Номерной фонд гостиницы: структура состояние и перспективы увеличения эффективности использования
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Номерной фонд гостиницы: структура состояние и перспективы увеличения эффективности использования»
по дисциплине: «Организация деятельности гостиниц и ресторанов»
2021
45.00 BYN
Номерной фонд гостиницы: структура состояние и перспективы увеличения эффективности использования
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Организация деятельности гостиниц и ресторанов
Организация: Бульбашик, гостиница
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Фото номеров.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы создания номерного фонда гостиницы
1.1 Сущность номерного фонда, структура и задачи
1.2 Классификация гостиниц по номерному фонду
2 Исследование состояния номерных фондов на предприятиях РБ и других странах
2.1 Определение состава потребителей гостиничных услуг
2.2 Сравнение номерных фондов в РБ и других странах
2.3 Исследование факторов, влияющих на гостиничный фонд
3 Приоритеты увеличения эффективности ведения гостиничного бизнеса
3.1 Пути решения проблем неэффективности использования номерных фондов
3.2 Предложения по развитию номерных фондов и гостиничного хозяйства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Туристическая индустрия Республики Беларусь с каждым годом приобретает все большую значимость для экономического развития страны, как одна из важнейших народно-хозяйственных отраслей. В качестве основных причин и условий, детерминирующих обозначенные процессы, являются не только регулярно проходящие на территории Беларуси международные спортивные мероприятия и активное культурное развитие белорусских городов, но также и стремительное развитие важнейшего сегмента внутреннего туристического сектора – гостиничных услуг.
В современных социально-экономических условиях, в которых имеет место развитие экономики Республики Беларусь устойчивый рост демонстрирует сектор гостиничной индустрии. Это связано не только с ростом деловой активности и притока бизнес-туристов, но также и с проведением массовых культурных и спортивных мероприятий, таких как: Чемпионат мира по хоккею, Европейские игры.. Данные события ускоряют процесс ввода в эксплуатацию новых гостиниц и аналогичных средств размещения.
В настоящее время гостиничные услуги все больше приобретают характер одного из перспективных направлений туристической отрасли в нашей стране. При этом важно отметить, что устойчивое развитие и высокая конкурентоспособность гостиничных услуг во многом обусловлены регулирующими ее государственными методами и формами, в том числе эффективностью законодательных норм, выступающих ее важной правовой основой.
Рынок гостиничных услуг Республики Беларусь на сегодняшний день представлен предприятиями, различными по комфортабельности, типу размещения, местоположению и спектру оказываемых услуг. При этом темпы роста гостиничного бизнеса в нашей стране за последние 10 лет значительно увеличились. Не смотря на еще заметные последствия экономического кризиса, а также пандемии статистические показатели темпов прироста гостиничных мощностей растут.
Актуальность - темы курсовой работы обусловлена тем, что номерной фонд гостиниц является важным фактором развития гостиниц. Актуальность проблемы развития и качества функционирования номерного фонда в гостиничном бизнесе сегодня определяется значением индустрии туризма в нашей стране.
Качество номерного фонда является одним из основных факторов, который определяет комфорт проживания в отеле. Оно определяется типами номеров, процентным соотношением различных типов номеров, их архитектурно-планировочным решением, площадью, санитарно техническим благоустройством, оборудованием, меблировкой, обеспечением звукоизоляцией жилых помещений, их ориентацией по сторонам света, видом, который открывается из окна. Требования к качеству номеров устанавливают в зависимости от уровня комфорта гостиницы и категории номера.
1 Теоретические основы создания номерного фонда гостиницы
1.1 Сущность номерного фонда, структура и задачи
Номерной фонд – совокупность, общее количество номеров (мест) разной категории в гостиницах, которыми распоряжаются дирекция гостиницы, менеджмент гостиничной цепи, дирекция по управлению гостиницами, глобальные системы бронирования и резервирования мест. Номерным фондом управляет специальная дирекция, которая состоит из службы портье, службы горничных, службы текущего ремонта, объединенной сервисной группы, службы безопасности. Руководитель дирекции несет ответственность за оказание основных гостиничных услуг и поддержание номерного фонда в соответствии с принятыми стандартами [2].
Номер – это помещение, состоящее из одного или нескольких мест проживания, оборудованных в соответствии с требованиями, предъявляемыми к гостинице данной категории.
Койкоместо – площадь со спальным местом, предназначенная для пользования одним человеком.
Номерной фонд является основным видом помещений отеля, который определяет степень его комфортабельности. Номера включают в себя спальню, санитарный узел, переднюю, в некоторых номерах – гостиную. В состав оборудования входят дверные замки, сейфы, минибары, телевизоры, кровати, прикроватные тумбочки, журнальные, рабочие, туалетные или комбинированные столы, подставки под чемоданы, шкафы для одежды, кресла для отдыха, стулья, вешалки для верхней одежды [20].
Оснащение номеров минибарами поднимает в глазах клиента престиж отеля, с их наличием связано представление о высоком классе заведения. Минибары позволяют клиентам получать питание и напитки, не выходя из номера, в том числе в ночные часы, при этом общение с персоналом сводится к минимуму. Приобретая их, отель не только улучшает сервис, но и увеличивает доходность.
Сейф – это устройство, предназначенное для хранения ценностей, документов и носителей информации от взлома и воздействия опасных факторов пожара. Гостиничные сейфы используются для хранения ценностей внутри гостиничных номеров, отличаются небольшими размерами, сравнительно тонкими стенками и специальными замками, облегчающими работу с сейфом, как постояльцам, так и гостиничному персоналу. Самое главное в них – быстрота открывания для удобства использования в гостиницах [7].
2 Исследование состояния номерных фондов на предприятиях РБ и других странах
2.1 Определение состава потребителей гостиничных услуг
Почти полтора года весь мир живет в новых реалиях постоянной эпидемиологической угрозы, из-за чего пострадали практически все сферы экономики, но наибольший урон причинен туристической отрасли. Проанализируем состав потребителей гостиничных услуг на примере города Минска.
На сегодняшний день в Минске работают 53 гостиницы на 6,1 тыс. номеров (10,9 тыс. мест) и 9 хостелов на 0,1 тыс. номеров (0,4 тыс. мест).
В коммунальной собственности города находится 15 гостиниц на 2 тыс. номеров, или 32,8% номерного фонда гостиниц столицы, в хозяйственном ведении РУП "Управляющая компания холдинга "Гостиничный холдинг Управления делами Президента Республики Беларусь" - 4 гостиницы на 0,9 тыс. номеров (14,7%), министерствам, ведомствам и Федерации профсоюзов Беларуси принадлежат 19 гостиниц на 1,4 тыс. номеров (23%), не имеют ведомственной подчиненности 16 частных гостиниц на 1,8 тыс. номеров (29,5%).
В гостиничной отрасли столицы с марта 2020 года складывается отрицательная динамика реализации услуг проживания. Падение турпотока привело к снижению уровня загрузки номерного фонда гостиниц на 30% по сравнению с докризисным 2019 годом.
На долю иностранных гостей пришлось меньше койко-суток: их удельный вес составил 49,7% против 75,6% в 2019 году. Все это сказалось и на выручке гостиниц и аналогичных средств размещения. По итогам 2020 года она составила 35,7% от уровня 2019-го и снизилась на Br117,1 млн. Тем не менее закрытия либо перепрофилирования гостиниц в 2020 году не произошло.
В условиях повторного мирового локдауна спрос на услуги гостиниц снижен и в 2021 году. Загрузка номерного фонда в городе за январь - май составила 30,7% (выше уровня 2020 года на 3 процентных пункта), в том числе коммунальных - 36,2% (выше аналогичного периода прошлого года на 5,7 процентных пункта).
Но выручка от размещения в I квартале этого года по коммунальным гостиницам города снизилась вдвое по отношению к аналогичному периоду прошлого года, услуги проживания убыточны.
Основной туристический поток формируют спортсмены (детские и юношеские спортивные школы, профессиональные команды по различным видам спорта), региональные индивидуальные и групповые туристы, командированные сотрудники, слушатели курсов и участники мероприятий, проходящих в столице. Удельный вес иностранных граждан в размещении в текущем году по коммунальным гостиницам составил около 35% (в основном гости из России и стран Ближнего Востока) [8].
3 Приоритеты увеличения эффективности ведения гостиничного бизнеса
3.1 Пути решения проблем неэффективности использования номерных фондов
Для решения проблем неэффективности использования номерных фондов гостиниц можно порекомендовать следующие направления.
Распространение объективной информации о гостинице. Для продвижения гостиничного продукта следует активно размещать информацию о нем. Сам текст должен быть грамотно написанным и представлять гостиницу в положительном свете. Кроме того, не следует скрывать недостатки, поскольку только объективное отражение действительности способно заинтересовать потенциального клиента. Возможен случай, при котором расположение гостиницы не совсем удачно (находится далеко от вокзала или аэропорта). Такой недостаток при продвижении следует восполнять описанием того живописного места, в котором она находится. Или комплексом дополнительных услуг, которые готовы предоставить сотрудники: ресторан, конференц-зал для проведения различных мероприятий и т.п.
Продвижение при помощи сети Интернет. На сегодняшний день ключевым ресурсом для поиска необходимой информации, в том числе о возможном гостиничном размещении, является сеть Интернет. В этой связи для гостиничного предприятия крайне важно создать и вести собственный сайт, а также поддерживать страницу в социальных сетях. Существуют определенные правила привлечения к интернет странице предприятия гостиничного бизнеса: графический дизайн, web сайт должен быть уникальным и хорошо продуманным, в то же время интерфейс должен быть интуитивным и легко доступным. Интернет страница должна подробно отражать преимущества гостиницы и, кроме того, она должна быть представленной также на английском языке. Сайт гостиницы должен предусматривать интернет бронирование, следовательно, он должен быть оснащен возможностями Интернет-банкинга.
Информационные приемы. Продвижение через средства массовой информации (СМИ). Для активного продвижения гостиничного предприятия необходимо применять СМИ, с точки зрения целевого подхода к отбору аудитории. Выбор конкретного источника продвижения зависит от возраста, социального статуса потенциального клиента.
Проведение PR-акций, и иных мероприятий. Проведение мероприятий, подразумевающих определенный розыгрыш призов, познавательные встречи, обучающие семинары, способствует привлечению внимания потенциальных клиентов. К таким мероприятиям можно: научные симпозиумы, детские праздники, вечера классической музыки, благотворительные мероприятия, дискотеки и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, номерной фонд – это общее количество номеров разного уровня комфорта, находящихся в распоряжении дирекции гостиницы или менеджмента гостиничной цепи. Обслуживанием номерного фонда занимается специальная дирекция, состоящая из разных служб (портье, горничных, текущего ремонта, объединенной сервисной группы, безопасности).
На руководителе дирекции лежит ответственность за оказываемые гостиницей услуги и за поддержание номерного фонда в соответствии с принятыми стандартами.
Номер представляет собой жилое помещение, которое оборудовано в соответствии с требованиями, предъявляемыми к гостинице данной категории, и состоящее, как правило, из одного или нескольких мест проживания.
Структура жилых номеров устанавливается с учетом типа гостиницы. Например, в гостиницах для отдыхающих необходимо больше двухместных номеров, а в городских гостиницах – больше одноместных. Номер гостиницы является основным элементом жилой зоны. Качество номеров гостиницы определяет комфортность проживания в гостинице. Номера имеют разную площадь, архитектурно-планировочные решения, санитарно-техническое оборудование, меблировку.
В каждой стране с учетом социально-экономических и исторических особенностей развития существует свой подход к определению вместимости малых, средних и больших гостиниц.
ВТО рекомендует считать малой гостиницей предприятие, номерной фонд которого -30 номеров. Для большинства стран Европы (Италии, Греции, Германии и др.) характерны небольшие гостиницы, в то время как для Америки и для динамично развивающихся рынков Азии типичны гостиницы с большой вместимостью.
Многие страны придерживаются подхода к классификации по вместимости, при котором: малыми гостиницами считаются предприятия с вместимостью до 150 номеров; средними – от 150 до 299; большими – от 300 до 600; мега-отелями – более 600 номеров.
Гостиница «Бульбашик» успешно работает на рынке предоставления гостиничных услуг. Здесь неплохо поставлена работа с персоналом; имеется прибыль; все службы гостиницы работают должным образом.
«Бульбашик» расположена в деревне Боровляны, в 13 км от Минска и в 28 км от аэропорта Минск-2. Здесь возможно размещение с домашними животными. К услугам гостей бесплатный Wi-Fi, 9 номеров различной ценовой категории и собственная бесплатная парковка. Номера оснащены телевизором с плоским экраном и кабельными каналами. В собственной ванной комнате предоставляются бесплатные туалетно-косметические принадлежности и фен. Стойка регистрации работает круглосуточно.
1. Бочарников, В. Н. Информационные технологии в туризме [Текст] : учеб. пособие / В. Н. Бочарников. – М. : Изд-во МГУ, 2014. – 406 с.
2. Елканова, Д.Т. Основы индустрии гостеприимства : учеб. пособие : / Д. Т. Елканова, Д. А. Осипов, В. В. Романов, Е. В. Сорокина. – М. : Дашков и К°, 2009. – 247 с.
3. Лесник, А. Л. Организация и управление гостиничным бизнесом. [Текст] учеб. пособие / А. Л. Лесник. – М. : Аспект Пресс, 2011. – 265 с.
4. Ляпина, И. Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания [Текст] : учеб. / И. Ю. Ляпина – М. : ПрофОбрИздат, 2015. – 208 с.
5. Малых Н.И. Экономика гостиничных предприятий: учеб.пособ. / Н.И. Малых, Н.Г. Можаева. – М.: Форум, 2013. – 320 с.
6. Мачалкин С.Е. Специфика развития гостиничного бизнеса в России на современном этапе хозяйствования: Дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / С.Е. Мачалкин. – М., 2018. – 154 с.
7. Можаева, Н. Г. Гостиничный сервис: учебник / Н. Г. Можаева, Г. В. Рыбачек. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2013. – 240 с.
8. Мозговая О.С. Оценка инвестиционной привлекательности гостиничного сектора Республики Беларусь / О.С. Мозговая, Н.А. Лаврентьева // Труды факультета международных отношений БГУ: научный сборник. Вып. II. – Минск, 2011. – С. 88-95.
9. Никольская, Е.Ю. Актуальные проблемы классификации гостиниц и других средств размещения в России / В сб.: Общество, наука и инновации. Сб. статей Между-нар. науч.-практ. конф. 2020. - С. 142-149.
10. Овчинников, С. А. Безопасность гостинично-туристического бизнеса: учеб.-практ. пособие / С. А. Овчинников ; Моск. психол.- социал. ин-т - М. : Флинта : Изд-во МПСИ, 2010. – 224 с.
11. Осипов, Ю., Матехина, О. Комфорт и безопасность жилой среды / Ю. Осипов, О. Матехина // Вестник Сибирского государственного индустриального университета. - 2014. - № 4. - С. 43-47.
12. Официальный сайт booking.com [Электронный ресурс] режим доступа URL: https://www.booking.com/hotel/by/aghrousad-ba-bul-bashik.ru.html#tab-main.
13. Официальный сайт агроусадьбы «Бульбашик» [Электронный ресурс] режим доступа URL: https://www.bulbashik.by/.
14. Официальный сайт гостиницы «Президент-Отель» [Электронный ресурс] режим доступа URL: http://www.president-hotel.by/.
15. Павлова, Н. В. Администратор гостиницы. Учебное пособие; Машиностроение - Москва, 2014. - 772 c.
16. Саак, А. Э., Якименко М. В. Менеджмент в индустрии гостеприимства (гостиницы и рестораны); Питер - М., 2017. - 432 c.
17. Солоницына К.С. Формирование гостиницами сопутствующих и дополнительных услуг, повышающих конкурентоспособность / К.С. Солоницына, Л.С. Петрик // Наука и спорт: соврем. тенденции. - 2015. - Т. 7, № 2 (7). - С. 119-124
18. Сорокина, А. В. Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах. Учебное пособие; Альфа-М, Инфра-М - М., 2014. - 304 c.
19. Туризм и туристические ресурсы в Республике Беларусь: Стат. Сб.- Минск, 2020. [Электронный ресурс]URL: режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnayastatistika/publications/izdania/public_compilation/index_17415/.
20. Уокер, Дж. Введение в гостеприимство: Учебное пособие. / Дж. Уокер. Под ред. Г. А. Клебче, Л. В. Речицкой. – М.: Юнити-Дана, 2012. 736 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Фото номеров.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты