Организация труда в гостинично-ресторанном комплексе: исследование и направление рационализации
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Организация труда в гостинично-ресторанном комплексе: исследование и направление рационализации»
по дисциплине: «Организация деятельности гостиниц и ресторанов»
2021
45.00 BYN
Организация труда в гостинично-ресторанном комплексе: исследование и направление рационализации
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Организация деятельности гостиниц и ресторанов
Организация: Виктория, гостиница
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура управления.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности за 2019-2020 гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Информация о потерях рабочего времени за 2019-2020 гг.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты рациональной организации труда в отеле
1.1 Принципы и формы организации труда
1.2 Направления рациональной организации труда в гостиничных предприятиях
2 Анализ организации труда в отеле «Виктория»
2.1 Организационно-экономическая характеристика отеля «Виктория»
2.2 Характеристика основных направлений рациональной организации труда сотрудников отеля «Виктория»
3 Пути совершенствования организации труда в гостинице
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших направлений обеспечения социальной направленности рыночной экономики является рационально построенная организация труда на всех уровнях управления. Организованный на научной основе труд является ведущим фактором роста его производительности и снижения издержек производства, основой обеспечения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов рыночной экономики.
Рациональной считается такая организация труда, которая наилучшим образом соединяет технику и людей в едином производственном процессе, обеспечивает рост производительности труда, сохранение здоровья и работоспособности работников, раскрытие их творческого потенциала.
Работа по совершенствованию организации труда проводится по следующим направлениям: совершенствование структуры трудового процесса; внедрение передовых приемов и методов труда; внедрение рациональных форм разделения и кооперации труда; совершенствование организации и обслуживания рабочих мест; улучшение условий труда; внедрение передовых режимов труда и отдыха.
Формирование эффективной системы организации труда, отвечающей требованиям рыночной экономики, предполагает анализ факторов ее развития.
В практической деятельности гостинично-ресторанном комплекса в организации труда важной составляющей является улучшение условий труда работников. Примерно 25 % всех планируемых затрат расходуется на улучшение условий труда работников.
От условий труда зависит уровень работоспособности человека, результативность его работы, состояние здоровья, отношение к трудовой деятельности. Улучшение условий труда значительно влияет на повышение производительности труда в гостинично-ресторанном комплексе.
На результаты деятельности любого гостинично-ресторанного комплекса определяющее влияние оказывает экономический аспект управления персоналом. С ним связано определение численности работников, профессионально-квалификационные требования к ним, эффективное использование работников по времени, квалификации, уровню образования.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что на современном этапе развития экономики объективно усиливается роль организации труда работников гостинично-ресторанного комплекса, что объясняется более высоким уровнем обобществления труда, качественными изменениями в рабочей силе и средствах труда в период научно-технического прогресса.
Внедрение достижений научно-технического прогресса в большинстве случаев определяется профессионализмом работников гостинично-ресторанного комплекса и приводит к большим изменениям в трудовой деятельности человека. Наиболее важным является профессиональная подготовка и непрерывное обучение персонала. Оптимизируются старые и создаются новые рабочие места, что, с одной стороны, способствует росту безработицы в стране или области, с другой стороны появляется недостаток квалифицированных кадров, отвечающих требованиям новых информационных технологий. И поэтому, важное место в эффективной работе гостинично-ресторанного комплекса занимает правильная, оптимальная организация трудовых процессов.
1 Теоретические аспекты рациональной организации труда в отеле
1.1 Принципы и формы организации труда
Труд как общественно-экономическая категория обладает двойственной природой: технологической и социальной. Технологическая сторона характеризует взаимодействие человека со средствами и предметами труда (здания, сооружения, оборудование и др.).
Социальная сторона труда характеризует его содержательность, привлекательность, безопасность, престижность, комфортность и уровень оплаты. Естественно, что обе стороны труда находятся в тесной взаимосвязи, в диалектическом взаимодействии. Так, уровень развития технологий во многом определяет условия труда, в свою очередь, условия труда неизбежно сказываются на результатах работы работников с точки зрения разработки ими новых технологий. Чем лучше эти условия (наличие приспособленных помещений, современного оборудования, приборов и т. п.), тем больших успехов можно ожидать от творческой деятельности работников различных гостинично-ресторанных комплексов [9, с. 125].
Главной задачей организации труда является наиболее полное использование трудового потенциала работника как комплекса качеств, определяющих возможность и пределы его участия в трудовой деятельности.
Трудовая деятельность – это осознанная целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование окружающего мира для удовлетворения тех или иных потребностей личности или общества, в том числе для оказания услуг [11, с. 31].
По мнению А. В. Митренковой, «Трудовой процесс» - это процесс воздействия работника на предмет труда с целью изготовления продукции или выполнения работ, сопровождаемых затратами физической и нервной энергии человека [10, с. 19].
В основе труда лежит процесс преобразования, воздействия на различные материальные и нематериальные (информационные потоки) сущности, в результате которого предметы воздействия меняют свои свойства, который называют трудовым процессом.
Научная организация труда – это процесс совершенствования трудовой деятельности на основе достижений науки и передового опыта, систематически внедряемых в оказание услуг в целях оптимального соединения техники и людей в трудовом процессе, обеспечивающем эффективное использование средств труда и рабочей силы, систематический рост производительности труда и сохранение здоровья каждого работника [1, с. 58].
Научная организация труда – это организация труда, при которой практическому внедрению конкретных мероприятий предшествует тщательный научный анализ трудовых процессов и условий их выполнения. Решение практических вопросов организации труда опирается не на субъективные оценки, а на совокупность достижений науки и практики, обеспечивающих наиболее эффективную организацию труда работников. Лучше организованный труд при прочих равных условиях обеспечивает достижение более высоких результатов [20, с. 73].
2 Анализ организации труда в отеле «Виктория»
2.1 Организационно-экономическая характеристика отеля «Виктория»
Сеть отелей «Виктория» является крупнейшая национальная сеть отелей Республики Беларусь. Они принадлежат гостинично-сервисному коммунальному унитарному предприятию «Бизнес-центр «Столица», расположенному в г. Минске.
1 июля 2007 года была открыта гостиница «Виктория» в г. Минске, расположенная по пр. Победителей, 59. С того момента КУП «Бизнес-центр «Столица» выросло с одной гостиницы категории 4 звезды до крупнейшей в стране сети отелей Victoria Hotel Group, которая включает в себя пять гостиниц. Они все объединены одной целью – развить гостиничный бизнес в Республике Беларусь.
В состав предприятия входят гостиницы категории 3 и 4 звезды:
– «Виктория» (169 номеров);
– «Виктория&СПА» (256 номеров);
– «Виктория Олимп» (238 номеров);
– «На Замковой» (26 номеров);
– «Монастырская» (48 номеров).
Каждый отель может предложить гостям роскошные рестораны и комфортабельные конференц-залы, оснащенные самым современным оборудованием. В отелях сети категории 4 звезды гости могут также воспользоваться услугами СПА-центра и паркинга.
Отели на должном уровне принимают членов правительств дружественных государств, известных спортсменов и артистов эстрады, используются для проведения конференций, встреч, форумов, торжественных и бизнес мероприятий.
Основное направление деятельности – прием туристических групп, проведение MICE мероприятий, бизнес и спортивный туризм.
Основным видом деятельности является деятельность ресторанов и кафе, деятельность гостиниц и ресторанов.
Главная функция отеля «Виктория» – предоставление временного жилья за денежное вознаграждение. Все номера в отеле оборудованы системой кондиционирования, мини-сейфами и минибарами, городской и международной телефонной связью, высокоскоростным доступом в Интернет, интерактивным телевидением.
По организационной структуре гостиницы «Виктория» можно сказать следующее: гостиничное предприятие имеет линейно-функциональную организационную структуру. Управление хозяйственно-финансовой деятельностью осуществляет директор.
3 Пути совершенствования организации труда в гостинице
Рационализация трудовых процессов достигается посредством установления рациональных методов и приемов труда. Основными этапами совершенствования приемов и методов труда в гостинице «Виктория» являются:
1. анализ и отбор наиболее рациональных приемов и методов труда;
2. проектирование рациональных приемов;
3. внедрение в производства запроектированных приемов и методов труда путем обучения и последующего инструктажа работающих;
4. определение экономической эффективности от применения рациональных приемов и методов труда.
Основными направлениями совершенствования приемов и методов труда в гостинице «Виктория» являются:
1. определение наиболее рациональной последовательности (очередности) выполнения трудовых приемов и правильных маршрутов работающих, что особенно важно для администраторов;
2. всесторонняя рационализация трудовых приемов, действий и движений, выполняемых работающими с учетом требований психофизиологии;
3. автоматизация процессов труда.
Рационализация приемов и действий, выполняемых работающим с учетом требований психофизиологии, предусматривает улучшение условий работы и организации рабочего места в гостинице «Виктория»:
1. рациональную планировку и размещение всех необходимых предметов на рабочем месте;
2. применение рациональной мебели для работающих сидя и стоя;
3. устройство различных приспособлений, упрощающих и облегчающих труд, а также освещения, обеспечивающего хорошую видимость в поле зрения.
При рационализации приемов и действий в гостинице «Виктория» необходимо стремиться к уменьшению утомляемости работающего:
1. устанавливать нормальный темп и ритм работы, режим труда и отдыха;
2. устанавливать правильную нагрузку на всех администраторов отеля.
Условия, обеспечивающие внедрение рациональных приемов и методов труда в гостинице «Виктория», состоят в следующем:
1. оснащение рабочего места всем необходимым;
2. создание благоприятных санитарно-гигиенических, психофизиологических и эстетических условий труда;
3. беспрерывное снабжение и материально-техническое обеспечение рабочего места всем необходимым;
4. строжайшее соблюдение установленной трудовой дисциплины.
Критерием рациональности выполнения приемов и действий работающего в гостинице «Виктория» являются: качество выполняемой работы; степень утомляемости рабочего и длительность выполнения приема.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с темой курсовой работы были рассмотрены теоретические основы организации труда и практические условия труда работников отеля «Виктория», расположенному в г. Минске:
– значение и сущность организации и условий труда персонала;
– материальная ответственность сотрудников и режим рабочего времени и их заработная оплата труда.
Персонал организации является одним из основных видов ресурсов торгового объекта. Трудовые ресурсы отличаются от других (финансовых, материальных, сырьевых) тем, что сотрудник имеет право отказаться от условий, на которых собирается выполнять работу, знать уровень оплаты труда и стимулирующие выплаты, причитающие ему за перевыполнение доведенного плана, переучиваться другим профессиям (должностям), участвовать в забастовках, уволиться по собственному желанию или по соглашению сторон, определять социально неприемлемые для него профессии (должности). В целом персонал рассматривается не только, как единое целое, но и учитываются индивидуальные особенности каждого работника, его личные ценности и характеристики.
Качественный уровень развития экономики Республики Беларусь в данной области не может быть достигнут без эффективного использования персонала торговых объектов, в том числе организаций любой другой формы собственности. Социально-экономическое значение управления персоналом в условиях рыночной экономики перестало быть только организационно-административной работой, а стало приобретать экономическое и социальное значение в совокупности. Кадровое планирование как инструмент целенаправленной и эффективной работы с персоналом является составной частью стратегии и тактики выживания любого гостиничного предприятия при нынешних рыночных взаимоотношениях.
Под организацией труда в гостинице понимается большой комплекс мероприятий, куда входят вопросы рационального разделения и кооперирования труда торговых работников, улучшение организации и обслуживания рабочих мест администраторов и других работников, изучение и распространение передовых приемов и методов труда, создание благоприятных условий для труда и отдыха работников, развитие личной инициативы персонала, подготовка и обучение кадров, повышение роли материального и морального стимулирования труда.
Улучшению условий труда работников гостиницы «Виктория», повышению культуры обслуживания покупателей способствуют соблюдение требований технической эстетики при организации рабочих мест и оформлении интерьеров объектов хозяйствования, а также строгое соблюдение санитарно-гигиенических условий труда.
1 Бухалков, М.И. Организация и нормирование труда: Учебник / М.И. Бухалков. – М.: Инфра-М, 2017. – 388 c.
2 Быстров, С. А. Организация гостиничного дела : учебное пособие / С.А. Быстров. – Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2021. – 432 с.
3 Вакуленко, Р. Я. Управление гостиничным предприятием: учебное пособие / Р. Я. Вакуленко, Е. А. Кочкурова. – Москва : Университетская книга ; Логос, 2020. – 320 с.
4 Головенько, Р.С. Влияние мотивации на производительность труда / Р.С. Головенько // Дельта науки. – 2017. – № 2. – С. 14-17.
5 Джум, Т. А. Организация гостиничного хозяйства : учебное пособие / Т. А. Джум, Н. И. Денисова. – Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2019. – 400 с.
6 Ехина, М. А. Организация обслуживания в гостиницах / М.А. Ехина. – М.: Академия, 2019. – 208 c.
7 Жулавская, А. Е. Благоприятные условия труда как составляющие организации труда современного предприятия // Молодой ученый. – 2016. – №11. – С. 740-742.
8 Ключевская, И. С. Управление персоналом гостиничного предприятия : учебное пособие / И.С. Ключевская. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 386 с.
9 Кокин, Ю. П. Экономика труда. Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Магистр, 2018. – 686 с.
10 Митренкова, А. В. Организация и нормирование труда : учеб.-метод. пособие для студентов экономических специальностей. В 2 ч. Ч. II. Нормирование труда / А. В. Митренкова ; М-во трансп. и коммуникаций Респ. Беларусь, Белорус. гос. Ун-т трансп. – Гомель : БелГУТ, 2018. – 68 с.
11 Нуралиев, С.У. Экономика: учебник / С.У. Нуралиев, Д.С. Нуралиева. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. – 431 с.
12 Панченко, А.Ю. Обоснование и оптимизация норм труда как фактор оценки эффективности трудовых процессов / Наука и бизнес: пути развития. – 2018. – № 11. – С. 50-53.
13 Скобкин, С. С. Экономика организации в гостиничном сервисе : учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. С. Скобкин. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 373 с.
14 Тимохина, Т. Л. Организация гостиничного дела : учебник для вузов / Т. Л. Тимохина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 297 с.
15 Ушаков, Р. Н. Организация гостиничного дела: обеспечение безопасности : учебное пособие / Р.Н. Ушаков, Н.Л. Авилова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 136 с.
16 Хатикова, З. В. Организация и технология гостиничного дела / З. В. Хатикова, И. А. Шевчук, Д. В. Нехайчук. – Севастополь : ООО «Издательство Типография «Ариал», 2020. – 204 с.
17 Чуваткин, П. П. Управление персоналом гостиничных предприятий : учебник для среднего профессионального образования / П. П. Чуваткин, С. А. Горбатов ; под редакцией П. П. Чуваткина. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 280 с.
18 Шанаурина, Ю. В. Нормативно-правовое регулирование в гостиничном сервисе : учебное пособие / Ю. В. Шанаурина. – 2-е изд., стер. – Москва : ФЛИНTA, 2020. – 254 с.
19 Шимова, О. С. Устойчивое развитие: учебник / О. С. Шимова. – Минск: БГЭУ, 2017. – 395 с.
20 Якушкин, Е.А. Основы экономики: учебное пособие / Е.А. Якушкин, Т.В. Якушкина; под ред. Е.А. Якушкина. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск: РИПО, 2016. – 247 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура управления.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности за 2019-2020 гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Информация о потерях рабочего времени за 2019-2020 гг.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты