Введение
Глава 1. Сущность и структура финансовой системы государства
1.1 Содержание и функции финансов
1.2 Понятие и структура финансовой системы
1.3 Финансовая система Республики Беларусь
Глава 2. Содержание финансовой политики и ее основные элементы
2.1 Понятие финансовой политики государства, ее содержание и
основные задачи
2.2 Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе
2.3 Основные направления и перспективы развития финансовой политики Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Финансы – неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно, важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в условиях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.
Понятие финансовой системы является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия финансы. В каждом государстве существует несколько сфер финансовых отношений, имеющих свои специфические особенности, которые проявляются в формах и методах мобилизации финансовых ресурсов и их использовании.
Сегодня финансовые отношения являются неотъемлемой частью развития общества. Одной из задач государства является проведение финансовой политики, которая направлена на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций.
Большое значение имеет выработка финансового механизма для выполнения финансовой политики. Учет условий в процессе проведения финансовой политики требует выявления соответствующих приемов и методов, необходимых для реализации поставленных задач связанных с социальным обеспечением, регулированием налогов, развитием научно-технического прогресса, решением проблем производственного процесса, обеспечение финансовыми ресурсами целевых программ, развитие хозяйства всех регионов.
Возможности активного воздействия финансовой политики на экономическое развитие, социальный прогресс требуют ее глубокого научного обоснования. Только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Опыт хозяйственного строительства доказывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей, заложенных в экономике.
Вопросы состава, структуры финансовой системы государства остаются дискуссионными и требуют дальнейшей тщательной проработки и обсуждения.
Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе развивается, принимаются некоторые программы, которые должны в перспективе улучшить макроэкономическую обстановку. За последние годы в области финансовой политики произошли серьёзные изменения. Тем не менее, проблема совершенствования финансовой политики с целью наиболее полного удовлетворения существующих потребностей государства по-прежнему стоит очень остро.
Глава 1.
Сущность и структура финансовой системы государства
1.1 Содержание и функции финансов
Исследование финансов, их роли в обществе основывается на двух факторах: на определении сути финансов как общественного явления и на определении их сути как структуризации финансовых отношений путем выделения отдельных составляющих финансов.
Финансы – это система экономических отношений, имеющих денежную форму, носящих распределительный характер и материализуемых в форме финансовых ресурсов, образуемый в распоряжении субъектов хозяйствования и государства и используемых ими на цели расширенного воспроизводства, социального обеспечения и материального стимулирования работающих, а также на другие цели общественного характера [2, с.12].
Термин «финансы» произошел от латинского слова finansia, что в переводе означает денежный платеж [25, с. 3]. Таким образом, финансы непосредственно связаны с деньгами, которые являются обязательным условием их существования. Однако финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги – строго определенная экономическая категория с четко выраженной сущностью и функциями, особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Финансы – определенные экономические отношения, возникающие в момент движения денег, когда происходит их передача или перечисление наличным либо безналичным путем. Финансовые отношения – это, прежде всего, денежные отношения.
Однако не все денежные отношения могут рассматриваться как финансовые. Сфера денежных отношений шире сферы финансовых отношений. Финансы выражают лишь такие денежные отношения, которые связаны с формированием и использованием фондов денежных средств субъектов хозяйствования и государства, т. е. децентрализованных и централизованных фондов денежных средств. Источником указанных фондов является валовой внутренний продукт и национальный доход [14, с. 242].
Представление о финансах как экономической категории видоизменялось. Изначально понятие «финансы» рассматривалось только применительно к формированию и использованию денежных фондов для удовлетворения государственных нужд. Позднее эта экономическая категория получила название «публичные финансы», которые в настоящее время включают в себя государственные и местные финансы (финансы органов местного самоуправления). С развитием крупномасштабного товарного производства совершенствовались методы, способы мобилизации, распределения и использования денежных средств между различными участниками воспроизводственного процесса [13, с. 25].
Глава 2.
Содержание финансовой политики и ее основные элементы
2.1 Понятие финансовой политики государства, ее содержание и основные задачи
В любом обществе государство использует финансы для осуществления стоящих перед ним задач. Важную роль в реализации поставленных задач играет финансовая политика.
Финансовая политика – это составная часть экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития национального хозяйства, определяются общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов [24, с. 28].
В то же время финансовая политика – это относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности [12].
Под финансовой политикой понимают комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства. Финансовая политика государства является лишь средством осуществления его социально-экономической политики и выполняет вспомогательную роль [2, с. 136].
Содержание финансовой политики достаточно сложное, поскольку охватывает широкий комплекс мероприятий – рисунок 2.1 [24, с. 28].
Заключение
На основании вышеизложенного в курсовой работе материала можно сделать следующие выводы.
Финансы как экономическая категория представляет собой систему распределительных денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участвующих в создании совокупного общественного продукта.
Сущность финансов проявляется в их функциях: распределительной, контрольной, регулирующей, стимулирующей, фискальной
Финансовая система представляет собой совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих формирование, распределение (перераспределение) и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, используя налоги, государственный бюджет, государственный кредит и т.д.
Внутри каждой сферы, исходя из специфики финансовых отношений, выделяют звенья. Каждое звено финансовой системы имеет свои конкретные задачи, особую область функционирования.
Основными звеньями финансовой системы выступают: бюджеты различных уровней власти; фонды социального, имущественного и личного страхования; финансы предприятий, учреждений, организаций и населения.
Все сферы финансовой системы взаимодействуют друг с другом, что проявляется в связях их звеньев. Связь, взаимодействие всех звеньев финансовой системы государства в значительной мере достигается посредством управления финансами.
Финансовая система Республики Беларусь призвана обеспечивать воспроизводство и развитие народного хозяйства республики. Она состоит из определенных элементов (звеньев), взаимосвязанных между собой, и выполняет общие для них задачи, определяемые финансовой политикой. В процессе своего функционирования она в той или иной мере взаимодействует с другими элементами, входящими в экономическую систему государства.
Содержание финансовой политики многогранно и определяется единством трех основных звеньев: разработкой общей концепции финансовой политики, определением ее основных направлений, целей, главных задач; созданием адекватного финансового механизма; управлением финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
Для реализации финансовой политики, успешного ее проведения в жизнь используется финансовый механизм, который представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Каждая сфера и отдельное звено финансового механизма являются
1. Абрамчик, Л.Я. Финансовое право: учеб.-метод. пособие / Л.Я. Абрамчик. – Гродно: ГрГУ, 2012. – 129 с.
2. Барулин, С. В. Финансы : учеб. для вузов / С. В. Барулин. – М. : КноРус, 2011. – 640 с.
3. Богдан, Ю. А. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь: цели, инструменты, эффективность / Ю. А. Богдан // сб. науч. статей. Вып. 10: в 2-х т. Т. 2 / cост. Д. Н. Романов; под общ. ред. В. Г. Шадурского. – Минск : Издательство «Четыре четверти», 2013. – 262 с.
4. Бондарь, Т. Е. О необходимости переосмысления распределительной концепции сущности финансов / Т. Е. Бондарь // Сацыяльна-эканамічныя і прававыя даследаванні. – 2015. – № 2. – С. 234-243.
5. Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-З : принят Палатой представителей 17 июня 2008 года : одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года (в ред. Закона Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 97-З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
6. Конференция "Бюджетно-финансовая система Республики Беларусь: состояние и перспективы развития" // Страхование в Беларуси. – 2014. – № 7. – С. 6-7.
7. Воробей, Г.А. Комментарий к Бюджетному кодексу Республики Беларусь / Г.А. Воробей. – Минск: Амалфея, 2010. – 262 с.
8. Воробей, Г.А. Финансовое право Республики Беларусь : конспект лекций / Г.А. Воробей, В.Д. Яковлева. – Минск: Амалфея, 2012. – 144 с.
9. Гусаков, Б. И. Поиски стратегии для белорусской экономики / Б. И. Гусаков // Главный экономист.– 2015. – № 4. – С. 65–73.
10. Деева, А. И. Финансы и кредит : учеб. пособие для вузов / А.И. Деева. – М. : КНОРУС, 2015. – 536 с.
11. Колесов, А. С. О сущности эффективности финансовой политики / А. С. Колесов // Финансы. – 2012. – № 9. – С. 57–60.
12. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика [ Электронный ресурс] : электрон. учеб. курс / В.Г. Когденко, М.В. Мельник, И.Л. Быковников. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
13. Купцов, М. М. Денежное обращение, финансы, кредит и налоговая система : учеб. пособие для вузов / М. М. Купцов. – М. : РИОР, 2013. – 121 с.
14. Макроэкономика : учеб. пособие для студентов заочной и дистанционной форм образования / Т. С. Алексеенко [и др.]; под ред. Л. П. Зеньковой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2013. – 446 с.
15. Малис, Н. И. Совершенствование налогового механизма – путь к повышению доходов бюджета / Н. И. Малис // Финансы. –2014. – № 4. – С. 32-36.
16. Матяс, А. Н. Отдельные проблемы формирования и исполнения бюджета РБ / А. Н. Матяс // Белорусский банковский бюллетень. – 2015. –№ 39 (242). – C. 44-46.
17. О мерах по предупреждению социального иждивенчества: Декрет Президента Респ. Беларусь от 02 апр. 2015 г. № 3 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2015. – № 11. – С. 3–12.
18. О республиканском бюджете на 2016 год: Закон Республики Беларусь от 31.12.2015 № 341-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
19. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload /bp/doklad/2015/ys2015.pdf – Дата доступа: 05.06.2016.
20. Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru. – Дата доступа: 17.01.2016.
21. Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by. – Дата доступа: 17.01.2016.
22. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by. – Дата доступа: 17.01.2016.
23. Проект Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
24. Рудый, К. Финансовая политика государства: теоретические аспекты, приоритеты реализации / К. Рудый // Финансы, учет, аудит. – 2013. – №5. – С. 28-30.
25. Финансы и финансовый рынок : учеб. пособие для вузов / Г.Е. Кобринский, М.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь [и др.] ; под ред. Г.Е. Кобринского, М.К. Фисенко. – Минск. : Выш. шк., 2011. – 343 с.