ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1.1 ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.2 ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 2 ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТЫ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 СТРУКТУРА ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ КАДРОВОЙ И ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
2.2 ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В существующих политических и экономических условиях с учетом экономической глобализации преступность в последние годы приобрела организованный характер, стала транснациональной и межгосударственной. Следовательно, возникает необходимость в более слаженной координации работы всех государственных органов в данном направлении.
Уже доказано, что коррупционные правонарушения наносят потери и убытки всем государствам. Из года в год во всем мире лишь на взятки затрачивается 1 трлн долларов США, в ЕС 120 млрд евро, здесь важна идеологическая составляющая.
Исходя из правового статуса прокуратуры, надзорных и иных функций, которые она выполняет, можно констатировать тот факт, что прокуратура является универсальным органом, у которого сосредоточены достаточные правовые возможности и средства для организации процесса координации. В свою очередь координационная функция прокуратуры заключается в том, что она, взаимодействуя с государственными органами всех ветвей власти, обеспечивает соблюдение законности в их деятельности.
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с идеологической работой в Республике Беларусь.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с идеологической работой в Республике Беларусь.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с идеологической работой в Республике Беларусь.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе проводимого исследования:
- рассмотреть задачи и особенности службы в органах прокуратуры Республики Беларусь;
- определить принципы деятельности прокуратуры Республики Беларусь;
- рассмотреть структуру подразделений кадровой и идеологической работы;
- определить идеологические аспекты деятельности прокуратуры в современных условиях.
ГЛАВА 1 ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1.1 Задачи и особенности службы в органах прокуратуры Республики Беларусь
Задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.
В отношении лиц, принимаемых на службу в органы прокуратуры, в целях выяснения обстоятельств, препятствующих поступлению на данную службу, проводится специальная внутренняя проверка в порядке, определенном Генеральным прокурором, за исключением лиц, назначаемых на должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, проверка в отношении которых проводится в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.
Лицо не может быть принято на службу в органы прокуратуры и (или) находиться на указанной службе, если оно:
не имеет гражданства Республики Беларусь;
признано в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;
лишено судом права занимать государственную должность в течение определенного времени;
имеет судимость;
ранее совершило умышленное преступление;
имеет подтвержденное заключением врачебно-консультационной комиссии заболевание, входящее в утвержденный Правительством Республики Беларусь перечень заболеваний, препятствующих исполнению служебных обязанностей.
ГЛАВА 2 ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТЫ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Структура подразделений кадровой и идеологической работы
Приказом Генерального прокурора утверждена следующая организационно-штатная структура Генеральной прокуратуры:
Советник Генерального прокурора Республики Беларусь;
Секретариат Генерального прокурора Республики Беларусь;
Управление кадров и идеологической работы;
Управление собственной безопасности;
Организационно-инспекторское управление;
Отдел информации и связей с общественностью;
ГУ «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь;
Отдел организации работы с обращениями граждан;
Редакционно-издательский отдел;
Управление по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов:
отдел по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики;
отдел по надзору за исполнением природоохранного и земельного законодательства;
отдел по надзору за соблюдением прав и свобод граждан;
Отдел планирования и материально-технического обеспечения;
Отдел финансирования и бухгалтерского учета;
Управление по надзору за исполнением законодательства в войсках, на транспорте и в таможенных органах;
Отдел по надзору за исполнением законодательства о государственной безопасности;
Управление режимно-секретной деятельности и информационных технологий:
отдел секретного делопроизводства;
отдел информационных технологий;
Отдел организации и ведения делопроизводства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Традиционно среди наиболее подверженных коррупционным рискам сфер выделяют: транспорт, сельское хозяйство, строительство, здравоохранение, образование. В 2019 году около 30 долгостроев, объектов незавершенного строительства будут на особом контроле органов прокуратуры, следовательно, работа всех здесь должна быть последовательной, постоянной, но, главное, эффективной.
1 февраля 2019 года Генеральная прокуратура провела координационное совещание по вопросам безопасности гостей и наиболее комфортного формата проведения II Европейских игр, которые пройдут в Минске с 21 по 30 июня 2019 года, где указала на необходимость слаженного и эффективного взаимодействия всех государственных органов, ответственных за организацию борьбы с коррупцией и иными противоправными деяниями.
Среди других существенных и ответственных направлений — координация деятельности, контроль за ходом весенней посевной кампании, где прокуратура традиционно осуществляет надзор за сохранностью государственной собственности, эффективным использованием материально-технической базы, соблюдением трудовой дисциплины совместно с КГК, ОВД. Серьезная работа, в частности Генеральной прокуратурой, проводится и в рамках международного сотрудничества. Республика Беларусь и Китайская Народная Республика подписали программу сотрудничества на 2018–2019 годы, где предусмотрено проведение между генпрокуратурами двух стран семинаров, встреч разного уровня по обмену опытом в области борьбы с терроризмом, экстремизмом, киберпреступностью и коррупцией. Тесное сотрудничество в данном направлении осуществляется с Россией, Молдовой, Грузией, Азербайджаном. Обозначено сотрудничество и с Международной ассоциацией прокуроров — единственной профессиональной организацией, объединяющих прокурорский корпус стран мира.
Таким образом, выделение координации в направлении деятельности работы прокуратуры можно объяснить значимостью влияния результатов этой деятельности на укрепление законности, обеспечение безопасности общества прокурора от преступных проявлений. Вместе с тем координирующую функцию прокуратуры с учетом увеличения количества учтенных коррупционных преступлений в 2018 году нужно совершенствовать.
1. Муравьев, Н. В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности / Н. В. Муравьев. – М., 1889. – 552 с.
2. Берман, Я. Л. Учение о пролетарской диктатуре и советском праве / Я. Л. Берман. – 2-е изд., стер. – М.; Л.: Госиздат, 1929. – 228 с.
3. Карев, Д. С. Советское судоустройство / Д. С. Карев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Госюриздат, 1966. – 312 с.
4. Посвящая себя служению закону и справедливости / сост.: Г. Р. Юнчик, Ю. В. Курьянович, В. В. Романович. – Минск: Друк-С, 2012. – 320 с.
5. Коэн, С. Бухарин: политическая биография, 1888–1938 / С. Коэн; пер. с англ. Е. Четвергова, В. Козловского; общ. ред. и послесл. И. Е. Горелова. – 2-е изд. – М.: Прогресс: Прогресс-Академия, 1992. – 572 с.
6. Кожевников, М. В. История советского суда / М. В. Кожевников. – М.: Юрид. изд-во Минюста СССР, 1946. – 376 с.
7. Моляров, М. На страже закона и законности / М. Моляров, К. Павлищев. – М., 1978. – 208 с.
8. История советской Прокуратуры в важнейших документах. – М.: Государственное издательство юридической литературы, 1952.
9. Мурашкин, Г. А. Органы прокуратуры в механизме советского государства / Г. А. Мурашкин. – Киев, 1972. – 178 с.
10. Рагинский, М. Деятельность прокуратуры в освобожденных районах / М. Рагинский // Советская юстиция, 1985. – № 9. – С. 32–38.
11. Прокуратура Республики Беларусь, 1922–1997 / сост.: О. А. Божелко, В. М. Валюшко. – Минск: Белфранс, 1997. – 213 с.
12. Юхо, Я. А. Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi: вучэб. дапам. / Я. А. Юхо. – Мiнск: РiВШ БГУ, 2000. – 352 с.
13. Довнар, Т. И. Особенности исторической эволюции белорусской государственности / Т. И. Довнар // Теоретико-методологические и конституционные основы развития системы права Республики Беларусь: сб. ст. / Белорус. гос. ун-т. – Минск: Право и экономика, 2011. – С. 14–37.
14. Мартинович, И. И. Избранные труды / И. И. Мартинович. – Минск: Ред. журн. «Промышленно-торговое право», 2016. – 560 с.
15. Бессарабов, В. Г. Прокуратура России в системе государственного контроля. М., 1999. С. 310–311.
16. О прокуратуре Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 8 мая 2007 г., № 220-3 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
17. Государственная программа по борьбе с преступностью и коррупцией на 2017–2019 годы [Электронный ресурс]. URL: https://www.gb.by/novosti/ekonomika/ gosprogramma-po-borbe-s-prestupnostyu-i
18. Белорусское общество в контексте цивилизационно-культурного кода: социологическое измерение / редкол.: И.В. Котляров (гл. ред.) [и др.]. – Минск: Беларус. навука, 2017. – 392 с.
19. Опрос. Изучение ценностей белорусского общества / Кастрычніцкі эканамічны форум; MIA Research [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kef.by/ publications/research/opros-izuchenie-tsennostey-belorusskogo-obshchestva
20. Лаптёнок, А. С. Восприятие гуманитарной составляющей Союзного государства в массовом сознании жителей Беларуси / А. С. Лаптёнок, И. В. Лашук, Е. В. Мартищенкова; Белорус. гос. экон. ун-т; Центр изучения перспектив интеграции. – М.: ЦИПИ, 2018. – 80 с.