ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. КРИТСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
ГЛАВА 2. МИКЕНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
ГЛАВА 3. МУЗЕЕФИКАЦИЯ КРИТА И МИКЕН
3.1 Археологический музей Гераклиона
3.2 Исторический музей Крита
3.3 Археологический музей в Микенах
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Первая эпоха греческой истории – крито-микенская (III –II тыс. до н. э.) – охватывает время двух древнейших цивилизаций, открывших первую страницу европейской истории. Хотя современные исследователи используют другое название цивилизаций бронзового века в 3000—1000 гг. до н. э. на островах Эгейского моря, Крите, в материковой Греции и Малой Азии (Анатолия) – эгейская цивилизация. Термин крито-микенская цивилизация (крито-микенская культура) считается не вполне точеным, так как хронологически и территориально охватывает лишь часть данной культуры (эгейской).
Название цивилизации принадлежит археологу Артуру Эвансу, который в 1901г. начал рискованные раскопки и обнаружил Кносский дворец с его тронными залами, лабиринтами коридоров, ванными комнатами, с его изысканными фресками и керамикой предстал перед изумленным взором археологов и историков как памятник древнейшей и, вместе с тем, высокоразвитой цивилизацией.
Время данной эпохи – это время зарождения первых государств, возникновения первых образцов подлинного искусства, появления первых памятников письменности в Европе. События и герои этой цивилизации послужили основой для мифотворчества позднейших греков, создание легенд о могущественном критском царе Миносе, подвигах Геракла и Тесея, трагической судьбе Эдипа, плаваний аргонавтов и Троянской войне.
Первые центры культуры открыты раскопками Генриха Шлимана в Микенах (1876), Артура Эванса на острове Крит (с 1899). С XIX века исследовано несколько сотен памятников: могильники, поселения, большие города типа Полиохни на острове Лемнос с каменной стеной высотой 5 м, Филакопи на острове Милос; царские резиденции — Троя, дворцы Крита (Кносс, Маллия, Фест), акрополь в Микенах.
Самые известные археологические культуры этого периода — минойская, или критская, и микенская, по которым он и получил свое название, но есть также несколько локальных культур, в частности кикладская и эллинская.
Что же касается непосредственного изучения крито-микенской цивилизации, то оно основывается на ряде источников, которые можно разделить в следующие группы:
• Письменные, представлены трудами Гомера «Илиада», «Одисея», а также многочисленными мифами собранными Аполлодором. Геродот и
ГЛАВА 1. КРИТСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Раннеминойский период (XXX—XXIII вв. до н. э.). Ему характерно господство родовых отношений, начало освоения металлов, зачатки ремесла, развитие мореплавания, сравнительно высокий уровень аграрных отношений.
Среднеминойский период (XXII—XVIII вв. до н. э.). Известен также как период «старых», или «ранних», дворцов. Появление раннегосударственных образований в разных уголках острова. Строительство монументальных дворцовых комплексов в ряде регионов Крита. Ранние формы письменности.
Позднеминойский период (XVII—XII вв. до н. э.). Ему характерен расцвет Минойской цивилизации, объединение Крита, создание морской державы царя Миноса, широкий размах торговой деятельности Крита в бассейне Эгейского моря, расцвет монументального строительства («новые» дворцы в Кноссе, Маллии, Фесте). Активные контакты с древневосточными государствами. Природная катастрофа середины XV в. до н. э. становится причиной упадка Минойской цивилизации, что создало предпосылки для завоевания Крита ахейцами [7, c.21].
Теперь же рассмотрим развитие критской, или как ее еще называют минойской цивилизации.
В начале XIX века исторические сведения о минойском Крите собрал и проанализировал Роберт Пэшли. Поскольку Крит в те годы принадлежал Турции, у него не было возможности провести раскопки, однако ему удалось установить точное местонахождение города Кидония.
Впервые раскопки Кносского дворца начал в 1878 году критский собиратель древностей Минос Калокеринос, однако раскопки были прерваны турецким правительством. Г. Шлиман, наслышанный о древностях острова, также хотел провести там раскопки, однако после скандала с незаконным вывозом золотых сокровищ из Турции османские власти, в чьём ведении тогда находился Крит, отказали ему [2, c. 76].
Официальной датой открытия культуры считается 16 марта 1900 года, когда английский археолог Артур Эванс начал проводить раскопки Кносского дворца.
В 1900—1920 гг. проводились интенсивные раскопки Крита, на материалах которых ещё длительное время основывались представления историков о минойской цивилизации. Раскопками руководили Федерико Хальберр, Луиджи Пернье, Джон Пендлбери и ряд других археологов.
ГЛАВА 2. МИКЕНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
С приходом первой волны ахейских племен можно говорить о формировании греческой народности в начале II тыс. до н. э. В 1850 году до н. э. уже были построены Афины.
Археологические данные находок среднеэлладского периода (XX—XVII) говорят о некотором упадке культуры этого периода по сравнению с культурой раннеэлладского периода. В погребениях этого времени отсутствовали изделия из металла, вместо них вновь появляются каменные орудия, инвентарь таких погребений очень скуден и однообразен, скорее всего, это можно объяснить отсутствием классового расслоения общества. Также исчезают монументальные сооружения, хотя нельзя не отметить появление некоторых новшеств, таких как гончарный круг и боевая колесница.
Все поселения среднеэлладского периода располагались, как правило, на возвышенных участках и были укреплены, примером такого поселения является городище Мальти-Дорион в Мессении. В центре этого городища располагался дворец, к нему примыкали мастерские ремесленников, остальную часть составляли дома простых людей и складские помещения [6].
К концу среднеэлладского периода стал ощущаться культурный подъём в развитии цивилизации материковой Греции, возникают первые государственные образования, происходит процесс классообразования, проявляющийся в выделении прослойки знати, наблюдается значительный рост населения, связанный с успехами сельского хозяйства. Выросло количество как мелких населённых пунктов, так и крупных городов. Период в истории Греции между XVI и XI вв. до н. э. принято называть микенской эпохой, по названию крупнейшего политического и экономического центра континентальной Греции — Микен, расположенного в Арголиде.
Вопросы об этническом происхождении носителей микенской цивилизации долгое время оставались одними из сложнейших, только после расшифровки линейного письма Б М. Вентрисом и Дж. Чедвиком утвердилось мнение, что это были ахейцы. Ахейцы, переселившиеся на Крит и острова Малой Азии около XVI в. до н. э., по-видимому, происходили от северных, фессалийских ахейцев.
Первые города-государства, образованные в XVIII—XVII вв. до н. э. — Афины, Микены, Тиринф, Пилос — имели тесные культурные и торговые связи с Критом, микенская культура многое заимствовала от минойской
ГЛАВА 3. МУЗЕЕФИКАЦИЯ КРИТА И МИКЕН
Процесс музеефикации Крита и Микен был достаточно долгим и в какой-то степени продолжается и теперь. Более подробно данный процесс можно рассмотреть на отдельных, наиболее ярких примерах создания музеев.
3.1 Археологический музей Гераклиона
Археологический Музей Гераклиона, расположенный в Гераклионе на Крите - один из самых больших музеев в Греции.
Музей начал свою работу в 1883 году как простая коллекция предметов старины. Специальное здание было построено с 1904 до 1912 по подстрекательству двух критских археологов, Иосифа Хацидакиса и Стефэноса Ксэнтудидиса. После трех разрушительных землетрясений в 1926, 1930, и 1935, музей почти разрушился. Директором Музея Гераклиона был тогда Спиридон Маринатос, который приложил большие усилия, чтобы найти фонды и убедить местных жителей и центральное правительство в том, что было необходимо новое твердое здание [19].
В 1935 году Маринатосу удалось привлечь Патроклуса Карантиноса построить прочную структуру, которая выдержала как стихийные бедствия и бомбежки, которые сопровождали немецкого вторжения в 1941 году. Хотя музей был поврежден во время Второй Мировой войны, коллекции сохранились нетронутыми и снова стали доступными для публики в 1952 году. Новое крыло было добавлено в 1964 году.
Археологический музей Гераклиона считается одним из крупнейших и наиболее важных музеев в Греции, и одним из самых важных музеев в Европе. В нем представлены артефакты всех периодов истории Крита, охватывающих Хронологический промежуток более 5500 лет от неолита до римских времен. Необыкновенно важно крупная Коллекция содержит уникальные образцы Минойского искусства, многие из которых являются настоящими шедеврами. В Музей Гераклиона по праву считается музеем Минойской культуры.
Музей, расположенный в центре города, был построен между 1937 и 1940 годах по проекту архитектора Патроклуса Карантиноса на участке, где ранее располагался католический монастырь Святого Франциска, который был разрушен землетрясением в 1856 году. Антисейсмическое здание музея-это важный пример архитектуры в стиле модерн. Карантинос применил принципы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Минойская, или крито-минойская цивилизация — относящаяся к эгейской цивилизация бронзового века острова Крит (2700—1400 гг. до н. э.). Основными очагами культуры и цивилизации были так называемые дворцы — сложные экономико-политические комплексы, крупнейшие из которых существовали в Кноссе, Фесте, Закросе и Тилиссе. Культура названа в честь мифического царя Крита Миноса — владельца лабиринта, построенного, по легенде, Дедалом. Минойскую цивилизацию открыл в последние годы XIX вв. британский археолог Артур Эванс.
Минойцы вели активную морскую торговлю (остров располагался на пересечении главных морских торговых путей), занимались пиратством, поддерживали дружественные отношения с Древним Египтом. Ни один из дворцов не имел укреплений: очевидно, жители острова чувствовали себя в полной безопасности.
Одной из характерных особенностей минойской цивилизации, следует признать ясно выраженную установку на досуг и обычно сопутствующие ему наслаждения как главные жизненные ценности. В искусстве Крита практически не встречаются сцены крестьянского труда и изображения ремесленников, популярных в египетском искусстве.
В конце периода «новых дворцов» в облике минойской цивилизации произошли резкие изменения. В результате ряда катастроф, которые могли быть вызваны отчасти стихийными бедствиями, отчасти какими-то внутренними неурядицами или вторжением на Крит ахейцев, пострадали многие поселения на всей территории острова. Некоторые из них были навсегда покинуты своими обитателями, другие заселены вновь, но лишь после длительного перерыва. К концу XV века до н.э. из четырех известных критских дворцов уцелел лишь один – большой Кносский дворец.
В среднеминойский период влияние культуры распространилось на материковую Грецию, и в этот же период кикладская культура была ассимилирована минойцами. Вторжение на Крит греков-ахейцев привело не к упадку культуры, а к новому этапу в её развитии — возникновению смешанной микенской культуры, влияние которой распространялось на материковую Грецию, Крит, острова Эгейского моря и ряд территорий восточного Средиземноморья. Коренные критяне продолжали играть, по крайней мере, важную культурную роль в микенской Греции. После дорийского вторжения
1. Андреев, Ю.В. Островные поселения Эгейского мира в эпоху бронзы / Ю.В. Андреев. – Л.: «Наука», 1989. – 228 с.
2. Андреев, Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-начало I тыс. до н. э.) / Ю.В. Андреев. – СПб.: «Дмитрий Буланин"», 2002. – 870 с.
3. Андреев, Ю.В. В ожидании греческого чуда. Из записных книжек / Ю.В. Андреев. – СПб.: Нестор-История, 2010. – 776 с.
4. Андреев, Ю.В., Кошеленко, Г.А., Кузищин, В.И., Маринович, Л.П. История Древней Греции / Ю.В. Андреев, Г.А. Кошеленко, В.И. Кузищин. – М.: Высшая школа, 2005. – 408 с.
5. Аполлодор Мифологическая библиотека / Изд. подг. В.Г. Борухович. – М.: Просвящение, 1993. – 368 с.
6. Бартонек, А. Златообильные Микены / А. Бартонек. – М.: Просвящение, 1991. – 245 с.
7. Блаватская, Т.В. Черты истории государственности Эллады / Т.В. Блаватская. – СПб.: Алетейя, 2003. – 409 с.
8. Боннар, А. Греческая цивилизация. Том 1 / А. Боннар. – Ростов н/Д.: Феникс, 1994. – 448 с.
9. Гомер Илиада. Одиссея / Пер. В.В. Вересаева. Сост. А.А. Тахо-Годи. – М.: Наука, 1987. – 560 с.
10. Гринбаум, Н.С. Микенологические этюды / Н.С. Гринбаум. – СПб.: Алетейя, 2001. – 247 с.
11. История Древней Греции / Под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высшая школа, 1986. – 382 с.
12. Казаманова, Л.Н. Очерки социально-экономической истории Крита V-IV вв. до н.э / Л.Н. Казаманова. – М.: Московский университет, 1964. – 194 с.
13. Миллер, Т. Историки Греции / Т. Миллер. – М.: Художественная литература, 1976. – 428 с.
14. Сергеев, В.С. История Древней Греции/ В.С. Сергеев; Под. общ. ред. проф. Э.Д. Фролова. – Изд. испр. и доп. – СПб.: Издательство «Полигон», 2002. – 704 с.
15. Тейлор, У. Микенцы. Подданные царя Миноса / У. Тейлор. – М.: ЗАО Центрполиграф: ООО «Внешторгпресс», 2003. – 236 с.
16. Archaeological Museum of Mycenae [Electronic resource] / Mode of access: http://odysseus.culture.gr. – Date of access: 14.09.2015.
17. Archaeological Sites of Mycenae and Tiryns [Electronic resource] / Mode of access: http://whc.unesco.org. – Date of access: 16.09.2015.
18. Arthur Evans Compendium / Macmillan and Co, 1895-1935. – 1000 с.
19. Heraklion Museum [Electronic resource] / Mode of access: http://www.heraklion-crete.org/archaeological-museum. – Date of access: 18.10.2015.
20. The Historical Museum of Crete [Electronic resource] / Mode of access: http://www.historical-museum.gr. – Date of access: 21.11.2015.