Введение
1. Сущность, цели и основные типы фискальной политики
2. Инструменты и механизм реализации налоговой политики на примере стран с рыночной экономикой
3. Направления совершенствования налоговой политики в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Эффективность налоговой политики постоянно подвергается сомнению. Для более эффективной работы надо четко и точно определять понятия «доход», «накопления», «платежеспособность», изучения и разрешения таких проблем налогообложения, как проблема эффективных налоговых ставок, переложения налогов, влияния инфляционных процессов на налогообложение, избежание налогов и уклонения от налогообложения и др. Использование различных налоговых лазеек приводит к необходимости повышения ставок налогов, чтобы компенсировать недополучение доходов бюджетом. В результате добросовестные налогоплательщики вынуждены нести дополнительные обязательства. Реализация эффективности работы налоговой системы в данном случае - это внесение изменений в налоговое законодательство, предотвращающих использование так называемых налоговых схем с целью уклонения от уплаты налогов.
Вопрос справедливости никогда не утратит своей актуальности и не будет полностью исследован, поскольку он имеет чрезвычайно подвижное содержание, изменяющееся вслед за условиями жизни общества. Справедливость давно уже признана основным принципом законодательства, но вряд ли сейчас можно найти страну, где можно признать, что этот принцип реализуется полноценно. В полной мере это относится и к налоговому праву. В странах благополучной Европы граждане очень редко бывают довольны своей налоговой системой, причем в качестве основного ее недостатка чаще всего указывается именно ее несправедливость.
Современными проблемами налоговой политики являются её стабильность, эффективность, справедливость.
Стабильность выражена в том, что налогоплательщик должен точно знать не только условия взимания того или иного налога, но и быть уверенным в том, что эти условия останутся неизменными в течение определенного периода. Глобальная неопределенность воспитывает недоверие к государству и является серьезным препятствием развития производства и повышения благосостояния граждан.
В то же время необходимо учитывать, что стабильность налогового законодательства важна не сама по себе, а как средство достижения общей экономической стабильности. Это требует периодически внесения поправок в налоговое законодательство для устранения обнаружившихся неточностей, пробелов, применения новых мер регулирующего воздействия, перераспределения тяжести налогообложения и т.п. Поэтому налоговая система должна быть гибкой, способной использовать меры налоговой политики в целях стабилизации и экономического роста
Актуальность темы можно определить так: на всех этапах существовании общество изменялось его социально–экономическое состояние и соответственно налоговая политика. И в основном социально–экономическое состояние государства зависело от эффективности проводимой им налоговой политики. Отсюда вытекает актуальность данной темы курсовой работы.
1. Сущность, цели и основные типы фискальной политики
Государство влияет на различные стороны деятельности страны через внутреннюю и внешнюю политику – социальную и культурную, оборонную и природоохранную, финансовую и техническую. Центральным звеном в этом перечне является финансовая политика. Поскольку финансовыми ресурсами обеспечивается развитие всех стран.
Фискальная, или налогово-бюджетная, политика является неотъемлемой частью финансовой политики. Ее главное назначение вытекает из сущности и функций налогов. Налоги представляют собой обязательные сборы, осуществляемые на основе государственного законодательства [6, c.19]. Иными словами, это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей. Налоги, как известно, являются одним из источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов.
Налог - одно из проявлений суверенитета государства. Этим они отличаются от доходов с государственных имуществ и займов. Право взыскивать налоги всегда было одним из суверенных прав государства так же, как чеканка монеты и отправление правосудия, следовательно, налоги устанавливаются в одностороннем порядке, однако противоречие между согласием на установление налогов и принудительным характером их взыскания только внешнее. Налоги и их функции отражают реальный базис, т.е. объективные закономерности движения налоговых отношений, используемых государством в налоговой политике [7].
Таким образом, налогово-бюджетную политику можно определить как часть политики государства, характеризующаяся последовательными действиями государства по выработке концепции налоговой системы, использовании налогового механизма, а также по практическому внедрению налоговой системы и контролю ее эффективности. Она является ключевым звеном экономической политики и представляет собой инструмент регламентирования макроэкономических пропорций. Как специфическая область человеческой деятельности, налоговая политика относится категории надстройки. Между ней и экономическим базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, налогово-бюджетная политика порождается экономическими отношениями, общество не свободно в выработке и проведении политики, последняя обусловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налогово-бюджетная политика как составная часть финансовой политики, обладает в определенной самостоятельностью: у нее специфические законы и логика развития. В силу этого она может оказывать обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством
2. Инструменты и механизм реализации налоговой политики на примере стран с рыночной экономикой
Данный вопрос рассмотрим на примере таких развитых стран, как Канада и Германия.
Налоговая система Канады как основной компонент ее налоговой политики на конец 2014 года была представлена на трех основных уровнях:
- федеральном (48% государственных доходов);
- провинциальном (42% государственных доходов);
- местном (10% государственных доходов) [10].
Основу доходов федерального бюджета составляют подоходный налог с населения, налог на корпорации, налог на товары и услуги, акцизы, таможенные пошлины и взносы в фонды социального страхования, на долю которых приходится 50% от общей суммы собираемости налогов в бюджет.
Доходы провинций складываются из подоходного налога с населения, налога с продаж, налога на прибыль корпораций, акцизов, взносов в фонды социального страхования, налогов на дарение, рентных платежей, регистрационных и лицензионных сборов, доля которых в общем балансе налогов составляет 40%.
Налоговые поступления местных бюджетов состоят из налога на недвижимость и налога на предпринимательство, которые составляют долю в 10% в общей системе налоговых поступлений в бюджет.
Несмотря на достаточно широкие полномочия провинций в сфере налогообложения, они получают поддержку со стороны правительства в форме государственных трансфертов, которые составляют около 28% всех их доходов. Федеральные трансферты провинциям преследуют цели выравнивания экономик регионов, оказания помощи по линии социального обеспечения и регулирования бюджетной сферы провинций.
Доход классифицируется по шести позициям:
- заработная плата;
- предпринимательский доход;
- доход от имущества, сдаваемого в аренду;
- доход от инвестиций: проценты, дивиденды;
- приращение капитала;
- прочие доходы, включая пенсии, дотации и др. [10]
Из дохода вычитаются платежи в пенсионные фонды; профсоюзные взносы и членские взносы в ассоциации и общественные организации; расходы на содержание детей; расходы, связанные с инвестициями, процентные выплаты по ссудам; убытки, полученные за предыдущие годы.
В соответствии с реформой 1987 г. в Канаде на федеральном уровне стали действовать три ставки подоходного налога вместо ранее существовавших десяти, и в каждом регионе - свои местные ставки подоходного налога, что представлено в таблицах 2.1 и 2.2.
3. Направления совершенствования налоговой политики в Республике Беларусь
Поэтапное развитие Республики Беларусь непосредственно связано с преобразованием финансовой системы, включая бюджетно-налоговую, денежно-кредитную систему и систему цен. В связи с этим формирование налоговой политики должно отвечать особенностям каждого этапа развития национальной экономики.
Налоговая политика должна соответствовать основным направлениям социально-экономического развития республики и обеспечивать устойчивый экономический рост. Она также должна способствовать расширению экспорта и повышению конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках, росту реальных денежных доходов населения и социальной стабильность.
Вышеприведенный анализ проводимых мероприятий в области налогообложения за последние годы показал, что осуществляемые действия в области реализации налоговой политики Республики Беларусь, несомненно, соответствуют общей программе реформирования налогообложения.
В Республике Беларусь за последние три года наблюдался устойчивый рост ВВП, отраженный в таблице 3.1, причем достигнута положительная динамика.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Фискальная, или налогово-бюджетная, политика является неотъемлемой частью финансовой политики. Ее главное назначение вытекает из сущности и функций налогов.
В основе формирования налогово-бюджетной политики лежат две взаимно увязанные методологические посылки: использование налоговых платежей для формирования доходной части бюджетов различных уровней и решение фискальных задач государства; использование налогового инструмента в качестве косвенного метода регулирования экономической деятельности.
Можно выделить три типа налогово-бюджетной политики.
Первый вид - политика максимальных налогов. Второй вид - политика разумных или оптимальных налогов. Третий вид - налогово-бюджетная политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите.
Налоговая система Канады как основной компонент ее налоговой политики в сравнении с другими государствами обладает свойством высокой децентрализации, что означает значительную роль провинции в формировании стратегии национальной экономики и решении вопросов налогообложения. На долю провинций приходится больше половины всех правительственных расходов, особенно в сфере образования, здравоохранения и социального страхования.
Налоговая система Канады на конец 2014 года представлена на трех основных уровнях:
- федеральном (48% государственных доходов);
- провинциальном (42% государственных доходов);
- местном (10% государственных доходов).
Налоговая система построена на одинаковом обложении доходов, независимо от их величины и формы вложения капитала, а также на обложении реальных величин доходов.
Основной акцент в налоговой системе Канады делается на использование прямых налогов. Так, доля прямых налогов в доходах консолидированного бюджета в 2012 г. составляла более 50%, в том числе индивидуальные подоходные налоги составляли 32,3%.
Динамика доли налоговых поступлений в ВВП Канады имеет тенденцию к снижению, и на конец 2013 г. величина налоговых поступлений в ВВП составила 11,46% от ВВП.
Система налогообложения в Германии как основной компонент ее налоговой политики существенно отличается от действующих систем других промышленных стран. Ее своеобразие основано на концепции вертикального и горизонтального выравнивания положения отдельных административных единиц с помощью перераспределения через федеральный бюджет налоговых
1. Абрамов, В.Л. Мировая экономика / В.Л. Абрамов. – М.: Дашков и К, 2007. – 312 с.
2. Агуреева, О.В. Краткий курс экономической теории / О.В.Агуреева. - М.: Окуй-книга, 2007. – 176 с.
3. Доходы бюджета [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/dohod-budget-ru/ Дата доступа: 20.02.2016.
4. Заяц, Н.Е. Налоги и налогообложение / Т.Е.Бондарь, Н.Е.Заяц. – Минск: Вышэйшая школа, 2006. – 301 с.
5. Ивашевский, С.Н. Макроэкономика / С.Н.Ивашевский. – М.: Дело, 2002. – 472 с.
6. Коваленко, А.Е. Курс лекций по дисциплине «Система налогообложения» / А.Е.Коваленко. - Гомель, 2007. - 76 с.
7. Налог - принудительное изъятие имуществ [электронный ресурс] Режим доступа: http://finance-credit.news/finansovoe-pravo/lnalog-prinuditelnoe-izyatiy-32510.html Дата доступа: 09.03.2016.
8. Налоговая политика [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.finteoria.ru/npolit.html Дата доступа: 09.03.2016.
9. Налоговая политика Германии [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.german-taxation.de Дата доступа: 07.02.2016.
10. Налоговая политика Канады [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.cra-arc.gc.ca/ Дата доступа: 07.02.2016.
11. Национальная стратегия устойчивого соц.-эк. развития Республики Беларусь на период до 2020 г [электронный ресурс] Режим доступа: https://www.google.by/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=4&ved=0ahUKEwi2itCo9YXLAhXEECwKHWkUDDsQFgg1MAM&url=http%3A%2F%2Fwww.economy.gov.by%2Fdadvfiles%2F001251_290081_NSUR2020.doc&usg=AFQjCNGH8NLqQ26zQI9OUSXNiNvMrbmzsQ&bvm=bv.114733917,d.bGg&cad=rja Дата доступа: 20.02.2016.
12. НДС и акцизы: актуальные вопросы исчисления в 2015 году [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/confer/view/nds-i-aktsizy-aktualnye-voprosy-ischislenija-i-uplaty-v-2015-godu-15655/ Дата доступа: 20.02.2016.
13. Объект налогообложения [электронный ресурс] Режим доступа: http://gruzdoff.ru/wiki/Объект_налогообложения Дата доступа: 09.03.2016.
14. Общая характеристика налоговой системы Германии [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2015/1299/15807 Дата доступа: 09.03.2016.
15. Подоходный налог-2015: шпаргалка для бухгалтера [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gb.by/aktual/nalogooblozhenie/podokhodnyi-nalog-2015-shpargalka-dlya-b Дата доступа: 20.02.2016.
16. Применение льгот по НДС [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.belta.by/onlineconference/view/primenenie-lgot-po-nds-649 Дата доступа: 20.02.2016.
17. Ставки подоходного налога в Беларуси [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.femida.by/index.php?page=se_nalog1 Дата доступа: 20.02.2016.
18. Сущность, цели, задачи налоговой политики инструменты [электронный ресурс] Режим доступа: http://psyera.ru/6425/sushchnost-celi-zadachi-nalogovoy-politiki Дата доступа: 09.03.2016.
19. Фискальная политика: ее цели и инструменты [электронный ресурс] Режим доступа: http://gumanitarist.narod.ru/economics/15_fiscal_polit.htm Дата доступа: 09.03.2016.
20. Электронный портал Национального статистического комитета Республики Беларусь: основные показатели [электронный ресурс] Режим доступа: http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/ Дата доступа: 07.02.2016.
21. Электронный портал Национального статистического комитета Республики Беларусь: об уровне денежных доходов населения Республики Беларусь [электронный ресурс] Режим доступа: http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/naselenie/uroven-zhizni-naseleniya/operativnaya-informatsiya_7/ob-urovne-denezhnyh-dohodov-naseleniya/ob-urovne-denezhnyh-dohodov-naseleniya-respubliki-belarus-v-2014-godu/ Дата доступа: 07.02.2016.
22. Электронный портал Министерства финансов Республики Беларусь: доклад о состоянии государственных финансов-2015 [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/ym2015.pdf / Дата доступа: 07.02.2016.
23. Электронный портал GOOGLE DATA: налоговые поступления [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.google.by/publicdata/explore?ds=d5bncppjof8f9_&met_y=ny_gdp_mktp_cd&idim=country:BLR:EST:LVA&hl=ru&dl=ru#!ctype=c&strail=false&bcs=d&nselm=s&met_y=gc_tax_totl_gd_zs&scale_y=lin&ind_y=false&idim=country:DEU&ifdim=country:region:ECS&pit=1353708000000&hl=ru&dl=ru&ind=false / Дата доступа: 07.02.2016.