Введение
Глава 1. Социальная защита: сущность, цели, объекты и субъекты
Глава 2. Принципы, формы, методы реализации социальной защиты населения
Глава 3. Политика социальной защиты в Республике Беларусь, проблемы ее реализации, направления совершенствования
Заключение
Список использованных источников
Введение
Одной из важнейших составляющих социальной политики является социальная защита населения – система принципов, нормативов и мер, используемых государством при создании и регулировании условий, обеспечивающих неотъемлемые и общепризнанные социальные права человека в ситуациях социального риска. Под социальным риском понимается событие в жизни человека, наступление которого приводит к утрате его способности к труду (полностью или частично) и, как следствие, заработка как источника средств существования. К числу социальных рисков относят: материнство, беременность и роды, содержание детей, болезнь, инвалидность, старость, потерю работы или кормильца, трудовое увечье или профессиональное заболевание, чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера.
Основной целью функционирования любой экономической системы несомненно является создание качественных условий для жизни и устойчивой трудовой деятельности населения, а также ликвидация бедности и социального неравенства. Однако устойчивое социально-экономическое развитие невозможно без эффективной социальной политики, которая может проводиться на разных уровнях экономической деятельности. При всей кажущейся ясности необходимости наличия такой политики нужно решить, с помощью какой именно социальной политики, каких методов и механизмов общество может без социальной напряженности и конфликтов быстро осуществить рыночные преобразования, какова роль государства в этих процессах, зависит ли стабильность общества от социальных проблем, является ли она необходимой базой для успешного развития экономики, как осуществляют социальную политику европейские государства. Главным образом, именно эти вопросы и проблемы обусловливают актуальность выбора этой темы для курсовой работы. Социальная защита реализуется путем выплаты различных денежных пособий, пенсий и т.д.
Вместе с тем улучшение социального обеспечения, совершенствование системы здравоохранения и образования, уменьшение социального неравенства требуют стабильных темпов экономического роста, повышения эффективности экономики как материально-финансовой основы преобразований в социальной сфере.
Для Республики Беларусь вопрос социальной политики, политики социальных гарантий и защиты, политики регулирования доходов населения является как никогда актуальным. Согласно Конституции Республики Беларусь наше государство является социальным, что подразумевает высокие социальные расходы государства на нужды общества.
Актуальность исследования вопросов организации социальной защиты населения обусловлена целым рядом факторов. В период трансформации белорусского общества, его перехода к рынку, вопросы обеспечения социальной защищенности населения страны приобрели особую остроту в связи с высоким уровнем бедности белорусов. Последствия мирового финансового кризиса, уже
Глава 1. Социальная защита: сущность, цели, объекты и субъекты
Система социальной защиты – это сфера жизненно важных интересов населения. Ее качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального и экономического развития государства и общества. Право на социальную защиту – это признанная международным сообществом и гарантированная государством возможность человека удовлетворять свои физиологические, социальные и духовные потребности в объеме, необходимом для поддержания достойной жизни. Таким образом, система социальной защиты предполагает обеспечение минимальных жизненных стандартов для всех членов общества. Теоретическое обоснование такого подхода было предложено Дж.Роулзом, который полагал, что если человеку не дано предвидеть свое будущее, то он должен быть защищен от разного рода социальных и экономических рисков путем участия в системе страхования, организованной государством. Следовательно, организация системы социальной защиты является одной из важнейших функций государства.
Термин «социальная защита» был впервые применен в Законе о социальной защите США в 1935 г., который определил новый для этой страны институт обязательного страхования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы. Вскоре данный термин стал широко применяться во многих странах мира и Международной организацией труда, так как он просто и достаточно однозначно выражал сущность проблемы по организации национальных программ и систем помощи престарелым и нетрудоспособным. В дальнейшем рамки этого определения значительно расширились, а в качестве субъектов социальной защиты добавились такие категории, как малообеспеченные семьи, люди, пострадавшие от военных действий, природных и техногенных катастроф и другие.
Система социальной защиты населения является одним из институтов реализации социально-экономической политики, цель которой состоит в обеспечении социальной стабильности и устойчивого экономического развития общества. Для достижения этой цели необходим эффективный механизм защиты трудоспособного населения от социальных рисков. Социальными рисками являются: болезнь, инвалидность, потеря кормильца, травматизм, безработица, миграция, потеря жилья, старость, бедность и им может быть подвержен любой человек в течение своей жизни [36].
Наличие системы социальной защиты населения характерно практически для всех стран. Необходимость в ней для конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, при которых человек не в состоянии своим трудом создать условия, обеспечивающие ему основные жизненные потребности. Эти обстоятельства многооспектны. С одной стороны они связаны:
- с полной, частичной, временной или постоянной потерей трудоспособности из-за болезни или по возрасту;
Глава 2. Принципы, формы, методы реализации социальной защиты населения
Основными принципами социальной защиты населения являются гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности.
Важнейшими принципами социальной защиты являются гуманизм и социальная справедливость. Справедливость и гуманизм в социальной защите – это обеспечение на правовой основе всем членам общества, всем слоям и группам населения равнодоступных защитных гарантий и благ с учетом трудового вклада. А это означает, что создание социальной защиты населения тесно связано с построением правового, демократического государства, в котором потенциальные возможности обретения равнодоступных защитных гарантий и благ исключают пассивное ожидание помощи и стимулирование иждивенческих настроений отдельных членов общества.
Система социальной защиты основывается на принципах системности и комплексности. Она создается как упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов, как целостное образование, составленное из частей, как комплекс взаимосвязанных структурных элементов, которые в процессе интеграции образуют определенную целостность. С системностью в организации и содержании социальной защиты тесно связана комплексность, то есть обеспечение тесного единства всего комплекса мер экономичного, социального, правового и другого характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня социальной защиты.
На основе комплексного подхода удается увязать решение социальной защиты с реализацией целей социальной и экономической политики государства, наиболее эффективно защитить тех, кому угрожает переход за черту бедности, кто оказался в трудной жизненной ситуации, превратить социальную защиту в фактор стабилизации экономического и социального развития.
Огромное значение имеет принцип превентивных мер по социальной защите, который означает, что следует предупреждать причины социального неблагополучия, вскрывать их на самой начальной стадии формирования и устранять. Превентивность – это не только и не столько упреждающие компенсации в денежной и натуральной форме малообеспеченным группам населения при повышении цен или иных социальных потрясениях, а прежде всего создание таких условий, когда люди сами могут справиться со сложной жизненной ситуацией, использовать личные ресурсы на случай возникновения социальных рисков: старости, болезни, безработицы.
Благодаря принципу адресно удается достичь главное – помочь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, поощрить и поддержать их социальную инициативу и активность, их стремление самостоятельно разрешать возникшие проблемы.
Принцип адаптивности системы социальной защиты населения означает, что она должна предусматривать упреждающий пересмотр социальных
Глава 3. Политика социальной защиты в Республике Беларусь, проблемы ее реализации, направления совершенствования
Беларусь переживает сегодня процесс трансформации социально-экономических и социально-трудовых отношений, сформированных в условиях административно-командной системы. Наша страна делает попытку создать современную эффективную систему отношений и приблизиться к уровню жизни населения в экономически развитых европейских государствах.
Выступая важнейшим амортизатором накопившихся социальных проблем и противоречий, социальная политика должна не только смягчить негативные социальные процессы, но и помочь населению адаптироваться к новым условиям, способствовать сохранению социальной поддержки реформ, реализовать позитивные сдвиги в экономике.
Социальная политика Республики Беларусь направлена на повышение уровня и качества жизни населения, создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг [26].
Социальная политика Республики Беларусь находит отражение в соответствующих программных и прогнозных документах.
Направления развития социальной политики на долгосрочную перспективу отражены в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь (на 15 лет), Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь (на 10 лет), на среднесрочную перспективу – в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет; на краткосрочную перспективу – в годовом прогнозе социально-экономического развития Республики Беларусь.
Государственная политика в социальной сфере основывается на сохранении наиболее ценного, использовании в новых условиях принципа социальной справедливости, который выражается в адресной социальной политике, социальных гарантиях, особенно по отношению к молодежи, старикам, жителям территорий, пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы.
Важнейшими путями реализации задач социальной политики в Республике Беларусь являются:
- повышение эффективности занятости населения на основе модернизации и ввода новых рабочих мест;
- постепенное приближение страны по уровню заработной платы к развитым европейским государствам;
- укрепление здоровья, увеличение рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни населения;
- повышение интеллектуального и культурного потенциала нации;
- улучшение качества и обеспечение доступности социальных услуг независимо от места жительства.
Заключение
Подведем итоги курсовой работы. Социальная политика занимает важное место в экономике, так как ее главными целями являются повышение общественного благосостояния, улучшение качества жизни народа и обеспечение социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе. В основу социальной политики положен принцип социальной справедливости, что в самом общем плане означает удовлетворение насущных потребностей человека и справедливое распределение материальных ресурсов, то есть обеспечивается создание равных возможностей на начальном этапе, защита лиц или групп лиц, находящихся в неблагоприятном положении, и происходит обеспечение сбалансированности в таких областях, как вознаграждение, потребление и извлечение прибыли.
Структура социальной политики представлена следующими направлениями: политикой обеспечения занятости; политикой регулирования доходов населения; политикой защиты здоровья и экологической безопасности населения и политикой социальной защиты и социальных гарантий. Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума. Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.
Основой для формирования гибкой системы социальной защиты, которая позволит предупреждать возможные факторы социально риска и обеспечит соблюдение важнейших социальных прав членов общества, является система минимальных социальных стандартов. Формирование и применение социальных стандартов осуществляется на основе общедоступности социальной защиты и услуг; целевого и адресного финансирования; широкой информативности граждан о социальных стандартах. Результативность социальной политики можно оценить при помощи следующих параметров: уровня и качества жизни, которые достаточно сложны в расчете. Поэтому в последнее время рекомендуется использовать такой показатель, как ИРЧП – индекс развития человеческого потенциала. ИРЧП, определяемый как среднеарифметическая величина трех индексов: уровня образования; реального ВВП на душу населения; ожидаемой продолжительности жизни. Неравенство в распределении доходов населения можно измерить, используя кривую Лоренца, которая выражает зависимость между населением и получаемыми им доходами. Такое неравенство вызвано рядом причин, в числе которых находятся различия людей в способностях с рождения, различия во владении собственностью, в образовательном уровне, а также наличие такого фактора, как везение.
Рассматривая политику регулирования доходов населения Республики Беларусь, отметим, что, во-первых, переход на рыночные отношения сопровождается трансформацией структуры денежных доходов населения: расширяется круг их источников, наряду с оплатой труда появились доходы от собственности, продажи недвижимости, предпринимательской деятельности. Тем
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З: с изм. и доп.: текст по состоянию на 15 июля 2015 г. // Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэсп. Беларусь. – 1999. – № 7-9. – ст. 101.
2. О пенсионном обеспечении: Закон Респ. Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII: с изм. и доп.: текст по состоянию на 4 июня 2015 г. // Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэсп. Беларусь. – 1992. – № 17. – ст. 275.
3. Об основах государственного социального страхования: Закон Республики Беларусь от 31 января 1995 г. № 3563-XII: с изм. и доп.: текст по состоянию на 30 декабря 2011 г. // Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэсп. Беларусь. – 1995. – № 14. – ст. 138.
4. Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 29 февраля 1996 г. № 138-XІІІ: с изм. и доп.: текст по состоянию на 14 июля 2014 г.// Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэсп. Беларусь. – 1996. – № 7. – ст. 93.
5. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 5 мая 1998 г. № 157-З // Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэсп. Беларусь. – 1998. – № 20. – ст. 222.
6. О социальном обслуживании: Закон Респ. Беларусь от 22 мая 2000 г. № 395-З: с изм. и доп.: текст по состоянию на 13 июля 2012 г. // Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэсп. Беларусь. – 2000. – № 16. – ст. 208.
7. О занятости населения Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125-З: с изм. и доп.: текст по состоянию на 30 мая 2013 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 94. – 2/1222.
8. О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей: Закон Респ. Беларусь от 29 декабря 2012 г. № 7-З: с изм. и доп.: текст по состоянию на 1 января 2015 г. // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 2013. – 2/2005.
9. О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты: Указ Президента Респ. Беларусь от 16 января 2009 г. № 40: с изм. и доп.: текст по состоянию на 27 ноября 2013 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2009. – № 17. – 1/10419.
10. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы: утв. Указом Президента Респ. Беларусь от 11 апреля 2011 г. № 136: с изм. и доп.: текст по состоянию на 20 июня 2014 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 43. – 1/12462.
11. Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011–2015 годы: утв. Указом Президента Респ. Беларусь от 11 августа 2011 г. № 357: с изм. и доп.: текст по состоянию на 12 сентября 2012 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 93. – 1/12762.
12. О важнейших параметрах прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2015 год: Указ Президента Республики Беларусь от 1 декабря 2014 г. № 550 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 2014. – 1/15429.
13. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2015 годы: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь от 4 ноября 2006 г. № 1475: с изм. и доп.: текст по состоянию на 16 мая 2008 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 186. – 5/24172.
14. Положение о порядке формирования и использования средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь от 8 марта 2008 г. № 356 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 66. – 5/27304.
15. Комплексная программа развития социального обслуживания на 2011 – 2015 годы: утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2010 г. № 1126: с изм. и доп.: текст по состоянию на 27 сентября 2014 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. – № 196. – 5/32266.
16. Государственная программа по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2011 – 2015 годы: утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 ноября 2010 г. № 1602: с изм. и доп.: текст по состоянию на 4 сентября 2014 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. – № 266. – 5/32771.
17. Концепция государственной жилищной политики Республики Беларусь до 2016 года: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь от 5 апреля 2013 г. № 267: с изм. и доп.: текст по состоянию на 22 августа 2013 г. // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 2013. – 5/37114.
18. Положение о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь от 25 апреля 2014 г. № 393 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 2014. – 5/38775.
19. Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2015 год: утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 февраля 2015 г. № 77: с изм. и доп.: текст по состоянию на 28 июля 2015 г. // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 2015. – 5/40106.
20. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года: одобр. на заседании Президиума Совета Министров Респ. Беларусь от 10 февраля 2015 г. // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2015. – №4 (214).
21. Инструкция о порядке оказания нуждающимся пожилым и нетрудоспособным гражданам материальной помощи из средств Фонда социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь: утв. Постановлением Министерства социальной защиты Респ. Беларусь от 3 августа 2001 г. № 9: с изм. и доп.: текст по состоянию на 29 декабря 2007 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 8/6902.
22. О совершенствовании законодательства о выплате пособий по временной нетрудоспособности: Решение Конституционного Суда Респ. Беларусь от 14 июля 2005 г. № Р-187/2005 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2005. – № 112. – 6/454.
23. Демографический ежегодник Республики Беларусь, 2015: ст. сб. / под. ред. И.В. Медведевой [и др.]. – Минск: Национальный статистический комитет, 2015. – 449 с.
24. Социальное положение и уровень жизни населения Республики Беларусь, 2015: ст. сб. / под. ред. И.В. Медведевой [и др.]. – Минск: Национальный статистический комитет, 2015. – 335 с.
25. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2015: ст. сб. / под. ред. И.В. Медведевой [и др.]. – Минск: Национальный статистический комитет, 2015. – 524 с.
26. Электронный национальный правовой портал // Нормативно-правовые акты в социально-экономической сфере [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=C20601475&p2 ={NRPA}. – Дата доступа: 15.01.2015.
27. Электронный портал Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь // Основные показатели [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mas.by/ru/koncec_zhilischn_politiki/. – Дата доступа: 02.09.2015.
28. Электронный портал Министерства образования Республики Беларусь // Основные показатели [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by/main.aspx?guid=2271/. – Дата доступа: 02.09.2015.
29. Электронный портал Министерства труда и социальной защиты Республики Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mintrud.gov.by/. – Дата доступа: 03.09.2015.
30. Электронный портал Национального статистического комитета Республики Беларусь // Статистика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/. – Дата доступа: 02.09.2015.
31. Электронный портал пресс-центра Правительства и Народного Совета ДНР // Новости [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dnr.today/news/sozdan-respublikanskij-centr-zanyatosti/. – Дата доступа: 02.09.2015.
32. Волгин, Н.А. Социальная политика / Н.А. Волгин. – М.: Экзамен, 2008. – 736 с.
33. Воробьёв, М.К. Теория финансов: учеб.-метод. комплекс / М.К. Воробьев. – Минск: Изд-во МИУ, 2009. – 336 с.
34. Государственное регулирование экономики: учебник / Н.Б. Антонова; под общ. ред. Н.Б. Антоновой. – Минск: Академия управления при президенте Республики Беларусь, 2008. – 775 с.
35. Современная социальная политика: российско-германское сравнение // Человек и труд. – 2012. – № 4. – С. 18.
36. Социальная политика в Республике Беларусь: Учебные ресурсы БАРГУ // Официальный сайт БАРГУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bargu.by/1355-socialnaya-politika-gosudarstva.html. – Дата доступа: 03.09.2015.
37. Сухорукова, Т. Социальные рычаги экономического роста / Т. Сухорукова // Экономист. – 2011. №7. – С. 56.
38. Чищевин, А.Б. Республика Беларусь в контексте мировой социальной политики / А.Б.Чищевин. – Минск: ИСПИ, 2010. – 220 с.