В современной экономике превалируют такие формы корпоративных отношений, как концерны, конгломераты, синдикаты, корпорации. Каждая из названных форм имеет как общие черты, свойственные всякому объединению, так и свои особенности. Все они направлены на использование преимуществ крупного капитала, но отличаются друг от друга:
· конкретными стратегическими целями и текущими задачами, которые ставятся объединением ;
· структурой участников;
· установленными имущественными и правовыми отношениями;
В настоящее время рынки функционируют в условиях жесткой конкуренции, поэтому для предприятия весьма важно учитывать возможность объединения, что позволит более эффективно действовать на рынке и развивать новые отрасли деятельности.
Цели объединения состоят в обеспечении благоприятных условий функционирования путем координации совместной деятельности и могут иметь научно-технических задач, разработка новых видов продукции, методов экономических исследований, решение сложных социальных задач.
В данной курсовой работе рассматриваются отдельные типы объединений предприятий, наиболее распространенных в экономике разных стран.
Объектом курсовой работы являются формы объединений предприятий, их внутренние структуры.
Предмет - особенности и специфика объединений предприятий.
Цели курсовой работы: рассмотреть отдельные виды объединений предприятий, изучить внутреннюю структуру каждого из них и определение наиболее оптимального вида объединения предприятий.
1 СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ
Мировой и отечественный опыт хозяйствования свидетельствует, что в условиях рыночной экономики предприятия могут на добровольных началах объединять свою хозяйственную деятельность, т. е. создавать объединения предпри.
Объединением предприятий является хозяйственная организация с правами юридического лица, образованного в составе двух или более предприятий с целью координации их производственной, научной, коммерческой и иной деятельно силу для решения общих экономических и социальных задач В объединение предприятий могут входить предприятия других государств, а отечественные предприятия могут входить в объединения предприятий, образованные на территории иностранных держав [8, с.47].
На начальном этапе перехода к рыночным отношениям одной из основных тенденций изменения структуры предприятий было разукрупнение с последующим формированием на их основе ряда более мелких предприятий, практически представлявших все структурные подразделения. Особенности современного этапа толкают предприятия различных организационно-правовых форм к объединению для решения ряда конкретных задач и достижения определенных целей, среди которых преобладает стабилизация финансового положения и, соответственно, выживание в современных условиях. Это объединение происходит, как правило, экономическими методами [2, с.154].
Сущность объединений предприятий заключается в том, что входящие в состав объединений сохраняют самостоятельность и права юридического лица. Руководящие органы объединения не обладают распорядительной властью в отношении предприятий, входящих в объединения и выполняют свои функции на основании договоров с предприятиями.
В современной экономике превалируют такие формы корпоративных отношений, как холдинговые компании, концерны, синдикаты, ассоциации, финансово-промышленные группы, консорциумы. Каждая из названных форм имеет как общие черты, свойственные всякому объединению, так и свои особенности.[4, c.70]
Концерн - это объединение самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия, персональных уний, патентно-лицензионных соглашений, финансирования, тесного производственного сотрудничества.
Концерн обычно является объединением производственного характера, в которое входят предприятия разных отраслей, в зависимости от чего концерны носят характер «вертикальных» или «горизонтальных» объединений. Вертикальное объединение охватывает предприятия разных отраслей промышленности, производственный процесс которых взаимосвязан (например, горнодобывающие, металлургические и машиностроительные). Горизонтальные объединения охватывают предприятия разных отраслей производств, не связанных между собой.
Объединенные в концерн предприятия остаются юридическими лицами в форме акционерных обществ или иных хозяйственных объединений, но имеют общее руководство, осуществляемое головной компанией (холдингом) [13, с.278].
Холдинговые компании (холдинг-компании) характеризуются тем, что они обладают контролем над другими компаниями либо за счет владения их акциями и денежным капиталом, либо в связи с правом назначать директоров подконтрольных компаний.
Механизм принятия решений в акционерных обществах позволяет холдингу влиять на хозяйственные, коммерческие решения предприятий, входящих в холдинговое объединение. Хотя эти предприятия остаются в правовом отношении самостоятельными, холдинг способен направлять их в русло интересов большой компании как большой целостной структуры. Помимо этого холдинг может осуществлять ряд функций, связанных с общей предпринимательской деятельностью. В том случае, когда это обусловлено необходимостью и общей пользой, холдинг способен централизовать и перераспределять финансовые средства своих участников.
КОНЦЕРН VOLKSWAGEN GROUP
Концерн Volkswagen Group – одно из крупнейших в мире предприятий в области автомобилестроения. В его состав на сегодняшний день входят 12 компаний, таких как:
· Volkswagen,
· Audi,
· Skoda,
· Seat,
· Lamborghini,
· Bugatti,
· Bentley,
· Man,
· Scania,
· Volkswagen коммерческие автомобили,
· Porsche;
· Ducati.
История концерна Volkswagen Group:
Начало созданию компании «Volkswagen» было положено в октябре 1933 года в Берлине, где Адольфом Гитлером была объявлено о необходимости создания для народа Германии надежного и недорогого автомобиля.
Воплотил в металле требование фюрера гениальный конструктор Фердинанд Порше, представивший уже в январе 1934 года чертежи первого автомобиля для народа, который так и был назван – «народный автомобиль» («Volks-Wagen»).
Во время Второй мировой войны работы по строительству Volkswagen были приостановлены, а недостроенный завод перепрофилирован на производство военной продукции.
Исходя из теории и практики объединения предприятий можно сделать вывод, что данные объединения, с одной стороны, являются как положительным в экономической среде, так и отрицательным. Положительным моментов выступает укрепление объединенного предприятия на рынке, его частичная автономия. Еще одним благоприятным моментом в деятельности объединенных предприятий является развитие научно-технического процесса, так как в условиях жесткой конкуренции организация постоянно ищет пути оптимизации расходов, увеличения рынка сбыта и качество производимой ее продукции. Отрицательным моментом можно отметить то, что вышеуказанные предприятия вымещают малые фирмы с рынка, при этом быть, в своем роде, монополистом на рынке
В ходе исследования были решены следующие задачи:
· была рассмотрена сущность и роль объединения предприятий, в которой выяснили, что предприятие сохраняют самостоятельность и права юридического лица, только входят в объединение;
· были рассмотрены цели объединения предприятий, исходя из которых выяснили, что данные объединения обеспечивают благоприятные условия для деятельности предприятия, решения научно-технических задач и разработка новых видов продукции;
· в ходе исследования изучили такие виды объединений как концерн, конгломерат, синдикат и корпорация, рассмотрели их характеристики и отличия, выявили положительные и отрицательные моменты деятельности данных объединений;
· на теоретическом примере рассмотрен концерн Volkswagen Group, его преимущества, недостатки и пути повышения его деятельности
В объединениях предприятий постоянно происходит внедрение оборудования из инновационного и инвестиционного фондов, проводятся комплексные меры по энергосбережению, что в свою очередь снижает затраты на производство и позволяет увеличить финансовый результат предприятий (получение более высокой прибыли).
1) Алейников А. Н. Предпринимательская деятельность: Учеб.-практ. пособие. – М.: Новое знание, 2003. – 304 с.
2) Бабук И. М. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2006. – 327 с.
3) Головачев А.С. Экономика предприятия. В 2 ч.: учеб. пособие. – Мн.: Выш. шк, 2008.
4) Дадалко В. А. Мировая экономика: Учеб. пособие. – Мн.: Ураджай, 2001. – 592 с.
5) Ивуть Р. Б., Пилипук Н. Н. Бизнес-план предприятия: Учеб. пособие. – Мн.: Выш. шк., 2000. – 222 с.
6) Ильин А. И. Планирование на предприятии: Учеб. пособие. В 2 ч. – Мн., 2001.
7) Национальная экономика Беларуси: учебник / Под ред. проф. В.Н. Шимова. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 751 с.
8) Синица Л.М. Организация производства: учебник. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2008. – 540 с.
9) Соркин С.Л. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: экономика и управление: учеб. пособие. – Мн.: Совр. шк., 2006. – 283 с.
10) Суша Г.З. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2003. – 384 с
11) Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. Ф. К. Беа, Э. Дихтла, М. Швайтцера. Пер. с нем. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 928 с
12) Экономика предприятия / Под ред. В. Я. Хрипача. – Мн.: Экономпресс, 2001. – 464 с.
13) Финансы предприятий: Учеб. Пособие / Под общ. Ред. Заяц Н.Е., Василевской Т.И. – Мн., 2005. – 528 с.
14) http://www/volkswagen.ru