждений, психологической травмы, смерть, отклонения в развитии или другой ущерб. Насилие отличается от других действий преднамеренным характером [13, с. 13].
Наиболее распространенным определение насилия является следующее: «Насилие представляет собой физическое, психическое, социальное воздействие на человека со стороны другого человека, семьи, группы, которые вынуждают его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, или угрожающую его физическому или психическому здоровью и целостности» [14 с. 82].
Семейное насилие – это установление неправомерного контроля над поведением одного из членов семьи: изоляция от семьи и друзей, запреты на получение информации и помощи, самовыражения; психологическое воздействие, вызывающее страх и унижение [15, с. 8].
Другими формами семейного насилия являются причинение физического вреда членам своей семьи, включая убийства, насильственные половые акты и другие виды сексуального принуждения. Н.В. Шкурихина отмечает, что преступлениям, совершенным в отношении детей, предшествуют эпизоды агрессии отцов по отношению к матерям. По определению Н.В. Шкурихиной, семейное насилие – это повторяющийся с увеличением частоты цикл действий или бездействий физического, сексуального, словесного, психологического и экономического характера по отношению к близким людям с целью обретения над ними власти и контроля [34, с. 172].
Семейные преступления как проявления насилия имеют ряд характерных и отличительных признаков: конкретное место совершения преступления; особые взаимоотношения между преступником и его жертвой; наличие резкой продолжительности конфликта между преступником и жертвой; обусловленный конфликтом насильственный характер большинства семейно-бытовых преступлений; совершение таких деяний в состоянии алкогольного или наркотического опьянения; ситуационный характер таких преступлений, состоящий в том, что они заранее не подготавливаются [17, с. 15].
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ УШАЧСКОГО РАЙОНА» В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЛЮДЕЙ ПОСТРАДАВШИХ ОТ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ
2.1. Взаимодействие субъектов профилактики правонарушений по предупреждению насилия в семье
В статье 17 Закона «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (далее – Закон) установлен порядок взаимодействия субъектов профилактики правонарушений по предупреждению насилия в семье.
Так, в соответствии с частью 1 указанной статьи местные исполнительные и распорядительные органы во взаимодействии с органами внутренних дел, органами управления здравоохранением, государственными организациями здравоохранения, органами управления образованием, учреждениями образования, органами по труду, занятости и социальной защите, учреждениями социального обслуживания, иными организациями принимают меры по выявлению и устранению причин насилия в семье и условий, ему способствующих, организуют деятельность по оказанию помощи жертвам насилия.
Справочно: ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Ушачского района» безвозмездно оказывают жертвам насилия в семье консультационно-информационные, социально-педагогические, социально-психологические, социально-посреднические услуги, материальную помощь, услугу социального патроната, временного приюта и иные социальные услуги.
Согласно части 3 статьи 17 Закона местные исполнительные и распорядительные органы принимают решения о создании государственных организаций, их структурных подразделений по предоставлению услуг временного приюта гражданам, пострадавшим от насилия в семье, а также принимают при необходимости в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, меры по обеспечению местами временного пребывания граждан, в отношении которых вынесено защитное предписание.
Справочно: В соответствии с Инструкцией о порядке и условиях оказания социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания, утвержденной Постановлением № 11 для оказания услуги временного приюта в ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Ушачского района» создана «кризисная» комната.
В соответствии с Постановлением № 353 местными исполнительными и распорядительными органами принимаются меры по обеспечению местами временного пребывания граждан, в отношении которых вынесено защитное предписание, устанавливающее обязанность гражданина, совершившего насилие в семье, покинуть общее с гражданином (гражданами), пострадавшим (пострадавшими) от насилия в семье, жилое помещение.
В соответствии с частью 6 статьи 17 Закона учреждения социального обслуживания, иные государственные организации, их структурные подразделения, оказывающие социальные услуги гражданам, пострадавшим от насилия в семье, осуществляют учет данных об оказании помощи гражданам, пострадавшим от насилия в семье, обобщают, систематизируют и анализируют полученную информацию.
Справочно: Сбор статистической информации по вопросам оказания помощи жертвам насилия в семье ведется в электронной форме отчетности Министерства труда и социальной защиты (АССС) «Сведения о работе территориальных центров социального обслуживания населения».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Насилие в семье представляет собой умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания. Жестокое обращение в семье как умышленные, повторяющиеся действия, угрозы действием или бездействие одного, или нескольких членов семьи по отношению к другим членам семьи, в результате которых нарушается его физическое и/или психическое здоровье или создаются условия, препятствующие его оптимальному развитию как личности. Основными видами насилия в семье являются: физическое, сексуальное, психическое насилие, а также пренебрежение основными потребностями. Основными причинами насилия в семье можно считать: внешние причины (зависят не столько от решений или поступков конкретного человека), внутренние причины (зависят от конкретного человека, его жизненного опыта, семейного опыта, психического здоровья, уровня самосознания, образования и культуры, наличие вредных привычек и образа жизни).
Домашнее насилие в отношении женщин, пожилых людей и людей с ограниченными возможностями можно описать как форму поведения, проявляющуюся в повседневном взаимодействии между членами семьи, родственниками с целью достижения контроля и власти одного или нескольких членов семьи над пожилым родственником или человеком с ограниченными возможностями. Такое поведение может происходить однократно или неоднократно и приводить к физическому, финансовому, психологическому ущербу, ограничению выбора и возможностей женщин, пожилых людей и людей с инвалидностью в получении адекватного уровня жизни, а также к действиям, которые снижают или полностью лишают ответственности за благополучие и здоровье пожилых людей или людей с инвалидностью.
Существует 3 вида насильников: баттеры, которые проявляют насилие в семье, пограничный/дисфорический баттер, самые жестокие/антиобщественные насильники. Анализ образа действий насильников, дает три основания для построения дополнительной типологии насильников – власть, гнев и склонность к садизму. Существует ряд характеристик, с которыми обычно считаются нарушители: ненадежность, агрессивность, ревность, владение, разрушитель самооценки. Общие характеристики реальных и потенциальных жертв семейного насилия: подчиняемость, пассивность, низкая самооценка, отсутствие чувства собственного достоинства, ощущения ценности своей жизни, неуверенность в себе, чувство вины, а также следующие характерные признаки поведения: испытывают страх перед вспыльчивостью своего партнера; часто уступают партнеру, боясь оскорбить его чувства или вызвать гнев; чувствуют желание «спасти» партнера, когда тот попадает в неприятное или трудное положение; оправдывают плохое обращение партнера и перед собой, и перед другими; терпят, если партнер, раздражаясь и злясь, бьет их, толкает, пихает и т.д.; принимают решения относительно своих действий или поступков друзей в зависимости от желания или реакции партнера; оправдывают партнера тем, что он ведет себя точно так же, как когда-то его родной отец поступал с матерью. Последствия семейного насилия трудно переоценить. Последствиями насилия у детей являются: критически низкая самооценка; неспособность принимать решение самостоятельно; неспособность постоять за себя; нездоровое представление о модели воспитания детей и др. Последствиями насилия у взрослых являются: потеря чувства собственного достоинства, снижение самооценки, появление уверенности в собственной никчёмности.
1. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль / Л.Берковиц. – СПб., 2004.
2. Беседина, О. А. О понятийном аппарате исследования проблемы жестокого обращения с детьми в семьях / О. А. Беседина // Вестник Челябинского гос. ун-та. – 2013. – № 1. – С. 134-139.
3. Беседина, О. А. Пренебрежение нуждами ребенка как одна из форм жестокого обращения с ним в современной семье / О. А. Беседина // Научный альманах. – 2016. – № 3-4. – С. 170-173.
4. Волкова, Е.Н. Насилие и жестокое обращение с детьми: источники, причины, последствия, решения: учебное пособие/ Е.Н. Волкова; под ред.Е.Н. Волковой. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2011.
5. Данилова О.Л. Психология восприятия насилия: культурный и гендерный аспекты // Практикум по гендерной психологии / под ред. И.С. Клециной. – СПб., 2003.
6. Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/ .
7. Ениколопов С.Н. Психологические проблемы семейного насилия // Тезисы Второй Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» (25-27 октября 2005 г.) : в 3 ч. – М., 2005. – Ч. 2.
8. Желобкович, Е. Ф. Насилие над детьми в семье: синергетический аспект / Е. Ф. Желобкович // Народная асвета. – 2006. – № 12. – С. 70-74.
9. Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 11.05.2016 года №362-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2016 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/ .
10. Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений от 4 января 2014 года № 122-3» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://kodeksy-by.com/zakon_rb_ob_osnovah_deyatelnosti_po_profilaktike_pravonarushenij.htm.
11. Илгамова, Э. З. Феномен семейного насилия в отношении детей / Э. З. Илгамова // Вестник Казанского технол. Ун-та. – 2011. – № 2. – С. 112-116.
12. Клецина И.С. Психологическое насилие в гендерных отношениях: теория и практика. СПб. 2004. -39 с.
13. Клименкова Т. А. Женщина под сексуальны взглядом//Клименкова Т. А. женщина как феномен культуры. Взгляд из России. М., Преображение. 1996. С. 88-117
14. Кодекс об Образовании РБ Кодекс Республики Беларусь об Образовании 243-З от 13.01.2011 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : pravo.by/.
15. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье. 9 июля 1999 г. № 278-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа : pravo.by/.
16. Конвенция о правах ребенка Республики Беларусь от 31 октября 1991 года с изменениями и дополнениями от 21 декабря 1995 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/ .
17. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/ .
18. Коротаев А.В. Семья в социально-экономической структуре докапиталистических классовых формаций // История и филология древнего и средневекового Востока. М.: Наука, 1987. С. 3-11.
19. Лоренц К. Агрессия / К.Лоренц. – СПб. – 1999. – 270 с.
20. Луковцева З. В. Сексуальное насилие: мифы, факты, современное состояние проблемы//Насилие и социальные изменения. 2001. – №1. – С.32-45.
21. Лунякова Л.Г. Материнские семьи и социальное насилие. // Женщины и насилие в условиях общественных изменений. Материалы Российской научно- практической конференции. – Ярославль, 2000.
22. О правах ребенка : Конвенция ООН // Международные Конвенции и Декларации о правах женщин и детей / Сборник универсальных и региональных международных документов. – М. : Гарант, 1997. – С. 29-46.
23. Об основах деятельности по профилактике правонарушений: Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 122-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.bsmu.by/downloads/otdeli/vospitanie/2016/122.pdf.
24. Орлов А.Б. Психологическое насилие в семье – определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи // Психолог в детском саду. – 2000. – №2-3.
25. Положение о порядке признания детей, нуждающихся в государственной защите: Постановление Совета Министров Республики Беларусь 26.12.2006 № 1728 с изменениями от 27 июня 2011 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа : pravo.by/.
26. Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования: утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 г. №116 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://ggptu30.gomel.by/attached_files/pedagogam/polojenie_spps.pdf.
27. Савкина И. SO I GENERIS: мужественное и женственное в автобиографических записках Н. Дуровой // О муже(N)ственности : сборник статей / сост. С. Ушакин. – М., 2002.
28. Сафонова, Т. Я. Жестокое обращение с детьми : сущность, причины социально-правовая защита / Т. Я. Сафонова, Е. И. Цымбал. – М. : Просвещение, 2003. – 296 с.
29. Социальная политика и социальная работа: гендерные аспекты : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой. – М., 2004.
30. Тоторкулова, М. А. Содержание и организация деятельности специалиста по социальной работе в дошкольном образовательном учреждении по преодолению последствий семейного насилия над детьми : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 19.00.01 / М. А. Тоторкулова. – Ставрополь, 2005. – 17 с.
31. Уголовный Кодекс Республики Беларусь от 18.07.2017 года №53-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/ .
32. Холостова Е. И. Социальная работа: Учебное пособие / Е. И. Холостова. – 7-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. – 800 с.]
33. Цымбал Е.И., Сафонова Т.Я. Жестокое обращение с детьми. Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения, и их родителям / под ред. Е.И. Цымбал, Т.Я. Сафонова. М. : ОЗОН, 2001. 121 с.
34. Шкурихина, Н. В. К вопросу о понятии «семейное насилие» / Н. В. Шкурихина // Правовые проблемы укрепления российской государственности: сборник статей по итогам Всерос. научно-практич. конференции. – М., 2017. – С. 170-172.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты