Государственный бюджет − централизованный фонд денежных средств, который республика использует на финансирование мероприятий по развитию экономики, оборону, содержание органов государственного управления и на другие цели. В условиях рынка расширяются взаимоотношения предприятий и фирм различных форм собственности с бюджетом. В Республике Беларусь создана налоговая служба, призванная осуществлять контроль за правильностью исчисления сумм платежей и своевременностью их перечисления в доход государственного бюджета.
Законодательством республики предусмотрены широкие права Министерства по налогам и сборам. В частности, оно имеет право применять к предприятиям и фирмам финансовые санкции в виде взыскания всей суммы сокрытой или заниженной прибыли (дохода) либо суммы налога за иной сокрытый (неучтенный) объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы; при повторном нарушении – штрафа в двойном размере, а также взыскание определенного процента от причитающихся сумм налогов или других обязательных платежей за отсутствие учета прибыли (дохода), ведение этого учета с нарушением установленного порядка, за не предоставление либо несвоевременное предоставление налоговых деклараций, отчетов, расчетов и других документов, необходимых для исчисления и уплаты и других обязательных платежей.
Актуальность темы курсовой работы – «Ревизия (аудит) расчетов с бюджетом по налогам и неналоговым платежам» − заключается в том, что своевременное и точное проведение ревизионных проверок расчетов с бюджетом по налогам поможет предприятию избежать финансовых потерь, связанных с санкциями, налагаемыми налоговыми службами ввиду неправильного исчисления и несвоевременного перечисления платежей в бюджет. В связи с этим особенно тщательно необходимо проверить правильность составления соответствующих расчетов платежей в бюджет и внебюджетные фонды и своевременность их перечисления в соответствии с существующим в республике законодательством.
Цель данной курсовой работы – проведение ревизии и аудита расчетов с бюджетом по налогам и неналоговым платежам на материалах УП РЖЭУ №1 Фрунзенского района г. Минска.
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
- изучить задачи и источники ревизии;
- исследовать порядок проверки полноты и своевременности расчетов с бюджетом по НДС и акцизам;
- изучить методику ревизии расчетов с бюджетом по налогам, относимым на себестоимость продукции;
- изучить методику ревизии расчетов с бюджетом по налогам, уплачиваемым за счет балансовой прибыли;
- изучить методику ревизии расчетов с бюджетом по подоходному налогу с физических лиц;
Ревизия является частью финансового аудита, основная цель которой – проверить законность проводимых финансовых операций в компании и их правильное отражение на счетах бухгалтерского учета. Ревизию проводят как независимые контролирующие органы, так и сотрудники, входящие в штат компании. Анализу подвергаются первичные бухгалтерские документы, денежные средства, имущество, ценные бумаги, разнообразные формы отчетности. Ревизия, проводимая собственными силами компании, позволяет выявить и устранить в будущем недостатки, которые возникают в ходе осуществления сотрудниками своей работы. Эта деятельность способна повысить эффективность внутреннего контроля на предприятии.
При проведении проверки расчетов с бюджетом по налогам и сборам можно выделить следующие основные цели:
− установление правильности определения налоговых баз и точности расчетов сумм налогов, подлежащих к уплате при составлении налоговых деклараций;
− подтверждение соответствия финансовых и хозяйственных операций действующему налоговому законодательству [3, с. 174].
Задачами проверки расчетов организации по налогам и сборам являются:
− полнота определения налоговой базы;
− обоснованность не включения в налоговую базу сумм, не подлежащих налогообложению;
− обоснованность применения налоговых льгот;
− правильность применения налоговой ставки и исчисления налога;
− правильность применения тарифов и исчисления взносов;
− своевременность и правильность уплаты налогов и взносов;
− правильность заполнения налоговой декларации и своевременность представления их в налоговый орган;
− своевременность представления отчетов;
− ведение налогового учета сумм начисленного налога и сумм начисленных взносов по каждому работнику;
− наличие инвентаризации (сверки) расчетов по налогам и взносам с налоговыми органами и фондами;
−соответствие отраженной в отчетности задолженности по налогам и взносам данным учетных регистров и инвентаризации (сверки) [20, с. 268].
Источниками информации для выполнения поставленных цели и задач проверки являются: учредительные документы, свидетельство о присвоении УНП, учетная и отчетная документация по бухгалтерскому и налоговому учету, Регистр доходов от реализации товаров (работ, услуг), Регистр расходов по производству товаров (работ, услуг), Регистр доходов от внереализационных операций, Регистр внереализационных расходов, Регистр доходов, полученных из-за рубежа, Регистр расходов, относящихся к доходам, полученных из-за рубежа, Регистр расчетных корректировок, книга покупок,
При проверке расчетов УП РЖЭУ №1 Фрунзенского района г. Минска с бюджетом по НДС необходимо выявить ошибки, связанные с тем, что организация иногда ошибочно не начисляет НДС либо, наоборот, начисляет налог. Выявление вышеуказанных ошибок при проверке объекта налогообложения может осуществляться путем просмотра данных аналитического бухгалтерского учета по движению товарно−материальных ценностей; ознакомления с содержанием отдельных договоров, в том числе договоров дарения, безвозмездной передачи, актов выполненных строительно−монтажных работ, учредительных договоров и так далее.
Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной и надзорной деятельности в Республике Беларусь» (в ред. Указа от от 4 июня 2015 г., № 231) [18] устанавливает отдельные положения, конкретизирующие нормы проведения ревизионных проверок.
Согласно книге учета проверок УП РЖЭУ №1 Фрунзенского района г. Минска (Приложение 1) ранее контроль осуществляли следующие уполномоченные организации: Фрунзенский районный отдел по чрезвычайным ситуациям, апрель 2014 года, вид проверки: контрольная, по результатам составлен акт; Минская городская организация белорусского профсоюза работников местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий, август 2015 года, вид проверки: плановая, по результатам составлено представление; Прокуратура Фрунзенского района г. Минска, сентябрь 2015 года, вид проверки: плановая, по результатам составлен акт.
В исследуемой организации имеется свидетельство о государственной регистрации №100006722 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (Приложение 2).
Учет расчетов по налогам, сборам и другим обязательным платежам, уплачиваемым из выручки, в УП РЖЭУ №1 Фрунзенского района г. Минска ведется на субсчете 2 «Налоги из выручки», открываемом к счету 68 «Расчеты с бюджетом».
На субсчете 68−2 «Налоги из выручки» учитывают расчеты по НДС, налогу при упрощенной системе налогообложения (УСН). В учете на каждый вид налога,− уплачиваемый из выручки открывается отдельный аналитический счет.
Объектами налогообложения налогом НДС признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь.
В частности в рамках осуществления основного вида деятельности УП РЖЭУ №1 Фрунзенского района г. Минска объектами налогообложения признаются доходы от оказания услуг по распиловке и строганию древесины, пропитке древесины; производству столярных изделий; производству сборных конструкций и их деталей из дерева; монтажу металлических строительных
Для проверки расчетов УП РЖЭУ №1 Фрунзенского района г. Минска с бюджетом по налогам, относимым на себестоимость продукции необходимо, прежде всего, определить все ли установленные законодательством платежи учитываются в бухгалтерском учете. К налогам и сборам, учитываемым в составе себестоимости продукции относятся:
1 налог на использование природных ресурсов (экологический налог);
2 платежи за землю;
3 отчисления в фонд социальной защиты населения;
4 отчисления на личное страхование;
5 отчисления в инновационные фонды;
6 плата за размещение отходов.
На УП РЖЭУ №1 Фрунзенского района г. Минска в себестоимость включаются налоги, указанные в п.1, 2, 3 и 4.
Базой для исчисления страховых взносов являются фактически начисленные суммы всех видов выплат в денежном и (или) натуральном выражении в пользу работников за истекший месяц, но не менее величины утверждаемого в установленном порядке бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Страховые взносы выплачиваются один раз в день выплаты заработной платы.
Перечисление взносов в ФСЗН и отчислений на личное страхование осуществляется не реже двух раз в месяц, в дни выплаты заработной платы за первую и вторую половину месяца. Окончательный расчет по платежам за истекший месяц производится не позднее дня, установленного для выплаты заработной платы за вторую половину месяца. В таком же порядке плательщики начисляют и удерживают обязательные страховые взносы с работающих граждан, в том числе работающих пенсионеров.
Плательщиками экологического налога являются субъекты хозяйствования занимающиеся: либо добычей природных ресурсов, либо переработкой нефти или нефтепродуктов, либо их деятельность связана с выбросами загрязняющих веществ в окружающую среду. УП РЖЭУ №1 Фрунзенского района г. Минска платит данный налог за выброс загрязняющих веществ в окружающую среду.
Целью платы за землю является обеспечение экономическими методами рационального использования земель, формирование средств для осуществления мероприятий по землеустройству, повышению качества земель и их охране, а также социальному развитию территории.
Плата за землю обязательна для всех землевладельцев, землепользователей, в том числе арендаторов, и собственников земли, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Плата за землю взимается ежегодно в формах земельного налога или арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, арендодателями которых являются сельские, поселковые,
За анализируемый период в УП РЖЭУ №1 Фрунзенского района г. Минска из прибыли были произведены следующие выплаты:
− налог на недвижимость (0,25%);
− налог на прибыль (18%).
Налог на недвижимость исчисляется налоговым органом физическим лицам исходя из оценки принадлежащих им зданий и сооружений, порядок определения которой установлен Положением о порядке оценки принадлежащих физическим лицам зданий и сооружений, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 28.03.2008 № 187 (в редакции от 22 октября 2012 г. № 480) [17].
Объектами налогообложения по налогу на недвижимость признаются:
− здания и сооружения, в том числе не завершенные строительством, являющиеся собственностью или находящиеся во владении, в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков−организаций;
− здания и сооружения, в том числе не завершенные строительством, включая жилые дома, садовые домики, дачи, жилые помещения (квартиры, комнаты), хозяйственные постройки, принадлежащие плательщикам – физическим лицам;
− здания и сооружения, взятые в аренду (лизинг) индивидуальными предпринимателями, признаваемыми плательщиками налога.
Положением установлено, что оценка зданий и сооружений для исчисления налога на недвижимость производится налоговыми органами путем индексации стоимости зданий и сооружений, примененной в качестве объекта налогообложения в предыдущем году, с использованием коэффициентов переоценки зданий и сооружений исходя из расчетной стоимости 1м2 типового здания или сооружения на начало года и общей площади оцениваемого здания либо сооружения, учитывая коэффициенты качества среды и коэффициенты типа населенного пункта – при отсутствии оценочной стоимости здания или сооружения.
Стоимость основных фондов приводится в расчете стоимости чистых активов (Приложение 9).
Расчетная стоимость 1 м2 типового здания или сооружения на начало года ежегодно утверждается местными исполнительными комитетами и не позднее 1 марта текущего года представляется ими в налоговые органы.
Уплата налога плательщиками – физическими лицами производится на основании извещения налогового органа не позднее 15 ноября текущего года. В случае вручения такого извещения по истечении установленного срока уплаты, налог на недвижимость уплачивается не позднее тридцати дней с момента вручения извещения.
Налоговой базой налога на прибыль признается денежное выражение валовой прибыли. Прибыль организаций облагается налогом по ставке 18% процентов. Расчет налога производится в налоговой декларации по налогу на
«Удержания из заработной платы могут производиться только в случаях, предусмотренных законодательством» (часть первая статьи 107 Трудового кодекса Республики Беларусь (в ред. Закона от 15 июл. 2015 г., № 305-З)) [22]. Должностным лицам нанимателя следует знать все нормы законодательства о труде, регулирующие удержания из заработной платы работника, поскольку их несоблюдение может привести не только к возврату незаконно удержанных сумм, но и к привлечению виновных должностных лиц к административной ответственности, предусмотренной частью четвертой статьи 9.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (в ред. Закона от 4 января 2016 г. № 351-З) [7].
Основными видами удержаний из заработной платы, распространяющимися на всех работников, являются: подоходный налог и взносы в Фонд социальной защиты населения.
Основные положения по расчету и удержанию подоходного налога определены в Налоговом кодексе Республики Беларусь (в ред. Закона от 30 декабря 2015 г. № 343-З) [9, 10].
Подоходный налог исчисляется исходя из суммы начисленных работнику выплат за минусом налоговых льгот, утвержденных в Особенной части Налогового Кодекса.
Сумма подоходного налога по каждому работнику указана в карточке лицевого учета. В качестве примера приведем карточку лицевого счета Козявкина Г.А. (Приложение 12), в которой указаны: сумма заработной платы до проведения удержаний за январь−март 2015 года, суммы налогооблагаемых выплат, сумма налоговых вычетов и непосредственно сумма самого налога.
В данном примере налоговой базой выступила сумма начисленной заработной платы – 2523200 р., налоговых вычетов у данного работника нет, следовательно сумма налога к уплате составляет 3523200×13/100=328016 р. Подоходный налог перечисляется в полном объеме в момент выплаты работнику причитающихся сумм.
Учет подоходного налога ведется в УП РЖЭУ №1 Фрунзенского района г. Минска на субсчете 4 «Налог на доходы физических лиц» счета 68 «Расчеты с бюджетом».
Данный счет в нашем примере кредитуется на сумму начисленного налога в корреспонденции с дебетом счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» на сумму 328016 р. По дебету счету 68/4 отражаются выплаченные суммы подоходного налога в корреспонденции с кредитом счета 51 «Расчетный счет» на ту же сумму.
Обороты по счету 68/4 обобщаются в Главной книге (Приложение 7), в которой приводят обороты, а также сальдо по счету на начало и конец периода.
Общий оборот по дебету по налогу с физических лиц составляет
Применение вычислительной техники в учетном процессе вносит существенные изменения в систему источников информации про объект, который поддается ревизии.
При ручной обработки информации, данные про объект ревизии отображены в первичных документах и учетных регистрах, которые составляются вручную. Бумага является основой для фиксации данных, а информация, которая в документах, - воспринимается визуально. Ревизор может ее проверить без какого-либо бумажного носителя информации создаются и электронные носители. Чтобы провести проверку, ревизор должен знать, как получить и обработать данные, которые хранятся на электронных носителях информации.
При проведении комплексной ревизии в условиях компьютеров для обработки учетной информации к составу ревизионной комиссии рекомендуется включать специалиста по технологии компьютерной обработки экономической информации. Это необходимо для выявления « слабых» мест в программе с контрольных полиций, возможных ошибок и прочее. В ряде случаев, например, при наличие информации о перекручивании в программе с целью осуществления злоупотребления, в состав комиссии целесообразно включить программиста.
Основные направления взаимодействия ревизора с экспертом о системах компьютерной обработки данных следующие:
1. оценка законности приобретения программного обеспечения, которое функционирует в системе компьютерной обработки данных экономического субъекта,
2. оценка надежности системы компьютерной обработки информации в целом,
3. проверка правильности и надежности алгоритмов расчетов,
4. формирование на компьютере необходимых ревизору регистров аналитического учета и отчетности.
При проведении ревизии в условиях автоматизированной обработки учетной информации ревизорам по индивидуальным заданиям рекомендуется включать вопросы по проверке программы, правильности обработки информации и т. д. Данные этих проверок должны найти отображения в соответствующих разделах акта ревизии.
На практике применяются разные способы документального оформления хозяйственных и финансовых операций, в частности передача исходной информации к компьютеру непосредственно разнообразными датчиками, производственным оборудованием, электронными весами, кассовыми аппаратами. При этом значительно сокращаются потоки первичной документации с сохранением принципа современного документирования хозяйственных и финансовых операций.
При проведении ревизии в условиях компьютерной обработки данных сохраняется ее цель и основные элементы методологии. Но среда компьютерной
Цель и задачи проверки расчетов по налогам и сборам заключаются в контроле каждого этапа исчисления и уплаты взносов и отражения их в учете. В целом эффективность контрольно-ревизионной работы во многом зависит не только от знания методов проверки, но и от правильного их сочетания в соответствии с поставленными задачами. От достоверности, полноты и своевременности источников информации, предоставляемых организацией, проверяющим напрямую зависит качество, эффективность и результаты контроля расчетов с бюджетом.
Согласно книге учета проверок УП РЖЭУ №1 Фрунзенского района г. Минска ранее контроль осуществляли следующие уполномоченные организации: Фрунзенский районный отдел по чрезвычайным ситуациям, апрель 2014 года, вид проверки: контрольная, по результатам составлен акт; Минская городская организация белорусского профсоюза работников местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий, август 2015 года, вид проверки: плановая, по результатам составлено представление; Прокуратура Фрунзенского района г. Минска, сентябрь 2015 года, вид проверки: плановая, по результатам составлен акт.
На субсчете 68−2 «Налоги из выручки» учитывают расчеты по НДС, налогу при упрощенной системе налогообложения (УСН). В учете на каждый вид налога,− уплачиваемый из выручки открывается отдельный аналитический счет. Ставка НДС на услуги, предоставляемые организацией, составляет 20%.
В частности в рамках осуществления основного вида деятельности УП РЖЭУ №1 Фрунзенского района г. Минска объектами налогообложения признаются доходы от оказания услуг по распиловке и строганию древесины, пропитке древесины; производству столярных изделий; производству сборных конструкций и их деталей из дерева; монтажу металлических строительных конструкций собственного производства; производству водосточных желобов, крюков и аналогичных изделий, применяемых в строительстве; теплоснабжение; строительство; земляные работы и др.
Налогами, уплачиваемыми из выручки в УП РЖЭУ №1 Фрунзенского района г. Минска являются НДС и налог при упрощенной системе налогообложения. Своевременный и точный учет расчетов с бюджетом и по налогам и сборам поможет организации избежать финансовых потерь, связанных с санкциями ввиду неправильного исчисления и несвоевременного перечисления платежей в бюджет. Нарушений законодательства и ошибок по данному участку учета не выявлено.
На УП РЖЭУ №1 Фрунзенского района г. Минска в себестоимость включаются налоги: налог на использование природных ресурсов (экологический налог); платежи за землю; отчисления в фонд социальной защиты населения; отчисления на личное страхование. При проверке учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам, относимым на себестоимость продукции нарушений выявлено не было.
1. Адаменкова С.И. Налоги и их применение в финансово−экономических расчетах, ценообразовании (теория, практика) / С.И. Адаменко. Мн.; Элайда, 2015. – 568с.
2. Василенко, В. А. Пути совершенствования контрольной деятельности / Вячеслав Василенко // Финансы, учет, аудит. - 2015. — № 5. — С. 31—33.
3. Данилкова, С.А. Ревизия и контроль : учеб. для ссузов / C.А. Данилкова. - Минск : РИПО, 2014. - 359 с.
4. Заяц Н.Е. Налоги и налогообложение: учебник / Н.Е. Заяц. − Минск: Высш.шк., 2013. – 320 с.
5. Инструкция о порядке составления бухгалтерской отчетности : утв. постановлением М-ва финансов Респ. Беларусь от 31 окт. 2011 г., № 111: в ред. Постановления от 10 дек. 2013 г., № 84 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2013. – № 11. – 8/24675.
6. Карякина О.А. Налоги и налогообложение / О.А.Карякина. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2014. – 232 с.
7. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: закон Республики Беларусь от 21 апреля 2003 г. № 194-З: в ред. Закона от 4 января 2016 г. № 351-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2016. – № 63. – 2/946.
8. Лемеш, В.Н. Ревизия и аудит. Практикум : учеб. пособие для вузов / В.Н. Лемеш. - Мн. : Изд-во Гревцова, 2010. - 424 с.
9. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Общая часть : закон Респ. Беларусь от 19 дек. 2002 г., № 166-З : в ред. Закона от 30 декабря 2015 г. № 343-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. – № 4. – 2/920.
10. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Особенная часть : закон Респ. Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 71-З: в ред. Закона от 30 декабря 2015 г. № 343-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2015. – № 4. – 2/1623.
11. Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки» : утв. постановлением М-ва финансов Респ. Беларусь от 10 дек. 2013 г., № 80 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. – 8/28368.
12. Новик, С. Предписание об устранении нарушений — итоговый документ проведения проверок / Светлана Новик // Государственный контроль: анализ, практика, комментарии. - 2015. — № 1. — С. 43.
13. Об округлении сумм налогов, сборов (пошлин), пеней, штрафов, уплаченных наличными денежными средствами: Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 18 февраля 2003 г. № 13: в ред. Постановления от 11 июня 2015 г. № 12 // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2015. – №27. – 8/9163.
14. О бухгалтерском учете и отчетности : Закон Респ. Беларусь от 12.07.2013 г. № 57 –З: в ред. Закона Республики Беларусь от 4 июня 2015 года №268-З // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2015. - № 4 – 2/1624.
15. О взимании налога на добавленную стоимость: Указ Президента Республики Беларусь от 26 февраля 2015 г. № 99: в ред. Указа от 17 декабря 2015 г. № 489 // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2015. – № 1/15670.
16. Об утверждении перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» : постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 25.01.1999 г. № 115: в ред. Постановления от 23 июл. 2014 г. №718 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. –5/134.
17. Об утверждении Положения о порядке оценки принадлежащих физическим лицам зданий и сооружений: Указ Президента Республики Беларусь от 28.03.2008 № 187: в редакции от 22 октября 2012 г. № 480// Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь . – 2012. – № 1/9582.
18. О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь : указ Президента Респ. Беларусь от 16 окт. 2009 г., № 510: в ред. Указа от от 4 июня 2015 г., № 231// Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2015. – №253. – 1/11062.
19. О страховой деятельности: Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530: в редакции Указа от 17 декабря 2015 г. № 495// Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь . – 2015. – № 1/7866.
20. Пупко, Г.М. Аудит и ревизия : учеб. для вузов / Г.М. Пупко. - Мн. : Книжный Дом, 2005. - 512 с.
21. Судник Н. Новации в налоговом законодательстве в 2014 году / Н. Судник // Главный бухгалтер. – 2014. – № 2 . – С.15 – 18.
22. Трудовой кодекс Республики Беларусь : закон Респ. Беларусь от 26 июл. 199 г., № 296-З: в ред. Закона от 15 июл. 2015 г., № 305-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2015.–2/70.
23. Хмельницкий, В.А. Ревизия и аудит : учеб. пособие для вузов / В.А. Хмельницкий, Т.А. Гринь. - Мн. : БГЭУ, 2011. - 473 с.