Планирование доходов гостиничного комплекса
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Планирование доходов гостиничного комплекса»
по дисциплине: «Экономика туристической индустрии»
2022
45.00 BYN
Планирование доходов гостиничного комплекса
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экономика туристической индустрии
Организация: Сеть отелей Виктория
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура управления.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности за 2019-2020 гг.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДОХОДОВ ГОСТИНИЦЫ
1.1 Понятия и сущность доходов гостиничного предприятия
1.2 Факторы влияющие на доходы гостиницы
1.3 Методика планирования доходов в гостинице
2. ОЦЕНКА ДОХОДОВ ГОСТИНИЦЫ «ВИКТОРИЯ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика гостиничного комплекса
2.2 Анализ доходов от эксплуатации гостиничного комплекса «Виктория»
2.3 Оценка влияния факторов доходов гостиничного комплекса «Виктория»
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПЛАНИРОВАНИЯ ДОХОДОВ ГОСТИНИЧНОГО КОМПЛЕКСА
3.1 Основные направления совершенствования планирования доходов гостиничного комплекса
3.2 Расчёт экономической эффективности использования предложенных мероприятий в гостиничном комплексе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Современные тенденции в экономической, политической и культурной жизни Республики Беларусь на пути интеграции в мировое сообщество требуют ускоренного развития области гостиничной индустрии. Высокие темпы роста национальной экономики и положительные сдвиги в социальной сфере оказывают содействие трансформации организаций гостиничного комплекса в направлении создания условий для предоставления услуг, которые бы отвечали международному уровню.
В рыночных условиях гостиничный комплекс и его структурные подразделения осуществляют свою производственно-эксплуатационную деятельность на основе самоокупаемости затрат на производство и на реализацию продукции и услуг [5, с.236]
Гостиница — это типичное предприятие, зависящее от соотношений расходов и доходов. Экономическая структура современной гостиницы однозначно нацелена на их благополучные показатели [4, с.274].
Чтобы обеспечить устойчивое развитие и дальнейшее расширенное воспроизводство в процессе эксплуатационной деятельности гостиничного комплекса, выручка от реализации продукции и услуг должна превышать расходы, т.е. гостиничный комплекс должен получать прибыль [5, с.237].
Актуальность выбранной темы заключается в том, что анализ доходов, расходов и финансовых результатов деятельности организаций гостиничного сервиса, выявление факторов, оказывающих отрицательное влияние на данные показатели, и, как важнейший результат - выявление резервов повышения эффективности деятельности предприятий гостиничной индустрии, базируется на данных бухгалтерского учета и отчетности этих организаций.
От эффективности управления и планирования доходов гостиницы напрямую зависит ее конечный финансовый результат деятельности.
В связи с этим важное значение приобретают вопросы совершенствования планирования доходов и финансовых результатов деятельности гостиниц.
Объектом исследования курсовой работы является доход гостиничной организации.
Предметом исследования является динамика и структура доходов гостиницы «Виктория».
Целью курсовой работы является определение направлений совершенствования методики планирования доходов гостиничного комплекса. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы планирования доходов гостиницы;
- провести оценку доходов гостиницы «Виктория»;
- определить направления совершенствования методики планирования доходов гостиничного комплекса.
В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ и синтез, классификация, сравнение, системный подход, а также специальные методы и приемы.
В ходе написания курсовой работы были использованы следующие источники: учебно-методическая литература, научные статьи, специализированные сайты, внутрифирменные документы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДОХОДОВ ГОСТИНИЦЫ
1.1 Понятия и сущность доходов гостиничного предприятия
В рыночной экономике экономическую основу функционирования торговых организаций составляют доходы, которые играют важную роль в системе социально-экономических отношений в обществе. В них отражаются как финансовые последствия решений в области государственной ценовой политики, стратегии и тактики ценообразования организации, так и влияние конъюнктуры рынков, на которых осуществляют предпринимательскую деятельность субъекты туризма.
Доходы следует рассматривать как экономическую категорию и как показатель торгово-предпринимательской деятельности.
Внедрение в отечественную практику принципов международных стандартов финансовой отчетности привело к трансформации понятия дохода. Доход – это экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки в той мере, в которой эту выгоду можно оценить. В свою очередь, экономическая выгода представляет способность имущества содействовать притоку денежных средств или иных активов, и уменьшению обязательств, что выражается в увеличении капитала.
Как экономическая категория доходы выполняют ряд функций:
- воспроизводственную;
- регулирующую;
- стимулирующую;
- распределительную;
- оценочно-информационную [1, с. 97-100].
Воспроизводственная функция проявляется в обеспечении постоянного возобновления процесса реализации товаров в хозяйственной системе страны на расширенной основе в целях количественного, качественного и структурного совершенствования национальной экономики.
Регулирующая функция определяет степень реализации экономических интересов как участников сферы товарного обращения, так и общества в целом.
Стимулирующая функция заключается в формировании экономической заинтересованности торговых организаций в устойчивом развитии, повышении качества реализуемых товаров, увеличении спроса на них. Реализация этой функции обеспечивается варьированием в цене надбавками, скидками, наценками, дифференциацией ставок налоговых платежей и т.д.
Распределительная функция состоит в распределении и перераспределении создаваемых валового внутреннего продукта и национального дохода между организациями, отраслями, регионами, социальными группами населения в результате товарообмена.
2. ОЦЕНКА ДОХОДОВ ГОСТИНИЦЫ «ВИКТОРИЯ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика гостиничного комплекса
Сеть отелей «Виктория» является крупнейшая национальная сеть отелей Республики Беларусь. Они принадлежат гостинично-сервисному коммунальному унитарному предприятию «Бизнес-центр «Столица», расположенному в г. Минске.
1 июля 2007 года была открыта гостиница «Виктория» в г. Минске, расположенная по пр. Победителей, 59. С того момента КУП «Бизнес-центр «Столица» выросло с одной гостиницы категории 4 звезды до крупнейшей в стране сети отелей Victoria Hotel Group, которая включает в себя пять гостиниц. Они все объединены одной целью – развить гостиничный бизнес в Республике Беларусь.
В состав предприятия входят гостиницы категории 3 и 4 звезды:
– «Виктория» (169 номеров);
– «Виктория&СПА» (256 номеров);
– «Виктория Олимп» (238 номеров);
– «На Замковой» (26 номеров);
– «Монастырская» (48 номеров).
Каждый отель может предложить гостям роскошные рестораны и комфортабельные конференц-залы, оснащенные самым современным оборудованием. В отелях сети категории 4 звезды гости могут также воспользоваться услугами СПА-центра и паркинга.
Отели на должном уровне принимают членов правительств дружественных государств, известных спортсменов и артистов эстрады, используются для проведения конференций, встреч, форумов, торжественных и бизнес-мероприятий.
Основное направление деятельности – прием туристических групп, проведение MICE мероприятий, бизнес и спортивный туризм.
Основным видом деятельности является деятельность ресторанов и кафе, деятельность гостиниц и ресторанов.
Главная функция отеля «Виктория» – предоставление временного жилья за денежное вознаграждение. Все номера в отеле оборудованы системой кондиционирования, мини-сейфами и минибарами, городской и международной телефонной связью, высокоскоростным доступом в Интернет, интерактивным телевидением.
По организационной структуре гостиницы «Виктория» можно сказать следующее: гостиничное предприятие имеет линейно-функциональную организационную структуру. Управление хозяйственно-финансовой деятельностью осуществляет директор.
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПЛАНИРОВАНИЯ ДОХОДОВ ГОСТИНИЧНОГО КОМПЛЕКСА
3.1 Основные направления совершенствования планирования доходов гостиничного комплекса
По результатам проведенного анализа было выявлена отрицательная динамика основных показателей доходности и эффективности деятельности гостиницы, что говорит о низкой эффективности планирования доходов гостиницы «Виктория».
По данным организации, в гостинице как таковой нет
Одним из направлений совершенствования системы финансового планирования организации является применение системы сбалансированных показателей (Balanced Scorecard Collaborative). Система сбалансированных показателей — мощный инструмент управления стратегией организации, рассматривающий его деятельность в нескольких перспективах и производящий мониторинг эффективности не только по финансовым показателям, но и по качеству работы с клиентами, персоналом, информационными технологиями.
Как показывает опыт зарубежных компаний, применение сбалансированной системы показателей позволяет компании повысить эффективность своей деятельности на 5–10%, достичь поставленных целей и реализовать свою стратегию. Предположим, что за счет функционирования системы Balanced Scorecard Collaborative основные показатели деятельности гостиницы «Виктория» увеличатся на 5%, что является минимальным значением (между 5 и 10%). Это будет обеспечено за счет того, что совокупность ключевых показателей организована в стройную систему по причинно-следственному принципу таким образом, чтобы достижение необходимых величин показателей-индикаторов достижения целей нефинансовых перспектив в конечном итоге обеспечивали выполнение финансовых показателей. Этим достигается максимальная прозрачность для визуального анализа руководством предприятия всей цепочки создания добавленной стоимости.
Кроме того, ожидается получение нематериального эффекта от реализации проекта. Официальный представитель Balanced Scorecard Collaborative в России, компания «МАГ КОНСАЛТИНГ», провела в 2008 году опрос, выясняя результаты внедрения системы. Были отмечены следующие суждения: обновленный взгляд руководителя на видение бизнеса, повышение информированности персонала компании о стратегических целях, повышение культуры делегирования полномочий, рост инициативы на местах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Доход гостиницы представляет собой экономическую выгоду в денежной форме, полученная от реализации основных и дополнительных услуг. доход гостиницы включает в себя доход от реализации услуг с временного размещения, от реализации услуг заведений развлечений, коммерческий доход и др. Факторы, влияющие на доход гостиницы могут быть как внешними, так и внутренними. Доход организаций гостиничного комплекса зависит от количества реализованных услуг и цен на них. Решающими факторами при установлении цен на услуги гостиниц являются уровень спроса и объем понесенных расходов.
К основным методикам планирования дохода гостиничной организации относятся методы экстраполяции, балансовый метод, экономико-математические методы, факторный метод и др.
Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности гостиницы «Виктория» показал снижение эффективности деятельности организации, о чем говорит не только получение убытка от реализации услуг, но и отрицательное значение показателей рентабельности. Среди отрицательных тенденций деятельности организации также можно отметить неэффективное использование основных средств, снижение производительности труда и среднемесячной заработной платы, рост убытков от реализации услуг.
Анализ динамики и структуры доходов гостиницы за 2019-2020 гг. показал снижение объема дохода гостиницы. В структуре дохода организации преобладают доходы от оказания гостиничных услуг. Анализ основных факторов, повлиявших на динамику дохода гостиницы «Виктория» в 2020 году, показал отрицательное влияние всех указанных факторов. Проведенный анализ показал, что хуже всего использовалась оплата труда и собственный капитал. Уменьшение оплат отдачи на 14,73 % привело к снижению дохода на 370,04 тыс. р. Капиталоотдача снизилась на 17,19 %, что обеспечило уменьшение дохода гостиницы на 448,66 тыс. руб.
Одним из направлений совершенствования системы финансового планирования организации является применение системы сбалансированных показателей (Balanced Scorecard Collaborative). Экономия затрат труда руководителей, занимающихся управлением и реализацией стратегии в гостинице «Виктория» с помощью методики Balanced Scorecard Collaborative, за счет внедрения нового программного продукта «ABIS.BSC», составит 22,4 %. Ожидаемый эффект от внедрения данного мероприятия составит 1,11 тыс. руб.
1. Иванова, И. В. Основные направления повышения конкурентоспособности предприятия // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы Междунар. науч. конф .Т. II. — М.: РИОР, 2018. — С. 97-100.
2. Лопарева, А.М. Экономика организации (предприятия): Учебно-методический комплекс / А.М. Лопарева. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 400 c.
3. Сергеев, И.В. экономика организации (предприятия): Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 511 c.
4. Волков Ю.Ф.Экономика гостиничного бизнеса :учебное пособие / Ю.Ф. Волков.- Изд. 2-е. –Ростов н/Д : Феникс, 2005.
5. Ефимова О.П. Экономика гостиниц и ресторанов: Учеб. пособие / О.П.Ефимова, Н.А. Ефимова; Под. ред. Н.И.Кабушкина.-М.: Новое знание, 2004.-392 с. – (Экономическое образование).
6. Инструкция по бухгалтерскому учету «Доходы организации», утвержденная Постановлением Министерства финансов РБ 26.12.2003г. № 181 с изменениями и дополнениями.
7. Кукушкина Л.П. Особенности ведения бухгалтерского учета в гостиничном бизнесе.- М.: Издательский дом Аудитор», 2000.
8. Методические рекомендации о порядке формирования тарифов на услуги гостиниц, утвержденные Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РБ 22.02.2006г. №32.
9. Правила гостиничного обслуживания в РБ, утвержденные Постановлением Совета Министров РБ 07.04.2006г. №471.
10. Финансовый менеджмент гостиничных предприятий: учебно-методическое пособие. — М.: Правительство Москвы/ОАО «ГАО «Москва», 2007. — 96 с.
11. Что влияет на доходы гостиничного хозяйства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tourfaq.net/hotel-business/chto-vliyaet-na-doxody-gostinichnogo-xozyajstva/
12. Лукашевич М.В. Экономическая сущность доходов и расходов организации гостиничного комплекса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/20_PRNiT_2007/Economics/23621.doc.htm
13. Лапин А. Комментарий к Постановлению Министерства финансов РБ от 26.12.2003г. № 181 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету «Доходы организации»//Журнал «Главный бухгалтер».-2004.-№6.
14. Вайс, Е.С. Планирование на предприятии (организации): учебное пособие / Е.С. Вайс, В.М. Васильцова, В.С. Васильцов. – 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2012. – 336 с.
15. Метод экстраполяции // Бизнес-прост [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://biznes-prost.ru/metod-ekstrapolyacii-2.html.
16. Понятие дохода предприятия // Экономика и менеджмент. Статьи и учебные материалы [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://topknowledge.ru/ekonomika-predpriyatiya/3527-ponyatie-dokhoda.html.
17. Нормативный метод планирования: сущность и содержание // Studwood.ru [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://studwood.ru/2007803/ekonomika/normativnyy_metod_planirovaniya_suschnost_soderzhanie.
18. Классификация методов финансового планирования // lekteii.org [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://lektsii.org/3-73609.html.
19. Климова, Н.В. Экономический анализ (с традиционными и интерактивными формами обучения): учеб. пособие / Н.В. Климова.– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2016. – 296 с.
20. Экономика туристической индустрии: учеб. пособие / Е.Ф. Волонцевич [ и др.]. – Минск: БГЭУ, 2017. – 134 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура управления.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности за 2019-2020 гг.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты