Идеологическая работа с молодёжью в современных условиях: проблемы и перспективы Курсовая работа (проект)
Академия управления при Президенте РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Идеологическая работа с молодёжью в современных условиях: проблемы и перспективы»
по дисциплине: «Идеология белорусского государства»
2018
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Идеологическая работа с молодёжью в современных условиях: проблемы и перспективы
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Идеология белорусского государства
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 39.
Поделиться
Введение
Глава 1 Социальные функции и характеристики молодежи
1.1 Понятие и социально-психологические характеристики молодежи
1.2 Социальный портрет белорусской молодежи
1.3. Организационно-правовые и концептуальные основы государственной молодежной политики в Республике Беларусь
Глава 2 Национально-государственная идентичность молодежи в современном обществе
2.1 Национально-государственная идентичность молодежи: инструменты измерения
2.2 Патриотическое воспитание молодежи: цели, задачи, рекомендации
2.3 Ценностные ориентации молодых людей как основа мотивации политической активности в современных условиях
Выводы по второй главе
Глава 3 Современные технологии идеологической работы с молодежью
3.1 Каналы социализации молодежи
3.2 СМИ и Интернет как новые каналы социализации молодежи
3.3 Перспективы развития идеологической работы с молодежью Республики Беларусь в современных условиях
Выводы по третьей главе
Заключение
Список использованных источников
Введение
После того как, Республика Беларусь получила статус независимого государства граждане нашей страны осознали свое положение и смогли методом проб и ошибок выстроить систему государственных ценностей и ориентиров, которые послужили прообразом идеологии государства.
В нашей стране молодежь является важным ориентиром в жизни общества, которая способна оказывать влияние на работу политических, экономических и социальных ветвей.
Данная работа посвящена рассмотрению и изучению идеологической работы с молодежью в современных условиях.
Актуальность настоящей курсовой работы обусловлена тем, что, несмотря на наличие ряда исследований в области изучения идеологии белорусского государства, все еще остаются некоторые аспекты, подлежащие описанию и объяснению.
Объектом исследования является идеологическая работа с молодежью на современном этапе развития белорусского общества.
Предметом исследования является методы реализации идеологической работы в Республике Беларусь.
Цель – рассмотреть и изучить идеологическую политику молодежной политики в Республике Беларусь.
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
1) дать определения основным понятиям: молодежь, государственная молодежная политика, молодые граждане, национальная государственная идентичность, ценностные ориентации, идеология;
2) рассмотреть социальный портрет и ценностные ориентации молодежи, как объект патриотического воспитания государства;
3) охарактеризовать роль СМИ и Интернет в проведении идеологической работы с молодежью Республики Беларусь в современных условиях;
Теоретической базой работы послужили научные труды таких ученых, как Евгеньевой Т.В., Узнародова Д.И. , Лугайс Н.Е., Мацевило А.Е., Манхейм К., Харченко Л.Н., Минзарипов Р.П., Емчура Е.В., Топилиной Е.С., Ковалевой А.И. и др.
Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, библиографического списка и заключения.
ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ И ХАРАКТЕРИСТИКИ МОЛОДЕЖИ
1.1 Понятие и социально-психологические характеристики молодежи
Понятие молодежь в контексте современной социологии рассматривается как социально-демографическая группа, обладающая совокупными социально-психологическими и половозрастными особенностями, а также как проходящая стадии адаптации в реальных условиях жизнедеятельности общества. Современные возрастные границы молодежи от 14-15 до 25-30 лет [17, с. 9].
Данное определение требует уточнения, прежде всего с точки зрения возрастных границ. Примерно каждый пятый житель Беларуси – молодежь, по сообщению Национального статистического комитета. В возрасте 20-24 лет - 553,6 тыс. человек (27,8%), 18-19 лет - 180,3 тыс. человек (9,1%), 14-17 лет - 361,1 тыс. человек (18,1%). В прошлом году удельный вес молодежи в численности работников организаций республики составил 22,6%. В городе проживает 70% жителей и 21% в сельской местности. Больше половины молодого населения учащиеся и причем большая часть молодежи – студенты.
Как считают многие: начало молодости начинается в тот момент, когда в организме человека завершаются психические и физиологические процессы, связанные с половой зрелостью. В свое врем я конец молодости – это момент вступления молодым человеком в положение взрослого. Молодежный возраст, как и все социологические феномены, имеет свои характеристики и рамки. Молодежный возраст может рассматриваться, как объективно необходимое состояние в системе общества, являющееся «фазой поведения человека, в которой он больше не играет роли ребенка. И с другой стороны не выполняет взрослые роли, как действительного носителя социальных институтов, таких как семья, общественность, политический строй, и т.д.».
С точки зрения психологии молодежный возраст представляет собой процесс постоянного накопления психофизиологических усовершенствований, освоения социального пространства и ролевого репертуара, рефлексии всех отношений в этом пространстве, определения в нем себя, собственной самоорганизации, которая происходит в постоянно расширяющихся контактах молодого человека с окружающими (младшими, сверстниками, старшими), взрослым сообществом в целом.
ГЛАВА 2 НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
2.1 Национально-государственная идентичность молодежи: инструменты измерения.
Понятие «национальная идентичность» применяется как в научном, так и социально-политическом дискурсе, но нередко многие авторы применяют это понятие в значении «национально государственной идентичности», и это связано с трактовкой категории «нация» в качестве политической общности, объединенной на основе национальных ценностей и интересов.
Для начала рассмотрим, что подразумевают под понятием идентичность в целом. Впервые термин «идентичность» появился в 1950 году опубликованный в работе Э. Эриксона «Детство и общество». Эриксон понимал под идентичностью – процесс, «находящийся в центре самого индивидуума, также как и в центре его общественной культуры, процесс, который раскрывает идентичность этих двух идентичностей». Как считает автор, идентичность начинается формироваться, в том случае, когда она носит характер социальной проблемы, и тем самым получает статус ключевой проблемы научных исследований.
Исследователи Роджерс Брубейкер и Фредерик Купер определяют идентичность по-другому: 1) идентичность рассматривается, как социально-политической активности и не инструментального метода политических и социальных практик. В данном случае происходит противопоставление индивидуальной идентичности гипотетическому универсальному социальному интересу; 2) как основа равенства между представителями одной категории или группы. Такое сходство проявляется в общем самосознании, коллективных действиях, солидарности; 3) как основа индивидуального, либо коллективного Я, указывающего на определенные значимые императивы; 4) как итог социально-политической активности. В данном случае через идентичность происходит отображение вида и специфики коллективной солидарности, групповой сплоченности, благодаря которым появляется любое коллективное влияние; 5) как результат взаимодействия различных дискурсов. Согласно суждению авторов, акцентирует свое внимание на нестабильной, разрозненной, изменчивой и многогранной природе современного «Я».
ГЛАВА 3 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ
3.1 Каналы социализации молодежи
Информация и знания являются основным ресурсом развития современного общества. Тот, кто управляет данным ресурсом, определяет направление развития общества. Процесс глобализации сопровождается концентрацией средств информации в международном масштабе, в связи с этим возникает насущная необходимость в сохранении независимости отечественных средств информации, так как независимость в информационной сфере является важнейшей предпосылкой политического и экономического суверенитета национального государства. Информация является основным инструментом социального контроля. Кто определяет структуру информационного потока, тот определяет общественное мнение. Американские социологи П. Лазарсфельд и Р. Мертон отмечают, что «те, кто контролирует взгляды и убеждения в нашем обществе, прибегают меньше к физическому насилию и больше к массовому внушению. Радиопрограммы и реклама заменяют запугивание и насилие» [11, с. 34].
Таким образом, внешнее принуждение уступает место внутреннему подчинению масс, грубое господство подменяется духовным, невидимым господством, от которого невозможно защититься, поскольку большая часть людей не имеют ни времени, ни навыков для критического, осмысленного восприятия информации. Особенно это касается школьников и подростков, которые, как правило, не имеют соответствующего социального опыта для критического восприятия информации, представленной в глобальной сети Интернет, и часто становятся жертвой манипуляции различных деструктивных сил.
Процесс социализации достаточно сложный процесс, он происходит при влиянии ряда факторов, сюда можно отнести: макро-, мезо - и микро факторы.
1) К макро факторам относятся: общество, государство, его социальные институты, СМИ.
2)К мезо факторам относятся: тип поселения (регион, город, село), этнос, к которому она принадлежит (или относит себя), местные СМИ, предприятие, учебное заведение, место работы. К мезо факторам следует отнести и церковь.
Заключение
В настоящей работе представлены определения основных понятий: молодежь, государственная молодежная политика, молодые граждане, национальная государственная идентичность, ценностные ориентации, идеология;
Также был рассмотрен социальный портрет и ценностные ориентации молодежи, из чего следует, что белорусская молодежь считает, что показателями успеха человека в жизни являются хорошая семья, дети, уважение людей, а также крепкое здоровье. Такие параметры успешности, как высокая должность, полезные связи, знакомства, богатство, награды за достижения (результаты) также отметили молодые люди. Наименее важным показателем является известность (популярность) человека. Для поколения молодежи советского периода лидирующими выступали добросовестный труд и учеба, а для современников более значимым становится материальное благополучие за счет удачи, случая, выгодной сделки.
Для формирования условий для реализации социального, интеллектуального, культурного и экономического потенциала молодого поколения, созданию организована целенаправленная деятельность органов государственной власти. Молодежная политика нацелена на улучшение ситуации в области здоровья, образования, культуры и многих других сферах, где решаются вопросы духовно-нравственного, профессионального и физического формирования молодого поколения.
В связи со статистикой, можно отметить, что большая часть молодых людей не стесняются говорить о своей национальности и с уверенностью заявляют о своем патриотизме.
В рамках социально экономических отношения современная белорусская молодежь, как потенциальные работники стремятся к получению высокой заработной платы и подчеркивают значимость того, чтобы работа была, прежде всего, интересной. Также в последнее время наблюдается тенденция к тому, чтобы начать свой бизнес. Практической работе по специальности готов посвятить себя почти каждый второй современный студент.
СМИ влияют на различные возрастные группы, особенно они, влияют на развитие молодого поколения в целом. СМИ ускоряют психическое развитие. Интернет может выступать в качестве источника обогащения знаний, но, тем не менее, СМИ могут оказывать негативное воздействие на молодежь.
Сайты социальных сетей помогают молодым людям в самореализации, «саморепрезентации», одобрение группы сверстников становится более значимым, чем одобрение неким, часто отстраненным «обществом». В социальных сетях отсутствуют какие-либо условности, которых невозможно избежать в реальном общении. В последнее время они влияют на процесс социализации, становления и развития личности молодых людей: отодвигают на второй план классические институты социализации – и семью, и школу, а порой реальных друзей и сверстников.
1. Белый, О.И. Определение понятия «Молодежь» / О.И. Белый // Теория и практика общественного развития, 2012. – С. 156-158
2. Богатырева, А.А. Проблемы киберсоциализации современной молодежи // Современные проблемы науки и образования. 2015.– 678 с
3. Волков, Б. С. Психология юности и молодости / Б. С. Волков. – М.: Акад. проект: Трикста, 2006. – 256 с
4. Динамика ценностных ориентаций молодежи в трансформирующемся обществе / Под ред. Е.М. Бабосова. Минск: ИООО «Современное слово», 2001. – 160 с
5. Доклад Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов «О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию». – С. 7
6. Евгеньева, Т.В. Формирование национально-государственной идентичности российской молодежи / Т. В. Евгеньева, В. В. Титов // ПОЛИС: Полит. исследования, 2010. – С. 22-134
7. Емчура, Е.В. Современная молодежь и каналы ее социализации. / Е.В. Емчура/ Вестник московского университета. // Серия 18. - Социология и политология, 2006. – 135 с
8. Зайцева, О.М. СМИ как агент социализации молодежи в контексте модернизации РФ / //Сервис плюс, 2012. – С. 47-51
9. Закон Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики» от 7 декабря 2009 г. № 65-З
10. Идеологическая работа в Республике Беларусь: пособие / В.Е.Астаповский [и др.]; под общ. ред. В.И.Чуешова, И.В.Жилинской. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2012. – 189 с
11. Кара-Мурза, С. Манипуляция сознанием / С. Кара-Мурза. – М.: Эксмо«Алгоритм», 2010. – 864 с
12. Кириеенко, В.В. Студенческая молодежь: ментальные особенности, идентичность, образ жизни / В. В. Кириенко, В. В. Клейман, А. А. Злотников ; под общ. ред. В. В. Кириенко. – Гомель: ГГТУ им. П. О. Сухого, 2015. – 281 с
13. Ковалева, А.И., Луков В. А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. М.: Социум, 1999. – С. 277
14. Кравченко, А. И. Социология: рек. М-вом образования РФ в качестве учеб. для студентов вузов / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 431 с
15. Курышева, О. В. Особенности отношения молодежи к собственному возрасту / О. В. Курышева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 11, Естественные науки, 2011. – С. 90–99
16. Лугайс, Н.Е. Ценностные ориентации белорусской молодежи // Медицинский журнал, 2007– С. 1-4
17. Лупандин, В.Н. Социология молодёжи / В.Н. Лупандин. – Орёл: Изд-во. Орловского государственного технического университета, 2011. – 238 с
18. Манхейм, К. Диагноз нашего времени / К. Манхейм. – М.: Юристъ, 1994. – 693 с
19. Марокова, М.В., Бисинова З.Е. Роль социальных сетей в социализации молодежи // Система ценностей современного общества. 2012. – С. 258-263
20. Масалов, А.Г. Теоретические подходы к определению сущности молодежи // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. История и политология, 2012. – С. 102-110
21. Мацевило, А.Е. Актуальные вопросы координации государственной молодежной политики в Республике Беларусь // Народная асвета, 2005. – С.13-16
22. О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию: Материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. – Мн.: Акад.управления при Президенте Респ. Беларусь, 2003
23. Обществознание : учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений : профил. уровень / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, А. Т. Кинкулькин и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. — М.: Просвещение, 2008. – 415 с
24. Республика Беларусь в зеркале социологии: сборник материалов социологических исследований за 2013 год / В.М. Литвинович и др.; Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь. – Минск, 2014. – 191 с
25. Социология молодежи : энцикл. словарь / отв. ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. – М. : Academia, 2008. – 606 с
Список использованных источников
26. Теоретические проблемы этнической и кросскультурной психологии: Материалы Четвертой Международной научной конференции 30-31 мая 2014 г. В 2 т. / Отв. ред. В.В.Гриценко. – Смоленск: Смоленский гуманитарный университет, 2014. – с. 16
27. Топилина, Е.С., Особенности социализации молодого поколения в современной России. / Е. С. Топилина./ Гуманитарные и социально-экономические науки. //№3, 2006. – С. 140-141.
28. Узнародов, Д.И. Национально-государственная идентичность в политическом процессе постсоветской россии . Дис. канд. политических наук, Ростов-на-Дону, 2015. –189с.
29. Философско-культурологические идеи академика В.С. Стёпина в свете современных социальных трансформаций : материалы Междунар. науч. конф., Минск, 4-5 ноября 2014 г. / Белорус. гос. ун-т; редкол. : А.Н. Данилов [и др.] ; под ред. А.Н. Данилова. – Минск : Изд. центр БГУ, 2014. – 161 с.
30. Харченко, Л.Н. Понятие "ценность" в отечественной научной литературе: к постановке проблемы / Л. Н. Харченко, О. В. Березовская // Вестн. Иркут. гос. техн. ун-та, 2013. – С. 294–295.
31. Ценностные ориентации белорусского студенчества: сравнительный социологический анализ (1998–2009 гг.) / П. И. Бригадин [и др.]; под ред. П. И. Бригадина, И. В. Левицкой; Гос. ин-т упр. и соц. технологий БГУ. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2010. – 207 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 39.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты