Идеологическая работа в трудовых коллективах
Академия управления при Президенте РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Идеологическая работа в трудовых коллективах»
по дисциплине: «Идеология белорусского государства»
2021
45.00 BYN
Идеологическая работа в трудовых коллективах
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Идеология белорусского государства
Организация: Трест Шахтоспецстрой, ОАО
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
ГЛАВА 2 ФОРМЫ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ТРЕСТ ШАХТСПЕЦСТРОЙ»)
ГЛАВА 3 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Благодаря социологическим опросам мы узнаем, где люди чувствуют себя наиболее уютно, где ощущают дискомфорт, что им нравится или не нравится, чего они ждут от других и как относятся к окружающему миру, какие ценностные и идейные предпочтения доминируют в стране, насколько они отличаются от аналогичных показателей в других государствах. В последние годы интерес научных кругов к ценностям белорусов существенно вырос. В 2020 г. вышла в свет коллективная монография «Белорусское общество в контексте цивилизационно-культурного кода», подготовленная Институтом социологии НАН Беларуси [1]. В мае – июне 2018 г. в рамках проекта «Кастрычніцкі эканамічны форум» («КЭФ») исследовательская кампания MIA Research провела опрос «Изучение ценностей белорусского общества» [2]. В декабре этого года в Республиканском общественном объединении «Белая Русь» состоялась презентация исследования, сделанного Институтом социально-гуманитарного образования БГЭУ в октябре 2018 г. В нем мировоззренческие установки белорусов анализировались сквозь призму гуманитарной составляющей Союзного государства [3]. Ценности белорусов стали объектом исследования и российских ученых. В 2018 г. была издана монография российских социологов С. Борисова и Ю. Юшковой-Борисовой «Понять Беларусь: записки странствующих социологов», в которой авторы попытались создать мировоззренческий портрет белорусов, раскрыть сущностные черты белорусского народа [4].
Важнейшей задачей обеспечения поступательного развития белорусского общества на современном этапе выступает формирование в общественном сознании населения страны устойчивых духовных ориентиров социального прогресса.
Одним из составляющих данного процесса является разрешение проблемы коммуникативной общности различных социальных групп и создание условий для общенационального диалога по актуальным вопросам функционирования социально-экономической, политической и духовно-информационной подсистем общественной жизни.
Актуальной является проблема повышения уровня интегративности белорусского социума, которую возможно определить через призму поиска механизмов, обеспечивающих воспроизводство общенациональной идеи во всех сегментах социальной структуры.
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В Солигорском районе, который определен площадкой по развитию опыта идеологической работы в системе информирования населения, в состав информационно-пропагандистских групп включены 36 депутатов районного Совета депутатов.
В районе введено в практику проведение членами ИПГ встречзаседаний в учреждениях образования с участием представителей трудового коллектива и учащейся молодежи, с временно не работающими гражданами на базе общественных пунктов охраны правопорядка. Только в 2019 году было проведено 171 таких встреч-заседаний.
Сложилась хорошая практика проведения встреч в рамках ЕДИ с участием одновременно нескольких трудовых коллективов. Так, например, на встрече с членом республиканской ИПГ Г. Б. Давыдько в Доме культуры аг. Вязье присутствовали жители населенных пунктов Вязьевского сельсовета, представители всех трудовых коллективов организаций, расположенных на территории сельсовета [4].
Анализ обращений, поступивших в ходе работы ИПГ, показал, что в 2019–2020 годах проблемами, наиболее волнующими граждан, стали вопросы жилищно-коммунального хозяйства, строительства и приватизации жилья, транспортного, медицинского обслуживания, трудоустройства, работы предприятий.
В Солигорском районе по результатам обращений, поступивших в ходе единого дня информирования населения, проведено грейдирование улицы в микрорайоне «Черняховский», введен рейс автобуса ОсиповичиДричин, завезен рулон сена для коровы 83-летней жительницы д. Радутичи, расширен ассортимент товаров отечественных производителей в магазинах ОАО «Торговля» и Солигорского райпо, обновлена дорожная разметка на привокзальной площади, выполнен ямочный ремонт по ул. Чапаева, восстановлен смещенный люк колодца на ул. Белорусской, устранена неисправность системы заказа талонов к врачам через сеть Интернет и др. В период подготовки и проведения пятого Всебелорусского народного собрания, избирательной кампании по выборам депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва была усилена идеологическая и информационно-разъяснительная работа. Участниками пятого Всебелорусского народного собрания проведено более 800 встреч в трудовых коллективах и с населением по месту жительства. Был реализован комплекс мероприятий по идеологическому сопровождению избирательной кампании. Осуществлялся постоянный анализ общественно-политической ситуации в регионе и на местах. Работали мониторинговые группы.
ГЛАВА 2 ФОРМЫ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «ТРЕСТ ШАХТОСПЕЦСТРОЙ»)
В основе всех форм в ОАО «ТрестШахтоспецстрой» лежит информационно-разъяснительная работа, она планируется и проводится с учетом изучения общественного мнения и анализа общественно-политической ситуации в регионе.
Цель — формирование у работников предприятия высокой морально-психологической готовности к решению задач социально-экономического развития региона, выработка солидарной ответственности власти и граждан за проводимую государственную политику в стране, воспитание чувства патриотизма и национальной гордости за принадлежность к своему государству, к истории и культуре белорусского народа. Задачи:
- разъяснение членам трудового коллектива идеологии белорусского государства, политики, проводимой Президентом Республики Беларусь;
- формирование у работников Общества, членов их семей идеалов и ценностей белорусского государства;
- содействие развитию и укреплению системы управления и самоуправления;
- способствование повышению авторитета институтов государственной власти;
- определение приоритетных направлений идеологической работы в каждом структурном подразделении завода и унитарных предприятиях, учрежденных Обществом;
- взаимодействие с общественными формированиями, идеологическим активом, руководством предприятия по вопросам совершенствования форм и методов идеологической работы;
- организация в трудовых коллективах структурных подразделений эффективной работы общественных формирований, активизация их деятельности по повышению уровня общественной и нравственной культуры трудящихся;
- формирование у работников предприятия, особенно молодежи, высокого уровня нравственности, гражданственности и патриотизма;
- обеспечение реализации социальных гарантий и прав работников;
- формирование в сознании работников предприятия идеалов и принципов здорового образа жизни;
- достижение высоких экономических показателей.
ГЛАВА 3 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Необходимо отметить, что современное гуманитарное знание характеризует идеологию как одну из форм общественного сознания. В соответствии с одним из наиболее устоявшихся определений, понятие идеологии (от греч. Idea – идея, образ и logos – слово, понятие) представляет собой систему исторически сложившихся концептуально-теоретических взглядов и идей, а также эмоционально-психологических средств, выражающих основные социальные программы и приоритеты, интересы и цели, идеалы и ценности определенных социальных общностей и организаций, наций и государств, политических партий и общественных движений, направляющих их деятельность на сохранение или преобразование существующего общественного устройства [1].
В качестве важнейших компонентов структуры идеологии принято рассматривать знания, взгляды, ценности, нормативы, убеждения, волевой компонент, а также идеологические действия, процессы и идеологические институты и структуры. Данные составляющие отражают в своем содержании сущность общественного строя и его базовые идеалы и объединяют рационально-логический, эмоционально-чувственный и массово-психологический уровень воспроизводства идеологии.
Среди функций идеологии практически всеми исследователями указываются познавательно-ориентационная, прагматическая и мобилизационная [2].
Определения корпоративной культуры отличаются несколько большим смысловым и содержательным разнообразием.
Один из наиболее известных исследователей корпоративной культуры Э. Шейн, определил ее как «модель поведенческих норм, разделяемых всеми, которая была использована в прошлом и признана правильной и, следовательно, должна быть передана для усвоения новым членам организации как единственно правильный способ восприятия, представления и отношения...» [3].
Дж. Коттер и Дж. Хескетт выделили два уровня культуры: ценностный и поведенческий. По их определению, ценности – это «представления о том, что является жизненно важным; ценности в разных компаниях различны: в одних это деньги, в других – технологические изобретения или благосостояние сотрудников» [4].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Легитимизация корпоративной культуры в пространстве современного идеологического дискурса выступает существенной предпосылкой для развития технологий внутрикорпоративных коммуникаций в экономической и социальных подсистемах белорусского общества. Необходимо обозначить ряд проблемных составляющих, разрешение которых, на наш взгляд, образует совокупность приоритетов в процессах формирования основ корпоративной культуры в современных условиях.
Во-первых, при моделировании корпоративной культуры в рамках отдельных хозяйствующих субъектов и учреждений необходимо принимать во внимание фактор смены поколений и трансформацию ценностных ориентаций у значительных слоев населения, вызванную сменой политического и экономического строя. К настоящему времени поведенческие установки советского производственного коллективизма в значительной степени утратили свое влияние в общественном сознании, а процессы их институционального воспроизводства фактически свернуты. Существенно вырос уровень мировоззренческого индивидуализма и вызванной им социальной атомизации населения. В данном аспекте формирование коллективистских начал в производственном сообществе представляется возможным в форме объединения фактических носителей индивидуалистических ценностей и поведенческих установок, осуществляемого на основе глубокого осознания и артикуляции общих профессиональных интересов работников и целенаправленной политики по подбору и воспитанию персонала.
Во-вторых, формирование механизмов корпоративной культуры требует учета сложных макроэкономических условий, в которых оказались в последние годы многие предприятия реального сектора. Императив выживания выдвигает на первый план активизацию мобилизационных ресурсов внутрикорпоративных коммуникаций. Возникает объективная потребность в переосмыслении системы поощрений работников в направлении повышения статуса инструментов их нематериального стимулирования. Обозначенные мобилизационные запросы требуют также, на наш взгляд, определенной корректировки подходов к выбору форм трудовой занятости, обеспечивающих усиление гарантий сохранения рабочего места сотрудников.
1. Белорусское общество в контексте цивилизационно-культурного кода: социологическое измерение / редкол.: И.В. Котляров (гл. ред.) [и др.]. – Минск: Беларус. навука, 2020. – 392 с.
2. Опрос. Изучение ценностей белорусского общества / Кастрычніцкі эканамічны форум; MIA Research [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kef.by/ publications/research/opros-izuchenie-tsennostey-belorusskogo-obshchestva/.
3. Лаптёнок, А. С. Восприятие гуманитарной составляющей Союзного государства в массовом сознании жителей Беларуси / А. С. Лаптёнок, И. В. Лашук, Е. В. Мартищенкова; Белорус. гос. экон. ун-т; Центр изучения перспектив интеграции. – М.: ЦИПИ, 2018. – 80 с.
4. Борисов, С. В. Понять Беларусь: записки странствующих социологов / С. В. Борисов, Ю. Г. Юшкова-Борисова. – М.: Изд. решения, 2018. – 214 с.
5. «Потому что так решили мы»: поведенческая экономика Беларуси и ее раскодирование / К. В. Рудый [и др.]; под науч. ред. К. В. Рудого. – Минск: Звязда, 2020. – 368 с.
6. Welzel, C. Findings and Insights // C. Welzel, R. Inglehart; World Values Survey [Electronic resource]. – Mode of access: http://www.worldvaluessurvey.org/WVSContents.jsp.
7. EU Neighbours: East. Annual Survey Report: Regional Overview. – 3rd Wave (Spring 2018) / Open Neighbourhood; ACT LLC. – Brussels: ECORYS, 2018. – 50 p.
8. I see myself as an autonomous individual // World Values Survey Wave 6: 2010–2014 [Electronic resource]. – Mode of access: http://www.worldvaluessurvey.org/WVSOnline.jsp.
9. Старичёнок, В. В. Белорусские и российские ценности: точки соприкосновения и различия [Электронный ресурс] / В. В. Старичёнок // Евразия. Эксперт. – 2018. – 7 фев. – Режим доступа: http://eurasia.expert/belorusskie-i-rossiyskie-tsennosti-tochki-soprikosnoveniyai-razlichiya/.
10. Шаблыко, Т. Опираясь на многовековую историю… / Т. Шаблыко // Беларуская думка. – 2018. – № 8. – С. 11–23.
11. Харитонов, И. Н. Культурный код белорусского общества: аксиологический анализ / И. Н. Харитонов // Весці Нац. акад. навук Беларусі. Сер. гуманітар. навук. – 2020. – № 3. – С. 25–33.
12. Лашук, И. В. Структура ценностных ориентаций как показатель социокультурного кода белорусского общества / И. В. Лашук // Белорусское общество в контексте цивилизационно-культурного кода: социологическое измерение / редкол.: И. В. Котляров (гл. ред.) [и др.]. – Минск: Беларус. навука, 2020. – С. 130–139.
13. Старичёнок, В. В. Партизан и рабочий: белорусский национальный характер [Электронный ресурс] / В. В. Стариченок // Евразия. Эксперт. – 2020. – 10 авг. – Режим доступа: http://eurasia.expert/partizan-i-rabochiy-belorusskiy-natsionalnyy-kharakter/.
14. Important child qualities // World Values Survey Wave 6: 2010–2014 [Electronic resource]. – Mode of access: http://www.worldvaluessurvey.org/WVSOnline.jsp.
15. Cooperman, A. Religious Belief and National Belonging in Central and Eastern Europe [Electronic resource] / A. Cooperman, N. Sahgal, A. Schiller // Pew Research Center. – 2020. – May 10. – 175 p. – Mode of access: http://www.pewforum.org/wp-content/uploads/ sites/7/2020/05/CEUP-FULL-REPORT.pdf.
16. Would not like to have as neighbors // World Values Survey Wave 6: 2010–2014 [Electronic resource]. – Mode of access: http://www.worldvaluessurvey.org/WVSOnline.jsp.
17. Котляров, И. В. Патриотизм как социальная реальность белорусского общества (социологическое измерение) / И. В. Котляров // Весці Нацыянальнай акадэміі навук Беларусі. Сер. гуманітар. навук. – 2020. – № 4. – С. 7–15.
18. Белорусское общество: тест на гражданственность: результаты национального социологического опроса (февраль 2020 г.) / Pact; ООО «ЦСБТ САТИО». – 12 с.
19. Основы идеологии белорусского государства: учеб. пособ. для вузов; под. общ. ред. С. Н. Князева, С. В. Решетникова. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2004. – 491 с.
20. Мельник, В. А. Политические идеологии: учеб. пособие / В. А. Мельник. – Минск: Выш. шк., 2009. – 399 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты